На самых популярных тракторах марки МТЗ-80 и МТЗ-82 применяется компрессорное устройство. Оно является поршневого типа, одноступенчатое, имеется один цилиндр.
Сам компрессор расположен на крышке распределения дизеля с левой стороны. Его приводит в движение шестеренка топливного насоса. Данный процесс запускается благодаря промежуточной шестеренке и шестеренке, которая находится на коленчатом вале компрессора. В верхней части компрессорного устройства находится нагнетательный клапан и клапан для забора воздуха. Они являются пластинчатого типа и при помощи пружин прижаты к седлам.
Компрессор выступает весомой частью пневматической системы трактора. Он нагнетает поток воздуха, сила от которого применяется в работе. Чаще всего это упрaвление тормозной системой прицепа, а также других механизмов. Иногда сжатый воздух применяется при подкачке шин.
В компрессорном устройстве воздушное охлаждение и смешанная система смазки. Основными деталями компрессора МТЗ-80/82 являются: коленчатый вал, поршень, головка цилиндра, картер, поршневые колечки, шестерня, шатун, клапаны, элементы крепежа, цилиндр, стакан подшипника.
Принцип действия компрессора заключается в следующем. При работе мотора приходит в действие коленвал компрессора. Когда поршень перемещается к мертвой точке, газ сжимается и выталкивается через нагнетaющий клапан в нагнетающий канал. Далее по трубопроводу воздух попадает в баллон. Давление в нем нарастает и его максимальное значение достигает 7,4 кгс/м2. Регулятор давления срабатывает, и воздух уже не нагнетается в баллон. Регулятор давления снова приходит в работу, когда давление падает до 6,6 кгс/см2. Пневматическая система опять заполняется воздухом из баллона. Далее воздух приводит в действие силовые агрегаты трактора. В свою очередь баллон можно назвать накопителем сжатого воздуха.
Естественно, как и любое другое устройство, с компрессором со временем могут возникнуть проблемы. Может отсутствовать нужное давление воздуха. Это говорит о негерметичности клапанов. Чаще всего причиной этому – проскaльзывание ремня привода на шкиве. Если вы натянули ремни, а давление не поднимается, то причина неисправности в самом компрессорном устройстве. В таком случае нужно его демонтировать с трактора и проверить техническое состояние запчастей.
Эти действия можно выполнять по нижеприведенным рисункам.
Сильно изношенные клапаны нужно заменить. Если клапан с двусторонней шлифованной поверхностью, то его можно развернуть. Если вы ставите новые клапаны, то их следует притереть и тщательно промыть в керосине либо дизельном топливе.
Изношенные комплектующие поршневой группы тоже могут вызвать низкое давление. Причиной этого может стать большое количество масла в конденсате. Это возникает из-за износа уплотнительных элементов коленвала, а также колец поршня. Если происходит стук в области коленвала, то это говорит об изнашивании биметаллических вкладышей или игольчатого подшипника.
Чтобы исправить эти отклонения от нормы, нужно разобрать компрессорное устройство и оценить степень износа запчастей. С помощью нутромера следует узнать размеры внутреннего диаметра цилиндра. Он примерно ровняется 72 мм. Применив микрометр, нужно узнать наружный диаметр поршневой юбки. Это значение должно равняться 71,87 мм. Данные параметры соответствуют компрессорному устройству А-29.01.000.
Зазоры между следующими комплектующими должны быть следующими: замка кольца в цилиндре – не больше 1,21 мм, между поршневой кaнавкой и поршневым кольцом – не больше 0,41 мм. Следует заменить подшипник шатуна, если есть люфт верхней головки шатуна по плоскости, что параллельна оси коленвала.
Причинами поломки компрессора могут быть следующие: механический износ комплектующих, погодные и природные условия, некачественное и несвоевременное ТО, покупка бракованных и некачественных запчастей, прочее.
Таким образом, чтобы не возникало трудностей при обслуживании и эксплуатации компрессора, следует проводить своевременный уход и соблюдать режимы эксплуатации трактора МТЗ.
Каждый трактор имеет собственную пневмосистему. В её основе находится компрессор. Наиболее часто используются приспособления, представляющие поршневой тип. Это одноцилиндровое, однотактное компрессорное устройство. Его предназначение лежит в нагнетании воздуха, который может быть использован в тормозной системе прицепа и функционировании дополнительного оборудования. С его же помощью производится подкачка тракторных шин.
Если рассмотреть тракторный компрессор в разрезе, то можно убедиться, что по конструкции, он очень напоминает обычный мотор внутреннего сгорания. Тоже цилиндр, поршень и коленвал. Отличие заключается в том, что цилиндр приводится в движение не сгорающими газами, а вращающимся валом, соединённым с главным двигателем. При движении, поршень нагнетает воздух и создаёт высокое давление.
Компрессор воздушный на тракторе МТЗ
Компрессор охлаждается с помощью воздуха. Для этого корпус выполняется в виде радиатора. Смазка устройства производится подачей масла из главного маслопровода дизельного силового агрегата, совместно с которым работает компрессор.
Основные элементы воздушного компрессора:
- Коленчатый вал;
- Цилиндр;
- Головка цилиндра;
- Поршневая группа;
- Картер;
- Клапан нагнетания;
- Воздухозаборный клапан.
Компрессор работает по следующему принципу. Работающий двигатель передаёт вращательный момент на коленчатый вал. Поршень поднимается в верхнюю мертвую точку, воздух сжимается, открывая нагнетающий клапан. Затем он по воздуховоду направляется в баллон. Давление воздуха доходит до 7,4 кгс на кв. см, регулятор прекращает подачу. Падение давления до 6,6 кгс/кв. см открывает клапан и цикл повторяется. Таким образом, в воздушной системе трактора поддерживается постоянное давление.
Регулятор давления
Назначение этого устройства заключается в поддержании давления в пневмосистеме в заранее установленных пределах. В его функции входит очищение воздуха, подающегося в систему, от воды, масла и грязи. В состав регулятора давления входит клапан, посредством которого из общей пневмосистемы отводится воздух, которым подкачиваются шины или используемый во внешнем применении.
Регулятор давления воздуха находится непосредственно между компрессором и ресивером. Соединение обеспечивается штуцером.
Регулятор состоит из:
- Разгрузочного поршня;
- Фильтра;
- Клапана отбора воздуха, включающего обратный клапан.
Пределы регулировки обеспечиваются при помощи пружины, которая связана с диафрагмой. Сила сжатия пружины устанавливается вращением болта. Пружина защищена от пыли крышкой. Выпускной клапан, стоящий снизу, с помощью стержня управляет работой разгрузочного поршня.
Схема компрессора трактора МТЗ-80/82
Покинув компрессор, воздух через подводящее отверстие направляется к регулятору давления. При этом он минует фильтр, включающий маховик с лопастями, создающий вихревые потоки.
После очистки фильтром, воздух устремляется к штуцеру. Отжимая обратный клапан, он попадает в ресивер. Созданное в полости давление заставляет реагировать диафрагму, которая, в свою очередь, стержнем приводит в движение пружину. Когда клапан полностью поднимется до упора, воздух прекратит выходить из полости наружу. Срабатывает запорный клапан. Обычно это происходит при давлении в 0,7 – 0.74 МПа. Воздух направляется в полость надразгрузочного поршня.
Сжатый воздух сдвигает поршень вниз, открывая выпускной клапан. Происходит выброс излишка в атмосферу. В это же время, пневмосистема избавляется от конденсата. Падение давления приводит к закрытию клапана, который подчинён пружине.
Когда давление в ресивере сравнивается с показателем 0,4 МПа, диафрагма со втулкой начинает двигаться вниз, надавливаемая пружиной. Запорный клапан становится на место и прекращает подачу воздуха к разгрузочному поршню.
Превышение давления до 0,8 МПа ведёт к открытию клапана выпуска воздуха в атмосферу. Выпускной клапан служит своеобразным предохранителем.
Модели для тракторов МТЗ
МТЗ 80 и 82 являются наиболее распространёнными тракторами на постсоветском пространстве. В качестве силового агрегата к этой технике используются дизельные двигатели Д240 и Д243. Совместно с ними работают компрессоры МТЗ модели А29 01.000.
Это устройство обеспечивает номинальное давление в работе – 0,6 МПа. Показатель избыточного давления доходит до 0,8 МПа.
Модели А29 характеризуются следующими данными: серия 01.000 построена по одноцилиндровой схеме, вал вращается с частотой 1550 об. в минуту. Рабочий объём цилиндра равен 172 куб. см, ход поршня – 38 мм. Компрессор нагнетает 210 л воздуха за одну минуту, при этом он потребляет 2 кВт мощности.
Неисправности
Воздушные системы МТЗ представляют собой довольно простые технические устройства. Качество сборки и используемые материалы закрепили за ними звание добротной надёжной техники. Тем не менее любой механизм подвержен выходу из строя. Особенно это характерно для устройств, находящихся в постоянном движении и испытующих значительные нагрузки. Компрессор А29 может прекратить свою работу по следующим причинам:
- Естественный износ деталей;
- Нарушение правил эксплуатации;
- Отсутствие соответствующего ТО;
- Использование неоригинальных запчастей.
Наиболее характерные неполадки проявляют себя следующим:
- Отсутствует давление воздуха – ненормальная работа клапанов, возможное проскальзывание ремня привода;
- Пониженное давление – пришла в негодность поршневая группа, изношены кольца;
- Появление нехарактерных звуков в области нахождения поршня – выработка поверхностей;
- Стук в коленвале – повреждение вкладышей или подшипника.
Своевременный уход и надлежащее обслуживание позволяет долго и беспроблемно использовать компрессоры МТЗ.
На популярных тракторах марки МТЗ-80 и МТЗ-82 стоит обычное компрессорное устройство. Оно одноступенчатое, поршневого типа, имеет один цилиндр. Компрессор расположен на крышке распределения дизеля слева. В движение он приводится от шестерёнки топливного насоса. Это осуществимо благодаря промежуточной шестерёнке и шестерёнке, размещённой на коленчатом валу компрессорного устройства. Верхняя часть компрессора содержит нагнетательный клапан и клапан для забора воздуха. Эти клапана пластинчатого типа, прижимаются к сёдлам при помощи пружин.
С точки зрения техники, компрессорное устройство можно считать мотором внутреннего сгорания, только наоборот. Он уже получает крутящий момент от коленчатого вала, и преобразует его в воздушный поток с приличным давлением.
Компрессор является составной частью пневматической системы трактора. Он нагнетает воздушный поток, сила которого может использоваться в его работе, обеспечивая ряд функций. Обычно это управление тормозной системой прицепа и других механизмов, которыми можно оснастить трактор. Часто сжатый воздух используют для подкачки шин.
Компрессор имеет воздушное охлаждение и смешанную систему смазки. Масло подаётся из масляной магистрали дизеля. Этот путь пролегает мимо крышки компрессора, и через специальное отверстие уплотняющего приспособления подаётся к каналу коленвала. По этому пути масло подаётся к шатунному подшипнику. Параллельно оно по трубочке течёт к подшипнику промежуточной шестерёнки. Другие части смазываются путём разбрызгивания. Из компрессорного устройства моторное масло попадает в поддон дизеля.
Основные детали компрессора трактора МТЗ-80 (МТЗ-82):
коленчатый вал,
головка цилиндра,
поршень,
картер,
клапаны — нагнетательный и воздухозаборный,
поршневые колечки,
шатун,
шестерня,
поршневой палец,
подшипники коленвала,
цилиндр,
стакан подшипника,
элементы крепежа.
Принцип действия устройства
При эксплуатации мотора приходит во вращательное движение коленвал компрессора. При перемещении поршня к верхней мёртвой точке газ подвергается сжатию и выталкивается через нагнетающий клапан в нагнетающий канал. По трубопроводу воздух достигает баллона. Давление в баллоне растёт, максимальное его значение — 7,4 кгс/см2. Происходит срабатывание регулятора давления, воздух перестаёт нагнетаться в баллон. При падении давления до 6,6 кгс/см2 — опять срабатывает регулятор давления, нагнетаемый поток воздуха снова заполняет пневматическую систему. А из баллона воздух подаётся на требуемые силовые агрегаты трактора. Баллон является своеобразным накопителем сжатого воздуха.
Ремонт и демонтаж компрессора МТЗ 80 /82
Отсутствие требуемого давления газа (воздуха) в системе показывает на неисправности герметичности клапанов компрессорного устройства. Это ещё можно объяснить проскальзыванием ремня привода на шкиве. Если после выполнения натяжения ремней давление не поднимается, а утечка воздушного потока не выявлена, значит, причина в самом компрессоре. Его демонтируют с трактора, повергают разборке и проверяют техническое состояние частей.
Для этого необходимо сначала отсоединить трубопроводы: нагнетательный, всасывающий, масляный. Потом откручивают гаечки и крепящий болт. При проверке качества клапанов откручивают пробку и штуцер, поднимают корпус и достают пружинку клапана.
Повреждённые, сильно изношенные клапаны подлежат замене. Если клапан имеет двустороннюю шлифованную поверхность — его можно развернуть. Новые клапана подлежат притирке. Притёртые части и поверхности следует тщательно вымыть в керосине или солярке. Если есть необходимость — меняют пружинки клапанов.
Низкое давление обычно вызвано износом деталей поршневой группы компрессорной установки. Явным признаком этого износа можно считать высокое количество масла в конденсате. Это обусловлено износом колец поршней и уплотнительных элементов коленвала. Наличие стука в области перемещения поршня говорит о его износе. А стук в области коленвала свидетельствует об износе биметаллических вкладышей. Ещё причиной постороннего звука может быть износ игольчатого подшипника, который находится на шейке коленвала.
Для устранения этих неполадок компрессор разбирают, детали подвергаются осмотру и исследованию степени их износа. Нутромером с индикатором замеряют внутренний диаметр цилиндра. Он должен быть примерно 72,02 мм. А при помощи микрометра измеряют наружный диаметр поршневой юбки. Значение должно быть 71,87 мм. Эти размеры соответствуют компрессору марки А-29.01.000.
Зазор замка кольца, поставленного в цилиндр, должен быть не больше 1,21 мм. Торцевой зазор между поршневой канавкой и поршневым кольцом должен составлять не больше 0,41 мм. Если имеется люфт верхней головки шатуна по плоскости, параллельно оси коленвала, меняют подшипник шатуна. В техническом описании ремонта трактора имеется схема замены подшипника шатуна с неразъёмной головкой внизу.
При замене деталей приводного механизма, демонтируют рычаг и производят выпрессовку приводной оси. При сборке после ремонта ставят цилиндр на корпус картера двигателя, и производят затягивание головки при помощи динамометрического ключа. Это действие проводят в два захода. Сила затяжки должна быть от 12 до 17 Нм.
Причины выхода из строя компрессора
механический износ деталей и составных частей,
природные и погодные условия,
нарушение правил эксплуатации,
несвоевременное и некачественное техническое обслуживание,
использование бракованных комплектующих,
прочие причины.
Качественное обслуживание, своевременный уход, соблюдение режимов эксплуатации продлевают срок службы этого важного узла трактора.