Наша фирма предлагает широкий ассортимент запчастей МЗКТ, МАЗ, ЗИЛ, ЯМЗ .
Для заказа необходимых Вам автозапчастей воспользуйтесь формой заказа на нашем сайте
или отправьте нам запрос в простой форме на электронную почту,
для отправки факса телефон +7 (495) 221-68-23 .
Ваш заказ мы можем доставить в пределах Москвы и ближайшего Подмосковья,
в регионы России доставка осуществляется транспортными компаниями Автотрейдинг,Первая Экспедиционная компания, Деловые Линии, Желдорэкспедицция .
Доставка до транспортной компании бесплатна, перевозку груза можно оплатить за наличный или по безналичному расчету по тарифам транспортных компаний .
На самом деле правы и те, кто приписывает коробку ярославцам, и те, кто относит ее к мазовским изделиям. Все дело в том, что ЯМЗ до 2004 года изготовлением 9-ступенчатых коробок не занимался – прерогатива была за семейством 236/238. Но упомянутый тягач 8-ступку просто «убивал», и под него, а также парочку тягачей МЗКТ делали КПП-202, разработанную на ЯМЗ, а производимую профильным подразделением МАЗ.
В разных модификациях эта коробка используется на автомобилях с двигателями ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238Д и ЯМЗ-7511 со сцеплениями 161 и 184 моделей соответственно. А теперь собственно о коробке.
Устройство КПП-202
Как уже сказано – 9-ступенчатая, но этих девять передач получаются благодаря совмещению узлов:
– классической 5-ступенчатой КП;
Управление КП механическое, демультипликатора – пневматическое. Синхронизаторы присутствуют на всех передачах, кроме… правильно, первой и задней. Кстати, именно конструкцией синхронизаторов, а также габаритами шестерен модификации данной коробки переключения передач отличаются друг от друга.
Из особенностей КПП-202 можно отметить наличие в ее устройстве АСБ. Путать с АБС не стоит, это совсем другая «опера», хотя тоже о блокировке. В данном случае имеется в виду автоматическая система блокировки передач, ее задача – предотвращение преждевременного перехода на низший диапазон при большой скорости. То есть, ни по ошибке, ни случайно включить не ту передачу теперь не получится.
Многие водители жалуются на «капризность» КПП-202, мол, при недостатке масла и при его низком качестве она работать отказывается. На самом деле это реальное достоинство, не позволяющее водителю забывать о своих обязанностях. А если уж так случилось, что с вашей коробкой проблемы более серьезные, чем простой каприз, то Интернет-магазин ООО «Лидер» к вашим услугам. У нас вы можете купить КПП-202, а также комплектующие для нее. Качество товара гарантируется, а цены радуют (возможны скидки отсрочки на оплату и прочие бонусы). По необходимости организуем доставку в любой регион России.
Пневматическая система
1 Обратный клапан Обратный клапан
2 Ресивер Ресивер
3 Воздухоочиститель с маслоотделителем Воздухоочиститель с маслоотделителем
3 Воздухоочиститель с маслоотделителем Воздухоочиститель с маслоотделителем
4 Электромагнит 151.3747 Электромагнит 151.3747
4 Электромагнит 151.3747 Электромагнит 151.3747
5 Клапан блокировки включения демультиплик Клапан блокировки включения демультипликатора
6 Редукционный клапан Редукционный клапан
7 Блокировочное устройство 1-й передачи и Блокировочное устройство 1-й передачи и заднего хода
8 Контрольная лампа заднего хода Контрольная лампа заднего хода
9 Реле блокировки 6312.3747 (устанавливает Реле блокировки 6312.3747 (устанавливается в кабине автомашины)
10 В атмосферу В атмосферу
10 В атмосферу В атмосферу
10 В атмосферу В атмосферу
10 В атмосферу В атмосферу
10 В атмосферу В атмосферу
11 Подвод воздуха для включения высшего диа Подвод воздуха для включения высшего диапазона
12 Подвод воздуха для включения низшего диа Подвод воздуха для включения низшего диапазона
13 Цилиндр переключения демультипликатора Цилиндр переключения демультипликатора
14 Воздухораспределитель Воздухораспределитель
15 Впускной клапан воздухораспределителя Впускной клапан воздухораспределителя
16 Контрольная лампа демультипликатора Контрольная лампа демультипликатора
17 Датчик скорости АСБП 1101.3843 Датчик скорости АСБП 1101.3843
Картерные детали коробки передач
201.1701017-01 Картер КП
201.1701233 Манжета 52х72х10
201.1701234 Каркас
201.1701235 Пружина 52-0.4х2.4
216553 Шпилька М10х25
252135 Шайба 8Т
312547 Шайба 10
374377 Гайка М10х1,25-6Н
54325-1701014 Картер
1 374377 Гайка М10х1,25-6Н
1 374377 Гайка М10х1,25-6Н
1 374377 Гайка М10х1,25-6Н
1 374377 Гайка М10х1,25-6Н
1 374377 Гайка М10х1,25-6Н
1 374377 Гайка М10х1,25-6Н
2 312546 Шайба 10
2 312546 Шайба 10
2 312546 Шайба 10
2 312546 Шайба 10
2 312546 Шайба 10
3 262532 Пробка КГ 1/4"
4 201.1701041-01 Крышка
5 201.1701230 Манжета с пружиной
6 201.1701046 Экран маслоотражательный
7 543205-1701460 Кольцо маслоотражательное
8 201.1701045 Кольцо 2А95
9 201.1701040 Крышка подшипника
10 201.1701035 Прокладка
11 201.1701036 Прокладка
12 201.1701042 Прокладка крышки первичного вала
13 216553 Шпилька М10х25
13 216553 Шпилька М10х25
13 216553 Шпилька М10х25
13 216553 Шпилька М10х25
13 216553 Шпилька М10х25
14 201.1701016-01 Картер
15 310453 Шпилька М14х135
16 310457 Шпилька М14х45
17 310456 Шпилька М14х215
18 252016 Шайба 14
18 252016 Шайба 14
18 252016 Шайба 14
19 252138 Шайба 14 ОТ
19 252138 Шайба 14 ОТ
19 252138 Шайба 14 ОТ
20 250559 Гайка М14х1,5-5Н6Н
20 250559 Гайка М14х1,5-5Н6Н
21 205-4202018 Прокладка
22 236-1701020 Крышка люка
23 252006 Шайба
24 252136 Шайба 10 ОТ
24 252136 Шайба 10 ОТ
24 252136 Шайба 10 ОТ
25 250215 Гайка М12х1
26 252137 Шайба 12 ОТ
27 252007 Шайба
28 201.1704292 Стержень
29 201.1704296-10 Пробка КГ
30 201.1704290-10 Указатель уровня масла
31 312678 Прокладка 30х42
32 201454 Болт М8-6gх16
33 252135 Шайба 8Т
33 252135 Шайба 8Т
34 543205-1601030 Крышка
35 313407 Штифт 10х25
36 201.1701350 Рым-гайка
37 Б9.525-100 Шарик
38 236-1702172-Б Колпак корпуса сапуна
39 201.1701494 Сетка
40 236-1702171-Б Корпус сапуна
41 201.1701486 Сапун
42 250511 Гайка М8х1-6Н
43 252005 Шайба 8
44 201.1701023 Крышка
45 201.1701482 Экран крышки
46 201.1701024 Прокладка
47 216528 Шпилька М8х26
48 201.1701078 Гнездо заднего
49 201.1701097 Планка стопорная
50 201.1701192 Кольцо упорное
51 220116 Винт М6-6gх42
52 312480 Шайба 7
53 ИЛГТ-713141.122 Магнит
54 236-1704130 Кольцо пружинное магнита
55 236-1704128 Кожух магнита
56 201.1704131 Основание
57 250508 Гайка М6-6Н ОСТ 37.001.124 -75
58 201.1704120 Магнит
59 201.1704118 Пробка
60 201.1704117 Пробка
61 310452 Шпилька М14х100
62 37751 1 Штифт
63 201.1704017 Прокладка насоса
64 202.1704010 Масляный насос
65 216666 Шпилька М16х45
66 371326 Болт
67 262570 Пробка КГ 3/8"
68 201.1701022 Прокладка
69 201.1701019 Крышка люка нижнего картера
70 371323 Болт М14х1,5-6дх170.109.40Х
71 201678 БолтМ10х1,25-6дх30
72 216559 Шпилька М10х40
73 236-1028246 Кольцо уплотнительное маслоочистителя
74 201.1701070 Гнездо подшипника
75 201.1701069 Прокладка крышки
76 201.1701068 Крышка передняя
77 258101 Шплинт 8х80
78 15.1601022 Крышка
79 15.1601019 Крышка
80 252135 Шайба 8Т
81 201458 Болт М8-6gх25
82 262531 Пробка КГ 1/8"
83 264030 Масленка
83 264030 Масленка
84 15.1601215 Вал
85 260431 Шпонка 8х11
86 543205-1601203 Вилка
87 201682 Болт М10х1,25-6дх40
88 032-038-36-2-1 Кольцо резиновое
88 032-038-36-2-1 Кольцо резиновое
89 15.1601220 Стакан
90 942/32 Подшипник вала вилки выключения сцепления
91 15.1601240 Обойма
92 15.1601219 Стакан
93 313403 Штифт 14х40
94 313464 Штифт
Валы и шестерни основной КП
1 311714 Гайка М65LН1х2-6Н
1 311714 Гайка М65LН1х2-6Н
2 238-1701034 Кольцо стопорное заднего подшипника вторичного вала
2 238-1701034 Кольцо стопорное заднего подшипника вторичного вала
3 170413Л Подшипник шариковый первичного и вторичного валов задний
3 170413Л Подшипник шариковый первичного и вторичного валов задний
4 201.1701458 Гнездо
4 201.1701458 Гнездо
5 543205-170030 Вал первичный
6 202.1701290 Муфта
6 202.1701290 Муфта
6 202.1701290 Муфта
6 202.1701290 Муфта
7 202.1701184-01 Кольцо
7 202.1701184-01 Кольцо
7 202.1701184-01 Кольцо
7 202.1701184-01 Кольцо
8 236-1701043-Б Труба
9 543205-1701025 Вал первичный
10 202.1701172 Палец блокирующий
11 202.1701157 Кольцо
12 202.1701174 Палец фиксатора
13 201.1701170 Пружина
14 201.1115043-А Шарик Б7.938-100
15 202.1701155 Каретка
16 202.1701150 Синхронизатор
16 202.1701150 Синхронизатор
17 400399 Кольцо
18 201.1701407 Кольцо
19 492608М Подшипник роликовый (40х90х33)
20 312410 Шайба
21 202.1701480 Ступица
22 202.1701132-30 Шестерня 5-ой передачи
23 202.1701129-30 Шестерня 5-ой передачи
24 464818Д Подшипник роликовый (89х100х22)
24 464818Д Подшипник роликовый (89х100х22)
25 202.1701143 Кольцо
26 202.1701139 Втулка
27 313402 Штифт
27 313402 Штифт
27 313402 Штифт
28 202.1701138 Втулка
29 202.1701131-30 Шестерня 3-ей передачи
30 202.1701128-30 Шестерня 3-ей передачи
31 664818Д Подшипник роликовый (89х100х42.5)
31 664818Д Подшипник роликовый (89х100х42.5)
31 664818Д Подшипник роликовый (89х100х42.5)
32 202.1701105 Вал вторичный
33 202.1701127 Шестерня 2-ой передачи
34 202.1701126 Шестерня 2-ой передачи
35 202.1701121 Втулка
36 202.1701120 Втулка
37 202.1701112 Шестерня
38 202.1701288 Ступица
39 202.1701280 Муфта
40 201.1701278 Втулка
41 201.1701276 Втулка
42 664916Д Подшипник роликовый (81х92х42.5)
43 202.1701140 Шестерня заднего хода
44 201.1701468 Шайба
45 202.1721380 Муфта
46 201.1721390 Кольцо 2А92
47 202.1721386 Муфта
48 202.1721375 Шестерня
49 202.1721392 Втулка
50 12507 КМ Подшипник роликовый (35х72х23)
51 312405 Шайба
52 311715-П2 Гайка
53 202.1701100-30 Вал вторичный
54 311712 Гайка М50х1.5-6Н
55 312403 Шайба 50
56 92610 К4М Подшипник роликовый (50х110х40)
56 92610 К4М Подшипник роликовый (50х110х40)
57 201.1701077 Кольцо
58 202.1701056-30 Шестерня привода промешу точного сала
59 202.1701403 Втулка
60 202.1701053-30 Шестерня 5-ой передачи
61 202.1701051-30 Шестерня 3-ей передачи
62 202.1701059 Втулка
62 311715 Гайка М33х1.5-6Н
63 202.1701050 шестерня 2-ой передачи
64 202.1701048 Вал промежуточный
64 202.1701048 Вал промежуточный
65 202.1701047-30 Вал промежуточный
66 201.1701406 Кольцо
66 201.1701406 Кольцо
67 400416 Кольцо А50
67 400416 Кольцо А50
68 201.1701093 Шайба
69 201.1701084 Шайба
70 264710 Подшипник промежуточной шестерни заднего хода
71 201.1701085 Втулка
72 202.1701082 Шестерня промежуточная з/х
73 201.1701087 Шайба
74 201.1701088 Штифт
75 201.1701086 Шайба
76 201.1701092 Ось
77 201.1721428 Вал отбора мощности
78 211А Подшипник (55х100х21)
79 201.1721425 Вал отбора мощности
8. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ
8 .1. Подготовка автомобиля к работе
Перед началом работы рекомендуется провести подготовительную работу, связанную с контролем и заправкой автомобиля эксплуатационными материалами. Кроме того, проверить:
– наличие охлаждающей жидкости и ее уровень в расширительном бачке и при необходимости долейте;
– уровень масла в поддоне двигателя, коробке передач, ведущих мостах, системе гидроусилителя руля и, если необходимо, долейте масло до требуемого уровня;
– натяжение ремней привода водяного насоса, генератора, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления и при необходимости отрегулировать;
– давление воздуха в шинах и при необходимости довести его до нормы.
– Проверить и при необходимости смазать опорную плиту, захваты и кулак седельно- сцепного устройства смазкой согласно химмотологической карте.
Заполнение системы охлаждения автомобилей с двигателем ЯМЗ охлаждающей жидкостью
Система рассчитана на применение всесезонных охлаждающих жидкостей на основе концентрата ОЖ – К "Лена" ТУ 1 1 3 – 07 – 02 – 88 или "Тосол – AM" ТУ 6 – 57 – 95 – 96 *.
Для приготовления рабочего раствора необходимо концентрат разбавить чистой кипяченой или дистиллированной водой в требуемой пропорции в зависимости от климатической зоны эксплуатации автомобиля, соблюдая пропорции, приведенные в таблице 14. Следует отметить, что снижение объемного содержания концентрата в растворе повышает эффективность охлаждения двигателя в тяжелых режимах летней эксплуатации.
Надежная работа системы охлаждения как летом, так и зимой гарантируется при применении указанных жидкостей в соответствии с климатической зоной эксплуатации. Смешивание жидкостей различных производителей не допускается.
Температуру замерзания смеси ТОСОЛ – AM с водой можно определить по ее плотности, замеренной с помощью ареометра (ГОСТ 1 848 1 -81). Сведения о составе и плотности низкозамерзающих жидкостей приведены в таблице 14.
В случае более высокой плотности смесь разбавляется водой, а при низкой – добавляется ТОСОЛ – А40М или ТОСОЛ – AM. Вместо дистиллированной воды допускается применение мягкой кипяченой воды.
Система охлаждения заполняется через заливную трубу. Перед заправкой открыть краник (при наличии) на бачке и убедиться, что рукоятки рычажков управления краников системы отопления кабины находятся в положении, соответствующему открытому положению краников. Заливать охлаждающую жидкость следует до начала перетекания через край горловины заливной трубы. Для заполнения контура подогревателя включить подогреватель на 2 – 3 мин.
* Допускается применение других всесезонных жидкостей, рекомендуемых ЯМЗ
Таблица 14. Состав и плотность низкозамерзающих жидкостей
Температура окружающего воздуха,
Состав низкозамерзающей жидкости (по объему), %:
– ТОСОЛ-АМ, ОЖ-К "Лена"
– плотность низкозамерзающзй жидксти при плюс 20°С, г/см 3
*Допускается применение других всесезонных жидкостей, рекомендуемых ЯМЗ
Включение производить только при открытом положении крана отопителя кабины;
– открыть кран на нижнем патрубке водяного насоса, пробку на промежуточном патрубке (ЯМЗ – 7511), а также кран на фланце главного водяного канала двигателя в задней части блока цилиндров с правой стороны, кран на водомаслянном радиаторе с левой стороны.
Для заполнения системы отопления кабины запустить двигатель и в течение 5 -10 мин. дать ему поработать на холостых оборотах, не превышая средней частоты вращения коленвала.
После этого долить жидкость в расширительный бачок.
В случаях крайней необходимости допускается кратковременное применение воды в качестве охлаждающей жидкости при температуре окружающего воздуха выше 5°С.
При комплектовании автомобиля подогревателем фирм "Вебасто" или "Эберспехер" охлаждающая жидкость должна содержать не менее 10% антифриза (плотность охлаждающей жидкости при этом 1.018г/смЗ).
Слив охлаждающей жидкости из систем охлаждения и отопителя
Для слива охлаждающей жидкости следует выполнить следующее:
– слив охлаждающей жидкости производится при холодном двигателе:
– установить автомобиль на горизонтальной площадке:
– открыть кран отопителя кабины;
– снять пробку с заливной трубы горловины расширительного бачка.
В случае крайней необходимости слива охлаждающей жидкости при горячем двигателе (при отсутствии подтеканий в системе охлаждения, подогрева и отопления) открывать следует пробку, расположенную на торце расширительного бачка во избежание накопления жидкости в резервной камере расширительного бачка с последующим ее выбросом из системы после повторной заправки.
При наличии подогревателя независимого действия открыть краник слива жидкости на шланге подвода жидкости к циркуляционному насосу подогревателя, а также отвернуть пробку на тройнике, соединяющем левый и правый каналы блока. В связи с тем, что тройник является нижней точкой системы и в нем возможно скопление продуктов коррозии, рекомендуется перед началом отопительного сезона произвести слив охлаждающей жидкости через пробку на тройнике. Слив охлаждающей жидкости для замены производится в соответствии со сроком ее эксплуатации согласно рекомендации производителя жидкости.
Заливка масла в двигатель и проверка его уровня. Для проверки уровня масла в поддоне двигателя открыть откидную панель передка кабины, вытянуть масломерный щуп из оболочки, закрепленной на левой стороне (по ходу автомобиля) радиатора охлаждения, протереть его чистой ветошью и вставить в направляющую оболочку до упора, после чего вынуть щуп.
Если уровень масла находится близко к метке "Н", долейте свежее – до метки "В".
Заливку масла производить через заливную горловину. Для слива масла в поддоне картера двигателя имеется отверстие, закрытое пробкой.
Пуск и остановка двигателя ЯМЗ. Пуск холодного двигателя при температуре воздуха выше минус 5°С производится в такой последовательности:
– нажать на кнопку выключателя массы;
– установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач;
– включить приборы, повернув ключ замка – выключателя в первое фиксированное положение;
– рукоятку останова двигателя вдвинуть до упора;
– нажать на педаль подачи топлива до положения умеренной подачи;
– включить стартер, повернув ключ во второе нефиксированное положение;
– после начала работы двигателя отпустить ключ и проверить возвращение его в исходное положение. Сразу же после пуска отпустить педаль подачи топлива, не допуская работы двигателя на повышенных оборотах.
Если двигатель не запускается, то через 1 – 2 мин. произвести повторный пуск, повторив указанные выше операции. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 сек. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.
После пуска двигателя прогреть его на минимальных, затем на средних оборотах до температуры охлаждающей жидкости 50°С. Превышение оборотов холостого хода выше средних не допускается.
Для ускорения прогрева двигателя до 75°С, для выполнения регламентных работ прогрев производить не на стоящем автомобиле, а при движении на средней нагрузке.
Пуск двигателя ЯМЗ при температуре ниже минус 5°С производить при помощи электрофакельного подогревателя ЭФУ, подключенного к топливной системе двигателя, в следующем порядке:
– установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач;
– проверить положение рукоятки останова двигателя (рукоятка должна быть вдвинута до упора);
– включить выключатель массы аккумуляторных батарей;
– включить приборы, повернув ключ выключателя стартера и приборов (по часовой стрелке) в первое фиксированное положение;
– установить педаль подачи топлива в положение, соответствующее средней частоте вращения коленчатого вала;
– нажать на кнопку 25 (рисунок 10) выключателя ЭФУ и после загорания контрольной лампы включить стартер поворотом ключа выключателя стартера и приборов во второе нефиксированное положение, не отпуская кнопку ЭФУ;
– после пуска двигателя отпустите ключ выключателя стартера и приборов, а кнопку включения ЭФУ удерживать до устойчивой работы двигателя (при работе ЭФУ возникающий во впускных коллекторах двигателя факел подогревает поступающий в цилиндры воздух).
Если двигатель не запустился, произвести следующий пуск в указанном выше порядке.
Перед остановкой двигатель должен в течение 3 – 5 мин работать без нагрузки на средней частоте вращения коленчатого вала, которую затем нужно уменьшить до минимальной, после чего вытянуть рукоятку останова двигателя и оставить ее в этом положении.
Рекомендации по двигателю MAN см. в инструкции фирмы MAN.
Сцепка и расцепка тягача с полуприцепом
При сцепке тягача с полуприцепом необходимо, чтобы опорная плита со шкворнем полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с седлом тягача или располагалась ниже его не более чем на 10 мм. Полуприцеп при этом должен быть заторможен стояночным тормозом.
Если захваты находятся в закрытом состоянии, то необходимо повернуть рукоятку 1 (рисунок 67) на себя, при этом рукоятка должна удерживаться защелкой 7 в отведенном положении. После этого поверните захват 12 против часовой стрелки до выхода переднего торца захвата из зоны перемещения шкворня полуприцепа. При повороте захват воздействует на защелку и поворачивает ее, освобождает запорный кулак, который, перемещаясь, опирается на захват и удерживает его в открытом положении.
Сцепку производить в следующем порядке:
– подвести тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так. чтобы шкворень последнего вошел в захваты седельного устройства.
После этого убедиться, что предохранительная планка 20 заняла вертикальное положение и препятствует перемещению рукоятки на себя;
– поднять опоры опорного устройства полуприцепа в транспортное положение;
– подсоединить к штепсельной розетке тягача и полуприцепа соединительные электрокабели;
– подсоединить к соединительным головкам полуприцепа соединительные шланги (с красной головкой – питающий, с желтой – управляющий) пневматического привода тормозов тягача;
– растормозить стояночный тормоз на полуприцепе;
– продвинуть автопоезд на некоторое расстояние, убедиться в исправности сцепки, исправной работе тормозов полуприцепа, проверить работу электрических приборов полуприцепа.
Расцепку производить на горизонтальной площадке в следующем порядке:
– затормозить полуприцеп стояночным тормозом;
– опустить до отказа опоры опорного устройства полуприцепа;
– отсоединить соединительные шланги пневматического привода тормозов от соединительных головок полуприцепа и закрыть последние крышками;
– повернуть рукоятку 1 ССУ тягача на себя, при этом предохранительная планка 20 займет отведенное положение, а защелка 7, упираясь в торец запорного кулака 5, будет удерживать его в открытом положении;
– включить первую передачу и медленно, без рывков, подать тягач вперед. При этом шкворень полуприцепа поворачивает задний захват 12 относительно пальца 15 и своим торцом нажимает на защелку 7, поворачивает ее, освобождая запорный кулак 5, который перемещаясь под действием пружин 10, упирается в торец заднего захвата 12 и удерживает его в открытом положении.
Управление автомобилем и контроль за его работой
Управление 8 – и 9 – ступенчатой коробкой передач ЯМЗ и МАЗ
8 – ступенчатая коробка передач состоит из основной четырехступенчатой коробки и двухступенчатой дополнительной. Таким образом, восемь передач разделены на два диапазона: медленный – с 1 -й по 4-ю передачу и быстрый – с 5-й по 8-ю.
Переключение основной коробки производится рычагом 1, а дополнительной – переключателем 18 (рисунок 17).
Для трогания с места и разгона следует последовательно применять передачи в основной коробке с включенным медленным диапазоном в дополнительной коробке.
Трогаться с места нужно на такой передаче медленного диапазона, которая позволяет начать движение без чрезмерной пробуксовки сцепления и перегрузки двигателя.
Переключение с 1-й по 4-ю передачу и с 5-й по 8-ю производится, как на любой другой коробке передач с механическим приводом. Для переключения с 4-й на 5-ю нужно, двигаясь на 4-й, установить переключатель передач дополнительной коробки в положение быстрого диапазона, затем перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение и только после того как погаснет контрольная лампа 31 (рисунок 10), включить 5-ю передачу (положение 5/1).
Включение медленного диапазона производится в обратной последовательности. Для перехода с 5-й на 4-ю передачу нужно при включенной 5-й передаче переместить переключатель передач дополнительной коробки в положение медленного диапазона, затем при скорости движения автомобиля, не превышающей 25 км/ч, перевести рычаг переключения в нейтральное положение и только после того как погаснет контрольная лампа, включить 4-ю передачу в основной коробке (положение рычага 8/4).
Переключение диапазонов в дополнительной коробке во время движения автомобиля рекомендуется делать при переходе между 4-й и 5-й передачами. Допускается при необходимости включать медленный диапазон в дополнительной коробке с переходом с 5-й на 3-ю передачу и с 6-й на 4-ю, при скорости автомобиля не выше 25 км/ч.
Включать медленный диапазон, двигаясь на 7-й и 8-й передачах, запрещается.
Не допускается переключение передач при включенном вспомогательном тормозе.
Управление 9-ступенчатой КПП аналогично, только следует иметь в виду, что переключатель передач в дополнительной коробке следует устанавливать в положение медленного или быстрого диапазона при переходе с 6-й на 5-ю передачу и с 5-й на 6-ю соответственно.
Общие указания по управлению автомобилем и правила его буксировки
При движении по хорошим дорогам управление автомобилем затруднений не вызывает. При движении по скользким и труднопроходимым дорогам рекомендуется для повышения проходимости включать блокировку межмостового и межколесного дифференциала. Следует учитывать при этом, что на поворотах в этом случае поворачиваемость автопоезда ухудшается (увеличивается радиус поворота). Поэтому повороты необходимо производить при скорости, обеспечивающей безопасность движения. При эксплуатации в зимних условиях и на скользких дорогах недостаточная смазка опорной плиты опорно-сцепного устройства приводит к ухудшению поворачиваемости.
При перевозке грузов и контейнеров с высоким центром тяжести скорость движения на поворотах выбирать из условия обеспечения поперечной устойчивости.
Для улучшения видимости при движении во время тумана, дождя, снегопада следует пользоваться противотуманными фарами.
Автомобили МАЗ имеют раздельные контуры пневматического привода тормозных механизмов передних и задних колес, контуры вспомогательного, стояночного и запасного тормозов. Запрещается движение с горящими контрольными лампами 26,27 (см. рисунок 11), сигнализирующими о недостаточном давлении в контурах пневматического привода тормозов.
Для замедления движения автопоезда на спуске необходимо пользоваться вспомогательным тормозом. При этом следует учитывать, что наибольшая эффективность вспомогательного тормоза достигается при включенной понижающей передаче в коробке передач.
Автомобили оборудованы АБС, поэтому при торможении на скользких покрытиях рекомендуется тормозную педаль удерживать в нажатом положении до остановки автомобиля.
При падении давления в контуре привода стояночного гормоза происходит торможение автомобиля из – за срабатывания пружин энергоаккумуляторов. Для растормаживаиия автомобиля необходимо вывернуть упорные болты толкателей из цилиндров энергоаккумуляторов (см. рисунок 47).
Для буксировки автомобиля необходимо:
1. Отсоединить карданный вал от фланца заднего (автомобиль 4×2) или среднего (6×4) мостов и надежно закрепить его на раме автомобиля.
2. Растормозить автомобиль от действия пружинных энергоаккумуляторов и буксировку осуществлять на жесткой сцепке.
3. Разблокировать рулевую колонку или отсоединить продольную рулевую тягу от сошки.
КПП МАЗ — это механизм переключения передач, который входит в устройство трансмиссии вместе с делителем.
Устройство и схема переключения
Устройство и схема переключения передач МАЗа зависит от модели коробки передач. Выделяют 5-ти ступенчатую, 8-ми ступенчатую и 9-ти ступенчатую коробку.
5 ступенчатая
Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:
- первичный, вторичный и промежуточный вал;
- вращающийся подшипник;
- шестерни;
- картер, переключатель и задняя крышка;
- крепежные элементы;
- емкость для масляной жидкости.
Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.
8 ступенчатая
Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:
- картер;
- подвижные шестерни;
- вал промежуточного типа;
- шестерни постоянного зацепления;
- ведущий вал;
- шлицы;
- венец зубчатого типа;
- крышку;
- ведомый вал;
- блок шестерен заднего хода;
- осевой механизм реверса.
После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.
Не рекомендуется начинать переключение передач при меньшем количестве оборотов коленвала, в противном случае механизм выйдет из строя.
Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.
9 ступенчатая
В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:
- картер сцепного устройства;
- прокладка;
- вилка переключения скоростей;
- правый вал;
- шайба шестерни реверса;
- ленивая шестерня заднего хода;
- роликовый подшипник вала промежуточного типа;
- крепежные болты и гайки;
- пружинная шайба;
- уплотнительное кольцо;
- стопорное кольцо;
- игольчатый подшипник;
- втулка вилки механизма сцепления.
Перед началом движения необходимо отключить сцепление. Перед тем как трогаться с места, необходимо проверить расположение рычага, он должен быть опущен. Переключение скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему переключения: 1B-2B-3B. Во время дальнейшего движения можно перейти на схему: 4H-5B-5H.
Замена масла
Для того чтобы заменить масло в КПП МАЗа, необходимо:
- Проехать около 5-10 км на транспорте, чтобы прогреть старое масло в коробке. При повышенной температуре оно становится жидким и его легко слить.
- Через 10-15 минут после остановки мотора установить транспортное средство на подъемник или смотровую яму.
- Снять защитную крышку картера.
- Открутить пробку и проверить объем масляной жидкости в МКПП.
- Проверить прокладку на износ, при необходимости заменить ее на новую.
- Заменить износившиеся фильтрующие элементы.
- Открыть сливное отверстие и слить масло в подготовленную емкость.
- Залить новую масляную жидкость.
- Закрутить крышку сливного отверстия.
- Установить на место защитный кожух сцепления.
- Завести двигатель, проверить уровень масла при различных скоростных режимах.
Замена масла необходима, когда проводится ТО или плохо включаются передачи.
Как снять и поставить коробку
Разборка коробки передач МАЗ:
- Установить грузовик на специальную платформу.
- Демонтировать аккумуляторы.
- Убрать фильтрующие элементы воздушного типа.
- Отсоединить брызговики, которые расположены в моторном отсеке.
- Убрать поперечину переднего подвесного механизма.
- Слить масло из КПП.
- Отсоединить датчики скорости, выключатель реверса.
- Демонтировать держатель жгута силового агрегата.
- Ослабить крепежные болты.
- Убрать с корпуса картера сцепного устройства электрический стартер, не отсоединяя его от провода.
- Открутить от кронштейна КПП передний и задний опорный механизм.
- Отсоединить левую опору и вывести первичный вал из зацепления.
- Снять коробку передач.
Для того чтобы поставить камазовскую коробку на место, необходимо повторить все действия в обратном порядке.