Герметик радиатора – пожалуй, самый неоднозначный препарат в мире автохимии после присадок в масло и таблеток для двигателя.
Рядовые автолюбители в 8 из 10 случаев видят в герметиках альтернативу ремонту системы охлаждения или способ избегать его как можно дольше. Официалы заявляют, что использование герметиков радиатора не укладывается в стандарты гарантийного обслуживания автомобиля. Мастера автосервисов относятся к ним как к вынужденному злу.
В экстренных ситуациях герметик – единственное, что остается, если в дороге потек радиатор и уровень антифриза упал до критической отметки. Однако не каждый препарат устраняет протечки без вреда для системы охлаждения. Чтобы убедиться в этом, мы провели эксперимент с обновленным герметиком радиатора LAVR и популярным образцом из магазина.
Что важно знать о герметиках радиатора
Прежде чем рассказывать об испытаниях герметика в нашей лаборатории, проведем небольшой ликбез по герметикам радиатора.
Большинство таких средств создаются на основе органических компонентов – например, горчицы, порошка корня имбиря, минеральных удобрений. На упаковке производитель обозначает их как функциональные добавки. Выглядят такие препараты как непрозрачные жидкости бурого или зеленоватого оттенка с крупными хлопьями.
Достоинства таких герметиков – дешевизна и простота использования. Они неплохо устраняют течи радиатора, но при этом забивают каналы системы охлаждения. Выглядит это вот так:
Отложения в трубках системы охлаждения препятствуют нормальной циркуляции антифриза. Вместо одной проблемы вы рискуете получить три: забитый герметиком радиатор, перегрев двигателя или неработающая печка.
Препараты второго типа создаются на основе металлизированных полимеров. Антифриз с герметиком начинает циркулировать по системе охлаждения, полимерные частицы цепляются за края течей и закрывают их. Прекращается ток охлаждающей жидкости – полимеры превращаются во взвесь в антифризе. Фактически вы создаете динамическую систему, которая не осаждается и не забивает трубки радиатора. При замене охлаждающей жидкости такие герметики полностью выводятся из системы.
Однако у этих средств есть один существенный минус: они способны устранить лишь течи диаметром до 1 мм. Более крупные отверстия перекрыть им не под силу. Однако мы нашли выход.
Герметик радиатора LAVR
Основа препарата – металлизированные полимерные частицы и специальное волокно, которое служит для сцепки друг с другом и краями трещины. Они имеют различные размеры и способны перекрывать отверстия диаметром от 0,1 до 2 мм за 3-5 минут.
Полимерные частицы и волокнистая основа препарата устойчивы к воздействию температур свыше 80°С. Они не оседают на деталях системы охлаждения, не забивают трубки радиатора и не остаются в радиаторе после слива антифриза.
Новый состав герметика LAVR обладает еще одним преимуществом: средство в упаковке не застывает при температуре до -30°C. Его можно круглый год хранить в багажнике и использовать зимой.
Лабораторные испытания
Для теста мы собрали специальную установку из подручных средств – примитивную модель системы охлаждения автомобиля. Она позволит увидеть, как циркулирует антифриз и как новый герметик LAVR воздействует на течи. Давление в такой системе приблизительно равно параметрам настоящего автомобиля.
В качестве охлаждающей жидкости используем подкрашенный этиленгликоль – основу любого ТОСОЛа или антифриза.
Жидкость будем прогонять через фрагмент трубочки от настоящего радиатора с отверстиями диаметром от 0,1 до 3 мм по бокам. Внутри трубки находится спираль-завихритель. Она создает потоки, которые улучшают теплообменные процессы в двигателе.
Нагреваем охлаждающую жидкость до температуры 80°C и включаем насос. Жидкость начинает циркулировать по трубкам. Заливаем герметик радиатора LAVR и наблюдаем, как течи исчезают одна за другой: отверстие диаметром 0,1 мм – через несколько секунд, 1 мм – через 3-5 минут, а крупная течь в 2 мм – через 10 минут.
Затем мы сравнили наш препарат с герметиком на основе органических функциональных добавок. Для этого взяли еще одну трубку с отверстиями разного диаметра и заменили охлаждающую жидкость, чтобы избавиться от нашего герметика.
Препарат закрыл течи через 3-5 минут. Когда мы разобрали элемент, обнаружили остатки герметика на пластмассовой спирали. В радиаторе настоящей машины препарат забил бы трубки и каналы.
Элементы системы охлаждения после применения обычного герметика и повторного тестирования герметика LAVR. Во второй трубке присутствуют отложения обычного средства. Его так и не удалось вывести из системы.
Заключение наших экспертов
Обновленный герметик радиатора LAVR полностью устранил течи диаметром до 2 мм за 3-5 минут и не забил элемент системы охлаждения, который мы использовали в качестве образца.
В реальных условиях средство не нарушит циркуляцию антифриза и не спровоцирует перегрев двигателя или отказ печки радиатора, а при сливе удалится из системы без остатка. Отличное средство для устранения протечек радиатора в экстренных ситуациях!
Напомним, что это уже не единственный тест автомобильных герметиков охлаждения, который проводится с участием экспертов портала «АвтоВзгляд». Еще осенью прошлого года мы публиковали результаты испытаний нескольких аналогичных продуктов, в ходе которых оценивались их герметизирующие свойства. Статья, кстати, получила немало откликов, среди которых были и вопросы относительно возможных побочных эффектов, создаваемых жидкими герметиками. Суть большинства вопросов сводилась к следующему: не забивают ли такие герметики каналы узлов системы охлаждения, ведь каждый такой продукт содержит определенную массу частиц из полимеров, чего в антифризе и в самой системе охлаждения изначально быть не должно?
Вопрос, в общем-то, не праздный, учитывая, что для устранения течи из системы охлаждения объемом до 10 л производители рекомендуют добавлять до 350 мл герметика. И если он быстро устраняет течь, то практически все его количество остается циркулировать в системе охлаждения, частично «задерживаясь» в рубашке блока цилиндров, головке блока, переходных патрубках и, естественно, в теплообменниках, включая радиаторы печки. Возникает вопрос: как много герметика оседает в узлах системы охлаждения? Чтобы ответить на него, наши эксперты решили непосредственно на радиаторах печки провести сравнительный эксперимент, который позволил бы оценить уровень «побочного» действия различных герметиков.