«Le Roi a Paris» переводится как “Король Парижа”. В начале 20 века производством механических часов под маркой «Le Roi a Paris» занималось сразу несколько немецких фабрик, крупнейшими из которых были «Shlenkler-Kienzle», «Yunghans», «FMS и PHS». Под маркой «Le Roi a Paris», известной немецкой часовой фабрикой F.M.S. – Friedrich Mauthe, Schwenningen (Фредерик Мауте из Швеннингена) настенные часы массово ввозились в Царскую Россию в начале ХХ века, поскольку зажиточные Россияне хотели видеть у себя часы высочайшего немецкого качества с красивым французским шармом.
«Le Roi a Paris»
Настенные часы «Le Roi a Paris» относились к разряду недорогих, доступных широким слоям населения. По сути это были механические часы с пружинным заводом и с эмалевыми циферблатами, отдаленно напоминающие “Венские регуляторы” (дорогие часы высокого качества со строгими архитектурными контурами корпуса из эбенового дерева или самшита, которые до этого выпускались австрийцами и немцами уже почти полвека). Маркировка циферблатов надписью «Le Roi a Paris» – маркетинговый ход, желание привлечь покупателей. Немцам удалось без последствий использовать имя знаменитой французской фирмы, существовавшей с конца 18 века. Возможно, марка «Le Roi a Paris» не была зарегистрирована в Германии. Компания «Schlenker-Kienzle» официально зарегистрировала старинную торговую марку «Le Roi a Paris» на себя 16 марта 1909 года в международном патентном бюро в Лондоне. С тех пор надпись «Le Roi a Paris» можно встретить, как правило, только на настенных часах производства «Kienzle».
«Le Roi a Paris»
И вот уже более 100 лет, настенные часы марки «Le Roi a Paris», продолжают радовать своих хозяев. Они достойно прошли испытание временем и на практике продемонстрировали свою надежность и неприхотливость.
Король умер. Да здравствует король!
Нет, эта статья не про назначение нового монарха и про Францию здесь ничего не будет. Это небольшой отчет о проделанной работе по «реставрации» стареньких часов с названием «Король Франции» (Le Roi a Paris).
Если честно, то я не знаю с какого возраста вещь начинает считаться антикварной. Может и ста лет хватит, а может и по более надо. Свои часы я буду считать просто старинными. Эти часы теперь наша семейная реликвия, так как прошли через руки нескольких поколений и наконец достались мне.
Сколько я себя помню, столько они и висели на стене в комнате у моей бабушки. Но время идет, люди уходят, приходят «новые хозяева». И меняют интерьер под свой вкус. Так и эти часики, с приходом «новой власти», отправились на чердак. Правда отправили их аккуратно, тщательно обернув старой простыню так, что они даже не запылились. Забрав реликвию к себе домой мы с женой были очень рады и хотелось как можно быстрее их повесить на стене. Но часы имели значительный возраст и соответственно корпус был очень уставший. По рассказам отца, корпус дед делал новый, так как оригинальный погрыз шашель. Да и красился он не один раз, чему свидетельствовали потеки лака на стеклах.
Было решено корпус немного отреставрировать, придать ему более свежий вид, но при этом оставить намек на возраст. К сожалению фотографий первоначального вида, не сохранилось, а жаль. Есть только одна в процессе разборки, по ней можно примерно оценить состояние.
Приступил к разборке. До дощечки разбирать не стал, все они прибиты гвоздиками, саморезами крепилась только станина часового механизма. Начиная отрывать прибитую деталь сразу же начинает проминаться и трескаться дерево. Поэтому разбарахолил я их на три основные части: корону, дверку и сам шкафчик. Поснимал, правда, все шишки с короны и корпуса. Демонтировал стекла и сразу же заказал новые. Все деревяшки решено было зачищать по возможности до самого дерева. Верхний слой лака просто выкрашивался, а нижний держался будь здоров. Фотографий процесса шлифовки нет, как по мне это не очень интересно. Работенка грязная, весь в пыли, все вокруг в пыли.
Работы по зашкуриванию шли долго. Начал я поздней осенью прошлого года. И вот ошкурив первую деталь — корону, мне сразу захотелось посмотреть, как она будет выглядеть под новым лаком. Ну значит гоу ту строймаркет подбирать лак. Я сразу хотел покрыть именно пигментированным лаком, так как был опыт пропиткой морилкой и прочей похожей ерундой. Под морилку дерево надо полностью очистить от старого покрытия, в моем случае это практически невозможно. Выбираю лак. Лаков очень много, дорогих и не очень. Но хочется, что бы часы имели оттенок старины. Растерявшись с выбором, решил взять подешевле, в общем самый дешевый. Руководствовался я тем, что чем дешевле лак, тем он будет хуже и покрытие будет боле похоже на старое. В принципе я не ошибся, но об этом позже.
Так как была уже осень и заморозки по ночам, а сарайчик у меня без отопления. Лаковое покрытие сохнуть на прочь отказывалось. Схватилось оно только после того как я занес корону в дом. И о чудо лак засох, и засохла в месте с ним вся пыль, которая налипла, когда деталь лежала в сарае. Решено было перенести лакокрасочные работы на весну. Так я и оставил работу почти на пол года. С наступлением весны работы продолжил. Из-за нехватки времени процесс шел очень медленно. И вот первый результат.
Лак, если честно, мне понравился, но только для декоративной отделки. Структура этого лака какая то «мягкая» и сохнет он относительно долго. В общем для паркета он не подойдет, а вот какую-то рамочку для картины покрасить можно. Понравился результат после двукратного нанесения кисточкой, так как лак пигментированный то где больше лака тем темнее. На вид получилось то что и хотел: не фабричный блеск умелых мастеров, а душевную работу простого провинциального столяра. Мне нравится, а все критики идут в сад!
А вот фото в процессе воссоединения частей:
Вот в первый раз показался и сам циферблат. И тут начинается некая антикварная старина. Корпус то, по сути, не родной и он явно моложе механизма часов. Вот он циферблат с надписью «Le Roi a Paris».
Я то думал, что надпись на циферблате означает марку часов. Но нет, часы под маркой
«Le Roi a Paris» выпускало несколько немецких фабрик, а такую надпись делали для привлечения покупателя. Да, в Царской России тоже велись на красивые цацки- пецки. В начале ХХ века в почете были товары из Франции, а из германии так. не шибко мол хорошие. Вот и косили немцы под французов. Так кто же производитель механизма? Вот некоторые часовые фирмы, которые производили часы с такой надписью:
- Gustav Becker
- Junghans
- Shlenkler-Kienzle
- FMS (Frederich Mauthe, Schwenningen)
- PHS (Phillip Haas & Shne)
- HAU (Hamburg Amerikanische Uhrenfabrik)
В 1909 году часовая фирма «Schlenker-Kienzle» сумела зарегистрировать надписью «Le Roi a Paris» в международном патентном бюро в Лондоне. С того времени надписью «Le Roi a Paris» могли похвастать только часы «Kienzle».
Загуглившись по поводу «Kienzle», понял, что это не они, логотип на циферблате и задней плате не тот. Две перекрещенные стрелы — это клеймо фабрики HAU (Hamburg Amerikanische Uhrenfabrik).
Далее небольшая историческая справка:
Фабрика HAU (Hamburg Amerikanische Uhrenfabrik)была основана в 1876 году в Швфрцвальде (Германия) Паулем Ландурбергером и Филлипом Лангом. Изначально она так и называлась- Landenberger & LangUhrenfabrik. Пауль Ланденбергер был племянником Эрхарда Юнганса, уже известного к тому времени часового промышлинника. Пауль работал на его фабрике до того, как открыл свою собственную. Изначально фабрика занималась производством комплектующих распространенных в то время часов и не производили готовые часы . В1883 году ее переименовывают в HAU. В 1892 году фирмой была зарегистрирована их известнейшая в дальнейшем торговая марка- две перекрещенные стрелы. Уже вовсю шел выпуск часов различных модификаций: настольных, настенных, напольных и т.п. Часы фабрики экспортировались в множество стран, но основными рынками, помимо Германии, были Англия и Северная Америка.
В мае 1927 года компания Jungans, HAU и Gustav Becker объявляют о своем слиянии. Формально компании оставались независимыми: не объединяли свои отделы продаж и производства, но договорились осуществлять обмен комплектующими, технологиями и рынками сбыта. Соглашения были признаны имеющими силу с 1 июля 1926 года. Однако уже с 1 июля 1929 года компания Jungans становится полноправным владельцем всех активов компаний HAU и GB, о чем свидетельствует решение консулата г. Шрамберг от 18 сентября 1930 года.
В 1935 году, Эрвин Юнганс (совладелец фирмы Jungans) обращается к совету директоров фирмы с утверждением, что структура продаж фабрики должна быть пересмотрена и только одна торговая марка должна присутствовать на рынке (Jungans). Решение было принято и от старых марок отказались. Формально на этом закончилась история HAU и Gustav Becker.
Из всего выше сказанного датируем механизм:
- Компания HAU зарегистрировала две перекрещенные стрелы в 1892 г.
- «Kienzle» зарегистрировала надпись «Le Roi a Paris» в 1909 г.
По моему мнению этот механизм произведен в период 1892 — 1909 гг. Я могу ошибаться, кто разбирается больше пусть поправит.
Идем дальше. Снял циферблат для того что бы его помыть и чуток отполировать латунные кантики.
Механизм под циферблатом:
Со стороны маятника:
На задней плате присутствуют еще пару отштампованных цифр. Непонятная недоцифра 3,8 или 8,8. И по-видимому параметры маятника 195/27. Лично для меня не особо полезная информация.
С циферблатом понятно — помыть и протереть. А вот с маятником вопрос. Эмблема, с буквами «R A», сделана из картона, покрытого лаком. От времени лак потрескался, а картон пожелтел. По сравнению с деталями под эмалью совсем не смотрится. Надо что-то делать. Быстро найти в продаже б/у нереально, а хочется ну прям уже.
Появилась идея сделать рисунок на бумаге, наклеить на жестянку и покрыть лаком. Окончательно портить родную эмблему стало жалко, а вдруг не получиться. Форма у оригинальной подложки в виде выпуклой линзы. Стал искать жестянку для подложки и нашел! Для этих целей мне подошла жестяная баночка от канцелярских скрепок, примерно такая:
Именно баночка, та что по больше. Дно у нее имеет примерно такую же форму и по размеру один в один. Рисунок я сделал в фотошопе методом обрисовки фотографии. С начала взял фото маятника в интернете, обрисовал его и только потом понял, что рисунок завитушек отличается от моего. Пришлось фоткать свой. В итоге у меня получилось две обрисовки маятника, я их выложу для скачивания, может кому-то пригодится.
Распечатал, вырезал и наклеил на жестянку с помощью резинового клея. После высыхания клея покрыл в несколько слоев прозрачным лаком. С латунными деталями все ясно, натираем содой, где надо шлифуем мелкой наждачкой. Со стальными — вопрос, после наждачки они начинают блестеть и явно проявляются следы углублений от коррозии. Не красиво. Пришлось применить познания по химии — ортофосфорная кислота она же преобразователь ржавчины.
Ортофосфорная кислота растворяет железо с образованием нерастворимых фосфатов железа. На фотографии маятника видно грузок темно серого цвета это результат обработки преобразователем. Стрелки часов я тоже обработал таким способом. Главное железяки предварительно зачистить от окалины и продуктов коррозии, потом бросить все на 8-12 часов в преобразователь ржавчины. Убиваем сразу несколько зайцев — защищаем от коррозии и «окрашиваем» детали в темно серый бархатный цвет.
И на конец собранные часы разместились на стене гостиной комнаты где они будут радовать хозяев и гостей.
Сама по себе надпись на часах «Le Roi a Paris» по-нашему звучит “Король Парижа”. Под этой торговой маркой выпускались разные механические часы в начале 20 века, при чем разными немецкими часовыми производителями: самая крупная из них – "Shlenkler-Kienzle", также всем известная «Yunghans», ну и "FMS" (Фридрих Мауте Швенинген) с "PHS" ("Phillip Haas & Söhne").
Friedrich Mauthe, Schwenningen тогда же массово ввозила настенные часы "Ле рой э пари" в Россию, удовлетворяя огромный спрос со стороны зажиточных граждан, которые жаждали иметь в своих домах немецкие качественные часы в французской стилистике.