Серия VZ производителя Toyota включает пять модификаций объемом 2 – 3,4 л с V-образным расположением 6 цилиндров. Серия стала прямым конкурентом моторов VG концерна Nissan, ее проектировала компания Yamaha по заказу Toyota.
Внутри серии двигатель 5VZ FE имеет:
- самые большие объемы цилиндров 3,4 л;
- двухвальные головки ГБЦ по схеме DOHC V24;
- ременную передачу ГРМ;
- кованый коленвал из стали;
- чугунный блок цилиндров с гильзами внутри него.
Это обеспечивает максимальное значение эксплуатационных параметров ДВС. Несмотря на то, что мануал содержит пошаговые инструкции, капремонт собственными силами очень сложен из-за большого веса.
Технические характеристики 5VZ FE 3,4 л
Задание на разработку серии VZ моторов Toyota получила компания Yamaha. Внутри этой серии схема двигателя имела вид 6 цилиндров, расположенных V-образно с развалом 60 градусов. Рабочий объем цилиндров в двигателе 5VZ максимальный – 3,4 л, а впрыск топлива распределенный, что и указано в маркировке FE.
Изначально требовалось увеличить мощность силового привода, поскольку он разрабатывался для тяжелых эксплуатационных условий, поэтому увеличилась длина каналов впускного коллектора и фаза открытия впускных клапанов за счет соответствующей конфигурации кулачков распредвалов.
Важной особенностью является отсутствие соударения поршня/клапана при обрыве ременного привода. Другими словами, мотор 5VZ FE не гнет клапана. Из-за сложной и массивной конструкции мотора форсировка возможна исключительно за счет нагнетателя или турбины. Механическая модернизация имеющихся систем своими руками в данном случае обходится неоправданно дорого.
Все технические характеристики 5VZ FE представлены в нижней таблице:
Изготовитель | Toyota Motor Manufacturing Alabama |
Марка ДВС | 5VZ FE |
Годы производства | 1995 – 2004 |
Объем | 3378 см3 (3,4 л) |
Мощность | 140 кВт (190 л. с.) |
Момент крутящий | 298 Нм (на 3600 об/мин) |
Вес | 190 кг |
Степень сжатия | 9,6 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | V-образный бензиновый |
Зажигание | коммутаторное, бесконтактное |
Число цилиндров | 6 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | дюралевый, длинный |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | 2 впускных, 2 выпускных, смещение фаз вниз |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 93,5 мм |
Поршни | Teikin 13101-62060-01 STD |
Коленвал | 5 опор, 4 противовеса |
Ход поршня | 82 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-5 |
Расход топлива | трасса – 11 л/100 км |
смешанный цикл 14 л/100 км
город – 20 л/100 км
реальный 350000 км
Toyota 90913-02103 выпускные
болт сцепления – 53 Нм
крышка подшипника – 68 Нм (коренной) и 53 Нм (шатунный)
головка цилиндров – три стадии 31 Нм + 90° + 90°
В руководство пользователя включены графики ТО, описание характеристик и пошаговые алгоритмы ремонта силового привода. Изготавливался мотор в течение долгих лет, запчасти и комплектующие выпускаются по сей день.
Особенности конструкции
Разработанный специалистами Yamaha по заказу производителя Toyota двигатель 5VZ FE обладает следующими особенностями конструкции:
- цилиндры изготовлены внутри чугунного блока из чугунных гильз, что позволяет выполнить капитальный ремонт несколько раз по мере износа;
- алюминиевая головка блока цилиндров и впускной коллектор;
- чугунный выпускной коллектор и стальной кованный коленвал;
- система воздушного охлаждения мотора использует вискомуфту, а не ременный привод;
- все навесное оборудование имеет высокий ресурс;
- в обеих головках ГБЦ стоит по два распредвала по схеме газораспределения DOHC 24V;
- привод ГРМ осуществляется зубчатым ремнем, натяжение которого регулируется автоматически;
- помимо охладителя антифриза имеется масляный радиатор;
- толкатели клапанов тарельчатые, регулировочные шайбы находятся под ними.
В системе зажигания DIS-3 использованы 3 катушки для каждых двух цилиндров. Используемая в большинстве моторов серии VZ изменяемая геометрия впускного тракта ACIS здесь не устанавливалась. Гидрокомпенсаторов нет, поэтому после 30 – 40 тысяч пробега необходима регулировка тепловых зазоров клапанов.
Плюсы и минусы
Изначально устройство ДВС V-образного типа значительно сложнее рядных четверок и шестерок. Основными недостатками конструкции 5VZ-FE являются:
- повышенный расход масла и бензина;
- склонность к перегреву блока и трещинообразования ГБЦ;
- сложная процедура замены ремня ГРМ, так как придется снять навесное оборудование.
С другой стороны, мотор идеально подходит для автоматических и механических КПП и «раздаток» нескольких типов. Запаса мощности хватает с избытком даже для тяжелых пикапов и микроавтобусов. Допускается применение топлива АИ-92, снижены требования к качеству смазки, так как здесь нет гидротолкателей и гидромуфт регулировки фаз.
Вискомуфта считается изобретением «для ленивых» водителей, работает в любые морозы, но является достаточно капризным узлом мотора. Даже в тяжелых условиях эксплуатации расход топлива укладывается в показатель 20 л/100 км, по трассе составляет около 13 л/100 км. По оценкам водителей движок 5VZ-FE имеет рейтинг +4 балла.
Список моделей авто, в которых устанавливался
Задумывался мотор 5VZ FE в качестве силового привода грузовиков, автобусов и внедорожников производителя Toyota:
- 4Runner – внедорожник со съемным верхом, 1999 – 2002 г., 3 поколение, кузов №180;
- Grand Hiace – минивэн, 1999 – 2002 г., 1 поколение, кузов xH10;
- Granvia – минивэн, 1997 – 1999 г. рестайлинг 1 поколения и 1999 – 2002 второй рестайлинг первого поколения, кузов xH10;
- Hilux Surf – среднеразмерный рамный пикап, 1995 – 2000 г. 3 поколение и рестайлинг, 2000 – 2005 г. 3 поколение второй рестайлинг, кузов №180 и 210;
- Land Cruiser Prado – внедорожник рамный среднеразмерный, 1995 – 2009 г., 2 и 3 поколения, кузов J90 и J120;
- Т-100 – среднегабаритный двухдверный пикап;
- Tundra – полноразмерный четырехдверный пикап;
- Tacoma –среднегабаритный четырехдверный пикап.
В РФ характеристики двигателя идеально подошли представительскому авто ГАЗ 3111 Волга. Очень часто силовой привод монтируют на УАЗ «буханка» или грузового исполнения без каких-либо доработок.
Регламент обслуживания 5VZ FE 3,4 л/190 л. с.
Чтобы двигатель 5VZ FE прослужил больше 300 тысяч км, необходимо придерживаться следующего графика ТО:
- заниматься регулировкой тепловых клапанных зазоров рекомендовано после 30000 пробега;
- ремень ГРМ и навесного положено менять через 90000 км;
- производитель рекомендует замену моторного масла и масляного фильтра каждые 7500 км;
- изготовителем очистка вентиляции картера предусмотрена раз в 2 года;
- согласно инструкциям производителя, картридж воздухофильтра подлежит замене ежегодно;
- топливного фильтра хватает на 40000 пробега;
- срок службы свечей зажигания в системе DIS-3 движков ограничен 20000 пробега;
- представители завода советуют менять антифриз после 40000 км;
- стенки впускного коллектора начинают прогорать уже через 60000 км.
Периодически ломается вискомуфта воздушной системы охлаждения, поэтому ее следует осматривать регулярно.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
Изначально поршни выполнены без цековки, поэтому мотор 5VZ FE во время внезапного обрыва ГРМ ремня гнет клапана. Для этого силового привода характерны следующие неполадки:
Перегрев | 1) засорение радиатора |
2) поломка термостата
2) замена термостата
Вентилятор системы воздушного охлаждения приводится в действие вискомуфтой. Этот узел выходит из стоя чаще ременного привода, но более комфортен в эксплуатации.
Варианты тюнинга мотора
В семействе VZ моторов Toyota двигатель 5VZ FE обладает максимальным объемом, поэтому, производя его тюнинг, следует учесть следующие нюансы:
- из-за V-образной конструкции количество ГБЦ и элементов ГРМ, впускного и выпускного тракта увеличено вдвое;
- модернизация обойдется слишком дорого, окажется экономически неэффективной;
- в 90% случаев применяется КИТ набор для наддува турбиной или компрессором.
Наддувный тюнинг производится по схеме:
- монтаж форсунок 2JZ-GE с высокой производительностью;
- установка компрессора М62 производителя Eaton.
На штатных поршнях такой тюнинг позволит получить около 250 л, с. Еще 20 л. с. добавит увеличение наддува до 0,6 бар и замена шкива 2,2 дюймовым аналогом. Однако придется использовать топливо с высоким октановым числом АИ-98. Максимальные 300 л. с. получаются при снижении степени сжатия, увеличении наддува до 0,75 бар, установки шкивов 2 дюйма и спортивного выхлопа без каталитического нейтрализатора.
Таким образом, внутри в целом неудачной серии VZ мотор производителя Toyota исполнения 5VZ-FE является вполне адекватным силовым приводом для тяжелых пикапов, вседорожников и микроавтобусов. Основными характеристиками являются 298 Нм крутящего момента и 190 л. с., эксплуатационный ресурс от 250000 км пробега и высокая ремонтопригодность.
Мы выслали вам пароль на указанный электронный адрес. Изменить пароль или другие регистрационные данные вы можете в настройках личного кабинета
Настоящим в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года Вы подтверждаете свое согласие на обработку ООО «РАТ» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу исключительно в целях выполнения Вашего заказа и информирования о нем, а также акциях и кампаниях ООО “РАТ», включая блокирование, обезличивание, уничтожение. Мы, ООО «РАТ», гарантируем конфиденциальность получаемой нами информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых ООО «РАТ» в качестве обязательных к исполнению перед Вами.
Настоящее согласие распространяется на следующие Ваши персональные данные: фамилия, имя и отчество, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Производитель: MANN
Описание от производителя TOYOTA LAND CRUISER PRADO Для двигателя модели FZJ80G 1FZ-FE 4500 EFI, VZJ90W 5VZ-FE 3400 EFI, VZJ95W 5VZ-FE 3400 EFI, RZJ95W 3RZ-FE 2700 EFI, RZJ90W 3RZ-FE 2700 EFI, RZJ95W 3RZ-FE 2700 EFI, UZJ100W 2UZ-FE 4700 EFI, UZJ200W 2UZ-FE 4700 EFI, GRJ120W 1GR-FE 4000 EFI, GRJ121W 1GR-FE 4000 EFI, RZJ120W 3RZ-FE 2700 EFI, RZJ125W 3RZ-FE 2700 EFI, VZJ120W 5VZ-FE 3400 EFI, VZJ121W 5VZ-FE 3400 EFI, VZJ125W 5VZ-FE 3400 EFI
LC-1606 / C-111 / C-114 / OC478 / OC988 / OC988A / C-111 / C-171 / GB-1102 / OP618 / W 712 / 43 (10) / W 712 / 83 / 0 986 452 044 / 27147 / 04105409AC / 10-02-215 / 10-02-279 / 15600-25010 / 15601-44011 / 4TP-126 / 8823 / 90915-20003 / 90915-20004 / 90915-33021 / 90915-40001 / 90915-TB001 / 90915-YZZD1 / 90915-YZZD2 / 90915YZZD3 / 90915-YZZJ3 / 90915-YZZJ4 / ADM52122 / ADT32108 / ADT32114 / C102 / 606 / C-1110 / C111J / C1123 / C-1141 / C-1147 / C114J / FO-215S / FO-279S / J1312015 / J1312021 / K04105409AC / LS359 / MFC-1122 / MFC-1125 / OG 720 / OG720HQ / PH3614 / SM 143 / SP-994 / T-1637 / T-1641 / TO-133 / TO133 / TO-138 / OC231 / OX 794D / C171M / FO-00239 / W 711 / 80 / W 712 / 1 / W 712 / 2 / W 712 / 2 (10) / W 712 / 38 / W 712 / 80 (10) / 1118504900 / 04105409AB / 04151-31060 / 04152-03002 / 04152-0R010 / 04152-26010 / 04152-31030 / 04152-31060 / 04152-61080 / 04152-64010 / 08922-02004 / 08922-02010 / 08922-02011 / 10-03-390 / 11 42 0 306 483 / 11 42 7 791 059 / 15208AA001 / 15208-KA050 / 156002501083 / 15601-25010 / 15601-44010 / 15601-76009 / 156017600971 / 15601-78001 / 156017800171 / 15601-87306 / 15601-87705 / 15601-96006 / 1651061A00 / 1651085C00 / 1E03-14-302 / 1E04-14-302 / 1E05-14-302A / 1E05-14-302B / 1E05-14-302C / 1E07-14-302A / 1E08-14-302 / 1E09-14-302 / 1E13-14-302 / 25011520 / 300058756 / 40111834 / 401503037071 / 4105409 / 4105409AB / 4105409AC / 420337000 / 5008718 / 586073 / 59030255 / 6M346731AA / 74434793 / 74434794 / 74446335 / 81 92 7147 / 90915-03002 / 90915-03005 / 90915-20001 / 9091520001 / 90915-20002 / 90915-20003 / 90915-20003 / 90915-2003 / 90915-TB001-00 / 90915-YZZB1 / 90915-YZZB3 / 90915YZZB5 / 90915YZZB9 / 90915-YZZG1 / A810X6714GA / ADA102111 / ADM52109 / ADT32103 / ADT32104 / ADT32108S / ADT32114S / ADT32117 / AY100-TY015 / AY100-TY015 / C102 / C1148 / C201-14-302 / FE00213 / FO-390S / J9091520001 / J9091520003 / JDC111 / JDC308 / J FO-215S / J FO-279S / MO126 / T1641T1637 / TO-131 / TO138 / V9111-0103 / V91110103 /
Масляные фильтры MANN-FILTER
чтобы соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к современным двигателям, производителям автомобилей необходим высочайший уровень производительности используемых компонентов двигателей. Здесь решающую роль играет масляный контур, поскольку только чистое моторное масло может непрерывно обеспечивать постоянную мощность двигателя. Если циркулирующее масло не очищается постоянно от примесей и остаточных продуктов сгорания, защита от износа уже не гарантируется. В худшем случае это даже может повредить двигатель.
Если Вы хотите обезопасить себя при выборе масляного фильтра, выберите MANN-FILTER. Они разработаны для современных высокопроизводительных масел и могут не спасовать даже перед наиболее ответственными техническими задачами. Поскольку области применения масляных фильтров и предъявляемых к ним требований меняются, масляные фильтры MANN-FILTER существуют в различных конструкциях.