Современный мир практически нереально представить себе без автомобиля. Эта машина, изобретенная человеком уже более ста лет назад, прочно вошла в нашу жизнь и всячески облегчает ее нам, решая многие проблемы и вопросы, связанные не только с транспортировкой различных грузов, но и перевозкой людей. Модельный ряд автомобилей сегодня очень обширен, а количество модификаций сложно сосчитать. Именно поэтому профессия автомеханика с каждым днем становится все более популярной в молодежной среде. Об этой специальности и пойдет подробная речь в данной статье.
Определение
Автомеханик – профессия, которой владеют высококвалифицированные специалисты в области ремонта и технического обслуживания автомашин. Эти мастера пристально следят за исправным состоянием «железных коней», используя при этом специальное оборудование и приспособления, но самое главное их оружие – это, конечно же, их знания.
Историческая справка
Профессия автомеханика, обучение которой сегодня осуществляют многие профильные учебные заведения, появилась уже в далеком от нас XVIII веке, когда в мире были построены первые автомобили. Настоящий бум в развитии автослесарного дела пришелся на 1930-е годы, поскольку именно в это время началось стремительное производство машин, что, разумеется, привело к нарастанию потребности в соответствующих работниках по их обслуживанию и ремонту. Немаловажную роль сыграл в этом и легендарный американец по имени Генри Форд, который поспособствовал созданию конвейера и тем самым дал толчок массовому выпуску автомобилей. С каждым годом работа по профессии автомеханика усложнялась, и в 1950-х годах она начала разделяться уже на узкие специализации.
Классификация
В связи с тем, что автомобиль – это, по сути, совокупность сложнейших с технической точки зрения механизмов и электроники, то вполне объяснимо разделение в среде автомехаников на такие направления деятельности:
- Моторист. Этот человек работает исключительно с двигателями. Данный мастер имеет все необходимые познания по устройству и ремонту любого типа моторов, обладает навыками по устранению их поломок и неисправностей.
- Автоэлектрик. Электрические элементы машины – сложнейшие компоненты, гарантирующие обеспечение выполнению огромного количества функций. Автомобильный электрик, в свою очередь, разбирается со всеми электрическими схемами своего «подопечного»: диагностирует отклонения в работе электросистем и приводит их к нормальной работе. При этом мастеру очень часто приходится работать в крайне неудобных условиях.
- Маляр. Проведение лакокрасочных работ в автомобильной среде – это особая, можно сказать даже элитарная деятельность, которая буквально обязывает исполнителя владеть всеми специальными навыками по нанесению краски на кузов машины. Важно знать, что каждый автомобиль может иметь различные проблемы с покрытием, а это уже вносит коррективы в технологию ликвидации нарушений слоя краски.
- Вулканизаторщик. Этот мастер проводит все необходимые вулканизационные работы. Его умения способны решить множество вопросов в ремонте машины.
- Автожестянщик. Специалист данной направленности занимается исключительно кузовным ремонтом. На его совести выполнение вытяжения и рихтовки кузова после аварий. Как показывает практика, эти профессионалы всегда востребованы в сфере обслуживания авто.
- Диагност. Другое название – мастер по диагностическому оборудованию. Его задачей является абсолютно точная идентификация причины случившейся поломки автомобиля и переадресация его к узкопрофильному специалисту для устранения проблемы.
Общие обязанности
Невзирая на разделение на отдельные специализации, автомеханик – профессия, обязывающая человека уметь:
- Тактично и обходительно общаться с обратившимися к нему людьми, вникать в суть проблемы с их автомобилем.
- Подбирать самые разнообразные запасные части и детали. При этом настоящий профессионал сможет сам чётко и без труда решить, какой вариант все-таки лучше подобрать: подержанный или новый.
- Определять четкий и понятный график проведения плановой проверки автомобиля клиента.
- Проверять технические характеристики машины.
- Разрабатывать и внедрять на практике мероприятия, направленные на улучшение эксплуатационных свойств авто и продление срока его службы .
- Оформлять заявки на покупку запасных частей.
- Оформлять всю необходимую техническую документацию и сопровождать ее.
Достоинства
Автомеханик – профессия, которая наделена достаточно большим количеством положительных качеств. В их числе:
- Весьма высокий спрос на данных специалистов. Во-первых, это объясняется неуклонным ростом производства автомобилей, а во-вторых, сегодня очень много молодых людей склоняют к выбору гуманитарных профессий (менеджеры, юристы и т. д.) и потому в некоторых регионах ощущают острый дефицит автомехаников. Также люди по данной профессии могут работать практически на любом предприятии, где есть автомобильная техника, требующая ухода. То есть, проще говоря, данным мастерам безработица не грозит.
- Достаточной высокий уровень дохода, что, опять-таки, объясняется востребованностью специальности.
- Возможность получить новые интересные знакомства. Здесь все просто: слава о хорошем автомеханике распространяется очень быстро, и настоящий мастер своего дела за короткий промежуток времени может стать известным не только в пределах своего места работы, но и, к примеру, в целом городе или даже области.
- Потенциальная независимость от работодателя. Существует достаточно много примеров из жизни, когда толковый автомеханик благодаря своим навыкам зарабатывал приличные деньги и открывал собственный бизнес.
- Учебная программа профессии автомеханика способствует развитию логического мышления и умению общаться с людьми, так как помимо ремонта машин мастеру приходится общаться еще и с их владельцами.
Недостатки
Однако, как и другие виды человеческой жизнедеятельности, автомеханик – профессия, также имеющая и некоторые отрицательные моменты. Среди них значатся такие пункты:
- Работа по данной специальности обязывает мастера иметь хорошую физическую подготовку и быть готовым к выполнению изнурительных, монотонных задач.
- На дыхательную систему будут негативно влиять самые различные пары и смеси: бензин, масло, солярка, растворители, дым от сварки и прочие. Кроме того, шум и вибрация тоже будут оказывать отрицательное воздействие на здоровье.
- В некоторых случаях выполнять должностные обязанности будет необходимо на открытом воздухе в некомфортных или даже плохих погодных условиях.
И наконец, самое важное – автомеханик несет на себе большую долю ответственности за сохранение жизни и здоровья автовладельца, который доверил ему свою машину, ведь от того, насколько качественно будет выполнено ее техническое обслуживание, будет во многом зависеть и безопасность самого клиента.
Профессиональные риски
Профессия автомеханика (описание профессии приводится в статье), как и любая работа, несет в себе опасности. Для того чтобы сберечь свое здоровье и даже жизнь, специалисту требуется строго соблюдать меры безопасности во время выполнения своих обязанностей. Так, например, перед тем как поднять автомобиль на гидравлическом подъемнике, следует убедиться, что лапы-подхваты этого устройства хорошо закреплены под машиной. Ремонтные работы необходимо производить исключительно исправным инструментом. Любые сварочные работы выполнять всегда при отключенном двигателе и откинутых клеммах аккумулятора.
Заключение
Конечно же, ремонт автомобилей – это дело, которое на практике далеко не каждому под силу. Многие люди не только не имеют желания овладевать навыками по обслуживанию машин, но и просто элементарно не наделены для этого соответствующими склонностями от природы. Однако есть надежда, что после прочтения данной статьи молодые люди скажут: «Моя будущая профессия – автомеханик».
Механик – профессия необходимая в современном обществе, ведь сегодня большинство процессов автоматизированы. Машины помогают нам быстро и в больших объемах изготавливать различную продукцию. Но все механизмы имеют свойство ломаться. Поэтому техник-механик нужен всегда. В статье разберемся, какие обязанности возложены на такого специалиста, узнаем, где именно он работает и какую заработную плату получает.
Общие сведения
Механиком называют универсального специалиста, обслуживающего различные виды техники. Профессия востребована на производстве и в разных сферах жизни. Машины усовершенствуются ежегодно, поэтому такой специалист должен постоянно повышать свою квалификацию.
Механик должен не только ремонтировать технику, но и следить за ее работоспособностью. Профессия считается довольно сложной. Ведь такому человеку нужно знать все нюансы оборудования, с которым он сталкивается. Специалист высокого класса даже по звуку определенной машины поймет, в чем заключается ее неисправность.
Техник-механик способен за считанные минуты выявить и исправить поломку определенного оборудования. Эту работу нельзя назвать не пыльной. Часто человека данной профессии с высшим образованием можно принять за простого рабочего. Ему постоянно приходится возиться с оборудованием в некомфортных условиях. Кроме этого, требуется вести и содержать в порядке различную документацию. Механик несет ответственность за неисправную технику, особенно если на производстве произошел несчастный случай. Человек данной профессии должен обладать такими качествами:
- Физической выносливостью.
- Отличным зрением и прекрасным глазомером.
- Высокой координацией.
- Точностью движений.
- Слуховой чувствительностью.
- Хорошей памятью.
- Выдержкой и ответственностью.
Техник-механик должен также обладать хорошим интеллектом и быстрой реакцией. Если перечисленные качества либо их часть отсутствуют, в этой профессии добиться успехов не получится. Из положительных моментов стоит выделить:
- Существует высочайший спрос на подобных специалистов.
- Работа идеально подходит любителям «ковыряться» в железе.
- Используя профессиональные навыки, можно хорошо дополнительно зарабатывать.
Кроме положительных моментов, у профессии существуют и недостатки:
- Работа связана с большой физической нагрузкой.
- Запах различной смазки, бензина, негативно влияет на органы дыхания.
- Часто приходится работать вне помещения при плохих погодных условиях.
Несмотря на недостатки профессии, сегодня множество молодых людей приобретают данную специальность.
Обязанности
Перечислим основные обязанности техника-механика:
- Такой специалист должен ремонтировать и обслуживать различные технические механизмы.
- Необходимо составлять графики проверок состояния обслуживаемых устройств и оборудования.
- Требуется регулярно проверять технические характеристики и состояние.
- Нужно разрабатывать мероприятия, касающиеся улучшения эксплуатационных возможностей техники.
- Составлять заявки на приобретение новых деталей.
- Требуется вести техническую документацию.
- Нужно проектировать и создавать макеты механических систем и комплектующих в соответствии с техпараметрами.
- Проводить испытания механических систем и анализировать информацию.
На технике-механике лежит огромная ответственность и если случится аварийная ситуация, медлить нельзя. Требуется быстро ориентироваться в ситуации и принимать правильное решение. Иногда от этого может зависеть человеческая жизнь. Также необходимо максимально следить за техникой безопасности. Это важное требование.
Место работы
Профессия механика достаточно востребована, особенно если является высококвалифицированным. Без дела такой человек никогда не останется. Подобные люди являются специалистами широкого профиля. Устроиться на работу сотрудником можно в любую компанию или предприятие, где есть механические приборы. Также механики часто трудятся в автомастерских. Техник механик может работать в различных отраслях, в зависимости от специализации. К примеру, в сфере ремонтов приборов работающих от электросети, в сельском хозяйстве, в сфере ЖКХ, по ремонту автомобилей и многое другое.
Обучение
Большая часть механиков обучаются в техникумах либо колледжах, но прежде необходимо выбрать определенную специализацию. Ниже представлены учебные заведение, где можно получить образование механика:
Заработная плата
Заработная плата, как и в любой профессии, напрямую связана с регионом проживания и профессионализмом специалиста. Минимальный доход по России составляет 25 тысяч рублей. Средняя зарплата варьируется в пределах 44 тысяч рублей. Максимально получаемый доход может составить 412 тысяч рублей. Важно постоянно повышать уровень своих знаний, тогда и заработок будет значительным. Хорошего специалиста всегда примут на высокооплачиваемую работу.
«Автомат» или «механика»: плюсы и минусы коробок передач.
Когда приходит пора выбирать новый автомобиль, мы, как правило, думаем о том, с каким типом двигателя и коробки передач будет наша будущая машина. Если раньше выбор состоял из двух вариантов – механическая или автоматическая трансмиссия, то сегодня наряду с обычной «механикой» можно избрать автоматическую, роботизированную или бесступенчатую коробку передач. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы перечисленных выше трансмиссий.
Простая сложная «механика»
По своему устройству механическая коробка передач – просто устроенный агрегат, если, конечно, сравнивать ее с автоматическими и роботизированными трансмиссиями. Эта простота обусловливает невысокую стоимость автомобиля, оснащенного такой коробкой, и простоту в обслуживании и эксплуатации. Впрочем, на счет последнего можно поспорить: принцип работы механической КПП предполагает активное участие водителя, и потому роль человеческого фактора в эксплуатации «механики» весьма велика. Одно дело, если машину с МКПП водит опытный водитель, знающий, на каких скоростях нужно переключаться на ту или иную передачу, и владеющий приемами эксплуатации в сложных условиях (например, если авто застряло в снегу или песке). Совсем другое дело, когда машину с таким типом трансмиссии водит новичок. Здесь есть большой риск того, что по банальному незнанию правил эксплуатации МКПП начинающий водитель может, что называется, угробить коробку за относительно короткий срок (в то время как максимальный ресурс такого агрегата может исчисляться сотнями тысяч километров пробега). Тем, кто все же решил выбрать автомобиль с механической КПП, стоит знать все о положительных и отрицательных сторонах этого типа трансмиссии.
1) Простота конструкции, относительная дешевизна ремонта и обслуживания.
2) Большой ресурс эксплуатации (некоторые коробки передач данного типа могут использоваться даже после того, как выйдет из строя «родной» двигатель автомобиля).
3) Экономия топлива (по сравнению с автоматической КПП, автомобиль на «механике» потребляет на 10-15% меньше горючего) и высокая динамика разгона.
4) Высокий процент коэффициента полезного действия (механическая КПП позволяет использовать всю мощность двигателя и его крутящего момента).
5) Хорошая приемистость автомобиля (быстрота увеличения оборотов двигателя) при которой водитель сам избирает стиль вождения, регулируя момент переключения скоростей.
6) Меньший, чем у автоматической КПП, вес.
7) Возможность запуска двигателя при вышедших из строя зажигании и аккумуляторной батареи.
8) Возможность буксировки автомобиля без использования эвакуатора, на жесткой или гибкой сцепке на любые расстояния.
1) Сложность эксплуатации для новичков (начинающие водители из-за необходимости использовать сцепление могут повредить как само сцепление, так и узлы коробки – например, включив вместо передней передачи заднюю или не включив полностью сцепление).
2) Перегрузка мотора при некорректном включении передач (тоже касается неопытных водителей, которые могут забыть вовремя переключиться на высшую или низшую ступень, заставляя, тем самым, работать мотор на повышенных оборотах).
3) Увеличенный, по сравнению с АКПП, промежуток переключения передач (во время переключения с низшей на высшую ступень и обратно двигатель на определенный промежуток времени разобщается с трансмиссией, что ведет к потере мощности).
4) Усталость водителя при эксплуатации «механики» при езде в городском режиме (приходится постоянно включать/выключать передачи).
Удобный, но дорогой в обслуживании «автомат»
Если механическая коробка передач отличается простотой конструкции, то у автоматической количество узлов и агрегатов больше, что, в свою очередь, влияет на дороговизну ее изготовления, ремонта и эксплуатации. Однако такая коробка более удобна в пользовании, особенно при езде в городе, так как здесь не требуется постоянное включение/выключение сцепления – это придется по вкусу водителям-новичкам. Таким образом участие человека в работе автоматической трансмиссии сведено к минимуму. К тому же, сегодня покупатель может выбирать из нескольких видов автоматических коробок передач: гидромеханической КПП (обычный «автомат»), механической КПП с двумя сцеплениями, роботизированной КПП и бесступенчатого вариатора. У каждого из этих типов трансмиссий есть свои плюсы и минусы, на которых мы остановимся подробнее, но сначала укажем на общие положительные и отрицательные черты автоматических КПП.
1) Легкость эксплуатации (нет необходимости постоянно включать сцепление).
2) Отсутствие риска перегрузить двигатель (коробка-«автомат» сама выбирает оптимальный момент для переключения на повышенную или пониженную передачу).
3) Сокращенный промежуток времени между переходами с низшей ступени на высшую и обратно без потери мощности двигателя.
1) Дорогой ремонт и обслуживание.
2) Большой вес агрегата (по сравнению с механической КПП).
3) Относительно невысокая приемистость автомобиля (наиболее характерно для гидромеханических АКПП).
4) Более высокий, по сравнению с «механикой», расход топлива (характерно для гидромеханических, роботизированных КПП и вариатора).
5)Невозможность буксировки автомобиля на гибкой или жесткой сцепке (только при помощи эвакуатора).
6) Отсутствие торможения двигателем в режиме Drive (для такого типа торможения приходится переключаться в режим пониженной передачи).
7) Небольшой по сравнению с механической КПП ресурс эксплуатации до капремонта (максимально — до 200 тысяч километров пробега).
Теперь остановимся на негативных и позитивных качествах каждого вида указанных здесь АКПП.
Итак, к плюсам гидромеханической КПП можно отнести возможность передачи большого крутящего момента от двигателя к колесам, надежность и долговечность конструкции. К минусам — провалы при переключении передач, невозможность буксировки.
К положительным сторонам роботизированной КПП отнесем относительную дешевизну (по сравнению с другими «автоматами») производства и эксплуатации, а к минусам – рывки при переключении скоростей.
Коробка передач с двумя сцеплениями позволяет передавать максимальный крутящий момент на уровне механической трансмиссии, без потери мощности двигателя. А вот негативным моментом в эксплуатации такой коробки является ее ненадежная конструкция и дорогостоящий ремонт.
Наконец, к плюсам бесступенчатого вариатора относится самое плавное из всех перечисленных КПП переключение передач и возможность использования максимального коэффициента полезного действия двигателя. А к минусам – сравнительно короткий срок службы до капитального ремонта (как показывает практика, зачастую проводить капитальный ремонт вариаторов приходится на пробеге 100-110 тысяч километров) и отсутствие возможности передачи максимального крутящего момента от двигателя к колесам.
Пока что наиболее практичной во многих отношениях является механическая трансмиссия. Но прогресс не стоит на месте, и современные автоматические коробки передач становятся все более надежными, долговечными и, что главное, экономичными. Такой вид трансмиссии как коробка с двумя сцеплениями уже «научили» расходовать меньше топлива, чем обычная механическая КПП. Но сложность конструкции и следующая из этого дороговизна ремонта и обслуживания таких трансмиссий пока что говорит не в пользу «автоматов».