Tourismo — серия междугородных и туристических автобусов повышенной комфортности фирмы Mercedes-Benz. Модели O 350 RHD и SHD различаются высотой кузова и вместимостью багажного отделения. Для Турецкого рынка выпускалась модель О 403 SHD. Подвеска всех колёс независимая пневматическая, тормоза дисковые. В стандартное оснащение включены системы ABS и ASR.
Спереди автобус примечателен своими «улыбчивыми» глазами-фарами и звездой в центре передней панели, позволяющими с первого взгляда определить, что автобус принадлежит к модельному ряду туристических автобусов «Мерседес-Бенц».
Идеально ровная поверхность, прекрасные пропорции, затемненные стекла и динамично выполненные линии задней части придают автобусу особую привлекательность. Tourismo хорошо смотрится на любом фоне.
По данным 2005 года Tourismo — самый продаваемый автобус в Европе. За 10 лет турецкое отделение Mercedes-Benz Türk в г. Хошдере выпустило 10000 таких машин.
В Европе Tourismo — один из наиболее распространенных туристических автобусов. На дорогах можно встретить более 12 000 автобусов этого семейства.
Модификации: Tourismo O 350 RHD, Tourismo O 350 SHD.
Модификации от 2007 г. : Tourismo /Tourismo M/ Tourismo L (Длина — 12.140 мм/ 12.960 мм/ 13990 мм)
Схема
Ничего общего! Кроме названия
Старый Tourismo вызывал у меня смешанные чувства. С одной стороны, это была почти безупречная рабочая лошадка турецкой сборки, приносившая европейским перевозчикам неплохие доходы. С другой стороны, мне не нравилась древняя «кочерга» переключения передач, вызывавшая аналогии с допотопным ЛАЗ-695. Но надо отдать должное предшественнику нынешнего Mercedes-Benz Tourismo: он разошелся в 12 000 экземпляров! Это ли не свидетельство популярности?! Его и сейчас можно часто встретить не только в городах Турции или Германии, но и Швейцарии, Франции, многих других стран, включая столицу Евросоюза – Брюссель.Новый Tourismo – не просто потомок теперь уже знаменитой модели, это принципиально другой автобус. Более совершенный, более комфортабельный, более мощный и более производительный. Его кузов стал шире на 50 мм, а передняя часть удлинилась на 140 мм, в нем установлен более мощный кондиционер, а модернизированная передняя ось заметно повысила плавность хода. Рабочее место водителя теперь характеризуется улучшенной эргономикой, а обзорность вообще выше всяких похвал.Если старый автобус имел только один вариант длины – 12 м, то у нового их три: 12,14; 12,96 и 13,99 м. Да и колесная формула теперь не одна (4х2), а две – 4х2 для Tourismo и 6х2 для Tourismo M и Tourismo L. Но сравнивать нужно не эти две пассажирские машины, а новый Tourismo с Travego: они принадлежат к одному классу и практически одинаковы как по размерам, так и по особенностям конструкции. Разница лишь в том, что Travego оснащен богаче, да и список его опций длиннее.
Не путать с Travego!
Возвысив новый Tourismo над старым, специалисты озаботились тем, как не сделать его близнецом Travego. Ведь в этом случае они могли бы наступить на горло собственной песне. И тогда пришло решение сделать новичка более скромным по дизайну и комплектации.В силовой линии тоже видна «дискриминация». Если для Travego предусмотрено несколько коробок передач, то для Tourismo их только две, и обе 6-ступенчатые механические. Двигатель вообще один – рядная «шестерка», хотя и в трех вариантах мощности: 354 л.с. в базе, 408 л.с. в качестве опции для Tourismo и 428 л.с. для Tourismo M и Tourismo L. Увы, V-образных «восьмерок», как на Travego, здесь нет.Свои нюансы и в комплектации салона. Например, базовое количество посадочных мест 51+1+1 – в Tourismo, 55+1+1 – в Tourismo M и 59+1+1 – в Tourismo L – предлагается только для Германии. В другие страны поставляются версии с кухней и туалетом, где на 2 пассажирских места меньше. В общем, маркетологи Mercedes-Benz с задачей справились.
Три лучше двух
Почему для теста был выбран не двухосный Tourismo полной массой 18 т, а 24-тонный трехосник? Дело в том, что в Германии, Испании и некоторых странах Евросоюза трехосник – явный фаворит. С ним предпочитает иметь дело большинство транспортных операторов. Причина, очевидно, в допустимых нагрузках на ось и максимальной вместительности салона. Объем багажных отсеков при этом имеет значение, хотя и не решающее – здесь путешествовать предпочитают если и не налегке, то с минимумом чемоданов и сумок.Расчеты показывают, что при двухосном варианте допустимая масса багажа на каждого пассажира составляет 20 кг, тогда как при трехосном – около 60 кг, т.е. втрое больше. И это при том, что максимальная вместимость Tourismo 4х2 составляет 44 пассажира, а Tourismo 6х2 – 56 пассажиров. Что означают 12 «лишних» мест с точки зрения бизнеса, думаю, пояснять не стоит. Между прочим, по официальным данным, среднестатистический вес европейского пассажира 68 кг. А если взять пожилых граждан, даже меньше. А вот американские туристы не вписываются ни в один стандарт. По отзывам туроператоров, и 100 кг – для них далеко не предел. К тому же ездить налегке они не привыкли. Автобусы без мини-бара и бортовой кухни им не подходят. А если в расчет взять наличие туалета, гардероба и холодильника, где все это прикажете разместить?! Вот и выходит, что 6х2 предпочтительнее 4х2.
«Бюджетный» фаворит
Концерн Daimler сознательно сделал Mercedes-Benz Tourismo таким разноплановым. Три варианта длины позволяют перевозчику выбрать именно тот, который идеально отвечает специфике и характеру поездок. Калькуляция показывает, что стоимость приобретения лайнера в расчете на одно посадочное место может быть ниже, чем у более дорогих версий «туристов» собственной и других марок.Одно из отличий нового лайнера от предшественника – обилие электроники. Уже в базовом оснащении имеется электропневматическая тормозная система EBS с ограничителем скорости при длительном торможении DBL. В стандартную комплектацию входят системы электронной стабилизации движения ESP, экстренного торможения BA, антиблокировочная ABS и антипробуксовочная ASR. У многих конкурентов они поставляются в виде опций, за отдельную плату.Список опций у нового Tourismo очень скромный. В нем нет, например, системы контроля за пересечением линий разметки SPA и других «умных» устройств – это уже прерогатива более дорогого и престижного Travego. Отсутствие большого перечня специального оборудования объясняется просто: завод хотел обеспечить перевозчику при минимуме затрат максимум прибыли. В конце концов, пассажиру важно быстро и безопасно преодолеть расстояние, заплатив за это по возможности меньше денег.Выбор цвета и материалов отделки салона Tourismo тоже ограничен. Скажем, потолок поставляется только серый. Плюс такого решения – в оптимальной логистике. Достаточно сказать, что 800 панелей для годового выпуска можно получить от поставщика уже через 2 недели после размещения заказа. А для случаев с разными вариантами исполнения на это понадобилось бы гораздо больше времени и наверняка бы возникли сложности с поставкой just-in-time.Наконец, в силу своей спецификации Tourismo не может иметь 4 звезды. Да, по количеству пассажирских мест и расстоянию между креслами это возможно, но отсутствие гардероба делает присвоение заветных «звездочек» нереальным. Впрочем, и при трех пятиконечных символах в лайнере есть мини-кухня, бортовой холодильник и туалет.
Добротная гостиница
. Открываешь дверь Tourismo и понимаешь: все здесь сделано по-европейски. Ни тебе острых кромок, ни корявых деталей, ни следов дизайнерской безвкусицы. На ступеньках и поручнях – ярко-желтые канты – таково требование европейских стандартов. Потолочный поручень – только слева по ходу движения автобуса. Раньше между немецкими и европейскими нормами существовала разница: по одним расстояние 190 см должно было составлять от пола до верхнего края поручня, а по другим – до нижнего. В итоге производители сертифицировали свою продукцию и по тем, и по другим требованиям. Возобладал здравый смысл: норму установили в 190 см до середины поручня (в России действует стандарт 190 см до нижнего края поручня). Узаконенная унификация теперь позволяет не готовить спецификацию автобусов для каждой страны отдельно.На всех сиденьях Tourismo сделаны поясные ремни безопасности – как в самолете. Не пристегивать их – себе дороже: пассажир сам платит штраф в размере 40 евро. На такую же сумму наказывают и водителя, если выяснится, что он не предупредил тех, кто в салоне. Истина устанавливается путем опроса: полиция верит своим гражданам на слово. Кстати, в случае ДТП страховые компании могут уменьшить размер выплат, если узнают, что водитель забыл предупредить пассажиров о необходимости пользоваться ремнями безопасности.Сиденья вполне комфортабельные, а расстояние между ними такое, что чувства стесненности не испытываешь ни на первом, ни на последнем ряду. Здесь вообще как в добротной гостинице: уютно, чисто, практично и что немаловажно – очень тихо. Звук работающего двигателя не утомляет и даже на галерке позволяет разговаривать вполголоса. Единственная неприятность – забрызгиваемые по правой стороне окна. Наш тест проходил в дождливую погоду, и я с утра отметил: когда мы отъезжали от отеля, стекла левого борта остались чистыми, а правые были в разводах от воды, стекавшей с крыши.
Электроника
Садясь за руль, я обратил внимание на показания одометра и бортового компьютера: за 6600 км пробега средний расход топлива составил 27,8 л/100 км. Это данные за неполные три месяца, которые автобус прошел под управлением разных водителей с момента допуска к эксплуатации. Но, по словам инструктора, во время тестов в равнинной местности Голландии Tourismo показал более достойный результат: 24 л/100 км.Изучая приборную панель, прихожу к выводу, что раньше на дисплее было больше сведений. Спросил инструктора – так и есть: теперь данные оптимизированы. Если все контрольные лампы разместить на приборной панели, внимание сидящего за рулем будет рассеяно. Поэтому принято решение: горит лампа желтого цвета – смотри, что случилось, но можешь ехать дальше; вспыхнула красная – значит, состояние критическое, нужно обращаться в сервис. Достаточно найти код ошибки и сообщить его на СТО.Отдельного упоминания заслуживает система управления FPS. Благодаря CAN-шине второго поколения электронные блоки можно перепрограммировать без замены. Почему не отказались от FPS и сохранили некоторые элементы на простом уровне? Потому что хотели оставить свободу действий перевозчикам. Допустим, клиент хочет подключить прицеп. Механически выполнить это несложно, но электрику надо подключать у сервисных партнеров. Чтобы не заставлять транспортников мотаться на СТО по мелочам, им и оставили возможность самостоятельного подключения. Или другая ситуация: после покупки автобуса клиент захотел подключить TV, превратить салон в музыкальную гостиную. Раньше пришлось бы гнать автобус на станцию и выполнять все работы там, теперь есть радиоподготовка и остается только подсоединиться к разъемам.Электронная тормозная система на Tourismo работает параллельно с пневматической. Преимущества системы в том, что электронный клапан открывается быстрее и лучше дозирует усилие. Если электроника выйдет из строя, сработает пневматика и наоборот.
Каждой клеточкой.
В Германии, по словам ее жителей, размеры штрафов более-менее терпимые. Но многие немцы даже не знают их, поскольку ничего не нарушают. А масштабы финансового наказания в ФРГ такие: превышение скорости более чем на 10 км/ч – 30 евро, от 11 до 25 км/ч – в дополнение к денежному штрафу начисляются штрафные баллы, при превышении более чем на 25 км/ч – возможно лишение прав. Но, даже зная об этом, я не устоял перед соблазном проверить в деле ограничитель скорости при длительном торможении DBL. Он включается при достижении 104 км/ч. В моем случае ретардер сработал автоматически при 105 км/ч по спидометру и понизил прыть автобуса до максимально разрешенных 100 км/ч. А если бы удалось разогнать лайнер до 107 км/ч, раздался бы предупреждающий акустический сигнал и загорелась красная лампочка. Впереди ремонт дороги и узкий коридор, образованный бордюром и знаками с правой стороны, пластиковыми конусами с левой. Но никакого волнения нет: пассажирский лайнер идет по заданной траектории стабильнее, чем трамвай по рельсам. Через несколько километров въезжаем в городок с узкими улочками, и это испытание не для слабонервных: нужно следить, чтобы не задеть крышей ветки деревьев, не чиркнуть боковиной одну из припаркованных машин и до смерти не напугать вхождением в S-образную связку с замахом водителей встречных легковушек. Однако ничего подобного не происходит: управляется Tourismo настолько легко, что через какое-то время забываешь о том, что это 13-метровый лайнер о трех осях. Более того, возникает ощущение, что чувствуешь автобус каждой клеточкой тела. Набор скорости происходит так стремительно, что удается легко держать ритм транспортного потока даже за городом. А послушность техники воле водителя такая, будто сидишь за рулем легкового автомобиля Mercedes-Benz. Да, о таком «туристе» можно мечтать. Но еще лучше – обладать им!
Техническая характеристика Mercedes-Benz Tourismo M
6-ст. механическая с ГУ
1-я передача
2-я передача
3-я передача
4-я передача
5-я передача
6-я передача
задняя передача
3.71
2.23
1.44
1.00
0.79
6.13
*Для шин размером 295/80 R22.5. **Для версии с кухней и туалетом.
Компания Mercedes-Benz внесла ряд изменения в весьма популярный в Европе автобус, носящий имя Tourismo
Мнение
Руслан Талыбов
генеральный директор ООО «Вайтех»
На сегодня парк компании насчитывает 15 туристических автобусов Mercedes-Benz, 8 из которых модели Tourismo в модификации RHD15. Их мы начали закупать с 2009 года. Кроме того, в парке эксплуатируются пять более ранних модификаций Tourismo, выпущенных до 2006 года, и два Mercedes-Benz Travego. Машины выпущены в Турции, но для европейского рынка. Есть версии и для их внутреннего рынка, они существенно отличаются по качеству – если так можно выразиться, собираются для менее требовательного покупателя. Их можно отличить по более высокому полу салона (выше на ступеньку).
За каждой нашей машиной закреплено два водителя, и в день, в зависимости от маршрута, их пройденный путь составляет от 150 до 1000 километров. В подавляющей массе пробег создают экскурсионные поездки. В зависимости от сезона это российские группы туристов, осматривающие достопримечательности столицы и путешествующие по городам Золотого кольца России (зима), или иностранцы, посещающие те же объекты культуры (лето). Автобусы мы подаем как к гостиницам, так и к круизным кораблям, прибывающим в Московский регион из Санкт-Петербурга.
Насколько я помню, производитель рекомендует проводить ТО на пробеге 50-60 тысяч километров, но, учитывая особенности эксплуатации техники в нашем регионе, качество топлива, мы обслуживаем технику раньше – спустя 40 тысяч километров. Плановые ТО проводим на авторизированных станциях, а небольшой ремонт осуществляют слесари-механики, состоящие в штате организации. Сейчас на одометрах Tourismo в модификации RHD с 2009 года выпуска и позднее пробеги не превышают 400 тысяч километров. Двигатели – а это OM457 объемом 12 литров и мощностью 408 л. с. – потребляют на 100 километров от 33 до 40 литров дизельного топлива в зависимости от сезона и режима эксплуатации (город/трасса). Реагент AdBlue мы приобретаем бочками – его расход двигателями позволяет заправлять баки перед рейсами на территории нашей базы и не дозаправляться в рейсах.
В сравнении с версиями, выпущенными до 2006 года, в новых автобусах решена проблема выхода из строя натяжных роликов приводных ремней, улучшена передняя и задняя подвески – они стали более комфортными и надежными.
Но все же качество дорог (особенно региональных) накладывает свой отпечаток. Наконечники рулевых тяг ходят по 80 тысяч километров. Тормозные колодки дисковых тормозов выхаживают примерно один год или 50-60 тысяч километров. Дисковые тормоза автобусов до 2006 года требуют к себе внимания еще чаще – закисают направляющие суппортов, требуются дополнительные регулировки и т. д. С электрикой мы не испытываем особых проблем даже на машинах, прошедших по 800 тысяч километров.