Michelin X-Ice North 4 из первых партий дешевле шин Continental и Nokian ― чуть меньше шести тысяч рублей за покрышку размерности 205/55 R16 против 6500–8000 рублей у конкурентов.
Ловите машину в колеях, появляющихся каждую весну на скоростных дорогах? Постоянно оттираете грязь с кузова? Основная причина этих бед, как показывают скандинавские исследования, ― шипованные шины. Они прогрызают дорожное полотно, в результате чего появляются те самые ультрадисперсные частицы PM10 с диаметром 10 микрон и менее. Ради борьбы с этой пылью шипованные покрышки запрещены в большинстве европейских стран и даже в Японии, сравнимой с Россией по климату. Но Michelin в ус не дует: их новый X-Ice North 4 — это без малого 290 шипов в 19-дюймовом колесе!
Центральное ребро повышает стабильность на асфальте, где North 4 должен быть не хуже, чем North 3. Упрочнённый каркас Ironflex взят у шины Michelin XM2. Глубина рисунка протектора ― 8,4 мм, узор миллиметровой глубины вокруг шипов чисто декоративен.
Это рекорд ― у ближайшего конкурента на треть меньше шипов. На питерской презентации для сравнения с новым Мишленом представлены лидеры независимых тестов ― Nokian Hakkapeliitta 9 и Continental IceContact 2. Разница в продольной динамике заметна даже без приборов. Тормозной путь на льду с 60 км/ч близок для шин Nokian и Conti, а с гипершипованным Мишленом выбранный в качестве агрегатоносителя универсал Audi A6 allroad останавливается примерно на корпус раньше.
Инструментальные замеры сложно назвать точными из-за переменчивого покрытия, но Racelogic VBox показывает выигрыш Мишлена около полуметра в тормозном пути на льду с 20 до пяти километров в час. При сравнении комплектов, изношенных пробегом 10 000 км, превосходство шин X-Ice North 4 ещё больше — до метра при том же замедлении 20–5 км/ч.
В покрышке самого ходового размера 205/55 R16 ― 250 шипов, расположенных в 22 продольных и 22 поперечных ряда. Потенциальных мест для шипования ― около 1400, но в итоге выбрали самую «тихую» конфигурацию. Рисунок протектора шин шире 255 мм чуть иной.
На извилистой ледовой трассе Nokian и особенно Continental срываются в скольжение спокойнее и прогнозируемее, чем X-Ice North 4. Но Michelin делает это ощутимо позже, а более высокие сцепные свойства в продольном направлении повышают эффект от работы системы стабилизации: хр-р-рум, и ты снова на курсе. А самое удивительное ― X-Ice North 4 тише всех на асфальте, где Hakka донимает низкочастотным гулом, а IceContact ― цоканьем вклеенных шипов сложной формы. И «ноль» на руле у Мишлена самый внятный. За счёт чего?
Зауженная форма торца корпуса шипа позаимствована из автоспорта: при наклоне твердосплавный сердечник не выдёргивается изо льда. Взаиморасположение шипов аж на двадцати двух дорожках оптимизировано так, чтобы избежать резонансных акустических явлений.
Шипы ― обычной круглой формы, вставлены с регламентируемым нормативами вылетом 1,2 мм плюс 0,3 мм. Ради равномерного износа корпус шипа теперь не алюминиевый, а стальной (говорят, его коррозия нормальной работе не помешает). А общее увеличение массы шипов на 200 граммов компенсировано примерно таким же снижением веса самой шины. В итоге она оказывается не тяжелее Норда третьего поколения — 9,6 кг для размера 205/55 R16. Правда, в фиксации шипов прогресса нет. Они просто вставляются в резину, а, судя по отзывам на Драйве2, именно потеря «когтей» была основной претензией к прошлому Норду.
Ради укатанного снега расширены блоки протектора с большим количеством ламелей. Прорезям придана П-образная форма, позволяющая блокировать их раньше и активнее. Увы, на тестах такое покрытие не представлено. Протекторная смесь работает до минус 65 градусов.
Решающим для сцепных свойств на льду является количество шипов в оптимизированном, более длинном пятне контакта: их тут теперь помещается аж 24 против прежних восьми-девяти! Однако по собственным же мишленовским данным на лёд в России приходится максимум пять процентов зимнего пробега. Получается, большую часть времени шипы грызут асфальт, изнашивая его особенно сильно, когда он покрыт жидкими реагентами, ― об этом трубит каждое зарубежное исследование.
Количество шипов в конечном счёте вроде как вступает в противоречие с нормативами. Например, согласно правилам российской сертификации количество шипов не должно превышать 60 штук на погонный метр протектора. В Европе с 2013 года допускается лишь 50. Если следовать букве техтребований, то у самой большой на данный момент шины X-Ice North 4 размером 265/40 R19 должно быть не более 109 шипов. А их там 287!
Все шины X-Ice North 4 выпускаются в исполнении XL (Extra Load, усиленный каркас). Размеры с 15 по 17 дюймов делают в Подмосковье (в том числе и на экспорт), а 18-19 дюймов ― в Польше и Венгрии. Чуть позже появятся 20-дюймовые варианты и версия SUV.
Чтобы провести на рынок шину с сильным превышением норм Michelin использует законную лазейку. Шипов может быть сколько угодно, если покрышки прошли специальный тест на износ полотна дороги, называемый «over-run», разработанный и проводимый единственной в мире сертифицированной финской лабораторией Test World. Испытываться должны все из 35 доступных к наступающей зиме типоразмеров посадочным диаметром от 15 до 19 дюймов. Michelin X-Ice North 4 успешно прошёл этот тест: чтобы снизить износ полотна, помимо прочего, в новых шинах отказались от термореактивной смеси, уплотнявшей подушку шипа при низких температурах.
Ледовая трасса на автодроме Санкт-Петербург понравилась, хотя для полноты картины хотелось поездить и по снегу, и по мокрому асфальту ― а очищенным до сухого асфальта оказался лишь небольшой двухсотметровый прямик. Но тормозить там не было возможности.
Впрочем, что за рубежом растёт скептицизм в отношении «овер-рана» — слишком специфичны условия испытаний. Для замера износа используется не асфальт, а особый гранит (см. врезку внизу). Исследования проводят при плюсовой температуре, а не зимой. И главное ― скорость проезда автомобиля всего 100 км/ч. Часто ли мы с вами так ездим по пустым МКАДу с КАДом?
На зимние модели приходится 55% продаж российского шинного рынка. Доля шипованных версий, по данным Мишлена, составляет 77% и растёт.
Норвегия, например, недавно отказалась допускать на дороги шины, сертифицированные по «овер-рану». Полсотни шипов на метр ― и баста, или как там это будет по-норвежски. Однако для России, Швеции и Финляндии с потребительской точки зрения X-Ice North 4 претендует на звание фаворита нового зимнего сезона. Краткое знакомство показало, что он уж точно на голову лучше блеклого Мишлена третьего поколения ― кстати, ошипованного по старинке, в соответствии с нормой числа шипов на метр. Теперь ждём от конкурентов три сотни шипов. Кто первый?
Грызть гранит Куру
Размер одной 300-граммовой плитки для сертификационного теста из гранита Куру — 90x75x20 мм. Её взвешивают перед и после испытаний, предварительно высушив по особой стандартизованной методике.
Финский испытательный центр Test World ещё с 1980-х годов разрабатывал методику измерения износа покрытия шипованными шинами. Основная идея в том, что шину (точнее, автомобиль) прокатывают определённое число раз по образцу материала, масса которого точно измеряется в начале и конце цикла. Насколько легче стал образец ― настолько износилась поверхность. Эксперименты с разными видами покрытий вынудили остановиться на граните из финского месторождения Куру. Было заявлено, что у плашки этой породы наиболее стабильные свойства по всей площади и глубине.
В пакете, по которому проезжает автомобиль, 15 плиток.
«Over-run» предусматривает 200 проездов по образцам на автомобиле, обутом в новые необкатанные шины, со скоростью 100 км/ч ― получается 400 воздействий покрышки на гранит. Гранитные кубики предварительно опилены для появления канавок и поливаются (износ влажного покрытия в полтора–три раза больше сухого). Поначалу после введения теста злые языки намекали на свойские отношения испытателей с финской же фирмой Nokian, чьи покрышки первыми сполна использовали преимущества нового метода сертификации. Но пример Мишлена говорит, что это, скорее всего, домыслы.
За кадром
Размах мишленовской шинной презентации, прошедшей в марте, как минимум не уступал многим автомобильным ― десятки журналистов и блогеров, отличная организация и логистика. Правда, многие из гостей оказались не очень в теме. В «Сапсане» я подслушал примерно такой разговор двух молодых людей: «Слушай, а как шины-то испытывать? Я первый раз». «Да ничего сложного, берёшь и носишься. В прошлый раз даже на Porsche погонять дали». К счастью, не подкачала погода: несмотря на начало календарной весны, устойчивые минус 10–15 градусов позволили не только поездить по полноценному льду, но и походить прямо по Фонтанке и Мойке.
Продолжаю освещать события о своём опыте сдачи по рекламации (проще говоря по гарантии) связанной с компанией Michelin и их продуктом X-ice North 3.
И вот наконец-то случилось то, о чём еще месяц назад я даже не мог подумать. Я стал обладателем комплекта новых шин от компании Michelin в замен старых, со сломанными шипами…и это после 3 полноценных зимних сезонов эксплуатации резины!
Теперь по порядку: сперва мне пришло на почту следующая порция уведомлений, а именно: "Уважаемый клиент, Шины по заявлению № TC72ХХХ отправлены со склада «Мишлен»."
Вау! Тут всё конкретно, на замену мне высылают шины, правда не пишут модель, ну это уже не так важно, гарантия сработала. И стал я ждать, когда же мне придёт резина.
А нет, это не та картинка, там другой чувак со складками.
Следующая порция сообщений (уже СМС-оповещение) сказала мне о том, что резина ожидается у дилера приблизительно 20 ноября 2018 г.
И вот я начал ждать последнего сообщения, что резина поступила на склад, но так и не дождался 😀
Оказывается на этом любое информирование прекращается и нужно самому узнавать у дилера, когда резина пришла, чтобы её забрать.
Решил я этот вопрос поднять 26 ноября (через 6 дней после ожидаемой доставки) и столкнулся с проблемой, что указанный в письме дилер ничего не знает о существовании моей резины. И в итоге резина нашлась в самом логичном месте — там где я сдавал свою старую резину по рекламации (но при этом нигде это не указывалось).
Приехал я туда, подписал пару бланков о получении резины и отсутствии претензий с моей стороны. Хех, еще бы какие претензии?! Компания Michelin действительно сдержала слово о гарантийных обязательствах на целых 5 лет эксплуатации резины!
И вот из этих документов я наконец-то узнал, что мои XIN3 поменяли на равнозначный по размеру XIN4! Это просто отлично, мало того, что поменяли резину, дак еще и на свежую модель!
Теперь осталось дело за малым — продать этот новый комплект резины, потому что в данный момент у меня на машине стоит точно такой же комплект резины, который я купил месяц назад.
Кстати, на новом комплекте я уже прошёл обкатку в 1000 км не спешного перемещения и наконец-то смог полноценно испытать резину на трассе на скоростях 110-130 км/ч и я вам скажу, я раньше думал, что у меня была резина хороша (XIN3), я немного заблуждался, вот XIN4 точно лучше по характеристикам сцепления, особенно на оледеневших поверхностях! Наверное не зря на них 269 шипов, против 20 оставшихся на XIN3 🙂
Выбором резины на следующие зимние сезоны я полностью удовлетворен: она не шумная (не смотря на такую гипершиповку), она адекватно держит курс на любой скорости и в городе гораздо реже теперь срабатывает ABS, что означает, что сцепление с дорогой стало значительно лучше и вместо скольжения идет замедление авто. Но конечно не стоит забывать, что в условиях зимней эксплуатации шины дают многое, но не всё, нужно с головой контролировать все свои манёвры, без этого никак 🙂
Всем спасибо за внимание! На днях напишу в одном посте кратенько инструкцию как поменять XIN3, если у вас возникла подобная проблема.
Вчера был написан пост, о переобувке на 4-й сезон резину Michelin X-ice North 3.
Получил достаточно много отзывов и комментариев о том, что многие успешно меняют резину на новую, если возникает ситуация с поломанными шипами как в моём случае. Решил я для себя поднять этот вопрос.
Для начала история:
1сезон: Резину купил новую на Renault Laguna III, соблюдал правила прикатки, всё по букварю.
Этот комплект резины Michelin X-Ice North 3 215/65/R16, на которой я проездил всего 1 сезон и был очень доволен резиной (потеря 2 шипов на 1 покрышке, остальные без потерь при пробеге около 6-7 тысяч км).
2 сезон: После 1 сезона на Renault Kaptur ситуация резко изменилась! Сравнил с текущим состоянием резины и ужаснулся. Потеря шипов на трех покрышках составила процентов 70! А на одной все шипы на месте, вот как так? Итого у меня получилось: из 106 шипов первоначально мы имеем 85,46,34 и … 11 (одиннадцать) оставшихся шипов за 2 сезона использования!
3 сезон: После 3 сезона бросил эту затею с подсчётом шипов, потому что итак понятно, что новые не вырастут, а старые наверняка еще больше поломались. Как итог перед четвертым сезоном резина почти вся выглядит как на фото ниже. А это согласитесь печаль для именитого бренда.
4 сезон: Не состоится. Хотя еще вчера я думал по-другому. Ведь сама резиновая смесь и структура протектора сделаны так, что шипы фактически не играют никакой серьезной роли и резина по прежнему уверенно ведёт себя на дороге! Мыслей о покупке другого комплекта даже не возникало до вчерашнего дня.
Позвонил я на горячую линию Michelin и мне назвали адреса в г. Пермь. и назвали условия предоставления гарантии:
1) Шинам должно быть менее 5 лет с даты производства (в моём случае они произведены в Феврале 2014 (0714 на шине))
2) Протектор должен быть в рабочем состоянии (примерно это означает следующее: остаточная глубина более 4мм.) В моём случае остаточная глубина 7-8 мм.
Ну и остальные условия есть на сайте в разделе FAQ: www.michelin.ru/faq-cars
Что делать, если я считаю, что наступил гарантийный случай?
На наши шины действуют гарантийные обязательства, которые распространяются на дефекты изготовления и материалов в течение 5 лет с даты её производства или до наступления законодательно установленного предельного износа шин, в зависимости от того, что наступило первым.
Для того чтобы сдать шины на проверку, вам следует обратиться в точку продаж, где вы приобретали шины MICHELIN. Там ваша жалоба будет зарегистрирована. После чего шина будет отправлена на экспертизу качества на завод Мишлен.
Каждый рекламационный случай мы рассматриваем отдельно, принимая во внимание особенности условий эксплуатации. В случае признания заводского дефекта будет проведена замена шин либо предложена денежная компенсация.
И тут встал главный вопрос: как быть теперь? Ведь уже погода для зимней резины!
И было 3 варианта:
1) Откатать еще месяц на гудричах (пока идёт рассмотрение претензии по Мишлену)
Минус один, но весомый. Я много раз писал, что гудрич, по моему мнению, НЕ всесезонная резина, хоть многие на нём и ездят всю зиму. Для себя и семьи я такого счастья бы не хотел.
2) Купить б/у резину временно на "перебиться", чтобы потом её так же продать.
Но покупка б/у та еще лотерея, тем более сейчас в сезон
3) Купить новую резину и ездить на ней. В случае удовлетворения моих гарантийных требований (новая резина или компенсация) дальше уже думать на чём ездить и как с этим теперь быть.
Тут минус один — ценник. Остальное только плюсы естественно
На семейном совете победил третий вариант!
Долго думать я не стал. Пробежался по обзорам резины.Сравнил цены. Промониторил акции в регионе. И мой выбор пал…снова на Мишлен! А точнее Michelin X-Ice North 4 215/65 R16! Даже не смотря на проблему с шипами самой резиной я весьма доволен! Решил взять нового поколения, тем более ценник подвернулся весьма хороший! 5 530 руб. за штуку, итого 22 120 руб. Плюс бесплатный шиномонтаж.
Вот такие дела! Сегодня поеду переобуваться в новую резину (ждёт на шинке) и сдавать старую: уже договорился с дилерами по адресу, который мне указали на линии технической поддержки!