Если сравнить состав современного моторного масла с составом масла, которое выпускалось пять или десять лет назад, то можно будет обнаружить, что он весьма отличается. Это и не странно, поскольку за последние десять лет автомобилестроение сделало серьезный прорыв.
Моторы стали более мощными, более выносливыми и высокотехнологичными, а это не могло не внести определенные коррективы в состав моторного масла. Все вышеперечисленные "плюсы" требуют от моторной жидкости лучших смазывающих характеристик, лучшей стойкости к трению и высоким нагрузкам. Так или иначе следует признать, что эволюционировал не только двигатель, но и моторное масло.
Отмечу, что найти какой-то перечень компонентов того или иного моторного масла, у вас вряд ли получится, производители моторных масел, как правило, содержат в секрете рецептуру своих продуктов. Все дело в конкуренции! Именно жесткая конкуренция толкает производителей на разработку более эффективных конкурентоспособных продуктов, а также проведение дорогостоящих исследований, на которые уходят миллионы долларов и целые годы упорного труда.
Однако несмотря на это кое-какие компоненты производители все же "рассекречивают" в маркетинговых целях, делая его своей фишкой или изюминкой своего продукта. Одной из таких изюминок и является молибден, о котором сегодня и пойдет речь. Я попытаюсь разобраться в вопросе: "Есть ли польза или вред от использования молибдена в производстве моторного масла?". Кроме того, я попробую выяснить чем же все-таки является молибден — полезной добавкой, улучшающей характеристики моторного масла или обычной маркетинговой "заманухой", разрекламированной производителями автомасел.
Обо всем по порядку…
Что такое молибден? Молибден (дисульфид молибдена – MoS2) — вещество светло-серого цвета, широко используемое в металлургической промышленности. Этот компонент отличается высокой жароустойчивостью, а также стойкостью к коррозии, кроме того молибден имеет хорошую вязкость, что немаловажно в вопросе моторного масла. Эти и многие другие выдающиеся свойства этого материала не могли не вызвать к нему интереса, со стороны производителей автомобильных масел. Однако, как это часто бывает с появлением того или иного инновационного решения, среди покупателей возникают разногласия. Одни полагают, что дисульфид молибдена в моторном масле — это сущее добро, другие же наоборот отрицают его положительные свойства и категорически не рекомендуют покупать молибденсодержащее масло. Ответить однозначно на вопрос: "Вред или польза?" — нельзя! В какой-то степени правы и те, и другие. Дело в том, что на каждом двигателе содержащее молибден масло проявляет себя по-разному.
MoS2 — как это работает?
Вещество MoS2 или дисульфид молибдена по своим характеристикам очень близок к графитовым частицам, которые также активно используются в производстве моторных масле многих производителей. Если посмотреть на молибденовое вещество под микроскопом, можно обнаружить графитовую пластинчатую платформу, в составе которой имеется один атом молибдена и два атома серы, в совокупности образующие сильное соединение серы с молибденом. По размерам атомы примерно одинаковы, за счет чего соединение имеет хорошие защитные свойства. Кроме прочего стоит отметить антифрикционные свойства дисульфида молибдена и противозадирные качества, которые продлевают срок службы деталей силового агрегата.
Сами по себе молекулы серы не обладают крепким соединением, однако, как я уже говорил, при взаимодействии с дисульфидом молибдена связка выходит мощной. Добавление MoS2 в смазывающие жидкости способствует образованию защитных слоев на металлических поверхностях деталей, которые защищают их от износа. Защитные молекулы довольно быстро двигаются по отношению к друг другу, тем самым исключая прямой контакт металлических деталей.
Кроме самого молибдена в молибденсодержащем масле содержится широкий набор присадок, позволяющий этому веществу создавать еще один слой смазки. Особенность этого слоя в том, что он начинает работать тогда, когда свойства обычной смазки утрачены. Присадки на базе дисульфида молибдена довольно часто продается как индивидуальная добавка, которую можно использовать как присадку в моторное масло, с целью улучшения его характеристик. Молибденовые включения способны работать там, где обычная смазка просто бессильна, например, при критических температурах (вплоть до 400°С), когда мотор работает на грани своих возможностей и нуждается в эффективной смазке и теплоотводе. Или наоборот, при аномально низких температурах, сохраняя при этом необходимые для образования защитной масляной пленки свойства.
Ложка дегтя!
Каждая медаль, как известно, имеет две стороны. Поэтому для того, чтобы вы могли получить максимально полную картину о масле с молибденом, кроме положительных моментов, я расскажу и о негативных сторонах таких масел. Сразу отмечу тот факт, что отрицательные показатели MoS2 проявляются далеко не во всех случаях и далеко не на каждом моторе, об этом я упомянул в начале статьи.
По некоторым данным, молибденовые включения в смазывающих жидкостях плохо себя проявляют на мощных бензиновых моторах, способных работать при высоких температурах. Все дело в размере частиц соединений, которые имеют относительно большие размеры и кроме защитных свойств имеют ряд недостатков. Проникая в цилиндропоршневую группу (ЦПГ), молибденсодержащее масло склонно к образованию отложений и возникновению такого неприятного явления как закоксованность двигателя. В результате возникает повреждение ЦПГ, а также чрезмерная активность газов, которая проникает в масло через поршневые кольца. Чаще всего результат всего вышеперечисленного — термические нагрузки, неполадки в двигателе и капремонт. Именно эта особенность объясняет почему дисульфид молибденовые соединения рекомендуют не все автопроизводители, а также причину, по которой многие категорически не приемлют этот компонент в составе моторного масла.
Современные моторные масла содержат в своем составе много кальция, который вступает в реакцию с дисульфидом молибдена, образуя при этом агрессивную среду для металлических поверхностей. Именно по этим причинам все положительные свойства молибдена меркнут на фоне вышеизложенных "минусов".
В результате можно сделать вывод, что моторное масло с молибденом — не самый лучший вариант для тех, кто заботится о своем авто. Более того, в некоторых случаях именно молибденсодержащее масло может привести к нежелательным последствиям и даже к капремонту силового агрегата. Если бы моторные масла были лишены множества присадок, то вполне возможно, что молекулы дисульфида молибдена можно было бы смело назвать эффективной и полезной абсолютно любому мотору. А пока, большое количество кальция, который слишком агрессивен по отношению к дисульфиду молибдена и наличие моющих присадок нивелируют все позитивные стороны этой добавки. Масло с молибденом рекомендуется использовать лишь в тех случаях, когда мотор нуждается в этой добавке, то есть когда она показана к применению самим производителем мотора.
Текст: АвтоПульсар.
С чего все началось? В 1782 году П. Гельем получил новое химическое вещество Mo. В начале 20-го века использование молибдена в металлургической промышленности было поставлено на поток. Первыми машинами, которые испытали на себе действие минерала молибденита стали двигатели самолетов во время второй мировой войны. Его свойства позволяли долетать самолету до пункта экстренной остановки без моторного масла.
Именно, благодаря находке Ханса Хелле, MoS2 стали использовать в составе моторных масел для автомобильных двигателей. Liqui Moly GmbH – фирма, которую он основал к концу 20 века – первой ввела обозначенное вещество в состав сначала присадок, а затем и в само масло. Кстати, до сих пор его использует.
Секрет внутри
В чем же особенность моторного масла с молибденом? Плюсы и минусы его использования – рассмотрим. Молибден это тугоплавкий металл, другими словами, не теряет своих свойств при высоких температурах. Кроме того обладает малым коэффициентом расширения, высокой упругостью. Долговечность и прочность ему придает особое строение молекул – молибден плюс сера. Так как составляющие приблизительно имеют один размер, для него характерны антифрикционные, защитные, противозадирные свойства.
Моторное масло на основе молибдена стало пользоваться популярностью за счет его прочности. Он, имея кристаллизованную и пластичную структуру, образует плотную пленку на деталях мотора в местах их соприкосновения, чем способствует переносу значительного давления без повреждений. Трение также сильно сокращается, так как частицы дисульфида молибдена очень подвижные в отношении друг друга.
Моторное масло с молибденом плюсы и минусы
Несмотря на отличительные свойства чудо-порошка, среди автолюбителей нет однозначного мнения по поводу его применения для смазки двигателя.
Среди явно положительных характеристик выделяют:
- Уменьшение износа деталей ДВС за счет антифрикционных качеств
- Защитная пленка на частях двигателя сохраняет их от трения
- Равно значимая теплопередача по всем металлическим поверхностям помогает устранить перегрев отдельных узлов
- Стойкость к высоким температурам способствует удержанию рабочего состояния даже в экстремальных условиях
- Антикоррозийный эффект. Молибден сохраняет свои свойства в большом количестве щелочных растворов, серной, соляной и некоторых других кислотах
- Поддерживает на должном уровне вязкостные показатели в масляных жидкостях
- Предотвращает отложение загрязнений, так как не склонен образовывать осадка в виде порошка
- При движении в пробках сокращаются механические потери
Обратная сторона
Нет ничего идеального в мире. Потому сколько сторонников применения MoS2, столько и противников. И доводы их также весьма существенны. Прежде чем делать выводы по размышлению: моторное масло с молибденом плюсы и минусы — неплохо выслушать и другую сторону.
Основанием для возражений часто служит способ растворения вещества в масле. Это не химический состав, а смесь, приготовленная путем измельчения молибдена и добавления его в масло. Частицы дисульфида проникают не только туда, где необходимы, но и в том числе в систему поршневых колец. Там под воздействием высоких температур он распадется на твердые продукты сгорания и закоксовывает их движение.
Другой причиной отказа от подобного вида добавок становится присутствие в моторном масле иных компонентов. Так как в настоящее время состав смазок достаточно богат, зачастую, для чистящих свойств внутри присутствует кальций. Он при соприкосновении с частицами MoS2 атакует его. В результате атаки образуется молекула, оседающая на фильтр, которая имеет крупные размеры. Она как бы залипает на нем и со временем сильно его загрязняет. В этом случае чистящее масло не только не выполняет свою функцию, но и приводит, при невнимании, к засаливанию системы двигателя. Потому многие автопроизводителя не включают в список рекомендованных для смазки ДВС масла, содержащие молибден.
При использовании рассматриваемой присадки, важно не забывать вовремя добавлять масло в картер. И вот почему. Если молибден соприкасается с кислородом или посторонней жидкостью, то при его распаде образуются вещества с повышенной абразивностью и серная кислота. Эти химикаты при соприкосновении с металлом его размягчают и истирают, приводя в негодность.
Обобщив все технические стороны на практике получаем:
- Страдают бензиновые двигатели при работе на высоких температурах
- Обратный эффект от соединения с чистящими маслами
- При попадании в группу поршневых колец ведет к сильнейшему закоксовыванию мотора
- За счет попадания газов в картер с маслом, оно быстро изнашивается и стареет, отчего его прочистку и замену нужно производить чаще
Рекомендации вопиющим
Производители современных двигателей с осторожностью относятся к дисульфиду молибдена, считая его пережитком прошлого. Если же вы предпочтете именно его, то следует чаще производить осмотр и промывку двигателя с использованием специальных масел, устраняющих тяжелые отложения.
Нельзя не сказать, что кроме MoS2 есть и органический молибден (MoDTS). Он искусственно выведен и полностью растворим в масле за счет химических реакций. То есть крупные абразивные частицы, опасные для цилиндропоршневой группы, в нем отсутствуют, но при этом он также выдерживает высокие температуры, поддерживает необходимый уровень вязкости, осуществляет равномерный теплообмен. Это отличная альтернатива для приверженцев использовать масла с молибденом. Производителями такого вида смазок являются: Idemitsu ECO Medalist, Shell и другие.
На современном рынке представлен широкий ассортимент моторных масел для всех видов и типов двигателей. Свою нишу здесь заслуженно заняли масла с молибденом. Что они собой представляют? Для чего нужны? И какие отзывы о них у автовладельцев? Читайте в нашей статье.
Что такое молибден
Молибден (Мо) — химический элемент №42 в таблице Менделеева, представляет собой металл светло-серого цвета. Широко применяется в электротехнической и автомобильной промышленности. В чистом виде молибден не встречается, сырьем для его получения служит руда. Чаще всего добывается в виде минерала молибденит, относительно редкого и не дешевого.
Молибден получил широкое распространение благодаря своим антифрикционным свойствам, т.е. способности понижать коэффициент трения других веществ.
Он обладает и другими ценными свойствами:
- тугоплавкость;
- жаростойкость;
- прочность;
- хорошая электропроводность;
- антикоррозийность.
Из-за склонность к быстрому окислению (начинает окисляться уже при 400 C), металл практически не используется в чистом виде.
Масла с молибденом
Отзывы владельцев на такие масла весьма неоднозначны, одни от них в восторге, другие разочаровались в продукции. Давайте разберемся, что же из себя представляет такой продукт и кому подойдет.
Состав и характеристики
Моторные масла с молибденом — это продукты, содержащие в составе вещество «дисульфид молибдена».
Дисульфид молибдена (МоS2) — черный или серый порошок — «молибденовый порошок», представляющий собой соединение молибдена и серы. Дисульфид молибдена — является сухим смазывающим веществом, благодаря чему часто становиться компонентом материалов с требуемым низким коэффициентом трения и различных смазок, в том числе моторных смазывающих веществ.
Задачей любого моторного масла является уменьшение коэффициента трения между деталями двигателя. Молибден в составе смазывающей жидкости отлично справляется с этой задачей, создавая на поверхности деталей тонкую защитную пленку, благодаря чему эффективно понижается трение.
В следствии его использования:
- улучшается циркуляция масла в движке;
- мотор предохраняется от перегрева и преждевременного износа (даже при высоких нагрузках);
- снижаются механические потери, что увеличивает КПД движка.
Таким образом, дисульфид молибдена, добавляемый в масло, является высокоэффективной присадкой. Он может добавляться к минеральным, полусинтетическим и синтетическим видам продукта, заметно улучшая его эксплуатационные характеристики. Особой популярностью пользуется полусинтетика с молибденом.
Преимущества и недостатки
Моторное масло с дисульфидом молибдена, как и любой другой продукт, имеет свои плюсы и минусы.
К плюсам можно отнести:
- высокий индекс вязкости;
- устойчивость к коррозии;
- возможность эксплуатации при высоких и низких температурах;
- увеличение мощности двигателя;
- снижение расхода топлива;
- надежная защита мотора от перегрева и преждевременного износа, даже при высоких нагрузках.
К минусам относятся:
- возможность образования осадка. Молекулы дисульфида молибдена отличаются относительно крупным размером. Многие автовладельцы считают, что это способствует образование осадка в смазывающей жидкости и, как следствие, приводит к закоксованности мотора. Другие оспаривают эту версию. Однако, такая проблема может возникнуть только при использовании масла одновременно со старым, уже не справляющимся со своей функцией, или некачественным маслофильтром. При использовании нового качественного расходника такая проблема не возникнет.
- несвоевременная замена масла влечет за собой серьезные последствия. Вырабатывая свой ресурс, дисульфид молибдена начинает окисляться. Продукты его окисления: окись молибдена (обладающий абразивными свойствами) и сера (вызывающая коррозию металла) негативно влияют на двигатель.
- высокая стоимость продукции с молибденом.
Лучшие масла с молибденом
Самыми популярными марками являются:
- Liqui Moly — самые известные масла с молибденом. Компания первой стала использовать молибденовою присадку.
- Mannol — недорогой, но качественный продукт с молибденом.
- Exxon Mobil — хорошо известные масла с присадкой.
- Idemitsu — масла с устойчивым молибденовым соединением.
Итоги
Моторные масла с молибденом широко распространены сегодня. Они пользуются стабильным спросом автолюбителей, благодаря своим эксплуатационным свойствам. Хорошо защищают двигатель автомобиля (как бензиновый мотор, так и дизель) и значительно улучшают его работу. Однако, стоит помнить, что такой продукт безопасен только при своевременной замене и при использовании совместно с хорошим качественным масляным фильтром.
Отзывы автовладельцев
В основном, отзывы владельцев авто, использующих масла с молибденом положительные. Приведем некоторые из них.
1. Алексей, Москва. LIQUI MOLY Molygen New Generation 5W-40. Являюсь владельцем Поло. Обычное масло улетало очень быстро. С молибденовым — масложора вообще нет. Движок стал работать гораздо чище и ровнее. Просто супер. Чувствуется немецкое качество. минусов не обнаружил.
2. Игорь, Киров. LUXE Molybden 10W-40. В первый раз залил масло с молибденом. Машина словно ожила, движок заработал лучше и КПД возросло процентов на 20.
3. Антон, Саратов. SINTOIL Молибден 10W-40. Очень достойный продукт. Только плюсы, минусов не обнаружил. Раньше использовал Мотюль и Тотал. По соотношению цена и качество, коксование, масложор — нервно курят в сторонке. Обратно к ним возвращаться никогда не буду.
4. Ярослав, Оренбург. Mannol Molibden Benzin 10W-40. Заливал в маршрутную газель. Только положительные отзывы, движок работает стабильно и надежно, что в моей работе очень важно.
5. Кирилл, Астрахань. LIQUI MOLY Molygen New Generation 5W-30. Использую уже второй год. Прекрасное масло, не угарает и экономит топливо. Мотор работает тише некуда. Между заменами ни разу не пришлось доливать. Меняю строго каждые 10 тысяч. Маслу однозначно «зачет».
Видео обзор масла Mannol с молибденом