В автомобильном мире существует огромное число трансмиссий. Есть роботизированные коробки, типтроник, вариатор и т. д. Но все же наиболее популярными являются механика и автомат. И если с обслуживанием первой нет вопросов, то с АКПП возникают нюансы. Эта коробка имеет другой принцип работы и конструкцию, а потому нужно знать, как за ней правильно ухаживать. Одна из необходимых операций – замена АТФ-жидкости. Это может быть полная или частичная замена масла в АКПП. Что лучше? Мнение эксперта и особенности проведения работ – далее в нашей статье.
Для чего нужна замена?
Если обратиться к инструкции по эксплуатации, можно прочитать такую информацию, что АТФ-жидкость залита на весь срок службы АКПП. Но это возможно только в том случае, если машина используется не больше пяти лет или 120 тысяч километров, как это бывает в странах Западной Европы. В России же реалии несколько иные. Есть масса примеров, когда машины с АКПП эксплуатируют по 400, 500 тысяч километров. Разумеется, такой срок не сможет выдержать ни одно масло. Оно является расходным материалом, а потому периодически подлежит замене.
Дело в том, что масло в АКПП играет роль рабочей жидкости. Оно не только смазывает детали коробки, но и циркулирует по каналам гидроблока под давлением, а также обеспечивает мокрое сцепление в гидротрансформаторе. Ввиду высоких нагрузок, со временем масло теряет свои свойства.
Особенно страшны для жидкости перегревы. Если наблюдалась пробуксовка или имеются проблемы с системой охлаждения, масло приобретает темный цвет. Также оно может иметь характерный запах гари. Поэтому если вовремя не произвести замену, некоторые детали будут работать на сухую, что существенно снижает их ресурс.
Признаки необходимости замены
Как можно понять, что коробка требует замены масла? Об этом скажут следующие признаки:
- В работе коробки начинают проявляться нехарактерные шумы и звуки (особенно это случается «на холодную»).
- Появилась вибрация селектора КПП.
- Имеются толчки и пинки при переключении скоростей.
- Передачи переключаются дольше, чем обычно или при более низких оборотах.
- Масло изменило свой цвет или запах. Иногда случается, что в жидкости есть алюминиевая пудра. Это говорит об износе элементов гидроблока.
- Появление запаха гари в салоне. Такое возможно в случае перегрева коробки. Не всегда об этом может сигнализировать контрольная лампа на панели приборов. Поэтому некоторые водители могут и не знать, что коробка уже перегревалась.
Как часто менять?
Специалисты рекомендуют делать полную или частичную замену масла в АКПП не реже, чем через 60 тысяч километров. Также следует иметь в виду, что при втором методе сливается лишь 40 процентов от общего заправочного объема жидкости. Поэтому данный интервал нужно сократить и вовсе до 30 тысяч. Хотя практика показала, что даже на 60 тысячах такие коробки чувствуют себя хорошо. Далее рассмотрим, что лучше – полная или частичная замена масла в АКПП.
Отзывы о частичной замене
Автовладельцы выделяют несколько плюсов такого способа. Во-первых, данную операцию можно произвести самостоятельно. Так как масло стекает самотеком, нет необходимости в применении специализированного оборудования. Все работы можно сделать при наличии одной лишь смотровой ямы. Во-вторых, это экономия. В случае с полной заменой придется покупать в полтора раза больше жидкости. А стоит она от 700 рублей за литр (если брать оригинал, то и вовсе около двух тысяч).
В чем суть операции?
Далее мы рассмотрим, как выполняется замена АТФ-жидкости частичным методом. Для этого приобретается половина заправочного объема масла (обычно это четыре-пять литров), а далее машина загоняется на яму. Необходимо подготовить специальный ключ для откручивания сливной пробки. Не всегда подойдет накидной или рожковый. Так, на французских АКПП пробка откручивается четырехгранником. Затем под отверстие подставляется пустая емкость объемом не менее четырех литров.
Обратите внимание: в этот момент может политься жидкость на руки, поэтому лучше запастись резиновыми перчатками.
Далее в емкость сольется порядка 40 процентов от общего объема жидкости. Важно точно определить, сколько именно слилось жидкости. Ровно столько же нужно залить нового масла. Это делается через заливную горловину (или щуп) посредством трубки-удлинителя. По окончании работ следует запустить двигатель и поочередно включить все режимы АКПП. Интервал между каждым режимом должен быть около трех секунд.
Затем следует посмотреть уровень масла на щупе. Если он в норме, можно приступать к полноценной эксплуатации авто. При необходимости уровень можно повысить.
Полная замена
Что лучше – полная или частичная замена масла в АКПП для «Камри»? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но ниже мы приведем ряд случаев, при которых полная замена просто необходима:
- Если планируется переход на другую марку масла.
- Если приобретается автомобиль на вторичном рынке.
- При выполнении ремонта АКПП.
- При замене АКПП.
Если есть сомнения относительно того, какая должная выполняться замена масла в АКПП «Тойоты Камри 40» 2.4 – полная или частичная, нужно обратить внимание на все вышеперечисленные факторы. Если хоть один присутствует, лучше прибегать к полному способу. Сама операция производится в несколько этапов:
- Промывается вся трансмиссия при помощи специальной жидкости.
- Заменяется старое масло методом продавливания.
- Заменяется фильтр и прокладка поддона (так как последний всегда необходимо разбирать при смене очистительного элемента).
Какой ответ дают специалисты на вопрос о том, что лучше – полная или частичная замена масла в АКПП? Мастера отмечают, что такой способ (полной замены) позволит полностью очистить внутренности коробки от имеющейся грязи и отложений. Это более правильный метод замены с технологической точки зрения. Но нужно отметить несколько нюансов:
- Такая операция возможна только при наличии специализированного оборудования. Поэтому без помощи специалистов из СТО не обойтись.
- Полная замена требует большего количества жидкости. К примеру, если заправочный объем АКПП – десять литров, то на замену уйдет порядка двенадцати.
Какая должна производиться замена масла в АКПП «Соляриса» – полная или частичная? Специалисты говорят, что если до момента покупки в коробку было залито неизвестное масло, то стоит прибегать только к полной замене. При частичной никто не даст гарантии, что такая жидкость будет нормально работать. Ведь у каждого масла есть свои допуски.
Как это делается?
Полная замена выполняется по определенному алгоритму. Сперва автомобиль загоняется на подъемник, где специалисты откручивают поддон автоматической коробки и сливают масло. Поддон необходимо очистить от всех имеющихся отложений, а также заменить фильтр. После находятся входные и выходные магистрали на масляном радиаторе. Обычно подключаются именно к нему посредством переходных штуцеров. Далее действует сам аппарат, в который уже залита новая жидкость.
При этом двигатель будет находиться в рабочем состоянии. Так производится замещение старого масла новым. Обычно такая операция занимает не более десяти минут. Когда цвет масла на входном и выходном шланге стал одинаково красным, можно прекращать работу аппарата. Шланги аппарата отсоединяются, и магистрали подключаются к штатному радиатору.
Можно ли таким образом «излечить» коробку?
На автомобилях с большим пробегом автоматическая коробка начинает пинаться и вставать в аварийный режим. Некоторые специалисты рекомендуют произвести полную или частичную замену масла в АКПП. Дает ли это результат? Он есть, но не во всех случаях. Так, можно лишь отсрочить ремонт коробки на 10-15 тысяч километров, а иногда и на год. Если уже пошел износ механизмов, полная или частичная замена масла в АКПП уже не поможет. Это говорит об износе:
- Тефлоновых колец и втулок валов.
- Соленоидов в гидроблоке.
- Шестеренок планетарных рядов.
В таком случае необходимо предпринимать ремонт, а не ограничиваться только полной или частичной заменой масла в АКПП. Только после ремонта механической части можно полностью избавиться от пинков.
Заключение
Итак, мы выяснили, в чем особенности каждого метода замены. Какой способ лучше выбрать? К частичному методу можно прибегать, если:
- Вы знаете, какое масло было залито ранее.
- Не желаете переплачивать за услуги СТО и готовы сделать все своими руками.
- Имеете в распоряжении смотровую яму и стандартный набор инструментов.
Полная замена производится, если:
- Машина покупалась «с рук» с неизвестной историей обслуживания.
- Требуется очистить коробку от имеющихся отложений.
Таким образом, каждый автомобилист выбирает сам, какой именно способ ему больше подходит.
Этой зимой в Чукотской экспедиции пришлось много рубиться по снежной целине. В результате один раз не доглядел и перегрел коробку. Загорелась красная лампочка A/T на панели приборов. Сразу же остановился и дал остыть несколько минут, потом тронулся дальше. По возвращению домой первым делом поставил дисплей мониторинга температуры АКПП.
Коротко о том что такое перегрев и чем чревато.
При большой нагрузке в АКПП начинают проворачивать фрикционные пластины, которые давлением плотно прижаты друг к другу во время езды на конкретной передачи. В результате трения пластин подгорает их бумажное напыление и выделяется дополнительное тепло.
Масло которое обеспечивает работу системы тоже перегревается и начинает терять свои свойства. Кроме того стружка и гарь оседают там же в масле, чем еще сильнее снижают его ресурс. Из-за плохого масла гидротрнасформатор начинает давать сбои. Дополнительно забиваются масляные каналы гидроблока и других агрегатов. Саленойды некорректно срабатывают, появляются пинки при переключении передач. Начинается эффект снежного кома, когда одно усугубляет другое.
Перегрев может случится при разных режимах езды. Индикатор А/Т на приборах загорается уже в критической ситуации.
Так же с естественным увеличением пробега автомобиля, масло стареет и теряет начальные свойства. Тогда этот эффект возникает даже без экстремального перегрева.
В случае перегрева масла АКПП, в первую очередь его необходимо заменить. По состоянию жидкости можно косвенно судить о последствиях перегрева для коробки.
Если масло имеет жженый запах и рабочий цвет, то в принципе ничего страшного. Просто меняем его на новое и едем дальше.
Если масло с жженым запахом и грязного цвета, с пеной или осадками, то однозначно разбирать коробку и с полной заменой масла менять часть агрегатов.
Как менять масло?
В автоматической коробке масло выполняет важную функцию, оно создает давление в системе, приводит в действие механизмы и одновременно охлаждает их. Поэтому состояние жидкости напрямую влияет на жизнеспособность агрегата. Чистое масло залог долгой жизни АКПП.
Много споров о том как менять масло "частично путем слива" или "полного через аппарат замещением".
Сливаем старое масло самотеком, снимаем и отмываем поддон, меняем фильтр и прокладки. Собираем на место и заливаем новое масло. Едем и уповаем на судьбу.
Сливаем старое масло, снимаем и отмываем поддон, меняем фильтр и прокладки. Собираем на место и заливаем новое масло. Подключаем специальный аппарат перекачки. Запускам двигатель и начинаем замещать уже залитое масло, чистым из канистры. До тех пор пока индикатор не покажет, что на входе и на выходе из АКПП одинаково чистая жижа.
В основном мифы про частичную смену порождают официальные дилерские центры. Их позиция ясна — минимизировать риск поломки во время гарантийного обслуживание и повысить его на постгарантийном.
Официалы ссылаются на внутреннюю статистику поломок из которой следует, что при полной замене якобы в будущем более часто случаются поломки.
На мой взгляд все очевидно.
Смена масла в АКПП процедура дорогостоящая. Люди у нас ленивые и прижимистые. Регламента как такового нет и поэтому жидкость меняют редко от чего естественным образом забиваются внутренние маслоотводящие каналы. Потом подключается аппарат и давлением выгоняется весь старый шлак, в результате агрегат поспешно выходит из строя.
К примеру все водители знают о том, что если двигатель на грани серьезной поломки, то в него можно залить присадку которая закоксует и забьет все неровности. Это позволит проработать двигателю до следущей замены масла, а может даже пару десятков тысяч км, до полной промывки двигателя.
С автоматической коробкой ситуация аналогичная. Пока она забита говном, то хоть как-то работает. Стоит промыть ее аппаратом, как вылезают все накопившиеся проблемы.
Дополнение:
Во время работы механизмов образуются продукты трения материалов. Этот шлак частично задерживается в фильтре, а частично оседает в маслопроводящих каналах, а так же в гидротрансформаторе.
Смена масла через поддон априори не может рассматриваться, как альтернатива полной замене в АКПП. Самотеком масло из гидротрансформатора вытечь не может. А значит, старое масло и продукты износа АКПП по-прежнему останутся в агрегате.
Самые распространенные поломки в АКПП по мере убывания — гидротрансформатор, саленойды, гидроблок, фрикционы. Эти элементы чаще всего страдают именно из-за плохого масла и накопившихся отложений.
Производитель автомобиля не упоминает о процедуре полной замены масла. Но сама компания, разрабатывающая АКПП (Aisin) прямо заявляет, что полная замена масла с использованием специальной установки — необходимое условие для долгой и беспроблемной эксплуатации коробки.
Делать полную замену масла или частичную, каждый решает сам. Я на протяжении многих лет делаю только замену аппаратом.
Конкретно в моем случае после перегрева на Чукотке, масло оказалось в хорошем состоянии. Без запаха гари и стружки. Но я все равно сделал полную замену замещением с заменой фильтра, прокладок и масла на новое аналогичное от Равенол.
Гарантией длительной и надежной работы АКПП является качественное и регулярно меняемое масло, которое выполняет целый ряд важных функций. В первую очередь — это смазка трущихся деталей, нейтрализация продуктов износа, которые образуются во время работы, поддержание нужной температуры через отвод тепла с последующим охлаждением через радиатор.
Как самостоятельно провести замену масла в АКПП?
На первый взгляд все выглядит достаточно сложно, но на деле же замена масла в АКПП своими руками доступна даже неопытному водителю, достаточно лишь внимательно изучить предлагаемый нами материал.
Согласно нормам ATF масло АКПП нужно полностью менять через 50 тыс. километров пробега и с последующим обновлением каждые 20 тыс. километров путём слива 30-40% от полного объёма. Каждый водитель должен знать, как поменять масло в коробке автомат, но для этого он должен быть знаком с признаками, по которым он может безошибочно определить о надвигающихся проблемах. В первую очередь — это возникающие шумы при работе коробки, жесткое и долгое переключение передач, а также изменение цвета масла или же периодические появляющиеся запахи горелого масла.
Масло Mobil для автоматической коробки передач
Жидкость меняется частично или полностью.
- При частичной замене, процесс замены жидкости заключается в обычном сливе старого и заливке нового, однако при этом меняется лишь часть от всего объема, потому что больше половины остается в различных узлах коробки. Этого зачастую бывает недостаточно для последующей нормальной работы.
- Для полной замены необходимо специальное оборудование для того, чтобы из системы была выкачана вся жидкость, промыта система и залито новое.
Сразу скажем, что полную смену масла нужно проводить в автосервисе. Иногда вместе с жидкостью меняют и фильтр, но это необязательно, да и в силу различных обстоятельств это может быть достаточно затруднительно. Вследствие этого лучше данную работу полностью доверить специалистам сервисного центра.
Частичная замена масла
В случае если приняли решение о частичной смене масла своими руками, то вам его потребуется около 5л. Однако неполную замену нужно будет проводить почаще, для того чтобы прежнее уже отработанное выходило из системы (приблизительно каждые 30000 километров). Для полной замены потребуется около 10 л.
Плюсы этого способа:
- дешевизна;
- небольшое количество жидкости;
- очистка фильтра и поддона;
- значительно меньший риск нанести повреждения коробки.
Однако для получения ожидаемого результата нужно выполнить эту процедуру несколько раз. Процесс замены покажем на примере автомобиля Ниссан:
-
Автомобиль необходимо поднять при помощи домкрата, или же использовать яму. На фото показано расположение отверстия для слива и болты закрепляющие поддон, под которым находится фильтр. При неполной замене, менять фильтр не нужно, вследствие этого и снимать поддон тоже не нужно.
Поддон автоматической коробки переключения передач
Для того, чтобы не выпачкать руки все работы проводите в перчатках, под сливным отверстием разместите какую-то емкость. С помощью ключа «19» немного ослабьте сливную пробку. Потом уже вручную полностью выкрутите ее. Здесь нужно быть аккуратным потому, что жидкость может политься на руки.
Слив масла в АКПП
Дождитесь когда жидкость полностью стечет, проверьте, сколько литров всего слилось. Как говорилось выше, при неполной замене должно слиться около 40% от всего объема. Для того чтобы определить объем жидкости, которая слилась, перелейте ее в бутылку либо какую-нибудь иную тару с известным вам объемом.
Перелив слитой жидкости в тару
Далее, когда определите какой объем масла, слился, вытащите щуп из отверстия для залива, вставьте в него воронку, а потом нужно залить такой же объем новой жидкости.
Залив новой жидкости через воронку
Щуп вставьте обратно. Заведите авто и подождите приблизительно 5-10 минут. Сядьте в автомобиль и поочередно переключайте передачи от P до 2, а затем в обратно порядке до P. Между переключениями необходимо выдерживать интервал в 2-3 секунды. После этого с помощью щупа проверьте снова уровень масла. Если он окажется недостаточным, то долейте.
Место нахождения щупа
Полная замена масла
Для того, чтобы полностью поменять жидкость необходимо специальное оборудование, которое подключается к системе АКПП. Смена масла происходит в 3 этапа.
- Первый — это промывка всей система АКПП специально предназначенной для этой цели жидкостью.
- Второй этап — это смена старого масла на новое методом продавливания. Старую жидкость будет, вытеснять новая и таким образом будет происходить ее полная смена.
- И наконец, третий этап — это смена фильтра и прокладки поддона.
Этот способ отлично способствует снижению расхода бензина, существенно снижая потери в гидроформате. Вследствие того, что смена жидкости происходит под достаточным давлением, система коробки передач очищается практически полностью, в ней не остается не только старого масла, но и каких-либо отложений. Естественно полная смена жидкости стоит намного дороже, нежели частичная, но гарантия на нормальную работу после этой процедуры гораздо выше.
Замена жидкости в АКПП на СТО
Где менять?
Если же говорить о том, где лучше проводить замену трансмиссионной жидкости, то здесь нужно сначала определиться какая именно будет это замена, частичная или полная.
- Если замена частичная, то можно обойтись и собственными силами, выполнив всю работу самостоятельно. Для этого понадобиться гараж, желательно с ямой.
- В случае полной замены лучше всего обратиться в специализированный центр обслуживания автомобилей вашей марки.
Видео «Самостоятельная замена масла АКПП»
Посмотрев это видео вы сможете самостоятельно заменить смазку в автоматической КПП.
Надеемся, что данная статья помогла вам, но если вы с чем-то не согласны или знаете способ лучше, пожалуйста, поделитесь им в комментариях.