Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет об изменениях нормативных документов, связанных с использованием тахографов. Напомню, что тахограф – это прибор, который позволяет контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха.
Более подробная информация по использованию данного оборудования приведена в статье "На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?".
Сегодня же речь пойдет о том, что тахографы стали обязательными для городских и пригородных автобусов. Изменения вступили в силу 20 ноября 2017 года, однако на переоснащение транспортных средств перевозчикам было дано дополнительное время.
Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Удаление городских и пригородных автобусов из перечня исключений
Первое изменение вносится в Приложение N 2 "Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами" к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства":
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
.
за исключением:
- транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112;
Согласно изменениям городские и пригородные автобусы удалены из перечня исключений с 20 ноября 2017 года.
На какие автобусы распространяется нововведение?
1. Категории M2 и M3 включают в себя автобусы любой массы. То есть речь идет о всех транспортных средствах, имеющих более 8 пассажирских мест.
Таким образом наряду с большими автобусами тахографы нужно установить и на микроавтобусы (Газель и т.п.).
2. Речь идет о городских и пригородных перевозках. К ним относятся все поездки в пределах населенных пунктов, а также на расстояние менее 50 км между населенными пунктами.
Таким образом, нововведения затрагивают все маршрутные автобусы и маршрутные такси.
Срок установки тахографов
Следующие дополнения внесены в порядок оснащения транспортных средств тахографами (Приказ Министерства транспорта от 21 августа 2013 г. № 273).
Для пригородных автобусов
3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России N 36 после слов "за исключением", производится:
.
- транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, – до 1 июля 2018 г.;
Для пригородных автобусов крайний срок установки – 1 июля 2018 года.
Для городских автобусов
3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России N 36 после слов "за исключением", производится:
.
- транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, – до даты, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);
2. Пункт 1 настоящего постановления в части, касающейся оснащения тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, вступает в силу с 1 июля 2020 г.
На городские автобусы тахографы должны были быть установлены до 1 июля 2020 года.
Примечание. Изначально в качестве срока установки тахографов было установлено 1 июля 2019 года, однако дата была перенесена.
Так что законодатели отвели перевозчикам достаточно времени, чтобы привести транспортные средства в соответствие нововедениям.
Напомню, что за отсутствие тахографа можно получить штраф 3 000 – 5 000 рублей для водителя и до 50 000 рублей для юридического лица.
Подведем итоги данной статьи. С одной стороны введение тахографов для городских и пригородных автобусов положительно скажется на безопасности пассажиров, т.к. особо предприимчивые водители перестанут работать круглые сутки или без выходных для получения максимальной прибыли. С другой стороны для добросовестных перевозчиков, соблюдающих режимы работы, установка повлечет довольно серьезные затраты.
Также нужно отметить, что после установки тахографа водителю придется тщательно соблюдать режим труда и отдыха в соответствии с выбранным типом учета.
30 марта 2019 года председателем правительства РФ Д.А. Медведевым была поставлена точка в очень важном для всех людей связанных с пассажирскими перевозками – подписано постановление Правительства РФ №382. Тахографам быть, причём как для междугородних , так и для внутригородских перевозок. Вот ,собственно, сам документ:
Какие наши мысли по данному закону?
- Наконец, прекратятся различные слухи и домыслы. Отменят/не отменят, перенесут/не перенесут, рекомендательный характер/обязательный характер. Постановление правительства №382 от 30.03.2019 года – тот самый «толчок» , который с одной стороны уже сейчас описывает правила игры, с другой указание к приведению всей нормативно-правовой базы всех причастных ведомств.
- Хорошо, что данное постановление вышло сейчас. Есть время подготовится , в т.ч. финансово. С учётом стоимости устройства контроля режима труда и отдыха и срока изготовления карт водителей 15 месяцев – реальный срок, за который можно как заработать эти средства без сильного вреда для бизнеса, так и оформить все необходимые документы и получить карты водителей для тахографа.
- Предупреждение за 15 месяцев – отличный ориентир для производителей оборудования. Это позволит избежать дефицита устройств, очередей на установку и лёгкой паники у всех участников процесса.
Вывод
В любом случае тахографический контроль в России – это уже сбывшийся факт. Небольшие упущения при разработке нормативно-правовой базы постепенно сглаживаются новыми законами и приказами. Одной из таких недоработок и была амнистия городских и пригородных автобусов и маршрутных такси пи массовом оснащении тахографами в 2013 году. Теперь тахограф – это реально серьезный инструмент в борьбе с ДТП. Это в положительном ключе значительно повлияло на количество аварий, с участием грузовиков транспорта и автобусов.
- Нужен ли тахограф на служебный автобус не занимающийся коммерческими перевозками.
- Нужен ли на служебный автобус тахограф.
- Нужен ли тахограф на служебный автобус, не занимающийся коммерческими перевозками.
- Нужен ли тахограф на служебный автобус двигающийся по служебному маршруту?
- Нужно ли устанавливать тахограф на служебные автобусы старше 30 лет.
- Тахограф на автобус
- Тахограф на школьном автобусе
- Нужен ли тахограф на личный автобус
Советы юристов:
7.1. Категории и виды
транспортных средств, оснащаемых тахографами
(утв. приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36)
С изменениями и дополнениями от:
17 декабря 2013 г., 28 января 2016 г., 26 июля 2017 г., 30 января 2018 г.
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3)
9.1. Категории и виды
транспортных средств, оснащаемых тахографами
(утв. приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36)
С изменениями и дополнениями от:
17 декабря 2013 г., 28 января 2016 г.
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория);
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория);
транспортных средств категории, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112* (1);
10.1. Тахографами оснащаются следующие категории и виды автобусов:
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
10.2. Нужен ли тахограф на служебном автобусе, предназначенный для перевозки сотрудников? Спасибо.
Да в обязательном порядке нужен.
21.1. Судя по тексту, правильно.
"Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха
Управление транспортным средством
либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее – тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей".