No Image

Пайка радиатора охлаждения двигателя своими руками

СОДЕРЖАНИЕ
760 просмотров
21 января 2020

Сразу оговорюсь, речь пойдет о медном радиаторе. Речь о покупке нового не шла, так как сейчас уже продают только алюминиевые, а мне хотелось остаться с медным. Но все по порядку.

Итак, приветствую. Давно хотел залезть перебрать печку. Основная причина — некорректно работали заслонки. На лето печку приходилось перекрывать краником. Да и зимой, не во всех положениях шел действительно горячий воздух. Были так же подозрения и на радиатор — слегка отпотевало стекло изнутри.

Снимаем печку. Четыре шпильки из салона. Два барашка из под капота. А так же, отсоединяем тяги от рычажков к печке. Крепеж оболочки тяги (металлическая скоба) вытаскиваем вбок от/из корпуса печки. Отсоединяем проводку от термодатчика и моторчика, отсоединяем и глушим патрубки. Все. Можно извлекать.

Виды открываются завораживающие… Москвич, не иначе, проектировали танкисты… Люк у пола просто огромен. Под печкой на водостоке обнаружил кучу ржи. Долго и муторно вычищал дремелем с насадками, болгаркой и дрелью с корщетками. В итоге проковырял две дырки в салон…

Заварил, счистил излишки (насколько получилось). Несколько раз тщательно обработал цинкарем. Вымыл все с растворителем и обезжирил. Покрыл протравливающим грунтом…

С другой стороны все так же, но без дырок в салон. После высыхания грунта закрыл все герметиком. Делал на улице около дома друзей (своей розетки нет), поэтому специально прикупил другой вид герметика. Тоже полиуретановый, но позволяет красить "по мокрому". U-seal 501, цена около 250 рублей.

Дождался минут 15, пока немного схватится, и нанес эпоксидный грунт.

Неделю — две ездил без печки, холодно однако. А еще и мороз ударил. Мои впечатления можно описать фотографией моей жены, сделанной прошлой зимой.

Через неделю обработал место ремонта антикором на восковой основе, Ranal ML Insidecoating. Далее занялся самой печкой. Снимем защелки, раскручиваем болты, стягивающие корпус. Не забудьте найти один из них в щели в самом низу, между воздуховодов. Так же откручиваем гайки с двух сторон верней заслонки и снимаем (откручиваем) металлический рычаг управления.

Все, дальше располовинимаем. Лучше снимать вверх часть, противоположную патрубкам радиатора. В этом случае заслонки останутся на своих местах и будет легко понять что как потом должно быть.

Некоторое время печка аккуратно пиналась обходилась в коридоре.

Извлекаем радиатор. По синему мокрому поролону в одном из мест, стало понятно, что, вероятно, он потек. Может когда вытаскивал пролил, но это вряд ли. Отдираем все и идем в ванную мыть. Все что получается вымываем, после чего заливаем внутрь насыщенный раствор каустической соды (сильная щелочь). Отъест все что угодно. Оставляем на ночь — две. Потом я и весь радиатор (почти, влезла в тазик только половина) в нее погрузил. Работаем в перчатках (важно!). Готово. Промыли снова все водой, высушили. Далее аккуратно заливаем водой радиатор так, чтобы мимо на него не пролилось. И смотрим где появятся следы воды. Явно тогда я увидел течь только в одном месте… Вылил всю воду и оставил его лежать на боку на столе на пару дней (работа). Через два дня в том месте я увидел такую картину:

Там где течь была заметной, все покрылось солями, как мехом. Так же, где герметичность была просто слегка нарушена, поверхность покрылась хорошо заметным белым налетом. Как, например, на этом месте крепления ячейки.

На фото контраст не сильный с другими местами пайки, в реальности же, видно все очень хорошо.

Итак, нам потребуются:

1) Паяльник. Не сильно мощный, но нормальный. У меня 25Вт, в принципе, хватало, но лучше даже побольше.
2) Припой мягкий. ПОС-61 или ПОС-63. Может потребоваться не мало, но стандартного мотка обычно хватает.
3) Флюс ЛТИ-120. Рекомендую именно его, ни в коем случае не кислоту для пайки. Почему? Потому что последнюю очень сложно убрать из швов, и со временем она начинает заново его разъедать. А оно вам надо?
4) Фен строительный. Фирма без разницы, они все греют около 600 С. Взятый у жены не подойдет.
5) Пинцет. Удобно расправлять соты. Придерживать припой. Да и вообще.
6) "Шкурка" на тканевой основе. Абразивный лист то есть. На бумаге тоже подойдет, но не так удобно. Будет рваться часто. У себя нашел с зернистостью 180, подошла вполне.
7) Сопутствующий инструмент. Узкогубцы (на фото нет, забыл в машине), керн с молотком. Ими удобно снимать / ставить боковые планки радиатора.
8) Деревянная доска, рабочие ХБ перчатки. При пайке радиатор будет сильно греться. Его надо будет куда то ставить и как то держать.

Чтож, начнем. Шкуркой зачищаем место пайки. Изнутри тоже, подлазием пинцетом, намотав на него шкурку. Смачиваем поверхность флюсом (тот что был на фото идет с кисточкой, самое то — не переборщишь) и нагретым паяльником начинаем наносить припой в обильном количестве.

Главное — чтобы держался. То, что на этом этапе он нормально не пропаялся — ничего страшного.
Переворачиваем, и с другой стороны ячейки добиваемся того же самого.

Соты, чтобы не мешались, отгибаем в сторону. Потом выправим. Если припой где то совсем не хочет держаться — оставляем пока как есть и переходим к следующему этапу. Берем фен и нагреваем место пайки. По изменению цвета припоя (начинает блестеть) контролируем момент когда он начинает растекаться. Немного не доходя до этого можно еще раз смочить его флюсом. В итоге должно получиться примерно так.

Читайте также:  Задние тормозные диски на гранту

Тщательно осматриваем место пайки, и, если есть подозрения, повторяем последние два пункта. Добиваемся поверхности без пор. Много припоя — не мало. Лишнее, кстати, может капать при нагреве. Будьте осторожны.

Вот и все, запаяв все неблагоприятные места, можно ставить. Остатки канифоли (из флюса) можно счистить ножом, а после спиртом. Или еще чем ни будь, средств масса, найдете. А можно и не счищать. Вреда от нее никакого, по сути, это смола сосны. Радиатор после пайки снова промываем, от нагрева еще грязь внутри отвалиться могла.

Теперь вернемся к печке. От высокой температуры, со временем, заслонки может сильно повести. Как правило, винтом.

Нагреваем феном и выправляем. Нагревать и править надо областями по 5-10 см, не больше. Всю сразу не пытайтесь, только заслонку искорежит. А так, по частям, прикладывая к линейке как образцу, можно легко и быстро выправить всю заслонку.

Выправив все три заслонки, переходим к корпусу. Плоскость прилегания верхней заслонки, а так же прорезь крепления двигателя, сильно пострадали.

Выправляем и ее. После этого заслонка начнет нормально закрываться, по ней же и контролируем плоскость.

Как закончили, (корпус и заслонки до этого тщательно отмыли), обновляем все уплотнители. Был поролон, который стал сыпаться со временем. Заменяем его на битопласт. По структуре то же самое что и паролон, но выполнен он из современных материалов и не подвержен гниению и саморазрушению. Лучше всего 5мм, у меня оказался только 10мм, сделал все им. Закрывать корпус печки было нелегко))

Прод боковые панели радиатора тоже положил его же при сборке, чтобы не вибрировали. Чтож, собираем печку, аккуратно ставя все заслонки на свои места. Нижняя заслонка крепиться проволочной тягой к средней, средняя пружинкой связана с корпусом. С уплотнителем на ней пришлось попотеть, чтобы и двигалась во всех направлениях, и прилегала плотно. Аккуратно ножницами постепенно срезал все лишнее.

Собрали? Молодцы! В месте где крепится моторчик, как правило, остается щель. Сказываются деформации самого корпуса и усадка (я так понимаю) пластика. Закрываем ее алюминиевым скотчем.

Ставим на место моторчик с крышкой, и в обратном порядке монтируем на машину.

Ну и радуемся, радуемся, радуемся… =) Переключения заслонок — кайф. Четкое, ка щелчок затвора автомата.

Автомобильный радиатор охлаждения предназначен для понижения температуры хладагента (тосола или антифриза), циркулирующего внутри двигателя. Его конструкция обычно состоит из двух бачков и расположенных между ними сот, представляющих собой систему из тонких трубок, оснащенных тонкими ламелями. Снижение температуры хладагента достигается за счет естественного или принудительного воздушного обдува сот.

Несмотря на простую конструкцию, радиатор иногда выходит из строя. Его основная неисправность – нарушение герметичности. Иными словами, он начинает протекать. Утечка охлаждающей жидкости при работающем силовом агрегате грозит последнему критическими поломками вследствие перегрева.

Замена радиатора – дело не столько хлопотное, сколько дорогое. И счет здесь идет на тысячи и даже десятки тысяч рублей. В этой статье мы поговорим о том, можно ли запаять радиатор охлаждения своими руками и какие средства для этого понадобятся.

Почему появляется течь

Течь в рассматриваемом устройстве может возникать лишь по двум причинам: вследствие механического повреждения и из-за коррозионных процессов, происходящих внутри трубок. В первом случае это может быть воздействие на соты или бачки постороннего предмета. Такое обычно случается в результате дорожно-транспортных происшествий, наезда на высокий бордюр, удара камня и т. п. Здесь все понятно. Визуальный осмотр позволит точно определить место повреждения, а также оценить возможность ремонта. С коррозией немного сложней. Чтобы не ошибиться и запаять радиатор охлаждения там, где нужно, потребуется провести несколько нехитрых действий для обнаружения проблемной зоны или даже зон. Дело в том, что коррозионные повреждения могут возникать в нескольких местах одновременно.

Ищем место течи

Явным признаком того, что радиатор потек, является наличие следов охлаждающей жидкости на земле под автомобилем, на защите двигателя или на нем самом. Найти место течи без демонтажа устройства практически невозможно. Но прежде чем снимать его, стоит убедиться, что дело именно в нем, а не в патрубках или, например, в негерметичной пробке верхнего бачка. Когда это будет сделано, смело можете сливать охлаждающую жидкость и снимать радиатор для диагностики.

Если визуальный осмотр устройства результатов не дал, проверьте его путем погружения в воду. Для этого возьмите подходящего размера емкость, заполните ее водой. Закройте все патрубки пробками и погрузите радиатор в воду. Теперь остается только создать давление воздуха в устройстве. Этого можно достичь, просто подув в заливную горловину верхнего бачка или же придумав другой вариант с компрессором (насосом). Выходящие пузырьки воздуха точно покажут вам место повреждения.

Медь или алюминий

Чтобы качественно запаять радиатор охлаждения , необходимо точно установить, из какого материала он изготовлен. Чаще всего устройства охлаждения производят из меди и алюминия. Определить вид материала несложно. Медные соты имеют характерный красновато-коричневый цвет, алюминиевые – серый.

Если вы установили, что у вас медный радиатор, можете считать, что вам повезло. Этот металл легко паяется в домашних условиях. Если же вам досталось алюминиевое устройство, то с ним придется повозиться, ведь этот материал плохо поддается пайке.

Ремонтируем медный радиатор

Чтобы запаять радиатор охлаждения двигателя , изготовленный из меди, вам понадобятся следующие средства и инструменты:

  • мощный паяльник или газовая горелка;
  • припой;
  • флюс для пайки;
  • пассатижи;
  • наждачная бумага.
Читайте также:  Бачок гура мазда 6 gg

Для начала радиатор необходимо просушить, особенно если вы его проверяли путем погружения в воду. Далее место повреждения следует тщательно зачистить шкуркой. Если на нем расположены ламели, их нужно локально удалить. После этого место пайки обрабатывается флюсом и снова просушивается.

Запаять радиатор охлаждения можно как газовой горелкой, так и паяльником. В первом случае припой накладывается на место и прогревается горелкой, пока не расплавится и не заполнит трещину. Используя в качестве нагревательного инструмента паяльник, позаботьтесь, чтобы он обладал достаточной мощностью.

В случае если припой не пристает к поверхности или отстает, необходимо повторить процесс зачистки и обработки флюсом. Проверить отремонтированный радиатор можно способом, который был описан выше.

В чем заключается сложность пайки алюминия

Алюминий – очень специфический металл. Его особенность заключается в высокой химической активности, проявляющейся в образовании так называемой оксидной пленки на поверхности. Она появляется мгновенно при соприкосновении чистого металла с воздухом, вступая в реакцию с кислородом. И именно из-за нее запаять радиатор охлаждения алюминиевый привычным способом невозможно. Для этого потребуются дополнительные вещества, способствующие:

  • устранению оксидной пленки с поверхности;
  • снижению натяжения поверхности;
  • защите от неблагоприятных факторов, влияющих на процесс пайки;
  • улучшению растекания припоя.

Материалы и инструменты для пайки алюминиевых радиаторов

Для того чтобы запаять радиатор охлаждения , соты которого выполнены из алюминия, понадобятся:

  • мощный паяльник;
  • припой (оловянно-свинцовый или сплав олова с висмутом);
  • опилки железа;
  • канифоль;
  • огнеупорная емкость (тигель).

Желательно, чтобы паяльник обладал мощностью более 100 Вт. В противном случае он попросту не в состоянии будет прогреть алюминий. Что касается припоя, то для заделывания мелких трещин (отверстий) подойдет оловянно-свинцовый сплав. Если же повреждения значительные, то целесообразно использовать припой, состоящий из 5 частей висмута и 95 частей олова. Такой сплав можно без проблем приобрести в магазинах, где торгуют радиодеталями. Обычно, он имеет вид проволоки и маркируется как ПОСВ-33 или ПОСВ-50.

Готовим флюс

Запаять радиатор охлаждения своими руками возможно только при наличии качественного флюса. Его придется готовить самостоятельно. И делать это лучше перед самым началом пайки. Итак, насыпаем в огнеупорную емкость 2 части обычной канифоли и 1 часть железных опилок. Опилки можно изготовить при помощи напильника с мелкими насечками, обрабатывая ним любую попавшуюся под руку железную заготовку. Полученную смесь разогреваем на огне, перемешиваем и даем остыть. Вот, в принципе и все. Флюс для алюминия готов.

Флюс для максимально прочного шва

Для получения максимально прочного защитного шва на месте повреждения радиатора используют специальный флюс, называемый плавнем. Его также можно получить в домашних условиях. Для приготовления плавня потребуются следующие вещества в таких пропорциях:

  • хлористый калий – 56%;
  • хлористый литий – 23 %;
  • криолит – 10 %;
  • пищевая соль крупного помола – 7 %;
  • сернокислый натрий – 4 %.

Ингредиенты мелко измельчаются и смешиваются. Хранить такой плавень необходимо в герметично закрытой стеклянной посуде в темном месте.

Ремонтируем алюминиевый радиатор своими руками

Радиатор, как и в предыдущем случае, моем и высушиваем. Место пайки тщательно зачищаем наждачной шкуркой, после чего обезжириваем. После этого наносим на него заранее приготовленный флюс при помощи паяльника. Тщательно растираем его по поверхности. Далее наносим припой слой за слоем, растягивая его по ремонтируемой поверхности. Роль железных опилок заключается в том, чтобы разрушить оксидную пленку в самый последний момент перед пайкой, тем самым дав возможность соединиться алюминию и припою.

Как запаять пластик на радиаторе охлаждения

Большинство современных автомобильных радиаторов имеют бачки, изготовленные из термоустойчивого пластика. Этот материал не вступает в реакцию с охлаждающей жидкостью и не поддается коррозии, однако он не обладает эластичностью, способной противостоять механическим повреждениям. Именно поэтому некоторые автовладельцы, столкнувшиеся с проблемой пробитого бачка, задаются вопросом, можно ли запаять радиатор охлаждения, пластик которого был поврежден. Можно! Но лучше доверить это дело профессионалам. Термоустойчивый пластик очень плохо поддается пайке из-за своей жесткости. Да и подобрать подходящий материал для этого достаточно трудно.

Сегодня можно найти сотни предложений от организаций и частных лиц, готовых качественно запаять радиатор охлаждения. Цена на подобные услуги колеблется в пределах 100 рублей за кв.см. Отдельно придется заплатить за снятие, диагностику и установку устройства.

Если же вопрос ремонта бачка стал очень остро, или платить не очень хочется, можно попробовать сделать это и самостоятельно. Для этого место повреждения необходимо зачистить и сформировать таким образом, чтобы материал, который будет наноситься в качестве восстановителя, мог без проблем проникнуть в щель. Далее обрабатываемый участок обезжиривается.

Что касается материала для склеивания, то это может быть мягкий пластик или двухкомпонентный эпоксидный клей. В первом случае пластик плавится при помощи паяльника и наносится на место повреждения небольшим шпателем. Таким же образом накладывается и клей. При выполнении работ по пайке бачков желательно использовать армирующую сетку с мелкими ячейками. Она укладывается между слоями склеивающего материала. Конечно, такая пайка не может гарантировать годы беспроблемной работы радиатора, но как временная мера вполне сгодится.

Радиаторами называют большое семейство устройств, которые, в силу своей конструкции призваны излучать и рассеивать в воздух тепло. Отсюда и название их, созвучное со многими словами в иностранных языках. Например, по-английски «radiate» — излучать.

В различных областях современной жизни эти устройства встречаются очень часто и принцип их работы очень схож. Но когда заходит разговор о ремонте радиаторов, чаще всего имеет в виду радиаторы системы охлаждения автомобиля.

Читайте также:  Давление в шинах автобуса

Определение места повреждения

Автомобильные радиаторы подвержены наибольшему риску повреждения, так как работают в условиях температур с разными знаками, под воздействием сильных вибраций. Не исключены и случаи механического повреждения таких устройств.

Реже ремонтируют радиаторы кондиционеров, которые используются в роли конденсоров и испарителей. Но такие случаи тоже бывают. Очень неприятно, когда вдруг в шикарном авто в жаркое время года внезапно перестанет работать климат-контроль.

Одним из наиболее эффективных и доступных способов ремонта является пайка радиаторов. При повреждении автомобильного радиатора очень важно своевременно выявить неисправность и попытаться ее устранить.

Авторадиатор, входящий в состав системы охлаждения двигателя, является очень важным ее компонентом. Конструктивно это устройство представляет собой два вертикальных бачка, соединённых большим количеством тонких горизонтальных трубок. Циркулирующая в них охлаждающая жидкость посредством естественного теплообмена отдает тепло в воздух и остывает. Для улучшения теплоотдачи поверхности трубок, соприкасающиеся с окружающим воздухом, увеличивают. Для этого к ним припаивают тонкие металлические пластинки – оребрение.

Признаками повреждения радиатора является повышение температуры двигателя при работе, а также снижение уровня охлаждающей жидкости. Конечно, потеря жидкости может происходить и не только через радиатор, но чаще всего причиной является именно этот узел. Визуально крупные повреждения можно определить, наблюдая течь охлаждающей жидкости. Но на горячем двигателе сделать это будет довольно сложно, так как антифриз будет сразу испаряться. Некоторые составы окрашивают специальными пигментами, которые остаются на поверхности детали после высыхания, что помогает выявить место повреждения.

Если установлено, что течь произошла в радиаторе, а повреждения не видно, необходимо снять устройство с автомобиля, предварительно слив охлаждающую жидкость. После этого необходимо закрыть все отверстия, оставив одно, и подавать в него воздух под небольшим давлением, опустив радиатор в емкость с водой. По выходящим пузырькам воздуха можно будет определить расположение отверстия.

Ремонт медных радиаторов

Не всегда повреждённый элемент подлежит замене на новую деталь. Часто пайку радиатора охлаждения двигателя можно произвести своими руками. Никакое сложное оборудование для этого не потребуется.

Достаточно иметь довольно мощный паяльник, оловянно-свинцовый припой ПОС-60 или ЗИЛ-2 (для латуни можно использовать ПОС-40) и флюс (канифоль, разбавленная спиртом).

Электрический прибор вряд ли подойдёт для того, чтобы паять трубки или припаивать латунные патрубки к бачкам радиатора. Чаще всего используют устройства, которые нагреваются в печи или в пламени паяльной лампы. Способ пайки таким паяльником своеобразен:

  • детали, которые необходимо спаивать, предварительно нужно зачистить и нагреть феном, паяльной лампой или на печи;
  • горячая деталь должна быть хорошенько обработана флюсом для устранения с ее поверхности оксидных пленок;
  • припой к месту шва доставляют не на жале паяльника, а прямо подачей оловянного прутка;
  • разогретым паяльником его распределяют по месту спайки.

Если течь обнаружена в одной из охлаждающих трубок, можно использовать для устранения неисправности газовую горелку. Чтобы подобраться к поврежденному месту и произвести работу качественно, нужно аккуратно удалить пластинки оребрения. Сделать это можно, применив специальную абразивную насадку к портативной дрели. Сразу можно и очистить поврежденное место.

Нагревая трубку горелкой, необходимо охватывать как можно большую площадь, чтобы обеспечить достаточную температуру для наложения шва и при этом не перегреть медную трубку. Припой в виде прутка или паяльной проволоки вводится в зону пайки, когда деталь будет разогрета до нужной температуры и обработана флюсом.

Пайка радиаторов кондиционера автомобиля осуществляется аналогично, с той лишь разницей, что нужно стравливать хладагент из системы, соблюдая меры предосторожности. Вообще работы по ремонту трубок и радиаторов лучше доверить специалистам, если нет опыта в пайке.

В случае алюминия

При повреждении алюминиевых радиаторов, ремонт будет несколько сложнее. Проблема заключается в том, что алюминий качественно спаять очень сложно. На поверхности материалов очень быстро образуется оксидная пленка, которая препятствует прилипанию припоя. В последнее время радиаторы, целиком изготовленные из алюминия, не применяют, а используют конструкции выполненные наборным способом из алюминиевых трубок, впрессованных в корпуса пластмассовых бачков.

Если же всё-таки возникла необходимость пайки алюминия, можно воспользоваться специально приготовленным для этого флюсом. Он представляет собой канифоль, в которую при застывании добавлены металлические опилки. Пользоваться таким флюсом надо быстро и умело. Можно купить специальный флюс для алюминия и подходящий припой, например, кастолин. Флюсовый состав наносят на предварительно разогретую поврежденную поверхность и после этого расплавляют паяльником.

Осуществляя поступательные движения, жалом зачищают алюминиевую поверхность. При этом металлические стружки и опилки, находящиеся в составе флюса, действуют как абразив, снимая загрязнение и оксидную пленку. Канифоль при этом сразу же покрывает очищенное место, не допуская к нему кислород. Далее пайка происходит так же, как и в случае с деталями из меди.

Ремонт деталей системы охлаждения

Кроме радиатора, в процессе охлаждения двигателя участвуют еще очень много узлов и деталей. Это и термостат, и радиатор отопления салона, и много других. Все они соединяются различными резиновыми и пластиковыми трубками и шлангами. В условиях постоянной вибрации и колебаний температуры (особенно зимой), изделия из пластика могут ломаться. Если возникла трещина в пластмассовом корпусе, а сам материал вокруг нее крепкий, можно заклеить трещину двухкомпонентным бензо- маслостойким клеем.

Менее ответственные пластиковые детали, которые не работают под давлением (кронштейны, подставки), можно отремонтировать, применив пайку. Для этого достаточно разогреть паяльником верхний слой полимера на стыках обеих частей детали, плотно прижать их друг к другу после этого и дождаться остывания.

Комментировать
760 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock
detector