В определенных дорожных условиях собственного потенциала автомобиля бывает недостаточно. Заснеженный отрезок пути, крутой подъем, покрытый коркой льда, грязевой участок – во всех этих ситуациях смогут выручить установленные на колеса цепи противоскольжения. Такие «аксессуары» для колес наделяют транспортное средство внедорожными свойствами. Главная задача автомобильных цепей противоскольжения – улучшение сцепления колес с дорожным покрытием.
Что такое цепи для колес и каковы их функции
Цепь противоскольжения представляет собой конструкцию, надевающуюся на колеса транспортного средства с целью улучшения его проходимости. Главный плюс изделия заключается в том, что цепи можно применять только по мере необходимости.
Цепи противоскольжения
Цепи фиксируются на колесах по ширине покрышки с внешней стороны специальным ремнем, имеющим крепежные элементы.
Колесные цепи, благодаря улучшению сцепления с дорогой, выполняют следующие функции:
- помощь при выезде на бездорожье;
- снижение аварийности на обледенелой дороге.
Виды цепей противоскольжения
Условно цепи можно разделить на мягкие и жесткие. В первом случае между тросами, натянутыми по окружности колеса, расположены пластиковые или резиновые цепи противоскольжения. А во втором – поперечные цепи.
Мягкие цепи (пластиковые)
Также их можно классифицировать по следующим признакам:
Классификация цепей по размеру
Не каждая цепь совместима со всеми размерами колес автомобиля. Некоторые из них могут при передвижении задеть и повредить элементы тормозной системы, подвески и рулевого управления. В инструкции по эксплуатации обычно указывается, применение каких цепей допустимо на конкретном автотранспорте. В противном случае необходимо самостоятельно замерять зазор между колесом, подкрылком, тормозным диском и прочими соседними с колесом деталями.
Размер цепей противоскольжения для легковых автомобилей зависит от параметров колеса. Чем больше будет его ширина и диаметр, тем длиннее должны быть цепи.
Классификация по рисунку
По данному параметру можно выделить следующие разновидности цепей:
- «Лесенка». Аксессуар представляет собой оплетку протектора полосами, расположенными перпендикулярно колесу. Это самая простая и дешевая разновидность «змейки», которые можно сделать самостоятельно. Предпочтительнее использовать «лесенку» для преодоления грязевых участков, так как она обладает лучшими загребающими свойствами. С другой стороны, данное приспособление имеет небольшую площадь контакта с дорогой и склонно к самозарыванию. Поэтому в глубоком снегу такие цепочки будут малоэффективны.
- «Соты». В этом случае колесо обматывают перекрещивающимися диагональными линиями. Эти цепи обеспечивают непрерывный контакт с дорогой и хорошую поперечную устойчивость, но ограничивают скорость передвижения автомобиля.
- «Треугольники». Этот вариант подразумевает соединенные между собой боковыми тягами продольные полосы, которые формируют узловые точки. Между полосами цепи натягиваются под углом, образуя зигзагообразные линии. Приспособление эффективно для глубокого снега и малоэффективно для грязи.
- «Диагональ». Здесь через шину проходят полосы, не пересекающиеся между собой и отклоняющиеся от продольной оси. Цепи хорошо показывают себя на снегу, на льду, а также на грязевых участках.
Какие цепи противоскольжения лучше
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от определенных дорожных условий. К примеру, жесткие цепи больше подойдут для тяжелых дорожных условий. А мягкие резиновые или пластиковые приспособления лучше использовать для преодоления легкого бездорожья.
Пластиковые цепи удобны тем, что их не нужно снимать сразу после преодоления проблемного участка. Жесткие цепи в этом случае могут повредить шины.
При установке жестких цепей на колеса необходимо обращать внимание на сечение и размер их звеньев. Чем крупнее звенья, тем лучше сцепляющие способности цепей. Но, с другой стороны, тем сильнее будет воздействие на шины.
Как надевать цепи на колеса
Установка цепей противоскольжения на колеса возможна следующим способами:
- поднимаем автомобиль домкратом и на вывешенное колесо надеваем цепь;
- раскладываем «змейку» на земле и наезжаем на нее, оставляя до конца не менее тридцати сантиметров; оставшуюся часть надеваем на колесо, с внутренней стороны цепочку скрепляем крючком и расправляем ее звенья; внешнюю часть также скрепляем, а цепь стягиваем регулировочным тросом.
Проехав немного с надетой цепью, нужно еще раз ее подтянуть. А если автомобиль не полноприводный, то надевать цепи на все колеса не нужно. Достаточно надеть их на ведущие колеса.
Недостатки цепей противоскольжения
Да, за счет цепей проходимость автомобиля увеличивается, но вот управляемость ухудшается. Машина становится похожа на трактор, ее допустимая скорость передвижения уменьшается. Кроме того, транспортное средство приобретает ощутимую избыточную поворачиваемость. Поэтому прежде чем выезжать на бездорожье, рекомендуется адаптироваться к новым ощущениям в обычных условиях.
Также к недостаткам цепей можно отнести следующие факторы:
- применение цепей влияет на износ шин;
- цепи создают при движении сильный шум.
Если выбирать между видами цепей противоскольжения, то все же стоит остановиться на резиновых вариантах. Дорожные качества будут хуже, но воздействие на шины и прочие элементы будет не так губительно. Да и скорость передвижения остается комфортная.
Цепи или браслеты: ищем отличия
Вместо цепей иногда используются браслеты, которые крепятся на диске при помощи прочных клипс. При этом использовать рекомендуется два-три браслета на одно колесо. В противном случае эффективность будет низкая.
Различают малые, средние и большие браслеты. Для легковых автомобилей применяются малые браслеты. Главным преимуществом браслетов перед цепями является простота эксплуатации и возможность быстрого освобождения колес от «оков». Устанавливать браслеты можно даже тогда, когда колесо уже застряло.
Также к преимуществам браслетов перед цепями можно отнести:
- компактность;
- ценовой фактор (браслеты дешевле);
- универсальность (каждое размерное значение предназначено для нескольких диаметров колес).
Заключение
Нужны ли каждому автомобилю цепи и браслеты противоскольжения? Все зависит от условий, в которых собирается эксплуатировать машину ее владелец. Обычно бывает достаточно шипованной резины, которая эффективно противостоит как гололеду, так и небольшому слою снега. Однако наиболее экстремальных условиях или при выезде на сильное бездорожье цепи несомненно создадут дополнительную защиту.
Каждому автолюбителю необходимо иметь в багажнике цепи противоскольжения. Они выручат в самых сложных дорожных условиях. Как сделать цепи противоскольжения своими руками и как их правильно использовать рассмотрим ниже.
Для чего нужны цепи противоскольжения
Антипробуксовочные цепи сделают из среднестатистического автомобиля вездеход повышенной проходимости. Они увеличивают сцепление автомобиля с любым дорожным покрытием. С такими цепями автомобилю не страшны любые преграды: ни грязная жижа, ни скользкий лед, ни высокие сугробы.
Главное достоинство таких устройств заключается в том, что их возможно применить в случае острой необходимости. Например, вы поехали на рыбалку. Сначала двигались по асфальтированной дороге, а затем съехали на проселок. Тут возникло неожиданное препятствие — дорогу размыло дождем. В этом случае просто достаньте цепи противоскольжения и пристегните их на колеса. Теперь можно ехать.
Всегда храните в багажнике машины данные устройства, чтобы применить их экстренной ситуации. Они пригодятся владельцам не только джипов и паркетников, но и обычных легковушек.
Осторожно: Используйте цепи в исключительных ситуациях, когда необходимо повысить проходимость автомобиля. Не пользуйтесь на постоянной основе подобными устройствами — это негативно сказывается на состоянии авто.
Виды цепей против скольжения по типу материала
В свободной продаже имеется оборудование против скольжения различных видов, также возможно сделать цепи на колеса своими руками. Различаются они по типам использованных для изготовления материалов и по характерному рисунку самих цепей.
Мягкие цепи
Мягкие цепи на колеса изготавливаются из резины, полиуретана и других пластмасс. Представляют из себя сетку, по всему периметру которой располагаются металлические шипы.
Самые популярные мягкие противоскользящие цепи производятся из полиуретана. Они обладают высокой стойкостью к износу и на разрыв, очень эластичны и устойчивы к воздействию химвеществ.
Резина по своим свойствам сильно уступает полиуретану.
Стоят довольно дорого, но зато эксплуатируются в городских условиях без ущерба дороге. К тому же скорость при движении с такими цепями на колесах можно держать довольно высокую — до 80 км/ч. Для сильного бездорожья и гололеда такие устройства не эффективны.
Жесткие цепи
Этот вид цепей производится из твердых материалов — стали, алюминия или титана. Недорого стоят, но очень надежны. Идеально подойдут даже для сильного гололеда и бездорожья. С классическими цепными устройствами не рекомендуется ездить быстрее 50 км/ч.
Браслеты противоскольжения
Такое оборудование отличается отсутствием продольных элементов. Браслеты крепятся поперек по всей окружности колеса на одинаковом расстоянии. Просты в установке, но менее эффективны на бездорожье.
Виды антипробуксовочных цепей по рисунку
В зависимости от узора переплетения звеньев цепи, различают несколько видов устройства. Их свойства отличаются, поэтому будьте внимательны при выборе.
Лесенка
Это две окружности из цепей, соединенных между собой поперечными отрезками. Получили такое название, потому что снаружи эти устройства очень похожи на лесенку.
Это самый недорогой и простой в изготовлении вариант цепей противоскольжения. Есть у них и некоторые недостатки:
- менее эффективны при езде по сугробами грунту;
- автомобиль передвигается «рывками», а это перегружает трансмиссию;
- машину бросает в стороны поперек движению.
В таких устройствах окружности из цепочек соединяются отрезками не по прямой, а по диагонали крест-накрест. Так получается характерный ромбовидный рисунок.
Такие антипробуксовочные цепи идеально подходят для передвижения по заболоченной местности или глубокому снежному покрову. Они очень прочные и обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью.
Отлично подойдут для паркетников и внедорожных автомобилей. Во много раз повышают проходимость транспортного средства.
Лишены практически всех недостатков «лестничных» собратьев.
Такой рисунок получается в результате соединения шестиугольников из цепочек между собой по углам. По центру располагаются шестиугольники, а по краям пятиугольники. Такие устройства обладают всеми преимуществами ромбовидных, плюс добавляют еще большую поперечную устойчивость.
Материалы и инструменты для изготовления своими руками
Чтобы сделать цепи противоскольжения своими руками, потребуется:
- отрезок стальной цепочки необходимой длины (сечение не меньше 5мм);
- карабины или крючки для соединения поперечных отрезков (по 2 шт на каждый отрезок);
- болгарка;
- тиски;
- рулетка;
- устройство для натяжения цепи.
Делаем цепи противоскольжения своими руками
Чтобы изготовить самодельное цепное оборудование, необходимо выполнить следующие действия:
- Измерьте рулеткой длину окружности покрышки. Отрежьте от цепочки 2 отрезка, равных этому измерению минус 20-30 см. Готовые отрезки, замкнутые в кольцо, должны лежать примерно на линии протектора шины. Соедините их в 2 круга при помощью карабинов.
- Для поперечных отрезков измерьте расстояние между двумя кольцами из цепочки по внешней стороне покрышки (здесь нужно учитывать и длину соединителей).
- Отрежьте нужное количество поперечных цепей — их должно быть не меньше 8 шт.
- На концы полученных отрезков прикрепите карабины или крючки. Их можно сделать из армированной проволоки или воспользоваться звеньями цепочки, но обязательно закрепляйте сваркой.
- Теперь прикрепите поперечные отрезки к окружностям на равном расстоянии.
- Для регулировки натяжения нужно изготовить подходящую систему. Можно ее сделать из отрезка цепочки, дополнив регулятором с двумя винтами. Также возможно использовать пружины из металла или резиновые жгуты. На концы регуляторов тоже прикрепите карабины.
- Лучше всего использовать 2 регулятора натяжения: с наружной стороны и с внутренней стороны колеса. При необходимости можно натянуть систему и одним регулятором.
На передне- и заднеприводных авто оборудование надевается только на ведущие колеса. На машинах с полным приводом «одевать в панцирь» необходимо весь комплект колес.
Помогут ли цепи, сетки и ремни уехать на переднем приводе так же далеко, как на полном?
Renault > Kaptur
Властвуйте, полноприводники! Полный привод рулит! После каждого серьезного снегопада соцсети пестрят подобными восклицаниями. И ведь не поспоришь.
А если полный привод не по карману или нужен раз в год по обещанию? Может, купить съемные грунтозацепы, коих на авторынках в достатке, – и глубокий снег с крутыми подъемами будет не страшен?
Наш выбор пал на три принципиально разных комплекта — традиционные стальные цепи противоскольжения, так называемые композитные цепи (их еще величают сетками из-за характерного рисунка протекторной части) и полиуретановые ремни.
Роль испытателя взял на себя переднеприводный Renault Kaptur с 114‑сильным мотором 1.6 и вариатором. В пару к нему взяли полноприводный Kaptur 2.0 (143 л.с., автомат) — послужит ориентиром. Или буксиром!
Виновата система
После оттепели Подмосковье засыпало снегом, и мы вывели оба кроссовера в чистое поле. Сверху — снежный «пухляк», а ниже — спрессованный наст и лед. То, что нужно для испытаний. Бамперы не поколем, а лед добавит сложностей.
Выставляем обе машины параллельно и пускаем вперед. Обувь у нашей пары одинаковая — шины Nokian Nordman RS2 SUV размерностью 215/60 R17.
Все аксессуары пока что ждут своего часа в багажнике: первым делом мы решили сравнить возможности машин с приводом разных типов.
В оранжевом полноприводном Каптюре селектор трансмиссии перевожу в Auto, и он без труда уезжает вперед. Переднеприводный почти сразу зарывается — его душит неотключаемая система стабилизации. Хотя в полноприводнике кнопка отключения имеется, трогать ее я не торопился: словно гламурный трактор, Kaptur ползет по полю — и электроника в этот процесс не вмешивается. Очевидно, противобуксовочная система настроена тут менее строго. А если всё же вырубить систему стабилизации переднеприводника «силовым» методом?
Вынимаем предохранитель № 36 (отключение ABS и ESP). На панели приборов вспыхнула гирлянда «ошибок». Пропали показания спидометра, а верхний экран «прокричал», что тормоза неисправны.
Непохоже! Тормозит переднеприводный Kaptur по-прежнему хорошо, улучшилась и проходимость — потому что перестала пропадать тяга. Чувствую, что автомобиль закапывается, сбавляю газ. Ага, снова зацепился — и приоткрываю дроссель. Без удушающей электроники Kaptur медленно и упорно двигается вперед. В итоге, конечно, закопался, но прополз заметно дальше.
Нет-нет, это не руководство к действию. Не надо вынимать предохранитель. Мы лишь хотели показать, что кнопка отключения системы стабилизации нужна и переднеприводному Каптюру. Надеюсь, фирма Renault нас услышит.
Гребное поле
А теперь надеваем на передние колёса ремни из термопластичного полиуретана. Заявлено, что материал сохраняет свои свойства при температурах от —30 до +50 ºС. В протекторной части закреплена алюминиевая скоба, облегчающая движение по льду. Проблема лишь в том, что установить ремни можно не на всякий диск. На литой с узкими прорезями или на штамповку они не подойдут.