Основные подробности и преимущества платных дорог в России + подробная карта.
Платные дороги существуют много лет в Европе и пользуются большой популярностью. В России они менее востребованы, хотя обладают рядом преимуществ. Платные дороги являются идеальным вариантом для тех, кому нужно попасть в конечную точку без серьезных временных затрат.
Платные дороги: плюсы и минусы
Целью создания платных дорог является разгрузка основных трасс. Большая часть водителей выбирает бесплатный проезд, но низкое качество дорожного покрытия, частые пробки и плохо развитая инфраструктура отталкивает тех, кто отдает предпочтение комфорту.
Почему стоит выбрать платную дорогу:
- На трассе следят за состоянием дорог. И хоть до европейского качества далеко, в отличие от бесплатного пути здесь наблюдается значительно меньше ям.
- Хорошо развита инфраструктура. Речь идет не о придорожных забегаловках и сомнительных гостиницах, а о хороших кафе, отелях, магазинах. Найти место для отдыха на платных дорогах намного проще.
- Никогда не бывает пробок. Причина понятна — основное скопление автомобилей наблюдается на трассах с бесплатным проездом. Плюс на дорогах с большой загруженностью часто оборудовано более 2 полос.
- Увеличена максимально допустимая скорость. Если по обычной трассе нельзя ехать больше 110 км/ч, а грузовикам — 60 км/ч, то на платной дороге этот показатель увеличен до 150 км/ч и 90 км/ч соответственно.
Источник изображения: linkis.com
Платную дорогу выбирают многие транспортные компании для быстрой доставки груза. Конечно, за это повышается стоимость услуг, но когда речь идет о срочности, материальная сторона вопроса отходит на задний план. Также предпочтение таким автомагистралям отдают водители легковушек, отправляющихся на отдых. Лучше заплатить несколько сотен рублей, чем часами стоять в пробках и испытывать плохие дороги.
Недостаток у платных трасс один — необходимость в денежных затратах. Но стоимость нельзя назвать запредельной — она составляет от 2 до 10 рублей за километр и зависит от типа транспортного средства. Водителям грузовых машин приходится отдавать больше, чем водителям легковушек.
Карта платных дорог
Если планируется поездка по платным дорогам, пригодится карта. Ее можно сохранить на смартфоне или распечатать. Карта содержит основную информацию: расположение дорог, альтернативные варианты проезда, пункты оплаты. Можно заранее составить план проезда, чтобы уточнить местонахождение кафе, гостиниц и т.д. Эта карта поможет сориентироваться в дороге и узнать протяженность участка трассы.
Вот официальная версия от "Росавтодора" (май, 2019 год):
Нажмите на карту, что получить полную версию в высоком качестве:
Существуют три системы платных дорог: открытая (со сборочными пунктами, перекрывающими основное движение), закрытая (сбор при въезде / выезде) и полностью электронная система дорожных сборов (отсутствие сборочных пунктов, только электронный сбор на въезде / выезде и на стратегических участках основной дороги). Современные платные дороги часто используют комбинацию всех трех перечисленных типов сбора. Множество въездных/выездных сборочных пунктов на протяжении пути время от времени дополняются системами сборов по ходу основного движения. Некоторые платные дороги берут плату только в одном направлении, например, в Великобритании в месте, где M4 пересекает реку Северн по любому из двух мостов. По этим мостам движение бесплатное из Уэльса в Англию, но на обратном пути требуется заплатить. Это оправдано только в случаях, когда бесплатный объезд слишком длинный — в этом случае около 40 миль. Платежи могут производиться наличными, кредитной картой, посредством предоплаченной карты, или электронной системы оплаты. В некоторых европейских странах оплата осуществляется с помощью наклеек, которые крепятся на лобовое стекло. Пункты сбора оплаты могут быть автоматизированы. Плата может зависеть от расстояния и от типа транспортного средства.
Если и есть что-то в нашей стране постоянное – так это строительство платных дорог и повышение цен на проезд по уже имеющимся. Поэтому наша ежегодная статья как никогда актуальна. Мы уже пятый раз составляем перечень «магистралей за деньги», своеобразный юбилей. Как обычно, за год платных дорог стало больше, почти каждый участок подорожал, а комфорта и качества больше не стало. В этом материале мы приводим список всех платных дорог в России, чтобы можно было самостоятельно рассчитать: сколько придется платить в тех или иных поездках.
Трасса М1 «Беларусь»
Обход Одинцова
Протяженность: 19,5 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 350 рублей, ночью – 20 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
С этой платной дорогой за два с половиной года свыклись. Но она все равно жутко дорогая и неудобная – на участке менее 20 километров останавливаться для оплаты придется аж три раза. При этом цены днем пугают – придется суммарно заплатить немалых 350 рублей, бесплатный объезд очень неудобный и многопробочный. При этом с 1 до 5 утра считай халява – всего 20 рублей проезд стоит. Так-то дорога неплохая – разрешенная скорость 110 км/ч, освещение в ночное время есть. Так что по этому участку только ночью
Трасса М3
Участки в Калужской области
Протяженность: 49 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 130 рублей, ночью – 80 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Двум платным участкам в Калужской области уже пошел третий год. Качество полотна, неплохое, заборы, отбойники и освещение на всем маршруте, но цена высоковата, она опять подросла. Судя по всему это только первая ласточка, и скоро М3 будет платной чуть ли не на всем своем протяжении. В частности сейчас идет активная реконструкция трассы на выезде от Москвы. Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать – как только ее завершат, участок тоже станет платным.
Трасса М4 «Дон»
Участок в Московской области, 21-93 км
Протяженность: 72 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 160 рублей, ночью – 80 рублей.
Разрешенная скорость: 110-130 км/ч
Раньше этот участок был около 20 километров и стоил дешево, потом в «Автодоре» решили, что они мало денег берут. Ничего не поменялось, просто участок расширился – теперь это 72 километра, но денег с водителя можно брать больше. В этом году цена еще на 10 рублей возросла. Участок примечателен, конечно, высокой разрешенной скоростью. При этом на нем нет освещения – ночью ехать под 150 км/ч водителям предлагается в темноте, что странно. Дорожное полотно разного качества, есть разбитые участки. За что с водителей берут деньги остается непонятным.
Участок в Московской и Тульской областях, 93-211 км
Протяженность: 118 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 210 рублей, ночью – 130 рублей.
Разрешенная скорость: 110-130 км/ч
Вот такие платные участки бесят больше всего. Ладно, когда «Автодор» вкладывается в строительство, но в данном случае ничего не было. Была бесплатная дорогая, теперь стала платная. Разрешенная 130 км/ч тут была и в бесплатном варианте, не поменялось ничего, не появилось даже освещение, зато теперь вынь-полож 210 рублей (в прошлом году было 200 рублей) за проезд днем. Не много ли за просто так?
Обход Богородицка, 225-260 км
Протяженность: 35,5 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 80 рублей, ночью – 40 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Эту дорогу ввели в эксплуатацию в сентябре 2013 года, по нынешним меркам уже пенсионер. Участок ничем особо не примечательный – 110 км/ч, хороший асфальт, но нет освещения. В качестве единственной «фишки» услуги комиссаров, которые дежурят на трассе, и телефоны для экстренной связи. Как и на других участках проезд днем тут подорожал на 10 рублей, хорошо еще, что ночной тариф остался прежним.
Обход Ефремова, 287-321 км
Протяженность: 35,8 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 80 рублей, ночью – 40 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Этот участок является логичным продолжением предыдущего – водитель не замечает как заканчивается один и начинается другой. Собственно, отличий у них нет, качество дороги и инфраструктура такая же. Даже стоимость совпадает один в один. Обычно эти два участка не объезжают – уж больно долгая и муторная бесплатная дорога, да и плата все-таки умеренная, хотя и растет из года в год. В этом году очередные +10 рублей.
Обход Ельца, 331-414 км
Протяженность: 82 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 170 рублей, ночью – 120 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Самый скучный участок трассы. На всем протяжении нет ни одной заправки, что нужно учитывать при планировании дороги, немало водителей, расслабленных инфраструктурой прошлых участков, попадает в трудную ситуацию. Дорога хорошая, хотя освещения ночью не хватает. Забавно, что двигаясь в сторону Москвы можно половину пути проехать по участку, а потом свернуть на бесплатную альтернативную дорогу, избежав пункта оплаты, хоть какая-то экономия. Когда-то этот участок был самым дорогим, а теперь к нему уже привыкли. Но традиционные для этого года +10 рублей днем он получил.
Обход Задонска, 417-464 км
Протяженность: 46,9 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 110 рублей, ночью – 60 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Это самая первая платная дорога в стране, которая потом реконструировалась. Участок хорош тем, что полностью освещен, ехать ночью приятно, благо, что покрытие нормальное, а разрешенная скорость 110 км/ч. Забавно, что альтернативная бесплатная дорога не длиннее платного участка, но проходит по населенным пунктам, в которых поустанавливали знаков с ограничением в 30 км/ч и настроили кучу лежачих полицейских, видимо, как раз для стимулирования платного проезда. В этом году цена на участке тоже выросла на 10 рублей.
Обход Воронежа, 492-517 км
Протяженность: 25 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 60 рублей, ночью – 30 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Окружная Воронежа редкий пример правильной платной дороги. Ушатанный двухполосный участок в результате реконструкции превратился в шестиполосную магистраль с классным освещением и скоростным режимом до 110 км/ч. За такое преобразование отдать 60 рублей с легкового автомобиля не жалко. Хотя местные жители страдают, трасса прорезает пригород, и водителям приходит оплачивать проезд, не пользуясь всей трассой. Объезжать через Воронеж – долго и муторно.
Обход Новой Усмани, 517-544 км
Протяженность: 27 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 50 рублей, ночью – 30 рублей.
Разрешенная скорость: 130 км/ч
Этот участок логично перетекает из окружной Воронежа и построен для того, чтобы обойти воронежский город-спутник Новую Усмань, где как и на задонском участке понаставили знаков 40 км/ч. Участок новый, построен специально, дорога хорошая, ограничение 130 км/ч, цена вроде адекватна, да вот только и через Новую Усмань раньше все ездили без проблем (пробок так почти никогда не было), а теперь хоть и получится прохватить с ветерком, но на 50 рублей стоимость пути увеличилась.
Участок в Воронежской области, 544-633 км
Протяженность: 89 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 200 рублей, ночью – 100 рублей.
Разрешенная скорость: 90 км/ч
А вот этот участок просто бесит – никто ничего не реконструировал, просто в «Автодоре» поставили два пункта оплаты и стали взимать деньги. Бизнес по-русски, чо. Участок довольно убитый, на нем нет освещения. За что берут деньги. Оплату за проезд взимают на двух пунктах: 545 и 620 километрах, то есть еще и останавливаться нужно два раза. Этот участок – отличный пример наплевательского отношения «Автодора» к водителям. Вы еще посмотрите на предложенную альтернативную дорогу – там крюк километров 300, да и еще и по таким населенным пунктам, которые и местные жители не все знают.
Участок в Ростовской области, 1091-1119 км
Протяженность: 28 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 60 рублей, ночью – 30 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Платные дороги в 2018 года добрались и до Ростовской области. Теперь за поездку на юг нужно платить и ростовчанам. Плата бы вроде невелика, но и участок всего 28 километров. Освещение сделали это плюс, ну и максималочку подняли, тоже хорошо. Хотя адекватного бесплатного объезда нет, видимо, на такую формальность все давно уже «забили».
Участок в Краснодарском крае, 1091-1119 км
Протяженность: 76 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 140 рублей, ночью – 70 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Привет краснодарцам от «Автодора»! Плату на новом участке начали взимать с 24 июня 2019 г. Символично, что начинается участок около хутора Веселая жизнь. Да, блин, очень весело живем с «Автодором». Дорога обычная, ну только чуть асфальт облагородили. Альтернативная дорога предлагается через Азов, это, конечно, ни в какие ворота не входит.
Участок в Краснодарском крае, 1095-1319 км
Протяженность: 124 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 200 рублей, ночью – 120 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Этот участок заработал 29 апреля этого года, еще одна новинка. Фактически прошлый участок перетекает в этот – и объезд у него такой же дурацкий. Сама дорога нормальная, но ничего особенного. Разрешенная скорость 110 км/ч, правда встречаются участки, где она снижена до 90 км/ч и там стоит много камер.
Трасса М11 «Москва – Санкт-Петербург»
Участок в Московской области, 15-58 км
Протяженность: 43 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 450-600 рублей, ночью – 200 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Самая скандальная дорога в стране. Построенная с целью разгрузить Ленинградское шоссе, она этого не сделала, потому что цены на проезд нереальные. Как вам 600 рублей за 43 километра в пятницу и воскресенье вечером? Даже Путин в свое время высказался в том смысле, что владельцы дороги (это не государство, кстати) малость офигели. Особо, кстати, не помогло, сначала цены чуть снизили, а потом они опять заметно поднялись. Дорога загружена слабо, большинство водителей предпочитает ехать через химкинские пробки. Хотя дорога хорошая – широкая, освещенная, с 110 км/ч, но цена все равно все портит. Стоимость проезда зависит от времени проезда и типа транспортного средства. Уникально то, что плата предусматривает учет не только времени, но и дня недели – в будни в разы дороже, чем в выходные. За год не подорожала, но куда еще больше-то.
Участок в Московской области, 58-149 км
Протяженность: 43 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 190 рублей, ночью – 160 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Участок в Московской и Тверской областях, 97-124 км
Протяженность: 25 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 60 рублей, ночью – 40 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Участок в Тверской и Новгородской областях, 208-543 км
Протяженность: 316 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: 770 рублей круглосуточно
Разрешенная скорость: 110-130 км/ч
А это уже «Автодор» делает свои дороги на пути из одной столицы в другую. Скоро вся дорога будет платной, осталось совсем немного. И новые участки будут добавляться. Там на самом деле дифференцированная оплата, но мы решили на переусложнять статью и привели цифры если ехать из Москвы в Санкт-Петербург. Дорога хорошая, только мало заправок, это стоит учитываться и заправляться при любой возможности.
Расскажем подробнее, как работают эти участки. На скоростной автодороге действует закрытая система, при пересечении которой потребуется две остановки: для въезда и выезда с платного участка. Если пользователь планирует оплатить проезд наличными денежными средствами, при въезде на платный участок он должен получить въездной талон в пункте выдачи талонов, расположенном по ходу движения на автомобильной дороге. Оплата проезда будет производиться на пункте взимания платы на выезде с платного участка на основании данных о месте и времени въезда на платный участок, содержащихся на въездном талоне. Транспортным средствам, оснащенным транспондерами, въездной талон получать не потребуется, факт въезда на участок будет фиксироваться посредством идентификации транспондера пользователя при проезде через пункт выдачи талонов, оплата проезда будет осуществляться на пункте взимания платы в обычном порядке.
Псковская область
Эстонская Республика – Остров
Протяженность: 23,2 км
Стоимость проезда: 150 руб.
Разрешенная скорость: 90 км/ч
Нестерино – Латвийская республика
Протяженность: 62,11 км
Стоимость проезда: 300 руб.
Разрешенная скорость: 90 км/ч
Опочки – Белоруссия
Протяженность: 82,1 км
Стоимость проезда: 220 руб.
Разрешенная скорость: 90 км/ч
Ольша – Невель
Протяженность: 58,7 км
Стоимость проезда: 200 руб.
Разрешенная скорость: 90 км/ч
Мы уже писали, что нехилые автомобильные коммерсанты окопались в правительстве Псковской области. Еще с 2001 года тут стали взимать плату за проезд сразу по четырем дорогам региона. Жители региона от платы освобождены, а вот с транзита и туристов дерут по полной, причем каждый год цены повышаются. На таком фоне даже жадины из «Автодора» кажутся уже более-менее адекватными людьми.
Цинизм ситуации поражает. Мало того, что ценники очень высокие, так еще и платные дороги убиты просто в хлам. Посмотрите на фото, за поездки по таким дорогам предлагают платить по нескольку сот рублей. Освещения нет, ограничение скорости стандартное. Так еще и о факте того, что нужно платить, узнаешь уже постфактум, карточки не принимают, да и пункты оплаты убогие. Ничего годами не меняется, местные князьки просто отхватили участок трассы и стригут бабло, не вкладывая в дорогу. Так что наш совет, объезжать Псковскую область – ехать там дорого и плохо.
Западный скоростной диаметр
Северный участок
Протяженность: 26,4 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 200 рублей, ночью – 200 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Центральный участок
Протяженность: 11,7 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 100 рублей, ночью – 100 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
Южный участок
Протяженность: 8,5 км
Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 200 рублей, ночью – 200 рублей.
Разрешенная скорость: 110 км/ч
ЗСД это новое слово в платных дорогах страны. Это фактически городская платная магистраль в Санкт-Петербурге. Скоростная и современная. Она кусками выходит в пригород, так что столкнуться с платой придется даже тем, кто проезжает около Санкт-Петербурга транзитом. Отличное качество дороги, ограждение, освещение, 110 км/ч, а еще там просто красиво. Но есть и нюансы. Самый главный в оплате. Для жителей столицы, у которых есть транспондер, цены приемлемые, но вот с приезжих и тех, кто совершает разовые поездки, берут астрономические деньги. На каждом участке действует принцип «все по 100», в итоге приезжий должен за пересечение всего ЗСД отдать 500 рублей, тогда как с транспондером можно проехать за 220 рублей. Что за бред?
Нехитрый подсчет показывает, что поездка по маршруту Краснодар – Санкт-Петербург на легковом автомобиле в лучшем случае (если все платные участки проходить ночью) обойдется в 2220 рублей (в прошлом году было 1540 рублей), а в худшем случае – в 3140 рублей (в прошлом году было 2350 рублей). Другие маршруты можно посчитать самостоятельно. Расскажите нам в комментариях, что у вас получилось.