По классификации API моторные масла подразделяются на две категории: "S" (Service) и "С" (Соmmercial). К первой относятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов; ко второй – масла для дизелей автотранспорта, промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники. Универсальные масла, которые могут использоваться для смазывания бензиновых двигателей и дизелей, имеют обозначения обеих категорий.
Категории масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей
Масла категории S (service) предназначены для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. Старые категории API SA, SB, SC и SE не приводятся.
категория API SF (устаревшая):
масла данной категории предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше, питаемых этилированным бензином. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака.
масла API SF заменяют масла API SC, API SD и API SE в более старых двигателях.
категория API SG (устаревшая):
лицензированная категория, утвержденная в 1988 году. Выдача лицензий прекращена в конце 1995 года. Масла предназначены для двигателей моделей 1993 года и старше, питаемых неэтилированным бензином с оксигенатами. Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к маслам для дизельных двигателей категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама.
масла API SG заменяют масла категорий API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC.
категория API SH (устаревшая):
лицензированная категория, утвержденная в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (например API AF-4/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII.
категория API SJ (действующая):
категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC.
категория API SL (действующая):
Новая спецификация API SL для бензиновых двигателей является лицензионной категорией с 1 июля 2001г.
Появление этой категории обеспечило улучшение качества по нескольким ключевым параметрам по сравнению со спецификацией API SJ:
-Улучшение экономии топлива и сохранение более низкого уровня потребления топлива на период использования (степени GF-3).
-Более низкий уровень токсичности выхлопов.
-Защита систем контроля и нейтрализации выхлопов.
-Более совершенная защита от высокотемпературных отложений.
-Более совершенная защита от износа.
API SM (действующая):
Категория введена в 2004 г. Моторные масла категории API SM предназначены для бензиновых двигателей и по сравнению с продуктами класса SL обладают повышенной стойкостью к окислению, лучшей защитой от отложений и износа, оптимизированными низкотемпературными свойствами, увеличенным интервалом замены и сохраняют стабильность вышеперечисленных характеристик на протяжении более длительного срока эксплуатации. Масла этой категории преимущественно соответствуют последней спецификации ILSAC и являются энергосберегающими (Energy Conserving).
Категория SM рекомендуется для всех автомобильных двигателей используемых в настоящее время. Поэтому если инструкция производителя предписывает использование масла, соответствующего по API категории SJ или SL, то использование масла категории SM будет полностью удовлетворять предъявляемым требованиям и дополнительно уменьшит потребление топлива.
API SN (действующая):
Утвержден в 1 октября 2010 года. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. То есть, масла, классифицируемые по API SN, будут приблизительно соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость.
Категории масел для дизельных двигателей коммерческих автомобилей
Данные категории обозначаются буквой С(commercial). Старые категории API CA и CB не приводятся.
категория API CC (устаревшая):
Категория введена в 1961 году. Масла для дизельных двигателей без наддува. Допускается применение для двигателей с турбонаддувом, работающих в легком или среднем режиме и для бензиновых двигателей большой мощности. Масла данной категории содержат антикоррозийные присадки и присадки предотвращающие образование высоко- и низкотемпературных отложений.
категория API CD (устаревшая):
Категория введена в 1955 году. Типичная категория масел для дизельных двигателей с турбонаддувом и без, для которых требуется эффективный контроль за накоплением продуктов износа. Допускается применение топлива с повышенным содержанием серы. Масла содержат присадки предотвращающие образование высокотемпературных отложений и предохраняющие подшипники от коррозии. Соответствует требованиям MIL-L-2104C/D.
категория API CD + (устаревшая):
Категория создана для удовлетворения требованиям японских автопроизводителей. Масла обладают повышенной устойчивостью к окислению, загущению (под влиянием накопления сажи) и повышенной защитой клапанного механизма от износа.
категория API CD-II (устаревшая):
Категория введена в 1987 году. Масла данной категории предназначены для двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ и образование шлама.
Соответствует всем требованиям категории API CD.
категория API CE (устаревшая):
Категория введена в 1987 году. Масла предназначены для форсированных и мощных дизельных двигателей с турбонаддувом и без, работающих как при малых оборотах и больших нагрузках, так и при больших оборотах и больших нагрузках.
Заменяет масла категорий API CC и CD в более старых двигателях.
категория API CF (действующая):
Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для внедорожной техники, для двигателей с распределенным впрыском, включая двигатели работающие на топливе с содержанием серы более 0,5% от массы. Масла данной категории эффективно подавляют образование нагара на поршнях и коррозию медных сплавов подшипников.
Заменяет масла категории API CD в более старых двигателях.
категория API CF-2 (действующая):
Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для высоконагруженных двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ цилиндров и залегание (закоксование) поршневых колец.
Заменяет масла категории API CD-II в более старых моделях.
категория API CF-4 (действующая):
Категория введена в 1990 году. Масла предназначены для высокоскоростных мощных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, устанавливаемых на мощных магистральных тягачах. Отвечают всем требованиям качества категории API CE и, кроме того, обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к нагарообразованию на поршнях. При согласовании с требованиями категории API SG (API CF-4/SG), могут быть применены для бензиновых двигателей легковых и малых грузовых автомобилей. Отвечают повышенным требованиям по токсичности отработанных газов.
Заменяет масла категории API CE в более старых двигателях.
категория API CG-4 (действующая):
Категория представлена в 1995 году. Масла предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных, четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа использующих топливо с содержанием серы менее 0,05% от массы и немагистрального типа (содержание серы может достигать 0,5% от массы). Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразование, окисление, образование сажи (эти свойства необходимы для двигателей новых магистральных тягачей и автобусов). Категория создана для удовлетворения требованиям стандартов США по токсичности отработанных газов (редакция 1994 года).
Заменяет масла категорий API CD, API CE и API CF-4. Основным недостатком, ограничивающим применение масел данной категории в мире, является относительно большая зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива.
категория API CH-4 (действующая):
Проектное название API PC-7. Категория представлена 1 декабря 1998 года. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных двигателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. В отличие от категории API CG-4, допускается применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Америка, Азия, Африка). Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара.
Заменяют масла категорий API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4.
категория API СI-4 (действующая) :
Эта категория введена в действие в 2002 году в связи с новыми экологическими требованиями, которые сформулированы Американским агентством по охране ок-ружающей среды (EPA). Основным способом удовлетворения этих требований яв-ляется система рециркуляции отработанных газов (EGR – exhaust gas recirculation). Для этого требуются изменение конструкции двигателей и придание новых эксплуатационных свойств моторным маслам. Одновременно прогнозируется повышение удельных мощностей двигателей. Основные отличия работы моторного масла в условиях рециркуляции выхлопных газов и повышенной удельной мощности:
-тенденция к образованию сильных кислот;
– повышенное образование сажи и, в связи с этим, загущение масла и повышенный износ деталей двигателя;
– более высокотемпературный режим работы двигателя и масла. Для оценки повышенных эксплуатационных свойств, вводятся новые моторные испытания на стендовых двигателях с рециркуляцией выхлопных газов:
– Cat 1Q,
– Mack T-10,
– Cummins M-11.
категория API СI–4 PLUS (действующая):
API СI–4 PLUS является дополнительной категорией, которая была введена в 2004 г. Категория разработана, чтобы отвечать последним спецификациям производителей оригинального оборудования, таких как Caterpillar ECF-1, Mack EO-N Premium Plus 03, и Cummins 20078 с ограничением минимального значения щелочного числа (TBN). Масла данной категории проходят повышенных контроль по сажеобразованию, а также вязкостному контролю, контролю за отложениями на поршнях и их чистоте. Отличаются стабильностью к сдвигу по сравнению с маслами категории API СI–4.
категория API СJ-4 (действующая):
разработана для тяжелонагруженных двигателей, лицензированная с октября 2006. Отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx и твердых частиц для двигателей 2007 года выпуска. На масла CJ-4 вводятся лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0 %, сера 0,4%, фосфор 0,12%.
Новая классификация вмещает требования более ранних категорий API CI-4 PLUS, CI-4, но несет значительные изменения требования в ответ на потребности новых двигателей, которые отвечают новым экологическим стандартам 2007 и более поздних моделей.
Классификация моторных масел по SAE
Американское Общество Автомобильных Инженеров (Society of Automotive Engineers – сокращено SAE) разработало классификацию моторных масел на основе значений вязкости. Она подразделяет моторные масла на шесть зимних классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60). В этих рядах большим числам соответствует большая вязкость. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, а другой – летний класс, например, 10W-40, 15W-40, 20W-50 и т. д.
На этой странице ссылки на официальные сайты производителей смазочных материалов, на которых есть рекомендации по применению смазочных материалов, а также on-line подбор моторных, трансмиссионных масел и других смазочных материалов.
Перейдя по ссылке вы сможете подобрать масла или жидкости, интересующей вас марки производителя смазочных материалов, для своего автомобиля.
В Н И М А Н И Е! Помните, что основным документом при выборе смазочных материалов является инструкция по эксплуатации автомобиля.
Все ссылки проверены в ноябре 2019.
Для большинства автолюбителей вопрос подбора моторного масла остается крайне актуальным вне зависимости от стажа вождения. И это неудивительно, ведь от качества этого продукта напрямую зависит долговечность и исправность деталей двигателя, а также все остальные, вытекающие из этого факторы.
Существует 4 главных пункта, по которым можно выбрать масло для двигателя машины. Это его характеристики, а также марка авто, его пробег и вин-код.
Подбор моторного масла по марке автомобиля
Заглянув в сервисную книжку своего авто, можно узнать, масло какого бренда и каких параметров рекомендует использовать автопроизводитель.
Кроме того, существует множество интернет-ресурсов, которые содержат в себе огромные базы автомобильных брендов и производителей моторного масла. В них можно найти информацию для любого авто. Все, что необходимо сделать владельцу — это ввести марку, год выпуска и нажать «поиск».
Таким образом, можно безошибочно совершить подбор моторного масла по марке автомобиля, которое наверняка подойдет.
Подбор моторного масла по вин-коду автомобиля
Вин-код транспортного средства — не менее важный элемент, на который можно опираться в вопросе выбора машинного масла. Подбор моторного масла по вин-коду автомобиля происходит примерно по тому же принципу что и по марке.
В вин-коде содержится шифрование полной комплектации вашего авто. С помощью этих данных можно подобрать масло, которое будет идеально подходить не просто марке вашего автомобиля, а индивидуально вашей машине.
Подбор моторного масла по пробегу автомобиля
Пробег — это важный пункт для тех автомобилистов, чьи машины уже «проехали» гарантийную цифру на спидометре. Ведь именно пробег определяет то, насколько двигатель становится чувствительнее к тому, что в него заливают.
При увеличении пробега двигатель становится более требовательным к вязкости масла. Поскольку маловязкие моторные масла, которые используются на малом пробеге, могут уже не создавать необходимой защитной пленки внутри мотора.
Поэтому, если вы владелец «железного коня» со 100–200-тысячным километражом, то перед заменой вам желательно пройти ТО и узнать о состоянии двигателя.
Подбор моторного масла по параметрам
Это, пожалуй, самый правильный и наиболее популярный способ выбрать масло для вашего двигателя. Главное, что нужно знать о параметрах моторного масла — это его состав, вязкость, а также рекомендуемые производителем спецификации.
Второй важный параметр — это вязкость. Пример — 0W30. Первая цифра означает максимальную температуру, при которой допустима работа двигателя в зимний период. А вторая — вязкость масла при рабочей температуре двигателя. Масло в нашем примере можно использовать зимой при температуре до -35℃ в двигателях, для которых рекомендуется использовать моторное масло с вязкостью 30 по классификации SAE. Подробнее о вязкости моторного масла.
Кроме того, на любой канистре есть свои цифровые и буквенные маркировки. Это рекомендуемые производителем масла спецификации или допуски. Например, API SN/CF или ACEA A3/B4. По этой маркировке можно определить: для бензиновых или для дизельных двигателей предназначено масло, а также качество продукта. Подробнее о спецификации моторного масла.
Выбирайте свой способ подбора масла и заливайте только подходящий для мотора продукт. И покупайте его у проверенных поставщиков. Это гарантирует вам беспроблемную эксплуатацию вашего авто.