Система зажигания батарейная, состоит из катушки зажигания, распределителя, свечей зажигания, выключателя (замка) зажигания и проводов высокого и низкого напряжения. Надежность и экономичность работы двигателя в значительной степени зависят от состояния приборов системы зажигания.
1. Возможные неисправности системы зажигания АЗЛК 2140
1). Неисправен распределитель зажигания — Найти причину и устранить неисправность.
2). Неисправна катушка зажигания — Заменить на новую.
3). Неисправен замок зажигания — Проверить замок и заменить контактное устройство замка.
4). Свечи вышли из строя — Почистите или замените свечи.
Перебои в работе двигателя
1). Неисправен распределитель — Проверить и устранить поломку.
2). Плохой контакт в первичной цепи — Устранить дефект.
3). Высоковольтные провода неплотно посажены или повреждены — Восстановите соединение или замените провода.
4). Неисправность катушки зажигания — Проверьте или замените.
5). Трещины в крышке распределителя — Замените крышку.
6). Загрязнение или увлажнение контактов крышки распределителя или проводов — Очистите и высушите контакты или провода.
7). Неправильный зазор между контактами — Отрегулируйте зазор (0,35-0,45 мм).
8). Пробит конденсатор — Замените.
9). Неисправна свеча: замасливание или обгорание электродов, неправильная величина зазора, трещины в изоляторе — На работающем двигателе проверить свечи. Неисправную свечу вывернуть и очистить от нагара. Свечу с трещиной в изоляторе заменить.
Перебои в одном или нескольких цилиндрах двигателя
1). Подгорание и загрязнение контактов прерывателя — Устранить дефект.
2). Нарушение зазора между контактами прерывателя — Установить зазор в пределах 0,35-0,45 мм.
3). Высоковольтные провода неплотно посажены или повреждены — Востановите соединение или замените провода.
Двигатель внезапно перестает работать и его не удается пустить
1). Пробит конденсатор — Проверьте и устраните дефект.
2). Нарушение контакта в цепи питания зажигания — Осмотреть места контактов проводов.
Двигатель работает только при пуске до момента выключения стартера
1). Обрыв в добавочном резисторе катушки зажигания —
Перебрав уже все возможные и невозможные причины отсутствия искры на свечах я решил заменить катушку зажигания. Во-первых, меня терзали сомненья по поводу её работоспособности в целом, во-вторых, при последнем демонтаже я оборвал добавочное сопротивление. Электрик на авторынке посоветовал купить 117 жигулёвскую катушку, она, мол, простая и надежная. Куплена была б/у катушка на ближайшем разборе и проверена на работоспособность у того же электрика.
Проблемы возникли при подключении, потому как оказалось, что на контакт "Б" вместо двух проводов приходит один. Второй провод обнаружился позже и оказался подсоединённым к проводу от замка зажигания напрямую
Мультиметром был определён 12 В провод от замка и подключен на контакт "+Б" 117 катушки. Провод от трамблёра подключен на контакт "4 В".
Однако после замены катушки ничего не изменилось, стартер всё так же крутил вхолостую. Спустя пару часов поиска проблема всё же была найдена. А заключалась она в свечах, которые искру не выдавали. Наличие искры мы проверяли контрольной свечой, чтобы постоянно не выкручивать свечи из двигателя. После замены всех свечей на случайно найденные в гараже двигатель запустился с полфыра. Некоторое время поработал нестабильно, после чего прочихался, прострелялся и начал работать так ровно, как не работал никогда.
Некоторая нестабильность осталась на холостом ходу, на оборотах же двигатель абсолютно стабилен. Зато холостой ход появился в принципе, подсос для работы больше не нужен
Было уже довольно поздно, чтобы проводить тонкую настройку двигателя, потому после нескольких тщетных попыток наладить холостой ход было решено заняться этим позже и уже на ходу.
Максимальная частота вращения валика распределителя, при которой катушка обеспечивает бесперебойное искрообразование на стандартных трехэлектродных игольчатых разрядниках с искровым промежутком 7 мм, об/мин, не менее
Величина добавочного сопротивления при температуре 20°С, Ом
0,95 +0,05
Рис. 220. Катушка зажигания Б115-В: 1 – крышка; 2 – клемма высокого напряжения; 3 – самонарезающий винт; 4 – уплотнение; 5 – гайка клеммы низкого напряжения; 6 – пружинная шайба; 7 – плоская шайба; 8 – обмотка с магнитопроводом; 9 – скоба крепления катушки; 10 – наружное железо; 11 – изоляция; 12 – изолятор; 13 – кожух; 14 – трансформаторное масло; 15 – добавочное сопротивление; 16 – уплотнение крышки; 17 – пружина; 18 – пружинная шайба,; 19 – гайка клеммы низкого напряжения; 20 – гайка стяжного винта; 21 – стяжной винт
На двигателе установлена катушка зажигания Б115-В (рис. 220).
Возможные неисправности катушки зажигания и методы их устранения даны в табл. 39.
Таблица 39. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности
Методы устранения
Двигатель работает только при пуске до момента включения стартера
Обрыв в добавочном сопротивлении
Замените добавочное сопротивление
Отказ в работе двигателя из-за отсутствия искрообразования
Пробой изоляции вторичной обмотки
Замените катушку зажигания
Повреждение поверхности крышки катушки зажигания
Замените катушку зажигания
ПРОВЕРКА КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ НА АВТОМОБИЛЕ
Для проверки исправности катушки зажигания на автомобиле снимите крышку с распределителя зажигания и, проворачивая коленчатый вал двигателя, установите контакты прерывателя в замкнутое состояние. Включите зажигание. Высоковольтный провод, идущий от катушки зажигания, подведите к "массе" двигателя на расстояние 5-7 мм и периодически размыкайте контакты прерывателя рукой.
При исправной катушке зажигания (заряженной аккумуляторной батарее и исправном конденсаторе) каждое размыкание контактов должно сопровождаться бесперебойной искрой.
ПРОВЕРКА КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ НА СТЕНДЕ
Проверку максимальной частоты вращения валика распределителя, при которой катушка зажигания обеспечивает бесперебойное искрообразование, производите на стенде для проверки приборов системы зажигания, оборудованном трехэлектродными игольчатыми разрядниками с искровым промежутком 7 мм.