No Image

Правда о курске фильм

СОДЕРЖАНИЕ
576 просмотров
21 января 2020

В России 27 июня 2019 года стартовал очередной зарубежный фильм о русской катастрофе. Вслед за сериалом HBO «Чернобыль» в прокате вышла картина о гибели русской подлодки «Курск». Продюсером фильма стал известный режиссер Люк Бессон. Лента позиционирует себя как «вся правда о мужестве и стойкости российских подводников». Посмотреть премьеру картины корреспондент «Комсомолки в Петербурге » отправился с неофициальным координатором штаба родственников погибших моряков подлодки «Курск». После того трагического дня, 12 августа 2000 года, глава Клуба подводников Петербурга, капитан 1 ранга Игорь Курдин был связующей нитью между близкими экипажа и командованием. Почти 19 лет офицер вел собственное расследование произошедшей трагедии, и зарубежная картина «Курск» его интересовала не меньше, чем нас.

– Сразу же после трагедии родственники моряков с « Курска » начали съезжаться к нам в клуб, – поделился воспоминаниям с « КП -Петербург» Игорь Курдин. – Мы до сих пор с ними в контакте, помогаем их детям. Поэтому, когда мы узнали о выходе картины, была идея собрать всех матерей, вдов, детей погибших офицеров и вместе посмотреть фильм. Но после того, что я увидел, я от этой идеи отказался категорически. Я не рекомендую смотреть им это кино. Другое дело, что они все равно посмотрят. Но самое обидное, что ее увидят дети погибших на «Курске» моряков, которые в момент трагедии были еще совсем маленькими.

Игорь Курдин 19 лет занимается изучением гибели подлодки "Курск" Фото: Олег ЗОЛОТО

– Это попытка показать документальную историю гибели «Курска» с домыслом, – поясняет офицер. – Это плохая пародия на трагедию. Подводники погибли – в этом трагедия. Трагедия для их матерей, жен, детей. Они помнят своих отцов и мужей и чтут их память. Но этот фильм – ненаучная фантастика с попытками документальности. Они хотели показать характер людей, но у них этого не получилось. Одни несуразные моменты. Игорь Курдин признается: изначально понимал, что шел не на документальный фильм, а на художественный. Но картина вроде как позиционируется именно как «правда о трагедии».

ШТАМПЫ О РУССКИХ – ВОДКА И ПЕСНИ

Если режиссер «Чернобыля» и постарался отойти от западных стереотипов о русских, то Люк Бессон, создавая «Курск», даже не пытался. Картины начинается со свадьбы моряка – «грандиозной пьянки». Один из русских офицеров прямо кричит: «Мне жена сказала купить три ящика водки. И без этого домой не возвращаться». Затем уже на свадьбе: «Ну, так мы уже выпьем водки». И уже в самом конце фильма, когда подлодка затонула, а моряки теряют последние надежды, на «Курске» находят все ту же бутылку с сорокоградусной. Выпивают ее, осознают, что до гибели осталось две минуты и запевают песню.

– Первая сцена обязательно пьянка, – недоумевает офицер. – Все пьют водку, свадьба. Они поют песню о моряках в момент гибели, которую не знаю, кто сочинил. Я ее в первый раз слышу. Маловероятно, что офицеры вообще в такой момент запели бы песню.

Свадьба перед роковыми учениями Фото: "Кинопоиск"

Отправка «Курска» на роковые учения в фильме идет на следующий день после свадьбы. Но вместо традиционной формы морских офицеров, на актерах нет единой одежды.

– Такое ощущение, что сброд идет на лодку: кто в ватнике, кто в чем, – пожимает плечами офицер. – Неизбежность гибели таких военных возникает с первых минут. Потому что пиратский корабль лучше организован, чем русские офицеры. Об этом говорит и сцена с взорвавшейся торпедой.

«ПОГИБШИЕ МОРЯКИ ПОКАЗАНЫ САМОУБИЙЦАМИ»

Трагедия в фильме начинает проскальзывать почти сразу же. Офицеры, грузившие большую торпеду, почти заранее знают, что та вот-вот детонирует. В ленте моряки измеряют температуру того самого снаряда неизвестным прибором. Температура растет с бешеной скоростью. Об этом докладывают начальству и предлагают сбросить снаряд, чтобы избежать опасности. Но командование идет в отказ. Услышав его, русский офицер с горечью произносит: «Нам остается только молиться». В этот момент все взрывается.

– Я не буду говорить, что торпеды в фильме даже не отличаются друг от друга, – разводит руками глава клуба подводников. – Это декорации. Но вот стоит офицер с каким-то непонятным тестером, температура повышается. Надо быть самоубийцей, чтобы говорить «надо молиться». Надо не молиться, а торпеду отстреливать. Но ему говорят: «Может, мы успеем». Это бред такой! Через эти сцены склоняют к тому, что русские подводники – суицидники, которые пьют водку и поют песни.

Моряки в фильме измеряют температуру торпеды Фото: "Кинопоиск"

На самом же деле моряки измеряли не температуру, а давление торпеды.

– Проблемы начались, когда ее загрузили в торпедный аппарат, – объясняет Курдин. – Торпеда контролировалась. Ничего критичного не было. И уже перед самой стрельбой возникла ситуация, что повышается давление. Второй взрыв произошел через две минуты, а не как в фильме – вот подлодка падает, еще скользит по дну моря. Все понимают, что произошел взрыв. Но там все погибли мгновенно. А те, кто выжил, не мог знать, что случилось.

«РУССКИЕ – ТАКИЕ ТУПЫЕ, ЧТО ВСЕ БЕЗ ОПЫТА»

Сразу же после взрыва отсек, где находились выжившие моряки, заполняет вода. В этот момент они с трудом запускают насос, запитав его от клейм. На судне заканчивается воздух, поэтому старший офицер с товарищем плывет за кассетами для аппарата по выработке воздуха в другой отсек. Находясь на грани гибели, они достают их. Обрадованные моряки впускают героев обратно в отсек через дверь, из которой начинает хлестать вода. Но общими усилиями, они все же закрывают дверь обратно.

– Аппаратная выгородка была сухая, – уточняет офицер. – Там никакой воды не было. Аварийное освещение было, но оно работает недолго. И запуск насоса от какой-то клеймы – это бред. Дверь с таким мощным потоком воды просто не закрыть. Кассеты у них были, за ними никуда не надо было плыть.

Подлодка "Курск" затонула почти 19 лет назад Фото: личный архив Татьяны Гелетиной

Кассеты в фильме показаны в виде небольших турбин. Их загружает неопытный матрос. На оклик офицера, что нужно быть осторожнее – ведь любое прикосновение с водой, обернется гибелью всех выживших, матрос отвечает, что у него нет опыта, а только теория.

– Этот матрос снова показывает в фильме, что русские такие тупые, что никто ничего не умеет, – удивляется офицер. – Ну просто гибель – неизбежна. Там были офицеры, профессионалы. Они использовали аварийную систему регенерации воздуха. Это простая установка, в которую нужно вставлять пластины В-64, поглощающие углекислый газ и выделяющие кислород. Они выглядят иначе. Если кусок такой пластинки бросить в воду, то она вмиг вскипает. Эти пластины меняется примерно через восемь часов. В момент перезарядки пластин что-то произошло. Я думаю, что там упала капля масла или воды. Наверху всегда скапливается конденсат. Из-за этого произошло резкое возгорание.

Отсек, в котором находились офицеры, в фильме показан огромным. Сразу же после возгорание все люди падают в воду, которая уже просочилась в помещение. Когда все выплыли, моряки вздыхают: «Нам осталось жить пару минут, воздуха не хватит». И поют ту самую песню про моряков.

В подлодке разорвалась торпеда

– Там был огненный шар, – поясняет Курдин. – Они погибли в течение нескольких секунд. Все умерли от отравления угарным газом, верхние дыхательные пути у них были обожжены. Это отсек, где они были, на самом деле очень тесный. И офицеры всегда действовали по инструкции.

В фильме один офицер показан обезумевшим. Моряк скидывает с себя одежду до трусов и все время порывается выбраться из подлодки в открытое море. Но его останавливают другие с криком: «Мы все умрем».

– На самом деле офицеры грамотно перешли в кольцевой отсек, откуда действительно возможен выход на поверхность, – делится моряк. – Они были этому обучены, у них были дыхательные аппараты и костюмы для этого. Глубина, на которой находилась подлодка, это позволяла. И они собирались выплыть. Об этом говорит инструкция, которую они читали. Но Баренцево море холодное, моряки ждали, чтобы над их головами кто-то появился, чтобы их подхватили.

Игорь Курдин с картиной "Подлодка "Курск"

Сериал «Чернобыль» вызвал в России много критики, но все зрители сошлись в одном – ощущение реальности происходящего: вещи, интерьер, дома. Но «Курск» настоящего подводника сильно смутили.

«ЕСЛИ БЫ ПРИНЯЛИ ПОМОЩЬ АНГЛИЧАН – ВСЕ БЫ ВЫЖИЛИ»

– Это не подводная лодка, а декорации, – поясняет Курдин. – У меня вызывает раздражение, что даже нашу форму подобрать не могли. Люди собираются погибнуть и едят какой-то доширак , морепродукты. Жест прикладывания руки к сердцу – это же западный, а не наш. Венчание там показано – поют дети какие-то песни непонятные. Ощущения, что это все настоящее и правдивое, у меня не возникло. Там, конечно, не должно быть точных копий устройства отсеков. Но тут даже близко не было этого. Кино надо было делать вместе с русскими. Возможно ,тогда бы это была подлодка «Курск».

Русские военные в фильме боятся опозориться перед англичанами Фото: "Кинопоиск"

Читайте также:  Автомобиль сузуки гранд витара

Самый большой акцент в фильме «Курск» сделан на неспособности русских помочь своим морякам. Спасательная капсула опускается в воду три раза. Каждый раз она подходит к подлодке «Курск», но не может пристыковаться. Буквально за минуту на судне садится батарея. И спасателям приходится уплывать обратно. В это же время англичане называют наше вооружение – «ведром с гвоздями». А затонувшие моряки каждый час посылают сигнал – бьют четыре раза молотком.

– В жизни самое плохое – это «как бы правда», – вздыхает офицер. – Показано, как появляется спасательное судно Михаил Рудницкий. Это долго муссируется. Люди смотрят и думаю, почему не могут пристыковаться, а тут батарея садится. Тут же сами русские офицеры говорят, что присоска у капсулы уже старая и вся изношенная. Ее плавят огнем, чтобы она приклеилась. Ну, кому такое в голову пришло только? То есть, она погрузится в воду и будет еще теплая? Такого не было. А присосаться она не могла потому, что после взрыва на «Курске» на комингс-площадке пошла трещина. Можно было это сказать, чтобы зрителям было понятно. Каждый час четыре удара – вздор. Непрерывно стучали они, сменяли друг друга.

Англичане в фильме вызывают симпатию Фото: "Кинопоиск"

Все попытки спасти моряков в фильме проходят на фоне англичан, которые готовы оказать помощь. Но русские от нее отказываются. Не помогают даже жены, которые кричат руководству флота: «Почему вы не примите их помощь?». В картине отказ объясняют тем, что Россия боится опозориться и выдать секреты, которые хранятся на лодке.

– Не будем принимать помощь англичан – не было такого! – удивляет Игорь Курдин. – Англичане действительно не могли дозвониться до руководства флота. Но то, что русские охраняют секреты, какие, нахрен, секреты? Там от подлодки ничего не осталось. Ощущение, что русские подводники и те, кто пытался их спасти, настолько бестолковые, что их гибель была предрешена. И вот если бы англичане, которые показаны в фильме очень хорошо и вызывают симпатию, если бы их помощь приняли раньше, то моряков бы спасли. Постоянное ощущение театральности.

Вдовы погибших моряков до сих пор оплакивают мужей

ХРОНОЛОГИЯ ТРАГЕДИИ «КУРСКА»

Суббота, 12 августа, 2000 года

23.30 – во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море на сеанс связи не вышла атомная подводная лодка К-141 «Курск».

Воскресенье, 13 августа

03.21 – эхолот крейсера «Петр Великий» обнаружил на морском дне «аномалию», которой, как стало ясно впоследствии, оказался лежащий на дне «Курск».

10.00 – первый спасательный корабль прибыл на место происшествия и начал попытки спасения подводной лодки.

Понедельник, 14 августа

11.00 – ВМФ впервые сообщает о затоплении «Курска». По словам военных, с лодкой установлена радиосвязь, однако затем эта информация опровергается сообщениями о том, что единственным способом общения с экипажем является «перестук».

14.00 – НТВ сообщает о затоплении носовой части субмарины.

16.00 – военные отрицают затопление и впервые сообщают о времени аварии.

Все моряки погибли Фото: Тимур ХАНОВ

Вторник, 15 августа

05.00 – жестокий шторм не дает спасателям начать работу.

09.00 – по словам военных, они слышали акустические сигналы от экипажа и знают, что моряки живы.

15.00-18.00 – по словам официальных лиц, спасательная операция началась. Представитель ВМФ утверждает, что кислорода на борту «Курска» осталось немного.

21.00 – под воду опускается первая спасательная капсула. Менее чем через час попытка прекращена из-за сильного шторма.

Среда, 16 августа

15.00 – глава правительственной комиссии первый вице-премьер Илья Клебанов говорит, что признаков жизни на борту подводной лодки нет.

16.00 – Москва официально запросила помощи у Лондона и Осло .

Четверг, 17 августа

Предпринимается шесть попыток пристыковать спасательную капсулу к люку подводной лодки, однако все они оканчиваются неудачей из-за тяжелых погодных условий.

Пятница, 18 августа

Утро. Предпринимается очередная попытка стыковки спасательного аппарата. Сила шторма – два балла, скорость ветра – десять метров в секунду. Данные о состоянии лодки и экипажа по-прежнему недостоверные.

Вечер. Руководитель пресс-службы ВМФ России называет ситуацию на борту «Курска» закритической.

Суббота, 19 августа

Ночь. Владимир Путин по возвращении из Крыма в Москву заявляет, что остается мало надежды на спасение кого-либо из находящихся на борту атомохода.

17.00 – начальник штаба Северного флота адмирал Михаил Моцак делает заявление, что на борту «Курска» в живых никого не осталось.

Воскресенье, 20 августа

Утро. К спасательной операции подключаются британцы и норвежцы.

12.30 – норвежский робот-манипулятор достиг подлодки.

17.00 – появляются сообщения о том, что норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка «Курска», но поднять крышку они не могут. Тем не менее водолазы считают, что в шлюзовой камере есть человек, который, похоже, пытался выбраться наружу.

Понедельник, 21 августа

07.45. Норвежским водолазам удалось открыть люк. В шлюзовой камере людей не обнаружено.

17.00 – начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск».

Памяти погибших на атомной подводной лодке "Курск".15 лет назад на учениях в Баренцевом море затонул новейший атомный подводный ракетный крейсер. Погибли 118 моряков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Гибель подлодки «Курск» спустя 18 лет: Взорвавшуюся торпеду должны были отозвать

«Комсомолка» выяснила, как Борис Ельцин изменил взорвавшуюся торпеду, из-за чего американцы после аварии с «Курском» подумали о начале войны, и почему к гибели экипажа могла привести капля воды (подробности)

Вдова ракетчика «Курска» Бориса Гелетина: «Просыпалась от того, что задыхаюсь от собственных слез»

Кажется, хуже гибели 118 молодых бравых защитников Родины не может быть ничего. История 43-летней вдовы капитан-лейтенанта Бориса Гелетина Татьяны доказывает обратное. Подводник вообще не должен был идти в море из-за внезапной смерти единственного сына (подробнее)

Самая молодая вдова «Курска»: «Не могла подойти к сыну, так он был похож на отца»

В августе 2000-го сыну мичмана «Курска» Сергея Грязных было всего пять месяцев, а супруге Елене – девятнадцать.

– Я не думала о плохом, – рассказывает Елена. – А он успокаивал, что это новейшая лодка, что у них во втором отсеке есть капсула и, если что, весь экипаж соберется и поднимется (подробнее)

27 июня на российские киноэкраны вышел бельгийский художественный фильм «Курск»

Он посвящен одной из самых тяжелых катастроф, произошедших в современной России, – гибели подводного атомохода К-141 «Курск» в Баренцевом море 12 августа 2000 года.

Это первая художественная картина на тему случившейся трагедии, прежде многочисленные специалисты и участники событий помогали в съемках или снимали сами только документальные фильмы. События 19-летней давности стали для нашей страны той болью, которую вместе с родственниками и членами семей экипажа атомохода переживала вся страна. Во всех уголках нашей огромной страны люди с тревогой и замиранием сердца следили за спасательной операцией, а после её неудачного исхода сопереживали и оказывали помощь всем, кто в ней нуждался.

Борис Михайлович Усвяцов и Александр Геннадьевич Дьяконов

Источник: Пресс служба РВИО

И вот в сентябре 2018 года выходит картина именитого датского режиссера Т. Винтерберга, продюсером которой выступил известнейший режиссер Люк Бессон. Это вселяло надежду на то, что трагические судьбы наших моряков и членов их семей будут показаны правдиво, без той самой «клюквы», которую любят применять в художественных кинолентах о нашей стране. К сожалению, на наш взгляд, авторам фильма избежать дешевых стереотипов не удалось. Российскому зрителю только предстоит оценить все достоинства и недостатки картины, премьера которой на наших киноэкранах состоялась 27 июня 2019 года. После нашумевшего и весьма спорного сериала «Чернобыль» россиянам предстоит увидеть ещё один, гораздо более тяжелый и не менее спорный фильм.

А мы, заранее посмотрев кинодраму, смогли встретиться и поговорить с непосредственными участниками событий, чтобы составить наиболее полное и объективное представление о том, почему в картине о событиях 19-летней давности есть только намеренные искажения и прямая ложь.

– Чушь. Я не буду обсуждать эту тему. Я тему «Курска» не комментирую вообще. Фильм я посмотрел. Это чушь.
Адмирал Вячеслав Попов, в 2000-м году командующий Северным флотом РФ в интервью Business FM, сентябрь 2018 года

Начать наш разговор о новой картине хотелось бы с того, что тема трагедии «Курска» вплоть до наших дней имеет огромнейшее общественное и даже политическое значение. Конечно, авторы фильма как взрослые и опытные люди это прекрасно понимают. Кстати, совсем не случайно, на наш взгляд, авторы абстрагировались от упоминания президента России, который непосредственно участвовал в событиях вокруг «Курска», а ограничились лишь персонажами главкома ВМФ РФ и командующего СФ.

Авторы кинодрамы заявили, что пытались избежать упоминания президента из-за возможности скандала. Но, избежав политики напрямую, кинематографисты заходят совсем с другой стороны – социальной.

Наши моряки представлены как заложники ужасной экономической ситуации в стране, выглядят и действуют они исключительно как униженные и оскорбленные узники режима. Это положение красной нитью проходит сквозь всё содержание картины. Нет, мы совсем не идеализируем российский быт начала нулевых годов, но представить себе русского офицера-подводника, всегда бывшего частью элиты наших вооруженных сил, как побирающегося и неуверенного в себе оборванца сложно.

Читайте также:  Существует ли номер 000

Вот лишь несколько набросков. Наши офицеры ходят в грязных и заляпанных разнотипных бушлатах, не имеющих знаков отличия. Несколько офицеров в звании от лейтенанта до капитана первого ранга не могут накопить денег на свадьбу своего сослуживца, они вынуждены разменивать мифические наручные «морские часы» на шампанское и дешевую водку, почему-то хранящуюся на военно-морском складе. Более того, позднесоветский стереотип о том, что наши граждане не могут достать простейшие предметы одежды или быта, представлен здесь во всей красе. Например, старший мичман-кладовщик начинает предлагать им какие-то женские туфли, одежду, предметы обихода, тоже почему-то хранящиеся на военных складах. О состоянии жилья, штабов и технических сооружений Северного флота говорить не приходится: всё выглядит ужасно обшарпанным и старым, в стиле восточноевропейского соцреализма.

Естественно, всему этому противопоставлен штаб ВМФ Великобритании, где чистые и ухоженные офицеры снуют по напичканному техническими средствами, очень красивому и современному помещению. А образ пришедшей на помощь нищей и отсталой России коллективной Европы представлен через известного актера Колина Ферта, играющего британского морского офицера с добрым лицом.

Впрочем, о спасательной операции поговорим немного позже, а сейчас предоставим слово Борису Михайловичу Усвяцову, кандидату военных наук, профессору, руководителю Экспертного совета по обороне Государственной думы ФС РФ:

– Наши ходят в ватниках. Матросы, мичмана, офицеры – не поймешь! Все без погон, без головных уборов выглядят как какая-то шпана. Специально в начале фильма это выведено как реперная точка, назовем это так. Дальше – больше: часы офицеры меняют на бутылки шампанского, а этого даже в лихие 90-е не было. Сам фильм – мешанина дешевых фрагментов лжи с элементами правды, но все время курсовой угол на явную ложь, желание показать все самое негативное. Личный состав не подготовлен, пьянка перед выходом в море, на свадьбе все напиваются. Это нереально, ведь в закрытых гарнизонах это ЧП. Была комендатура, были патрули, которые забирали за здорово живешь. Это было даже после развала Советского Союза, пьянство пресекалось на корню.

Не говоря уже о буквально сотнях мелких ляпов, таких как неканоничные церковные службы, англоязычный хор и даже свадьба. Многие могут сказать нам, что придираться к таким деталям, особенно с учетом того, что фильм бельгийский, некорректно. Но из частного и складывается общее, а детали такой чувствительной потери, как «Курск», обязательно вызовут негативную реакцию у нашего народа. Даже в недавнем «Чернобыле» авторы потратили на детали, значительно больше времени и внимания, здесь же чувствуется полная отчужденность, бездушие. И это страшно. В фильме, где показаны наши моряки, они совсем не выглядят живыми, нашими офицерами, нашими соотечественниками, просто актеры с лицами британских лордов, выполняющие свой контракт.

Перейдем к основной части фильма – катастрофе атомохода и спасательной операции. Посмотрев рок-концерт по телевизору на подводной лодке, экипаж выходит в море. В очередной раз нам показывают философские размышления о негодности наших кораблей и нищете. Тут повествование упирается в главного героя – капитан-лейтенанта Михаила Аверина (которого все называют капитаном, а реальный капитан в картине вообще появляется 2 раза на периферии внимания).

За основную версию катастрофы принята не официально озвученная российскими властями и следствием, а личная версия вице-адмирала В. Д. Рязанцева: «Взрыв некачественной «толстой» торпеды 65-76ПВ из-за попадания в неё необезжиренного воздуха, что привело к детонации».

Любопытно, что в диалогах наших западных «партнеров» постоянно проскакивает мнение, мол, русские попытаются свалить катастрофу на них. Торпедирование британской или американской подводной лодкой или столкновение с одной из них – тоже из числа версий катастрофы «Курска».

– То, что там находилось несколько подводных лодок иностранных государств, подтверждается тем, что через сутки после трагедии госсекретарь США неофициально прибыл в Россию. Американская лодка ушла в Тромсё, в Северную Норвегию на ремонт и там стояла месяц. Никого из наблюдателей туда не пустили, потом она была выведена из первой линии. Ушла в Америку – и забыли про нее. В этом же районе были обнаружена английская, как предполагают, подводная лодка, гидроакустический контакт с ней был, однако она тоже сбежала. А ведь никаким лодкам там делать было нечего, так как район за месяц был закрыт под учения Северного флота.
Б. М. Усвяцов

После взрыва в носовом отсеке детонируют оставшиеся там другие торпеды, и лодка получает критические повреждения. Здесь также интересен подход авторов кинодрамы к такому обязательному элементу военно-морской подготовки (всех без исключения экипажей боевых кораблей), как борьба за выживаемость. Вместо выполнения отточенных до автоматизма действий в экстренной ситуации офицеры и матросы бестолково бегают по лодке или замирают в нерешительности. Единственное, что они могут осмысленно сделать, – это запереться в отсеке. При этом никто не пользуется индивидуальными дыхательными аппаратами и другими штатными спасательными средствами. Это комментирует для нас Александр Геннадьевич Дьяконов, контр-адмирал, заместитель командующего Северным флотом по воспитательной работе в 2000-м году.

– С первой минуты, когда стало известно, я имел отношение к этим событиям, поскольку в Видяево 7 лет прослужил. Являясь потом членом правительственной комиссии по оказанию социальной помощи «Курску», я, конечно, имел возможность именно с людьми работать. Если бы этот фильм посмотрели командиры подводных лодок, каждый бы отметил здесь массу нелепостей, неточностей. У нас в любом случае, когда тревога учебная, авария, есть ПДУ (портативное дыхательное устройство). Оно рассчитано на 20 минут. За это время подводник должен переключиться на так называемый ИДА (индивидуальный дыхательный аппарат). Но время действия его тоже ограничено – несколько часов. Есть штатно-дыхательные аппараты. А тут… Это просто пародия, апофеоз на костях.

Затем терпящие бедствие подводники собираются в кормовом отсеке, стучат по переборкам и ждут спасения. Командование флотом слышит их, для спасения отряжают спасательное судно «Михаил Рудницкий» со всего одним старым и дышащим на ладан спасательным аппаратом типа АС (в реальности применялось 4 наших спасательных аппарата). Здесь опять нам давят на то, что всё оборудование устаревшее и неработающее.

Аверин возглавляет моряков, ждущих спасения в отсеке. И с этого момента офицеры начинают хоть что-то предпринимать (впрочем, не очень успешно) по повышению живучести своего отсека.

В это время на берегу жены и родственники наших моряков получают обрывочные сведения об аварии на лодке. Параллельно развивается сюжетная линия о том, как информировали о трагедии родственников, что делало командование ВМФ для спасения моряков. Нам показывают абсолютно сюрреалистические зарисовки о глупости и нерешительности пожилых и совсем немощных флотских адмиралов, боящихся взять на себя ответственность. При этом нарушаются все понятия о воинской субординации, раскручивается извечная история о «взятии ответственности на себя». По чернобыльскому сценарию происходит утечка информации в британский военно-морской штаб, и разворачивается шумиха в западной прессе.

– Начальник управления аварийно-спасательных работ ВМФ заявляет командующему: «Я беру на себя управление и ответственность». Никогда ни в одном документе открытом, ни в корабельном Уставе не может быть это прописано, нигде он не может быть по определению руководителем.
Б. М. Усвяцов

А душераздирающая сцена встречи с женами и родственниками моряков и вовсе вызывает ярость. Пожилые адмиралы приказывают выводить убитых горем жен и матерей наших моряков при помощи караульных офицеров и каких-то непонятных «чекистов» в штатском и с рациями.

– В отношении того фрагмента, где отражено собрание семей в «Доме офицеров». Был показан просто примитивный базар. Моменты истерик действительно отмечались во время первого сбора, но такого бардака, как показано в фильме, не было, потому что работали врачи, психологи.

А дальше командующий флотом показан просто дураком, которому люди по барабану. Зато совещание с Норвегией якобы показало его некомпетентность, непрофессиональность. Англичанин говорит: «Мы готовы через час спасти всех живых». А командующий якобы отвечает: «Дайте мне сутки, тогда мы примем решение, мне нужно посоветоваться».
Б. М. Усвяцов

При этом врачи исподтишка вкалывают людям в толпе какие-то успокоительные средства. Официальные же лица выглядят как сборище некомпетентных чиновников. Это, конечно, было не так.

– Президент потом прилетел. Пришел в «Дом офицеров», который был заполнен на 100%, было там 500 или 600 человек, они задавали такие вопросы, и на них не главком и не председатель правительственной комиссии И. Клебанов, а сам Президент отвечал. Главная цель состоит в том, чтобы за всеми сценами экшн показать отношения между людьми, противопоставить молодежь современную тем руководителям, для которых люди якобы ничто.
А. Г. Дьяконов

Интересен и момент с мужчиной, отцом одного из терпящих бедствие моряков. Он стал тем человеком, который завел женщин на противостояние с командованием флота на собрании. А вот что пишет об этом реальный человек, прототип персонажа. Отец погибшего на «Курске» мичмана Александра Парамоненко, капитан 2-го ранга запаса А. В. Парамоненко:

«По прибытии в Видяево собрались мы, родственники погибших, и решили послать в район спасательных работ наших представителей. Нас отправилось трое: капитан 1-го ранга запаса Митяев, капитан-лейтенант запаса Исаенков и я. У нас с Митяевым на “Курске” были сыновья, а у Исаенкова – брат. Нам дали вертолет, и адмирал Попов приказал предоставлять нам все требуемые документы и показывать абсолютно все! Мы побывали на “Петре Великом” и на “Михаиле Рудницком”. Я лично скрупулезно проверил вахтенные журналы хода спасательной операции, акустиков и так далее. Скажу честно, думал, что найду какой-либо подлог или нестыковку. Но все было четко! Претензий у нас не было никаких. Прощаясь, мы поблагодарили ребят за то, что они сделали все возможное и невозможное для спасения наших близких».

Заканчивается всё тем, что злые и бездушные русские адмиралы разрешают британско-норвежскому экипажу начать наконец-то спасательные работы. Им, естественно, не хватает времени. В этот момент оставшиеся в живых члены экипажа «Курска», осознавая безысходность, поют морскую песню (почему-то английскую A sailor’s band) и прощаются с жизнью. Англичанам удается вскрыть люк (но не пристыковаться к нему), причем с ними были и российские водолазы, которых там не показали вовсе. Но наши моряки уже утонули. Здесь любопытно, что авторы киноленты ушли от реальности совсем. Согласно всем выводам экспертной комиссии, ни один спасательный аппарат физически не мог пристыковаться (как говорят у моряков «присосаться») к люку «Курска», так как он был деформирован. Такая спасательная операция была невозможна в принципе. Более того, согласно заключению судмедэкспертов, смерть всех членов экипажа, наступила в течение 2 часов, и сказочная версия нового фильма, о том, что дескать нашим иностранным коллегам просто не хватило времени из-за козней русских адмиралов, не выдерживает критики.

Читайте также:  Давление psi что это

Резюмируя, хотелось бы отметить что только зритель будет решать, насколько качественным получился новый фильм «Курск» (который, кстати, только в России выходит под этим названием, в остальных странах он скрывается под неприметным названием The Command). Но мы хотели бы призвать всех, кто будет смотреть эту тяжелую и чувствительную для каждого россиянина картину, не забывать, что события августа 2000 года в Баренцевом море отлично изучены. В открытых источниках, книгах, отечественных и зарубежных документальных фильмах катастрофа нашего атомохода детально и скрупулёзно разобрана. Именно это дает нам право просить каждого, кто будет смотреть новый фильм, отнестись с максимально возможным вниманием к фактам и мелочам, из которых соткано полотно, представляющее нас, наш флот, наших офицеров не в лучшем свете.

В качестве постскриптума мы хотели бы предложить обращение командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова к родственникам подводников АПРК «Курск» с борта крейсера «Петр Великий» из района проведения спасательных работ 21 августа 2000 года, в 21 час 00 минут:

«Я сейчас хочу обратиться к женам, матерям, к отцам, детям наших погибших подводников. Родные наши, сегодня в ваш дом пришло огромное горе. Трагедия для вас, горе для нас. Но это трагедия и горе для всего флота. Нет вины экипажа в том, что произошло. Обстоятельства были настолько катастрофическими, что после столкновения, я в этом уверен, большинство членов экипажа не прожили и трех минут. Я постараюсь все сделать, я буду стремиться всю свою жизнь, чтобы посмотреть в глаза тому человеку, кто эту трагедию организовал. Я хочу попросить вас, женщины: растите своих сыновей достойными отцов. Подводники выполнили свой долг до конца. Они честно служили своему Отечеству. Мы здесь, пытаясь спасти людей, сделали все, что было в наших силах, и сверх того. Три тысячи моряков Северного флота занимались спасением корабля, экипажа, но обстоятельства оказались сильнее нас. И сегодня действительно еще раз убеждаешься в том, что нет нигде такого равенства перед судьбой, как у экипажа подводной лодки, где все либо побеждают, либо погибают. Горе пришло, но жизнь продолжается. Растите детей, растите сыновей. А меня простите за то, что не уберег ваших мужиков».

Западные фильмы, посвященные авариям на отечественных подводных лодках, скоро можно будет выделять в отдельный жанр. Вслед за американо-британской картиной 1997 года «Враждебные воды» с Рутгером Хауэром в главной роли и американской драмой 2002 года «К-19» с Харрисоном Фордом на экраны выходит картина «Курск».

Продюсером ленты, посвященной истории трагической гибели АПЛ «Курск» в августе 2000 года, стал знаменитый Люк Бессон. В режиссерское кресло сел датчанин Томас Винтерберг.

Рана, которая болит до сих пор

Премьера картины состоялась в 2018 году на фестивале в Торонто, после чего начался ее международный прокат. А вот с российским возникли сложности. Тем не менее теперь российские зрители получат возможность ее оценить.

Съемки были окружены ореолом таинственности. Утверждалось, что Министерство обороны России, изначально заинтересовавшееся проектом, затем отказалось в нем участвовать. Также писали, что создатели решили полностью переработать сценарий, убрав из него упоминания президента РФ Владимира Путина, — очевидно, чтобы избежать упреков в политической ангажированности с той или иной стороны.

Тема «Курска» даже спустя двадцать лет после трагедии остается в России болезненной. В августе 2000 года за ходом спасательной операции следила вся страна. Помню, как на железнодорожном вокзале Волгограда люди сгрудились у радиоприемника, ожидая информации о том, как прошел спуск иностранных водолазов к люку 9-го отсека, где, как надеялись тогда, могли оставаться выжившие.

Авторский замысел превыше истины?

Как же рассказали создатели фильма «Курск» эту страшную историю? Откровенно говоря, неровно. Совсем обойтись без лубка вроде хора моряков при венчании в церкви или распития водки как на свадьбе, так и в аварийном отсеке затонувшей подлодки, Томас Винтерберг не смог. С другой стороны, честно сказано и про безденежье, когда офицеры вынуждены продавать вещи, чтобы организовать праздник, и про развал флота, когда подлодки и корабли шли на утилизацию или гнили в доках. Правда, развивать эту тему авторы «Курска» не стали: почему некогда мощная армия скатилась в 1990-е в беспросветную нищету, нам не объясняют.

Подлодка «Курск» выходит на учения, но в ее боекомплекте оказывается аварийная торпеда, что и приводит к катастрофе. Поначалу сюжет следует за реальной картиной трагедии, но затем позволяет себе очень смелое допущение. Согласно версии авторов, спасшиеся в 9-м отсеке моряки были живы несколько дней и все это время наверху шла борьба между теми, кто хотел спасти людей любой ценой, и бездушными военными бюрократами, цеплявшимися за военную тайну.

В действительности все моряки, выжившие после взрыва, умерли от отравления угарным газом в течение 7-8 часов после катастрофы. Это было подтверждено результатами судебно-медицинской экспертизы. После премьеры картины в Торонто Томас Винтерберг заявил, что его задачей было не только рассказать о трагедии людей, обреченных на смерть вдали от родных, но и показать столкновение героев-одиночек с бюрократической машиной.

Для реализации своей задумки автор и погрешил против истины. Насколько подобное допустимо, каждый должен решать сам.

Бесчеловечная система и Далай-лама из НАТО

Томас Винтерберг сознательно делает акцент на детях, лишенных отцов, которые в итоге отказываются жать руку адмиралу Петренко, пришедшему выразить соболезнования.

Жесткий конфликт, заставляющий ненавидеть жестокость системы, но снова вопрос: а почему?

Никто в фильме не рассказывает про развал Союза, про «реформы», которые очень нравились Западу, но при этом довели до кромешной нищеты и народ, и армию. Адмирал НАТО показан в картине едва ли не херувимом, этаким пацифистом, который давно не воспринимает Россию как потенциального противника, а думает только о том, как спасти людей. Не флотоводец, а настоящий Далай-лама, на фоне которого российские военные кажутся параноиками.

Самого мрачного и жестокого русского — адмирала Петренко — сыграл двукратный номинант «Оскара» Макс фон Сюдов. Интересно, что он играл советского адмирала и в картине «Враждебные воды». Только в том случае речь шла не о вымышленном, а о реальном советском адмирале Чернавине.

Кстати, в «Курске» нет ни одного русского персонажа с настоящими именем и фамилией. Единственный герой с реальным именем — британский адмирал Дэвид Рассел, которого сыграл Колин Ферт. Сценаристы, очевидно, решили таким образом развязать себе руки, играя с биографиями русских моряков.

Дело в том, что в свое время командир советской подлодки К-219 Игорь Британов, которого во «Враждебных водах» сыграл Рутгер Хауэр, подал в суд на создателей фильма. Советский офицер счел, что авторы не только исказили ряд фактов, но и использовали его образ капитана без разрешения, а также отказались выплачивать гонорар за консультацию во время съёмок. Иск Британов выиграл и получил компенсацию.

Винтерберг не дотянул до Хотиненко

Во время просмотра «Курска» было ощущение, что его авторы некоторые идеи заимствовали из картины Владимира Хотиненко «72 метра», вышедшей в 2004 году. «72 метра» часто ассоциировали с историей подлодки «Курск», хотя в действительности фильм, снятый по рассказам писателя-мариниста Александра Покровского, с ней напрямую не связан.

Проект Винтерберга уступает картине Хотиненко по душевности, цельности, яркости образов моряков, да и по достоверности взаимоотношений между членами экипажа.

«Курск» Томаса Винтерберга можно было бы назвать хорошей картиной, если бы он рассказывал некую абстрактную историю, а не был посвящен реальной трагедии. Здесь, конечно, «клюквы» куда меньше, чем в «Красном воробье» или «Чернобыле», но до самой высокой оценки фильм явно не дотягивает.

Комментировать
576 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock
detector