Прокачка тормозной системы или ее замена
Не только в некоторых автосервисах, но и владельцы “гибридов» не всегда знают и соблюдают нормы и периодичность проведения ТО (технического обслуживания) и, когда приходится заниматься тормозной системой, то чаще всего максимально «упрощают» ТО, а точнее сказать – нарушают его самым грубым способом. Вместо того, что бы, как положено, поменять тормозную жидкость и промыть контура системы – занимаются тем, что в народе принято называть «прокачка тормозной системы». | |
Сама процедура «прокачки» несложная:
– подготовить прозрачную ёмкость с уже налитой туда тормозной жидкостью
– одеть на штуцер прозрачную трубку и её конец опустить в эту ёмкость
– нажать на педаль тормоза
– открутить штуцер и наблюдать за течением жидкости
– как только перестанут идти пузырьки воздуха – штуцер закрутить
И так на каждом колесе.
Педаль «накачивать», как на Жигулях, не надо, система сама прокачивает жидкость.
Однако на Toyota Prius NHW 20 есть некоторые особенности:
система управления даже при выключенном зажигании продолжает контролировать давление в контурах
То есть, контроль работоспособности тормозной системы происходит постоянно, вне зависимости от положения ключа зажигания в замке зажигания или действий водителя.
Так как тормозная система состоит из независимых контуров, то при неисправности какого-то контура система управления блокирует этот контур, на панели приборов высвечивается ошибка по системе ABS, а автомобиль продолжает движения без участия этого контура.
Машина ведет себя неадекватно: «твердая или мягкая педаль», «провалы при нажатии» и т.п.
При возникновении ошибки в системе ABS отключается система стабилизации движения – VSC system.
И так как водитель уже привык к тому, что система стабилизации помогает ему при возникновении заносов и он уже полностью к этому привык, возможно возникновение аварийных ситуаций
Сама система не имеет такой возможности, как «обратное включение тормозного контура», здесь уже требуется вмешательство «человека со сканером».
А по какой причине может произойти отключение тормозного контура? Ответ: «При неправильном проведении процедуры «прокачки» тормозной системы».
Особенность в том, что нельзя резко «сбрасывать» давление в тормозной системе и опускать его ниже определенной величины.
Такое часто происходит при незнании особенностей системы.
Система блокируется и восстановление её нормальной работоспособности возможно только при применении сканера.
ЗАМЕНА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ при проведении ТО
При проведении очередного ТО, водитель не должен «жалеть копеечку» и просить сделать «подешевле».
Потому что проведение Технического Обслуживания – это не просто «прокачка» тормозной системы, а полная замена тормозной жидкости и промывка контуров.
И не стоит пытаться произвести ТО самостоятельно, так как для этого обязательно должен использоваться сканер.
В Руководстве так и написано: « Попытка проведения работ в тормозной системе без использования специального диагностического устройства может привести к тому, что система будет «завоздушена», что впоследствии может способствовать созданию аварийной ситуации».
Почему «не стоит делать самостоятельно»:
надо знать обязательные условия при проведении таких работ, например, «где, когда и в какой момент» снимать и ставить обратно реле (рис .ниже)
сканер имеет такую функцию, как AIR BLEEDING, без применения которой невозможно «прокачать» систему правильно
надо знать, что во время проведения этих процедур, селектор выбора передач должен находиться в положении «P» кроме того, надо…
Впрочем, «А надо ли Вам это «НАДО»?
Пусть каждый занимается своим делом.
«Пожалел копеечку – будешь плохо ездить»
Во время эксплуатации автомобиля происходит постоянный износ всех его деталей, устройств и технических жидкостей.
Для примера возьмем такое свойство тормозной жидкости, как «гигроскопичность». Это способность впитывать в себя воду.
В зависимости от условий эксплуатации тормозная жидкость может «впитать» в себя до 6% воды.
Что изменится в этом случае:
морозоустойчивость понизится (при сильных морозах «замерзнут тормоза»)
точка кипения снизится (при торможении тормозная жидкость сильно нагревается и, когда она дойдет до «точки кипения», в ней возникнут т.н. «паровые пробки», которые могут привести к аварийной ситуации)
Так что проводить замену тормозной жидкости рекомендуется проводить строго по правилам технического обслуживания для данного автомобиля.
Кроме того, во время эксплуатации происходит износ и тормозных колодок, и других механических частей тормозной системы.
И если этот процесс пустить на самотёк, то впоследствии возможно создание аварийной ситуации на дороге.
Постараться «не жалеть копеечку», и во время проведения очередного ТО выполнить весь комплекс рекомендованных процедур, в том числе, и т.н. «переобучение» тормозной системы.
Замечено, что после такой процедуры свойства и работоспособность тормозной системы улучшаются.
Для «гибридов» такая процедура является очень важной, так как на тормозную систему «завязана» система регенерации.
Так что: «Не жалейте копеечку и ездите хорошо и счастливо».
Обратите внимание на первое фото в начале этой статьи.
Знаете, что там неправильно и за что за рубежом выносят строгое предупреждение или лишают квалификации?
…не одеты защитные пластиковые очки…
Информация поделились в Мастерской
Когут Владимира Владимировича г. Москва
В работе над статьей принимал участие
Гордеев Сергей Николаевич
Свердловская обл., Белоярский р-н, с. Кочневское
ул. Садовая 33 тел.: 8 902 444 23 35
-
13244 Просмотра
– После любых работ, связанных с попаданием воздуха в тормозную систему, производите ее прокачку.
– Не допускайте попадания тормозной жидкости на окрашенные поверхности. При попадании тормозной жидкости на окрашенную поверхность, смойте ее немедленно.
Внимание: для прокачки тормозной системы необходимо применять диагностический тестер. (Модели с правым рулем)
1. Заполните бачок тормозной жидкостью.
Тип тормозной жидкости.. SAE J 1703 или FMVSS 116 DOT3
2. Отключите систему управления тормозной системой. Примечание: убедитесь, что при замене модулятора давления, реле №2 (электронасоса) отсоединено.
(С использованием диагностического тестера)
а) Выключите зажигание и подсоедините тестер к диагностическому разъему.
б) Пользуясь инструкцией к тестеру, отключите систему управления тормозной системой.
(Без использования диагностического тестера)
Выключите зажигание и отсоедините реле №1 и №2 (электронасоса).
3. Прокачка передних тормозов Тойота приус
Примечание: после замены главного тормозного цилиндра прокачайте передние тормоза.
а) При отжатой педали тормоза ослабьте затяжку штуцера прокачки.
Примечание: дождитесь, когда весь воздух выйдет из системы.
б) Когда в выходящей тормозной жидкости перестанут появляться пузырьки воздуха, затяните штуцер.
4. Прокачайте модулятор давления. Примечание: проводите прокачку при помощи диагностического тестера.
а) Выключите зажигание и подсоедините тестер к диагностическому разъему.
б) Включите зажигание и диагностический тестер.
в) Пользуясь инструкцией к тестеру, прокачайте модулятор давления.
г) При работе электромагнитных клапанов, нажимайте на педаль тормоза в течение 1 минуты 30 раз. Система перейдет в стандартный режим.
5. Прокачайте задние тормоза.
а) Подсоедините реле №1 и №2 (электронасоса).
б) Пользуясь инструкцией к тестеру, включите систему управления тормозной системой.
в) Выключите зажигание и подсоедините тестер к диагностическому разъему.
г) Включите зажигание и диагностический тестер.
д) Пользуясь инструкцией к тестеру, установите режим прокачки задних тормозов.
е) При нажатой педали тормоза и работающих электромагнитных клапанах и электронасосе, ослабьте затяжку штуцера прокачки левого колеса.
– Следите за тем, чтобы уровень тормозной жидкости в бачке не опускался ниже минимального уровня.
– Если во время прокачки загорелся индикатор "ЕСВ" или заработал зуммер, то при прокачке возникла ошибка.
ж) Когда в выходящей жидкости перестанут появляться пузырьки воздуха, затяните штуцер прокачки левого колеса.
Момент затяжки. 8,4 Нм
з) При помощи тестера отключите систему управления тормозной системой.
и) При нажатой педали тормоза и работающих электромагнитных клапанах и электронасосе, ослабьте затяжку штуцера прокачки правого колеса.
– Следите за тем, чтобы уровень тормозной жидкости в бачке не опускался ниже минимального уровня.
– Если во время прокачки загорелся индикатор "ЕСВ" или заработал зуммер, то при прокачке возникла ошибка.
к) Когда в выходящей жидкости перестанут появляться пузырьки воздуха, затяните штуцер прокачки правого колеса. Момент затяжки. 8,4 Н м
6. Уменьшите давление в гидроаккумуляторе.
а) Выключите зажигание и подсоедините тестер к диагностическому разъему.
б) Включите тестер и 5 раз повторите следующие операции:
– Пользуясь инструкцией к тестеру, установите режим уменьшения давления в гидроаккумуляторе.
– Как только заработал зуммер, выключите зажигание.
7. Проверьте количество тормозной жидкости.
После разрядки гидроаккумулятора доведите уровень в бачке до отметки "МАХ".
8. Сотрите коды неисправностей.
9. Проведите калибровку электромагнитных клапанов.
(Модели с левым рулем)
1. Заполните бачок тормозной жидкостью
2. Отключите систему управления тормозной системой. Примечание: убедитесь, что при замене модулятора давления, реле №2 (электронасоса) отсоединено. (С использованием диагностического тестера)
а) Выключите зажигание и подсоедините тестер к диагностическому разъему.
б) Пользуясь инструкцией к тестеру, отключите систему управления тормозной системой.
(Без использования диагностического тестера)
Выключите зажигание и отсоедините реле №1 и №2 (электронасоса).
3. Прокачайте главный тормозной цилиндр.
Примечание: если главный тормозной цилиндр снимался или бачок оставался пустым, удалите воздух из главного тормозного цилиндра.
а) Отсоедините тормозные трубки от главного тормозного цилиндра.
б) Плавно нажмите на педаль тормоза и удерживайте ее.
в) Заткните выходные отверстия тормозного цилиндра пальцами и отпустите педаль тормоза.
г) Повторите операции пунктов (б) и (в) три – четыре раза.
д) Подсоедините тормозные трубки к главному тормозному цилиндру.
Момент затяжки. 15 Н м
4. Прокачайте тормозную систему. Примечание: прокачку системы начинайте с самой длинной тормозной магистрали.
а) Подсоедините виниловую трубку к штуцеру прокачки колесного тормозного цилиндра.
б) Нажмите на педаль тормоза несколько раз, затем, удерживая педаль в нажатом состоянии, ослабьте затяжку штуцера прокачки.
в) Когда тормозная жидкость перестанет выходить, затяните штуцер, затем отпустите педаль тормоза.
Момент затяжки. 8,4 Н м
г) Повторяйте операции пунктов (б) и (в) до тех пор, пока в выходящей тормозной жидкости не перестанут появляться пузырьки воздуха.
д) Повторите процедуру прокачки для каждого колеса.
5. Прокачайте модулятор давления. Прокачайте модулятор давления, пользуясь инструкцией к тестеру.
6. Прокачайте блок выбора режима торможения.
Прокачайте блок выбора режима торможения, пользуясь инструкцией к тестеру.
Как сделать, чтобы не навредить?
К нам по электронной почте пришло письмо с вопросом по гибридному автомобилю.
Сегодня менял в «сервисе широкого профиля» тормозную жидкость на «Тойоте-Приус» в 20 кузове. К процессу подошел неподготовленным, меняли как на обычной машине. В результате на панели загорелись красный треугольник (ручник), желтый треугольник, VSC и еще один индикатор, рядом с ними. Пробовали снять ошибку – не получилось. Задние тормоза, судя по всему, не работали. Когда поехал обратно, обнаружил следующие изменения в тормозной системе: тормоза стали отчетливее в конце хода педали тормоза, при полностью нажатой педали три желтых индикатора пропадали, потом начинали моргать и появлялись снова. При этом тормоза восстановились, т. е. тормозят все четыре колеса. Но ABS, VSC и рекуперативное торможение не работают, а также горит красный треугольник ручника. Что теперь делать, чтобы все работало как надо? Буду очень благодарен за совет.
Не только в некоторых автосервисах, но и владельцы гибридов не всегда знают и соблюдают правила, когда приходится заниматься тормозной системой. Вместо того чтобы, как положено, поменять тормозную жидкость и промыть контуры системы, занимаются тем, что в народе принято называть прокачкой тормозной системы.
Сама процедура прокачки несложная, однако на гибридных автомобилях марок Toyota (Prius, Harrier, Highlander, Sai, Alphard, Estima, Camry…) и Lexys есть некоторые особенности: система управления даже при выключенном зажигании продолжает контролировать давление в контурах.
Так как тормозная система состоит из независимых контуров, то при неисправности одного из них система управления блокирует его, на панели приборов высвечивается ошибка по системе ABS, а автомобиль продолжает движение без участия этого контура.
Машина ведет себя неадекватно: «твердая» или «мягкая» педаль, «провалы» при нажатии и т. п.
Так как водитель знает, что система стабилизации помогает ему при возникновении заносов, и он уже полностью к этому привык, возможны аварийные ситуации.
При неправильном проведении прокачки тормозной системы произойдет отключение тормозного контура.
Особенность в том, что нельзя резко сбрасывать давление в тормозной системе и опускать его ниже определенной величины. Такое часто происходит при незнании особенностей системы. Система блокируется, и восстановление ее нормальной работоспособности возможно только с применением сканера.
Почему не стоит делать самостоятельно:
- надо знать обязательные условия проведения таких работ, например, где, когда и в какой момент снимать и ставить обратно реле;
- сканер имеет такую функцию, как AIR BLEEDING, без применения которой невозможно прокачать систему правильно;
- надо знать, что при проведении этих процедур селектор выбора передач должен находиться в положении «P»;
- кроме того, надо… А надо ли вам это «НАДО»? Пусть каждый занимается своим делом.
Кстати, во время замены тормозной жидкости необходимо сделать еще «переобучение» тормозной системы. Замечено, что после такой процедуры свойства и работоспособность тормозной системы улучшаются.
Для гибридов эта процедура очень важна, так как на тормозную систему завязана система рекуперации.
С уважением к Вам и Вашему автомобилю, Владимир Буянов.