Пропускная способность – максимальное число автомобилей, которое может пропустить участок дороги в единицу времени в одном или двух направлениях в рассматриваемых дорожных и погодно-климатических условиях. Пропускная способность автомобильных дорог зависит от числа полос движения и пропускной способности каждой полосы движения.
Пропускной способностью одной полосы называют максимальное количество транспортных средств, проходящих через сечение полосы движения в течение одного часа в одном направлении при соблюдении условий безопасности движения.
Как правило, пропускную способность полосы движения определяют на основе упрощенной динамической теории транспортного потока. В соответствии с этой теорией приняты условия:
- – автомобили в транспортном потоке движутся друг за другом без обгона;
- – скорость всех автомобилей одинакова и не меняется во время движения;
- – автомобили движутся на одинаковом постоянном расстоянии друг от друга, достаточном для полного торможения заднего автомобиля при остановке впереди едущего автомобиля.
Фактическая пропускная способность движения, как правило, меньше теоретически возможной, поскольку не соблюдаются два основных требования расчетной схемы: одинаковая скорость потока и непрерывность движения.
При проектировании дорог расчетная пропускная способность одной полосы в приведенных к легковому автомобилю единицахможет быть ориентировочно принята по табл. 6.3.
Расчетная пропускная способность полосы движения
Проезжая часть, категория дороги
Расчетная пропускная способность полосы движения Ррасч, авт./ч
Автомобильная дорога IA, 1Б категорий, четырех- и более полосная проезжая часть с разделительной полосой, городская магистральная дорога скоростного движения
Автомобильная дорога IB категории, четырехполосная проезжая часть с разделительной полосой
Автомобильная дорога II категории, четырехполосная проезжая часть без разделительной полосы
Автомобильные дороги II–IV категорий, трехполосная проезжая часть, городские магистральные улицы с регулируемым движением
Количество полос движения на автомагистралях, скоростных и многополосных автомобильных дорогах устанавливается в зависимости от расчетной интенсивности движения и нормируемого значения уровня загрузки дороги движением с округлением в бо́льшую сторону по формуле
где п – количество полос движения в одном направлении;– расчетная часовая интенсивность движения в одном направлении, приведенная к легковому автомобилю, авт./ч; г – коэффициент загрузки движением (см. табл. 6.2);– расчетная пропускная способность одной полосы движения, приведенная к легковому автомобилю (см. табл. 6.3).
По СП 34.13330.2012 пропускная способность одной полосы на перспективу 20 лет не должна превышать 7000 авт./сут, приведенных к легковому автомобилю.
В ОДМ 218.2.020–2012 введено понятие "практическая пропускная способность" Р, под которой понимают пропускную способность участка дороги в реальных условиях движения [1] .
При оценке практической пропускной способности Р двухполосных автомобильных дорог в конкретных дорожных условиях рекомендуется использовать уравнение
где– максимальная практическая пропускная способность легковых автомобилей, авт./ч;– итоговый коэффициент снижения пропускной способности, равный произведению частных коэффициентов
Максимальная практическая пропускная способностьустанавливается для эталонного участка дороги – горизонтального прямолинейного в плане с количеством полос движения не менее двух; при ширине полосы 3,75 м; укрепленных обочинах шириной 3 м; при расчетном расстоянии видимости, превышающем 800 м; сухом, ровном, шероховатом дорожном покрытии; на обочинах отсутствуют боковые препятствия, снижающие скорость, расстояние между пересечениями в одном уровне составляет более 5 км, при благоприятных погодно-климатических условиях и транспортном потоке, состоящем только из легковых автомобилей (табл. 6.4).
Максимальная практическая пропускная способность Ртах
Максимальная практическая пропускная способность рх max
3600 в оба направления
4000 в оба направления
Четырехполосные без разделительной полосы
2100 по одной полосе
Четырехполосные с разделительной полосой
2200 по одной полосе
Шестиполосные без разделительной полосы
2200 по одной полосе
Шестиполосные с разделительной полосой
2300 по одной полосе
Автомобильные магистрали, имеющие восемь полос
2300 по одной полосе
Значения коэффициентовприведены в табл. 6.5–6.15.
Все транспортные пути на территории страны создаются с одной целью: связать передвижение личного, служебного и промышленного транспорта в единую систему. Государством создана классификация дорог по категориям: с ее помощью можно вычислить скорость передвижения и затраченные ресурсы на содержание. В зависимости от назначения категории автомобильных дорог классифицируют на:
- местного;
- федерального;
- регионального;
- межмуниципального;
- частного значения.
Современная дорога для транспорта представляет собой сложное, техническое сооружение, расположенное в определенном участке местности с соблюдением ряда технических и безопасных правил эксплуатации. Все категории дорог подразделяются на 5 ключевых:
- Первая. Это автострады либо автомагистрали с шириной проезжей части не менее 15 метров, имеющей разделительную полосу. Предусматриваются для каждого направления минимум 2 полосы движения с шириной от 3,75 м. Предназначается дорога 1 категории для передвижения автотранспорта в массовом потоке и выполнена из высококачественного бетонного покрытия. Рассчитана на пропускную способность от 7000 автомобилей в день (при скорости от 120 до 150 км/ч).
- Вторая. Создаются из асфальтированного покрытия и служат для соединения между собой административного, промышленного и культурного центров. Минимальная ширина проезжей части от 7,5 метра. Условно вторая категория дороги имеет продольный уклон в 4%. Создается с учетом пропускной способности в 3000—7000 автомобилей в день (при скорости до 120 км/ч).
- Третья. Производятся из асфальтного, булыжного и другого типов покрытия. По правилам дорога 3 категории имеет ширину проезжей части минимум 7 метров. Крайний процент продольного уклона — не больше 5%. Пропускная способность составляет максимум 3000 машин в течение суток (при скорости в 100 км/ч).
- Четвертая. Предусматривает наличие простейшего, дорожного покрытия, рассчитанного на низкую интенсивность движения. Минимальная ширина проезжей части равняется 6 метрам. По требованиям четвёртая категория дороги должна иметь уклон не более 6% и пропускную способность от 200 до 1000 автомобильных средств в сутки (скоростной режим до 80 км/ч).
- Пятая. Может иметь низкое качество дорожного покрытия при минимальной ширине проезжей части в 4,5 метра. Условно дорога 5 категории допускает уклон в 7%. Рассчитывается на движение максимального количества транспорта в 200 единиц/сутки (при скорости не более 60 км/ч).
Категории по ГОСТу
В РФ определяет категории автомобильных дорог ГОСТ Р 52398-2005. В зависимости от потребительских свойств и эксплуатационных характеристик категории дорог 1 2 3 4 5, описанные по группам выше, различаются по таким признакам:
- присутствие возможных пересечений основного пути с трамвайными либо ж/д путями, дорожками для велосипедов или пешеходов;
- количество и размер полос, по которым двигается автотранспорт;
- условия примыкания на автодорогу с доступом на одном уровне;
- наличие центральных разделительных полос.
Также предусмотрены категории автомобильных дорог, таблица ниже:
Исходя из полученной информации, становится ясно как определить категорию дороги и к какому классу ее относят. Контроль за качеством дорожного полотна, осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ №767. В нем четко прописаны категории дорог и основные требования к ним, а также указана необходимость в постоянной проверке. Любая категория дорог по ГОСТу требует четкого контроля и при необходимости замены участков.
Если речь идет о федеральных маршрутах, оценкой состояния данной категории автодорог будет заниматься ФДА (федеральное дорожное агентство). Условные технические категории автомобильных дорог не общего федерального пользования, возьмет под опеку учреждение исполнительной власти. Регионы и межмуниципальные участки пути — закрепятся за органом исполнительной государственной структуры РФ. Следующие категории автомобильных дорог общего пользования местного значения, контролирует самоуправление.
СНиПы
Аббревиатура переводится как — строительные нормы и правила. Включают следующие пункты:
- Общие положения.
- Организация и безопасность движения.
- Охрана природной и окружающей среды.
- Технические нормы и эксплуатационные показатели.
- Примыкания и пересечения автомобильных дорог.
- Классификация земляного полотна.
- Дорожные полотна и покрытия.
- Тоннели, мосты и трубы.
- Обустройство и защитные сооружения дорог.
- Постройки и здания автотранспортной и дорожной службы.
В общем СНиП категории дорог классифицирует по определенным правилам. Это обеспечивает целесообразность строительства дорожного полотна в регионе, сокращает или увеличивает финансирование определенных участков. Также способствует стабильности экономической составляющей в стране при строительстве определенных категорий дорог общего пользования, местного или федерального. Еще одной задачей СНиП является подборка критерий, влияющих на интенсивность движения на автомобильных дорогах по категориям от 1 до 5.
Также СНиПы распространяются на категории норм проектирования железных дорог. В частности, предписывают правила по строительству, проектировке и эксплуатации железнодорожных путей как главных, так и дополнительных. Правило касается реконструкции уже существующих линий для пользования, скоростных и весовых (103—245 кН) ограничений поездов. А именно:
- пассажирские до 200 км/ч;
- рефрижераторные до 140 км/ч;
- грузовые до 120 км/ч.
Учитывается влияние железнодорожных магистралей на окружающую среду, с учетом местности и локации действующего состава поездов. Сюда же относятся категории железных дорог, таблица ниже:
Обязательным пунктом в СНИПе является охрана труда и безопасность движения поездов. К ним относят: скоростные ограничения на время работы состава, безопасные маршруты и возможные пути отходов в чрезвычайных ситуациях. Учитывается геологическая обстановка в районе действия поезда, климатические особенности, износ железнодорожного полотна и т. д.
Классификация дорог по скоростному режиму
Итак, как узнать категорию дороги? Достаточно понимать условия доступа транспортных средств на их участки, а также способов перемещения по дорожному полотну. Основные три вида:
- стандартные;
- автомагистрали;
- скоростные дороги.
Что представляют собой автомагистрали? Прежде всего, они не входят в состав автообслуживания прилегающих к ним территорий, в отличие от категории дорог местного значения. К тому же:
- Насчитывают определенное количество спец площадок для отдыха, стоянки, оборудованных всем необходимым.
- Въезд на автомагистрали возможен на некоторых автодорогах, не ранее, чем через 5 км, находящихся на различном уровне при пересечении.
- Отсутствие параллельно и на одном уровне пешеходных, велосипедных, трамвайных, авто и ж/д дорог.
- Запрет по всей линии автомагистрали на остановку.
- Имеет центральную разделительную полосу, разделяющую участок на несколько частей и служащей элементом безопасности.
Касательно скоростных автодорог — это пути для транспорта, проехать на которые можно лишь посредством развязки, рассчитанной на автомобили или перекрестки с регулировкой. На них также запрещается производить остановку транспортного средства, а специально оборудованные площадки для отдыха, будут уместны в длительном пути. На стандартных дорогах, достаточно наличия одной либо нескольких проезжих частей, без присутствия специальных знаков. Впрочем, характеристики категорий дорог становятся более узнаваемыми для автолюбителей, благодаря наличию общепринятой системы построек.
Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 767
"О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации"
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 61 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (СП РФ, 1992, N 7, ст. 33);
пункт 15 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. N 1428 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 190);
пункт 1 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожной службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1513 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5601);
пункт 1 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. N 100 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 6, ст. 776);
пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 209 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 16, ст. 1747) в части утверждения изменений, которые вносятся в постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 61.
Председатель Правительства
Российской Федерации
28 сентября 2009 г.
Правила
классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 767)
ГАРАНТ:
См. также ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", введенный в действие приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2005 г. N 296-ст
1. Настоящие Правила определяют порядок классификации автомобильных дорог (их участков) в Российской Федерации (далее – автомобильная дорога) и их отнесения к категориям автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств.
2. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:
б) скоростная автомобильная дорога;
в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).
3. Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Для автомобильной дороги класса "автомагистраль" устанавливается IА категория.
Для автомобильной дороги класса "скоростная автомобильная дорога" устанавливается IБ категория.
Для автомобильной дороги класса "обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)" могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.
4. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
а) общего числа полос движения;
б) ширины полосы движения;
в) ширины обочины;
г) наличия и ширины разделительной полосы;
д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.
5. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению.
Отнесение автомобильной дороги необщего пользования соответственно федерального, регионального или межмуниципального и местного значения к категории автомобильной дороги может осуществляться в соответствии с иными показателями, установленными соответственно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автомобильная дорога, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
6. Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации:
а) в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения – Федеральным дорожным агентством;
б) в отношении автомобильной дороги необщего пользования федерального значения – федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится указанная автомобильная дорога;
в) в отношении автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения – исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
г) в отношении автомобильной дороги местного значения – органом местного самоуправления;
д) в отношении частной автомобильной дороги – собственником частной автомобильной дороги.
7. Классификация и отнесение автомобильной дороги федерального значения к категории автомобильной дороги осуществляется в течение 30 дней со дня приемки результатов работ по оценке технического состояния автомобильной дороги.
Приложение
к Правилам классификации автомобильных дорог
в Российской Федерации и их отнесения к категориям
автомобильных дорог
Основные показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог