Проверка тахографа регламентируется Правилами и производится не менее раза в течение 2-х лет. За их несоблюдение налагается штраф от 1 до 3 тысяч рублей. Такие же штрафы налагаются и в случаях эксплуатации автомобиля без водительской карты, а также по выявлению различных манипуляций с прибором, шайбами, пломбами. Основанием для наказания служит протокол с детальным анализом данных проверки тахографа и сочлененных с ним устройств.
Ход проверки
Сейчас контроль грузоперевозок сотрудниками ДПС часто ограничивается лишь проверкой наличия тахографа. Хотя по нормам контроля должны проверяться работоспособность прибора, режим труда и отдыха водителей согласно записанным в память данным. Объяснить это можно тем, что это нововведение еще только на стадии внедрения в привычный образ грузопассажирских перевозок. И некоторые предприятия просто не планируют работу по тахографам, а инспекторы ГИБДД еще не все прошли курс обучения по тахографии с последующей выдачей карты контролера.
Бывают и такие возмутительные случаи, когда сотрудник ДПС, не имея карты контролера, в приказной форме требует выгрузки данных с тахографа с помощью водительской карты или карты предприятия. Такие действия, это грубое нарушение, и водитель не обязан выполнять требования инспектора. В Госавтоинспекциях сейчас ведется активная работа по расширению штата компетентных в этом вопросе сотрудников.
При проверке на дороге инспектор ГИБДД имеет право требовать выполнения водителем следующих норм правил:
1. Месторасположение тахографа
Бывает, что водители устанавливают тахограф где им вздумается: под сидением, в бардачке, в спальнике и т.д. Поэтому, перед покупкой прибора нужно подготовить место для установки. Это должно быть место в зоне видимости водителя при управлении автомобилем и быть на расстоянии не более вытянутой руки. Если подходящего места нет, а разъемом для магнитолы пожертвовать может не каждый водитель, тогда нужно приобрести специальный кожух, который можно вмонтировать в любое свободное место на передней панели салона.
2. Карта водителя
Карта выдается водителю персонально в одном экземпляре. Возраст водителя должен быть: для грузового автомобиля – не менее 18 лет; для автобуса – от 21 года; также должны быть открыты все эти категории: B, C, D, E. Инспектор сверяет соответствие данных о водителе на карте и водительском удостоверении.
3. Калибровочная наклейка
Это табличка на водительском стекле, на которой должна быть следующая информация:
- какая организация проводила калибровку
- время калибровки
- какие были получены коэффициенты
- время следующей калибровки.
Наклейка должна быть стандартная: влагостойкая, не саморазрушающаяся.
4. Пломбы
При установке тахографа крепят 3 пломбы:
- на задней крышке прибора должна стоять пластилиновая пломба с оттиском мастера, выполнявшего калибровку и пломба мастерской, которая устанавливала тахограф на ТС
- на задней монтажной крышке спидометра должна быть идентичная пломба той, которую закрепили при установке тахографа на ТС
- на коробке передач пломбируется датчик скорости с помощью стальной нити через основание КПП, которая скрепляется свинцовой «таблеткой» с оттиском клейма мастерской. Для ее проверки инспектор ГИПДД использует специальное телескопическое зеркало.
После ремонта водитель обязан удостовериться в целостности всех пломб, т.к. в нежелательных случаях вся ответственность будет на нем. В случае обнаружения повреждений нужно связаться с мастерской, объяснить проблему и договориться о перепломбировке. Тахограф с погрешностями приравнивается к неисправному, а неработающий — к его отсутствию.
Ни для кого не секрет, что одной установки тахографа для его правильной эксплуатации недостаточно. Прежде чем отправить транспортное средство с установленным в нем прибором в дорогу, необходимо знать, каким должно быть обслуживание тахографа, когда и как выгружать информацию из него. Кроме этого, водитель сам, наравне с техническим специалистом, должен знать, как именно пользоваться тахографом.
На сегодняшний день в системе российской тахографии предусмотрена определенная ответственность для водителей и владельцев ТС, нарушивших правила эксплуатации устройства. К числу контролирующих органов, входящих в систему тахографии России, входят ГИБДД, Транспортная инспекция и Трудовая инспекция.
Осуществляя проверку транспортного средства, инспекторы, как правило, уделяют особое внимание наличию тахографа в транспорте, который по закону должен быть оснащен прибором. При этом инспектора проверяют, соответствует ли тахограф необходимым требованиям, правильно ли он работает, и насколько точно соблюдаются правила его эксплуатации.
В случае нарушения требований, регламентированных Федеральным законом 196 «О безопасности дорожного движения», предусмотрено наказание согласно статье 11.23 КоАПа."Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха"
Когда сотрудник ДПС останавливает транспортное средство с целью проверки тахографа, водитель должен точно понимать, какие действия от него потребуются при проверке. Если сотрудник ДПС попросит, водитель обязан показать ему распечатку с контрольного устройства. В данном документе собрана информация о рабочих периодах, случаях превышения скорости, а также другие отчеты, которые согласуются с нормами законодательных актов.
Обязательно у водителя должна быть инструкция по использованию тахографа, поскольку содержащиеся в ней правила он обязан выполнять неукоснительно. Также должна быть карта водителя, имеющая информацию о рабочих режимах водителя. Приказ Минтранса № 36 от 13 февраля 2013 г. определяет тахограф и компоненты, входящие в состав прибора. Исходя из закона, карта представляет собой неотъемлемую часть устройства.
"Приказ №36 Приложение №3 Пункт 9 Водители транспортных средств обязаны:
1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается ежедневный период работы, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя – в случае экипажа) и место, в котором начинается ежедневный период работы, определяются и регистрируются автоматически);
3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении ежедневного периода работы (окончание смены, рабочего дня) после запроса тахографа о завершении соответствующего периода работы и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился ежедневный период работы;
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
5) осуществлять вывод на печать информации;
6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;
7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа."
В случае, когда водитель по каким-либо причинам не может или не знает, как предоставить распечатку, инспектор уполномочен расценить данный факт как нарушение правил эксплуатации, что грозит водителю взысканием, предусмотренным частью 1 статьи 11.23 КоАП. Сумма штрафа – 1000-3000 рублей. Наказание также распространяется на механика или владельца ТС, допустившего выпуск транспорта с неисправным тахографом. Владелец ТС или механик обязаны проинструктировать водителя, чтобы тот владел достаточным объемом знаний относительно правил эксплуатации прибора. Приказ Минтранса №36 содержит все необходимые инструкции, требования и правила по данному вопросу.
Что касается случаев отсутствия карты водителя, содержащей данные о регистрации режимов работы и отдыха, то данное нарушение попадает под ту же самую часть статьи 11.23, однако речь здесь идет уже о тахографе, не отвечающим установленным требованиям. Поскольку карта – это составная часть тахографа, то ее отсутствие подтверждает факт неработоспособности прибора, а, значит, это уже нарушение.
Все перечисленные моменты подтверждают правильность эксплуатации тахографа, а сотрудник ДПС вправе проверить наличие карты водителя и сделать распечатку данных из тахографа не только в рамках технического надзора, но и при разбирательстве обстоятельств дорожной аварии, рассмотрении страховых случаев и иных спорных ситуаций.
Многие могут справедливо задаться вопросом о том, а где можно ознакомиться с нормами рабочего времени, и чем грозит их нарушение.
В число таких регламентирующих документов, безусловно, входит ПРИКАЗ от 20 августа 2004 г. N 15 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ", содержащий информацию обо всех нормах рабочего времени, являющихся обязательными для выполнения. Подробнее в статье "Использование тахографа: режимы труда и отдыха водителей"
За нарушения режимов труда и отдыха водителя налагаются штрафы, которые по своей совокупной величине могут достигать нескольких сотен тысяч рублей. Подобные нарушения чаще всего выявляются в процессе организации плановых проверок транспортного предприятия или по факту проверок, основанных на обращениях работников.
Трудовой инспектор может попросить предоставить ему информацию, необходимую для анализа нарушения. Такая информация обычно хранится в карте водителя.
Еще одним не менее важным вопросом является вопрос о сопроводительных документах тахографа. Ведь важно знать, что оборудование, установленное на Ваше ТС, сертифицировано и соответствует законодательству. Действие требований 184 ФЗ «О техническом регулировании» и 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» распространяются на тахографы согласно ТР ТС 018/2011.
На каждую установленную модель тахографа есть сертификаты. Первый – это Сертификат Соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза. Он не обязателен для приборов, которые соответствуют ЕСТР, поскольку их соответствие содержится в номере самого сертификата ЕСТР. Второй – Сертификат соответствия требованиям на электромагнитную совместимость компонентов транспортного средства.
Наконец, когда проведена калибровка прибора, мастерская выдает соответствующий Сертификат о калибровке, в котором указаны идентификационные данные относительно автомобиля, тахографа, мастерской, мастера, измерительного оборудования с действующим сроком поверки, погрешностей измерения времени, пробега и скорости, значений измеренных физических параметров.
Проверка тахографа в рамках обеспечения соблюдения правил эксплуатации измерительных приборов необходима для контроля имеющихся показателей и параметров, по которым определяют режим работы автомобилистов, управляющих транспортным средством, продолжительность отдыха и прочие условия и сопутствующие факторы эксплуатации автомобилей. К проверке тахографа допускаются лица, имеющие на это законные основания, которые, в частности, должны соблюдать регламент проверки и контролировать показатели исключительно в границах имеющихся у них полномочий.
Основания для проверки прибора
В рамках законодательно утвержденной процедуры сотрудники ГИБДД имеют право осуществлять проверку не реже, чем один раз за период двух лет. Во время ее проведения представители контролирующих органов проводят осмотр тахографа, выявляют имеющиеся нарушения, которые были допущены либо при установке прибора, либо уже при непосредственной эксплуатации. Такой процесс обязателен для каждого автомобилиста, на транспортном средстве которого должен быть установлен подобное контрольно-измерительное устройство.
В случае обнаружения каких-либо нарушений непосредственно к автомобилистам могут применяться меры административного наказания, которые могут также затронуть непосредственного работодателя, если транспортное средство числится на балансе предприятия или организации. Обнаруженные нарушения оформляются в виде протокола, далее следует судебное разбирательство, в ходе которого назначается мера ответственности всех причастных лиц и наказание. Право на проверку тахографа имеет любой из сотрудников ГИБДД – такие полномочия утверждены приложением приказа №5 Министерства транспорта Российской Федерации, в которых определены основные требования, предъявляемые к контрольно-измерительным приборам. При этом автоинспекторы должны четко соблюдать установленный регламент контроля и выполнять исключительно те действия, на которые он имеет право.
Правила и порядок процедуры
Несмотря на то, что некоторые сотрудники ГИБДД при контроле за работой тахографа ограничиваются исключительно проверкой его присутствия, в соответствии с приказом Минтранса при наличии у автоинспектора выданной карточки контролера (что свидетельствует о прохождении курса обучения тахографии) он имеет право проверять более обширный перечень норм и показателей, касающихся такого измерительного прибора. Так, в частности, сотрудники ГИБДД имеют право на контроль следующего:
- Места, где непосредственно установлен данный прибор. В данном случае стоит заметить, что многие водители не всегда понимают, что размещение тахографа строго регламентировано – нельзя крепить его в любом месте, которое выберет автомобилист. Правильным месторасположением будет такое, которое находится в зоне видимости водителя на тот момент, когда он осуществляет управление транспортным средством и таким образом, чтобы до него можно было достать с самого кресла автомобилиста. К примеру, многие ставят его в разъем, предназначенный для магнитолы. Если же такой возможности нет, то тахограф крепят в специальном кожухе на передней панели салона;
- Наличия карты водителя. Такая карта оформляется на каждого автомобилиста, допущенного к управлению транспортным средством, и она должна быть непосредственно размещена внутри устройства. При этом также контролируется возраст водителя, поскольку в случае управления грузовым автомобилем он должен достичь 18 лет, а автобусом уже 21 года, кроме того, автомобилист должен иметь права на управление именно такими категориями транспортных средств. При проверке данных инспектор может сверить информацию о водителе с картой для тахографа;
- Наличия калибровочной наклейки на стекле, где должна присутствовать определенная информация: какая именно организация проводила калибровку и были ли получены коэффициенты, а также каково время последующей процедуры аналогичного характера. Подобная наклейка должна быть стандартного типа, стойкая к влаге и не саморазрушающаяся;
- Пломбы. При установке устройства на тахограф крепится 3 пломбы, причем на его задней крышке должна размещаться пломба с оттиском того мастера, который непосредственно выполнял калибровку и той организации, что устанавливала устройство в транспортное средство. Параллельно с этим задняя монтажная крышка спидометра должна иметь пломбу, идентичную установленной при монтаже самого тахографа;
- Информации относительно передвижения транспортного средства, соблюдения режимов работы и отдыха относительно всех лиц, управляющих транспортным средством.
Необходимо понимать, что если при проведении проверки будет отмечена любая неисправность прибора, его несоответствие необходимым характеристикам, нарушение целостности пломб, то во всех таких случаях ответственность лежит на лице, управляющем в данный момент транспортным средством. В связи с этим перед началом движения водитель в обязательном порядке осуществляет проверку состояния тахографа и удостоверяется на предмет отсутствия видимых повреждений. При обнаружении проблем с функционированием необходимо немедленно обратиться в мастерскую для их устранения.
Заключение
Итак, сотрудники ГИБДД на основании положений Приказа Министерства транспорта Российской Федерации уполномочены осуществлять проверку тахографов, установленных на определенном виде транспорта, выполняющего перевозку грузов и пассажиров. Порядок проверки предполагает контроль наличия устройства, его технического состояния, соответствия типу, виду и характеристикам транспортного средства, целостности пломб, места расположения. Также автоинспектор имеет право потребовать предъявления самой карты для сверки содержащейся на ней информации с данными водительского удостоверения.