Минувшим летом я попробовал новый для себя формат поездки – автопутешествие с ночевкой в машине (или в палатке рядом). Сейчас даже кажется странным, что я раньше такое не практиковал. Были многодневные походы с палаткой, были поездки на машине, но чтобы и то, и другое вместе, как в этот раз, нет.
В этом посту я расскажу не только о выбранном маршруте и своих впечатлениях, но и о полученном опыте путешествия на машине по северу, а так же о некоторых важных моментах.
В конце записи будут приведены ссылки на все увиденные места и достопримечательности, где о них будет рассказано более подробно.
2. Итак, начну я, пожалуй, с карты. Рыжей линией обозначен путь туда, а синим цветом, чтобы не было путаницы, я отметил дорогу обратно.
Путешествие получилось настолько большим, что логично стало разделить его на 3 части. Первая – путь на север, к Онежскому озеру через Череповец, Белозерск и Вытегру. Вторая – Ленинградская область и Карелия. И, наконец, третья и самая важная – Каргополь Архангельской области и его окрестности.
3. Наш путь проходил через Ярославль, Тутаев и Рыбинск. Тут я был несколькими месяцами ранее, и потому сейчас долго задерживаться в Рыбинске не стал.
4. Далее был маленький и тихий городок Пошехонье, имеющий почти правильную радиальную планировку. А уже к вечеру мы приехали в Череповец.
За день пройдено 500 км. Забегая вперёд, скажу, что это был самый продолжительный по расстоянию день. Я специально распланировал всё так, чтобы в день проезжать не более 350 км (примерно). Это позволило меньше уставать от дороги, а главное фотографировать, смотреть и останавливаться сколько надо, а не бежать галопом, чтобы успеть куда-то ещё.
А ещё в Череповце мы узнали, откуда и почему там бывает снег летом 🙂
Здесь была наша первая ночевка.
Ночевки в машине придали нашим планам большей гибкости. Не нужно было, например, торопиться успеть к определённому числу в забронированный номер в гостинице. Проще говоря, не нужно стало к ночи обязательно прибыть в какой-нибудь населённый пункт. Ночуешь, где хочешь, а любая задержка никак не порушит дальнейшие планы. Ещё один плюс – поездка обходится гораздо дешевле.
Интересно ещё, что такие ночевки лучше всего подойдут для маршрута с минимальным количеством больших городов, так как возле них часто бывает сложно найти подходящее место. Оживлённые трассы не умолкают целые сутки, а большинство мало-мальски подходящих мест бывают сильно замусорены или просто кем-то заняты.
6. На следующий день, посмотрев Череповец, уже ближе к полудню мы отправились дальше, в Белозерск.
От Череповца до Белозерска всего 110 км и можно было, конечно, в этот день доехать хоть до Вытегры, но хотелось побыть в этом приятном городке подольше, а так же пофотографировать закат на Белом озере. Благо погода позволила, и что получилось можно посмотреть в посту про озеро.
После Белозерска впервые за эту поездку дорога превратилась в грейдер (без асфальтового покрытия). Он начинается незадолго до переправы через Волго-Балт в Крохино и идет до поселка Липин Бор, где соединяется с трассой Вологда – Вытегра, которую, кстати, совсем недавно отремонтировали, асфальт гладкий и ровный, свежие полосы разметки и прочее.
Сколько лет эта дорога будет такой предположить трудно, да и, как опыт показывает, говорить о состоянии большинства дорог можно только в реальном времени.
Трасса эта совершенно пустынная, встречных машин мало, населённых пунктов ещё меньше.
8. В маленьком городке Вытегра, в очередной раз пересекли Волго-Балтийский канал и заодно узнали, что делает подводная лодка в дремучих вытегорских лесах, да ещё и вдали от моря 🙂
9. Далее была Ленинградская область, паромная переправа через реку Свирь в поселке Вознесенье.
10. Берег Онежского озера.
12. Деревянные церкви в селе Щелейки и
13. селе Гимрека.
14. Началась Карелия, и снова появился асфальт, которого не было от переправы в Вознесенье.
15. Названия населённых пунктов теперь дублируются и на карельском языке.
17. И вскоре мы приехали в село Шелтозеро, известное как столица Вепсской волости.
18. Здесь закончился третий день нашего путешествия. Ещё на пути в Шелтозеро, недалеко от деревни Рыбрека, где дорога близко подходила к берегу Онежского озера, я заметил хорошее место для ночёвки. Теперь, вернувшись сюда, мы без труда разместились вот на таком сосновом берегу.
Завтра планировалось поехать сначала назад, до Вытегры и оттуда, уже по восточному берегу Онежского озера приехать в Пудож.
Но тут у меня появилась интересная мысль: а что если нам поехать не назад, а дальше по этой дороге через Петрозаводск, посмотрев тем самым его окрестности, и, обогнув озеро с севера, приехать в Пудож.
Мысль казалась заманчивая, но тогда мы теряли возможность побывать в ещё одном интересном месте, да и Петрозаводск с окрестностями по своим масштабам тянули на отдельную поездку, а у нас впереди ещё был Каргополь.
В итоге, решив, что лучшее враг хорошего, менять ничего не стали.
В этот раз мы не ставили палатку, а устроились прямо в машине. Откинув заднее сиденье и просунув ноги в багажник, можно было без труда вытянуться во весь рост. Функции одеяла выполнял летний походный спальник, а под голову я подкладывал кофту.
Чем точно нельзя пренебрегать в путешествии на машине на север, так это защитой от комаров и других насекомых. Лучше, если в дополнение к спреям будет и москитная сетка. В жаркий и солнечный день может быть полно слепней, особенно если остановиться и выйти из машины где-нибудь на тихой дороге посреди леса, а вечером в безветренную погоду может «атаковать» мошка, что ещё хуже, чем комары.
На берегу небольшой ветерок, и мошки совсем не было, но стоило отойти метров на 30 в лес, как вокруг собиралось настоящее облако.
21. Июнь месяц, на севере в самом разгаре белые ночи. Солнце практически не уходило за горизонт, на небе постоянно горело зарево. В 3 часа ночи над озером начался рассвет. Конечно, я не мог такое пропустить и не сфотографировать.
К слову сказать, светлые ночи меня не напрягали в плане сна на протяжении всего нашего путешествия по северу, но и на этот случай мы предусмотрели на стекла машины шторки из плотного материала, который ещё часто используют как солнцезащиту.
22. Утро следующего дня.
Чтобы вскипятить воду в полевых условиях, понадобится котелок и горелка с газом. Нами использовались совершенно обычные, какие продаются практически в любом туристическом магазине. А ещё у нас был термос, что позволяло, вскипятив воды один раз, не возиться с горелкой, перед каждым обедом.
23. А вот и место, куда мы могли не попасть, если б поехали через Петрозаводск. Это памятник природы – Андомская гора. Высота обрыва достигает 50 метров.
24. От Вытегры до Пудожа в основном идёт хороший асфальт.
В нескольких местах вдоль дороги много километров подряд с обеих сторон тянулись разноцветные заросли люпина.
25. Далее был маленький, но очень оригинальный город Пудож.
26. Недалеко от него, на правом берегу реки Водлы, в самом её устье, есть небольшой мыс, где на отшлифованных ледником карельских скалах сохранились петроглифы – наскальные росписи древнего человека.
Кое-какие рисунки мне удалось найти, о чём обязательно расскажу в следующих записях по этой теме (смотрите ссылки в цикле «На машине на север России» в конце этой страницы).
28. Было бы не правильно не использовать это место для ночевки. В этот раз спали в палатке.
Вторая и не менее красивая ночевка на Онежском озере. Только теперь на восточном берегу, а ещё сегодня утром были на западном.
29. Такими видами может похвастаться не всякая гостиница …
Надо сказать, формат путешествия на машине вполне себя оправдал и для севера России подходит идеально, а, глядя на такие виды, тем более это понимаешь.
30. И снова белая ночь.
31. На пятый день мы въехали в Архангельскую область.
32. Далее был Каргополь,
33. легендарное деревянное зодчество севера и
34. заброшенные деревни.
35. Чего много на севере России, так это древесины. Из всех грузовиков, встречающихся на дороге, больше половины лесовозы.
36. В большом количестве встречаются вот такие деревянные мосты.
Побыв в этих уникальных местах несколько дней, мы посмотрели немало. Пора и в обратный путь.
Из Каргополя можно было выбраться тремя путями: той же дорогой, что и приехали; через Няндому на трассу Москва – Архангельск; либо через Солзу и Кречетово сразу в Вологодскую область на шоссе Вытегра – Белозерск.
Третий вариант самый короткий, но при этом самый сложный. К тому же я был неправильно проинформирован, что дорогу эту якобы недавно сделали, да ещё и весьма заманчивой казалась идея сократить расстояние и срезать большой крюк.
Так вот, специально напишу о ней подробнее для тех, кто решит там поехать.
От Каргополя в сторону Солзы (населенный пункт на границе Архангельской и Вологодской области) идёт сначала асфальт, который через пару километров заканчивается и переходит в грейдер хорошего качества, по которому можно спокойно идти километров 70 в час в хорошую погоду. После Солзы до шоссе Вытегра — Белозерск остаётся 30-ти километровый участок разбитой грунтовой дороги, по которой большинству автомобилей можно проехать только в сухую погоду.
Этот участок дороги не обслуживается никаким из регионов, поэтому можно быть уверенным, что в ближайшие годы состояние его никак не изменится, разве что только не ухудшится.
Колеи, оставшиеся на грунте от тяжелых машин глубиной достигают 30см. Там, где нет колей дорога представляет собой скопление широких ям.
37. Некоторые из них залиты водой.
На своей легковушке с клиренсом 15 см эти 30 км мы ехали 3,5 часа. Благодаря сухой погоде нигде не застряли, но часто останавливались и подкладывали под колёса камни и доски, лежащие на обочинах в большом количестве, чтобы не сесть на днище.
Залитые водой ямы проезжали на удивление без проблем. Колёса слегка проскальзывали, но грунт крепкий. Вода была по нижнюю треть дверей.
38. Мосты не везде в хорошем состоянии. До «большой» дороги осталось всего пару километров.
Ещё немного и мы выбрались на асфальт.
Эта ситуация наглядно показала, что запланированный маршрут должен быть сопоставим с проходимостью автомобиля, и в особенности это актуально для путешествия на машине на север. Не стоит забывать, что север России славится не только своими красотами, но и бездорожьем.
Эта дорога мне и сейчас кажется каким-то порталом – ещё утром был в Каргополе, а сейчас уже под Белозерском.
39. В тот же день мы заехали Кириллов и Ферапонтово.
40. Проехали недалеко от озера Кубенского, где в хорошую погоду с дороги можно видеть Спасо-Каменный монастырь, построенный на крохотном островке прямо посреди озера
41. и вечером оказались в Вологде.
А уже вечером следующего дня – в Москве.
В заключении хочется выделить отдельно некоторые важные, на мой взгляд, моменты:
Самое главное, что если вы собрались в путешествие на машине, то, какое бы оно ни было, нужно быть уверенным, что машина запланированное расстояние пройдет, а не сломается где-нибудь по дороге. Конечно, случается непредвиденное, но свести к минимуму риски всё же можно благодаря тщательной подготовке.
Чем больше будет сведений о поездке, будь то состояние дорог или достопримечательности, тем лучше. Обидно ехать сотни километров и не попасть куда-либо из-за реставрации.
Заранее стоит озаботиться поиском подходящих карт, как бумажных, так и для навигатора. Я предпочитаю, чтобы было и то и другое, поскольку они отлично дополняют друг друга в различных ситуациях.
Причем карты должны быть как можно более свежие.
Такие поездки хорошо совершать малым составом, 2-3 человека максимум на одну машину, всё зависит от вместимости вашего транспортного средства.
Лучше, если будет более, чем один водитель или, как минимум, чтобы второй человек имел к вождению непосредственное отношение.
У участников в большей степени должна присутствовать психологическая устойчивость, несклонность к конфликтам, а так же готовность идти на уступки друг ради друга. На это мало обращают внимание, а зря. Конфликты всеми силами нужно избегать.
Итак, если подвести итог всего нашего путешествия на север, то кратко получается:
Суммарный километраж составил 2698 км.
Длительность 8 дней.
Израсходованного бензина вышло 162 литра, что по летним ценам получилось примерно 4500 р.
Где-то столько же было потрачено на еду.
Так, благодаря отсутствию гостиниц удалось уложиться менее чем в 10 т. рублей, что, в общем-то, неплохо, учитывая сколько всего удалось объехать и посмотреть.
P. S. Но на этом наше знакомство с севером не заканчивается. В следующем году состоялось ещё одно путешествие на север, уже более продолжительное и ещё более интересное:
Мезень — Архангельск — Онега — Каргополь
Вот и пролетела неделька нашего путешествия в «Северный СаМуРаЙ». Край белый ночей, подвесных мостов, красивейших рек и лесов. Архангельская и Вологодская область очень порадовала красочными пейзажами. Только сейчас приехав домой, кажется, что прошел только один день, а не неделя. Но насколько насыщенным и продуктивным выдалось путешествие! Мы очень-очень много снимали, быстро передвигались благодаря Mitsubishi Outlander и практически не спали. Так что вас ждёт целая серия постов о путешествии, а пока вкратце обо всем.
01.Лето на Севере? Да-да, именно на Севере мы встретили жаркое лето! Практически повсеместно во многих городах настоящее лето так и не пришло, а вот на Севере оно уже давно. Каждый день светило солнце и было жарко, за исключением последней пары дней. До нас вообще было 30 градусов! Краски природы разыгрались по-летнему сочно, луга были то белые от ромашек, то сиреневые от люпинов.
Приветствую всех любителей дорог, дальних странствий и приключений!
На связи Вячеслав. Хочу рассказать о нашем автопутешествии по городам и весям Русского Севера, которое мы совершили своей дружной семьей летом 2015 года.
А чтобы сразу было понятно куда нас носило, начну рассказ с небольшого блока статистики. Итак…
Маршрут: Пермь – Кулига – Балезино – Глазов – Киров – Великий Устюг – Архангельск – Северодвинск – Малые Корелы – Плесецк – Каргополь – Пудож – Пяльма – Челмужи – Кемь – Соловецкие острова – Кемь – Кировск – Хибины – Мурманск – Муста-Тунтури – Териберка – Кандалакша – Умба – Терский берег – Варзуга – Умба – Беломорские петроглифы – Медвежьегорск – Гирвас – Кивач – Кондопога – г.Сампо – Марциальные воды – Петрозаводск – Кижи – Петрозаводск – водопады Карелии – Рускеала – Сортавала – Ландепохья – Приозерск – Выборг – Санкт-Петербург – Петергоф – Кронштадт – Ладога – Старая Ладога – Вологда – Киров – Пермь. Вкратце так, может чего и пропустил.
Время: 12/06/2015 – 02/07/2015, ровно 21 день.
Транспорт: а/м Nissan Qashqai+2 (1.6, 2WD, 2010 г.в.), а также т/х «Василий Косяков» и «Метеор»-241.
Общий пробег по одометру автомобиля 9362 км.
Топливо – израсходовано 798 л. Средний расход 8,52 л/100 км.
Экипаж – семейная пара 44/43 л. и двое детей 11/5 л.
Финансовые затраты 115 тыс.руб., из них 31% на экскурсии и развлечения, 28% на жилье, 24% на топливо, 13% на питание, 4% на сувениры и прочее.
За время нашего путешествия по северу России мы побывали на трех морях: Белом, Баренцевом и Балтийском (3 «Б»), двух больших озерах – Ладожском и Онежском. Видели горы, болота, тайгу, тундру, пустыню и много еще разного.
Четыре раза пересекли линию Северного полярного круга.
Самая северная точка нашего путешествия – перешеек полуострова Средний на Кольском полуострове (69°38’09″N). Самая западная точка – Замковый остров в городе Выборг (28°43’38″Е). Самая восточная и южная точка – наш город Пермь, начало и конец маршрута. Самая низкая точка — 28 метров ниже уровня моря – в тоннеле под Финским заливом. Самая высока не установлена, возможно, 400 метров над уровнем моря где-то в Хибинах
Схема маршрута путешествия по северу России
Еще несколько строк о том, какие были предпосылки, чтобы провести отпуск именно таким необычным образом?
Первая причина, безусловно, финансовая. Российский рубль сильно сдал против евро и доллара, а зарплату в нашей стране индексировать не принято. Поэтому условий для заграничного отдыха остается все меньше. Правительство РФ говорит о необходимости развития внутреннего туризма в России. Но кроме слов, никаких конкретных действий с его стороны, кроме снижения курса национальной валюты, я не вижу.
Вторая причина семейная. Дети подрастают. Дочери уже 11, сыну 5 с половиной. Просто так сказать им – сидите на даче, а мы с мамой съездим отдохнем – язык не поворачивается. В течение года не удается много общаться, да еще и летом отдыхать порознь – что же это за семья? Ведь учить детей нужно не только словами, но и делами, личным примером. И где еще проявится взаимовыручка, понимание и помощь, как не в совместном путешествии? Здорово, конечно, было бы съездить всем вместе за границу, но тут, как говорится, смотри пункт первый.
Третья причина личная. Когда только в глубинах сознания зародилась идея совершить путешествие по северу России, на просторах интернета наткнулся я на рассказ одной девушки о поездке на Кольский полуостров, на Муста-Тунтури, Средний и Рыбачий (www.travel.drom.ru/32434/). Она сама, за рулем дизельного УАЗа проехала по этим диким местам. Потом сумела так просто и красочно описать свои впечатления, что я потерял покой, а в голове часто вертелось такое загадочное слово «Муста-Тунтури».
Вот три основные причины, которые привели к тому, что в апреле я всерьез задумался проехать на автомобиле по городам Русского Севера. Не могу сказать, что решение это было однозначным и бесповоротным.
Можно назвать еще и четвертую причину – мистическую. Ну, тянет меня на север что-то. Не знаю, может быть в прошлой жизни я там жил? А в этой уже два раза ездил по Скандинавскому полуострову, и Норвегия оставила самые неизгладимые впечатления. Природа, люди, города, искусство – все это так мне близко и приятно.
Периодически ужасаясь авантюризму своего плана, я начинал колебаться, но потом возвращался к мысли, что везде люди живут, по асфальтовым дорогам ездят, и не так страшен черт, как его малюют.
Определенную долю забот вызвала необходимость принятия решения о покупке на крышу автомобиля багажника-бокса. Вещь эта не дешевая, но весьма редко используемая. В 2012 году мы ездили на юг вчетвером и вполне обошлись без такой надстройки, которая к тому же съедает некоторую часть топлива. Но на юг теплых вещей не надо, а багажник был заложен доверху. Куда же девать все то, что могло нам пригодится в поездке по Заполярью? От палатки и спальных мешков до зимней обуви и теплых курток. Вещи не тяжелые, но достаточно объемные. В результате долгого и мучительного выбора был заказан бокс «Ветлан-460», который делают у нас же в городе. Но его изготовление растянулось почти на месяц. Багажник я получил буквально накануне отъезда и проверить его в деле не было никакой возможности. Поставили, загрузили и в путь!
Что еще можно рассказать о планировании нашего маршрута? Я попытался составить расписание поездки по дням – куда едем, где ночуем, что смотрим. Конечно, дорога вносит свои изменения, но нужно отметить, что почти всю поездку, особенно ее первую часть нам удавалось придерживаться установленного графика движения. В крупных городах я планировал снимать однокомнатные квартиры и задерживаться на 2-3 дня, чтобы иметь возможность совершать выезды по окрестностям. В остальных пунктах по маршруту транзитное жилье предполагалось искать на месте. На самый крайний случай у нас была с собой палатка. Да и в салоне машины при необходимости можно было устроиться на ночлег. Сразу скажу, что до этого у нас не дошло. Палатка осталась не востребована, а все двадцать ночей нашего путешествия мы находили достаточно комфортное жилье и постель.
Про подготовку машины рассказывать особенно нечего. Я своевременно выполняю все ТО, а «Кашкайчик» взаимно радует своей надежностью. На старте одометр показывал 80188 км.
Мы готовы отправиться в путь и приглашаем читателя вместе с нами день за днем вспомнить все этапы этого запоминающегося путешествия по северу России…