В случаях, когда нейтрализатор удаляется или меняется на пламегаситель , ЭБУ начинает работать со сбоями, вызывая аварийный режим работы. В такие моменты опытные автомобилисты применяют корректор работы кислородного лямбда-зонда, который позволяет избежать ошибок и продолжить эксплуатацию автомобиля.
Нужен ли эмулятор кислородного датчика?
- ЭБУ переводит работу двигателя в аварийный режим, когда функционирование мотора осуществляется согласно заданным топливным картам без учета показаний кислородных датчиков.
- На приборной панели загорается индикатор «Check Engine» и в цилиндры поступает обогащенная горючая смесь.
- Увеличивается нагар на свечах зажигания, снижается мощность ДВС и загрязняется масло.
- Повышенный расход горючего влечет лишние финансовые затраты.
Практически все автопроизводители рекомендуют заменить неисправный нейтрализатор. Но не каждый автовладелец пойдет на это, ведь цена некоторых экземпляров, например, для ВАЗ доходит до 60 000 рублей. Сюда же стоит добавить стоимость установки прибора. Поэтому многие автолюбители интересуются, что такое обманка катализатора своими руками и схема ее реализации.
Суть работы эмулятора сводится к изменению реальных показаний датчиков, после чего ЭБУ переходит на штатный режим работы. При этом сам нейтрализатор можно вырезать или заменить его пламегасителем. Процедура установки имитатора не сложнее, чем увеличение клиренса Renault Duster.
Способы изготовления своими руками обманки лямбда-зонда на катализатор автомобиля
Чтобы изменить показания кислородного датчика выхлопной системы, наши автолюбители пользуются несколькими методами, выбор зависит от конструктивных особенностей авто и возможностей самого автомобилиста:
- Механическая проставка под лямбда-зонд.
- Проставка под датчик со встроенным миникатализатором.
- Использование электронных симуляторов.
Как изготовить механический корректор для выхлопной системы?
Для реализации своими руками механической обманки на катализатор рекомендуется использовать заготовки из теплоустойчивой стали или бронзы. Так детали не будут деформироваться от высокой температуры. Есть две конструкции, но в обеих вариантах нужен токарный станок или помощи опытного специалиста-токаря.
Первый вариант
Представляет собой втулку длиной 40-100 мм. С одной стороны вкручивают штатный датчик, а с другой циркуляция газов ограничена отверстием малого диаметра. Суть действия «девайса» сводится к тому, что состав выхлопной смеси усредняется, потому что лямбда-зонд удален от самой струи газа и, соответственно, ловит меньше ядовитых веществ. За счет этого и получается обмануть ЭБУ.
Типовый чертеж с размерами проставки может быть изменен в габаритном отношении, это зависит от модели и марки автомашины. Оптимальный диаметр входного отверстия остается без изменений – 1,5-2 мм. В некоторых случаях длина втулки может не позволить установить ее на штатное место. В итоге приходится приваривать крепление в другом месте выхлопной трубы.
Второй вариант
- Выхлопные газы попадают в тело втулки через отверстие малого диаметра.
- В объеме проставки излишки CH и CO подвергаются окислению кислородом, в результате чего концентрация вредных веществ уменьшается.
- Протекающие процессы изменяют форму синусоиды, и электронная система считает, что каталитический нейтрализатор работает в штатном режиме.
Сделанная своими руками по приведенной схеме обманка катализатора имеет надостаток, аналогичный предыдущему варианту. Здесь штатный зонд будет поднят на 32 мм, хотя это и меньше, чем 40-100 мм.
Особенности установки проставки
Процедура установки не представляет сложности, и начинается с постановки автомашины на эстакаду или подъемник. Дальнейшие действия происходят по следующей схеме:
- Отключить минусовую клемму АКБ.
- Вывернуть контроллер.
- Накрутить втулку на зонд.
- Завернуть модернизированный узел на место.
- Подключить аккумулятор.
После первого запуска сигнал «Check Engine» должен погаснуть. Теперь мотор будет работать в штатном режиме.
Электронная обманка катализатора своими руками и схема эмулятора
Настоящий электронный эмулятор представляет собой микропроцессорный прибор, состоящий из однокристальной микросхемы. Принцип его работы основан на формировании выходного сигнала, который по форме соответствует информации при рабочем нейтрализаторе. Такой вариант для самостоятельного выполнения сложен, поэтому сразу стоит рассмотреть способ попроще. Для его реализации нужно приготовить:
- Электрический паяльник.
- Припой и канифоль.
- Нож и бокорезы.
- Сопротивление 200 Ком мощностью 0,25 Вт.
- Конденсатор неполярный емкостью 4,7 МкФ.
Принцип функционирования системы заключается в усреднении показаний кислородного датчика, который установлен после нейтрализатора. Способ подключения компонентов эмулятора прост и универсален. Все элементы подсоединяются непосредственно к проводникам бортовой сети автомобиля. Перед подключением своими руками электронной обманки на катализатор следует отключить клеммы аккумуляторной батареи , чтобы исключить возможность короткого замыкания.
После реализации проекта машина демонстрирует неплохую динамику. Однако может появиться эффект переобогащения горючей смеси, что вызывает отложение слоя сажи в выпускном коллекторе. Кроме этого, на некоторых моделях появляется ошибка Р0133, указывающая на низкую скорость реакции лямбда-зонда.
Что предлагают производители запчастей?
На полках автомагазинов встречаются детали любых видов для тюнинга выхлопной системы. Производство механических имитаторов штатной работы каталитического нейтрализатора выполняется из бронзы или хромированной стали. Цена таких приспособлений находится в пределах от 400 до 800 рублей, а стандартная установка на станции СТО обойдется в сумму около 500 рублей.
Проставка с миникатализатором предлагается значительно дороже элементарного аналога, его стоимость – 1 500-4 000 рублей. Простые электронные эмуляторы промышленного производства продаются за 1 500-3 000 рублей. Разброс цен за перепрошивку программного обеспечения ЭБУ довольно широк – от 1 000 до 30 000 рублей.
Публикую проверенный чертеж обманки для второго лямбда-зонда.
Исходно — для Lancer-9, для других авто, возможно придется подбирать диаметр центрального отверстия, через которое "дышит" вторая лямбда, геометрические размеры лямбды стоит тоже уточнить перед изготовлением проставки.
Для чего это надо?
У Лансера стоят два катализатора и два лямбда зонда.
Первый лямбда-зонд служит для коррекции топливной смеси, его трогать нельзя.
Второй лямбда-зонд служит для контроля целостности первого катализатора (у него есть еще одна функция — коррекция показаний первой лямбды, когда первая лямбда начинает сильно деградировать, но мы можем пренебречь этим абсолютно — главное, чтобы первая лямбда была живая, ну, можно своевременно (по возникновению ошибки и по ней) заменить ее — данный аспет я уже рассматривал в своем БЖ, можете поискать)) — если катализатор забит или удален — будет зажигаться лампочка Check Engine на приборной панели.
Чтобы этого не происходило — второй лямбда-зонд необходимо "обмануть", чтобы мозги "думали, что с первым катализатором у нас все хорошо, он цел и на месте.
Чем чревата езда с вынутым катализатором, но не обманутым лямбда-зондом?
Светящейся лампочкой Check Engine и повышенным расходом топлива (мозги уходят в т.н. "аварийный режим").
Есть ли еще методы?
Да. Электронная обманка (резистор и конденсатор, публиковалось у нас на Форуме Технических Маньяков) и чиповка — изменив буквально один бит в прошивке можно программно выключить опрос второго лямбда-зонда.
Но, оставшиеся два метода связаны либо с умением держать паяльник в руках, либо с умением изменять прошивку авто, либо наличием настройщика/чиповщика поблизости.
Металлическая обманка — простой и надежный метод.
Суть его заключается в том — что мы заставляем лямбду дышать не "полным носом" из трубы, а мы ее чуть удаляем от выхлопа и заставляем "дышать" через маленькое отверстие — что полностью имитирует наличие первого работоспособного катализатора.
Второй катализатор не контролируется никак.
Если Вы увидели ошибку P0421 (код ошибки для Lancer, на других машинах код может быть другим, код означает выход первого катализатора из строя) — срочно выбиваете оба катализатора, ставите обманку, скидываете ошибку съемом клеммы с аккумулятора на несколько минут — и вперед 😉
Ну, а чертеж, который я публикую ниже — печатаете на бумаге, идете с ним к любому токарю, забираете выточенную обманку/проставку, далее выворачиваете второй лямбда-зонд из машины (в Лансере он находится перед вторым катализатором — примерно под левой ногой переднего пассажира — делается это из ямы или на подъемнике), вместо лямбда-зонда вворачиваете изготовленную обманку, далее вворачиваете в обманку только что выкрученный лямбда-зонд обратно.
Делать это необходимо аккуратно, стараться не стучать по лямбда-зонду или выхлопной трубе ничем — это может вывести сам лямбда-зонд из строя.
Затраты — будет зависеть от токаря, обычно это стоит (относительно, конечно), копейки.
Итак, чертеж картинкой:
И чертеж в .pdf (из этого формата получается красивее печатать на бумаге):
Обманка.pdf
Ссылка на полную версию статьи, с рассмотрением остальных вариантов "обмана" второго лямбда-зонда — чиповкой и электронным вариантом, с длиннющим (интересным) обсуждением вот:
Обманки для второго лямбда-зонда, три варианта
Сегодняшние автомобили, которые соответствуют стандарту по экологическим параметрам ЕВРО-4 и выше, должны быть оснащены двумя датчиками кислорода (ДК). Именно он является лямбда-зондом. При этом через определенный период эксплуатации практически каждый автолюбитель сталкивается с проблемой – в бортовой системе начинают появляться ошибки P0130 и P0167.
Это вызвано выходом из строя второй лямбды.
К сожалению, большинство индикаторов О2, которые производит современная промышленность для автомобилей, не могут быть отремонтированы. Поэтому несвоевременная замена второго ДК приведет к тому, что начнет появляться в ЭБУ ошибки с кодом P0420 — P0430 и гореть световой индикатор «CHECK», а само силовое сердце машины начнет работать в «аварийном режиме». Это означает, что состав топливной смеси будет формироваться не на основании сигналов от лямбды-зонда, а по встроенным табличным значениям. Как следствие, повышенный расход горючего и возможные сбои в работе мотора.
Для чего нужна обманка на второй лямбда-зонд?
Второй датчик кислорода по своей физической сути выступает в качестве контроллера целостности первого катализатора. Он позволяет провести корректировку подачи сигнала в случае, если первый ДК забивается и начинает пропускать выхлопные газы с повышенным содержанием СО2. Используя обманку (проставку) на втором индикаторе при «живой» первой лямбде можно вернуть нормальный режим работы двигателя и избежать повышенных затрат топлива.
Получается, что благодаря обманке, установленной на второй датчик, можно заставить электронику автомобиля «думать», что катализатор исправен. Поэтому мотор будет работать в штатном режиме. Однако для выполнения подобных действий следует обращаться к специалистам, так как любые кустарные работы в этом направлении могут грозить некорректной работой проставки, что не обеспечит нужного результата – снижения нагрузки с работающего двигателя, а также нормального запуска силового агрегата.
Обманка 2 лямбда-зонда: типы устройств
Наш автосервис занимается установкой всех существующих типов обманок. На сегодня различают три основных варианта:
- установка механической проставки (заводского изготовления или самодельный вариант);
- электронная обманка;
- чиповка (электронный эмулятор).
Каждый из способов имеет свои особенности. Многое определяется моделью транспортного средства, а также пожеланиями самого клиента. Прежде чем производить работы, специалисты нашего сервиса согласуют вид обманки, которым будет координироваться сигнал от второго лямбда-зонда.
Механический вариант
Данный способ дает возможность установить обманку катализатора, которая проводит корректирование сигнала, передающегося на «бортовик» датчиком О2.
В данном случае используется проставка, изготовленная из бронзы, внутренняя полость которой заполнена керамической пылью с нанесенным каталитическим слоем. Подобные обманки имеют обычно заводское происхождение и подбираются под каждый тип автомобиля индивидуально. При этом ее размеры и вид бывают различны.
Данный вариант позволяет проходить выпускным газам через небольшое отверстие и попадать в полость обманки. Здесь происходят процессы окисления избытков СО и СН. Насыщенные кислородом «выхлопы» имеют уже не столь высокую концентрацию. Благодаря этому синусоида сигнала, предаваемого на ЭБУ, имеет нормальный вид, что дает возможность думать электронике о нормальном функционировании катализатора.
Наш сервис полностью отвечает данным требованиям, поэтому качество работ, проведенных со второй лямбдой, гарантируется на высоком уровне.
Размеры обманки лямбда-зонда механической
Механическая проставка имеет следующие размеры:
- Общая длина (варьируется в зависимости от типа транспортного средства и самого вида обманки):
- для прямых встречаются вариации исполнения длиной в 45, 35 и 32 мм, бывают и другие варианты;
- для угловой, как пример, может использоваться теплоустойчивая сталь 20 мм х 1 3мм.
- Внешняя резьба, с помощью которой вкручивается проставка в патрубок выхлопной системы М18 мм с шагом в 1,5 мм. При этом общий диаметр данного соединения от 20 мм.
- Внутренняя резьба М18 мм х 1,5 мм, куда ввинчивается второй ЛЗ.
- Наибольший диаметр по телу обманки может составлять 30 мм.
На размеры детали оказывают влияние глубина и диаметр посадочного места для ДК, а также рабочей зоны анализатора. Данные характеристики дают возможность специалистам автосервиса правильно рассчитать параметры будущего эмулятора. Для решения этого вопроса автосервис изготовит либо подберет необходимую комплектующую в кратчайшие сроки.
Электронный эмулятор
В основе данного варианта лежит использование высокотехнологичного устройства на базе микропроцессорной схемы (МКС). Благодаря ему нормализуется работа систем управления силовым агрегатом и устраняются сбои из блока самодиагностики.
В действительности МКС, имеющая один кристалл, понимает фактическую ситуацию с концентрацией отработанных газов. Микропроцессор воспринимает информацию от первого лямбда-зонда, после чего создает исходящий сигнал на втором ДК, аналогичный тому, если бы катализатор был исправен.
Чиповка
Является достаточно простым вариантом из всех предложенных. Она заключается в отключении сигнала со второго лямбда-зонда с помощью соответствующей программы. Это позволяет «потушить» лампочку «Check Engine» и практически навсегда забыть о проблеме со вторым ДК.
Однако, здесь существует нюанс – применение некачественного софта может просто угробить двигатель и приведет к сбоям в системе. Наши специалисты используют только проверенные, рабочие варианты программ.
Как обеспечить корректность работы эмулятора?
Для того чтобы обманка второго лямбда-зонда функционировала корректно, следует выполнить три основных условия:
- правильно подобрать обманку исходя из конструктивных особенностей автомобиля;
- соблюсти технологию установки проставки на второй лямбда-зонд;
- провести тестирование работоспособности системы после выполненного комплекса работ.
Наш автосервис при установке эмулятора строго придерживается данных правил, что обеспечивает высокий результат и долгую работоспособность системы в штатном режиме.
Конструктивные особенности обманки
Если речь идет о заводском варианте изготовления проставки, то конструктивно можно их разделить на следующие категории:
- прямая с мини-катализатором внутри;
- угловая с металлическим мини-катализатором;
- прямая механическая без мини-катализатора.
В случае невозможности подбора заводской обманки специалистами нашего сервиса будет изготовлена самодельная деталь, которая также будет надежно служить, как и промышленного производства.
Технология установки механического варианта
- Все ДК (первый и второй) должны быть в рабочем состоянии.
- Проверить наличие свободного пространства между полом транспортного средства и датчиком кислорода. Если места мало, то должен использоваться поворотный тип эмулятора вместо прямой.
- Катализатор извлекается из выхлопной системы параллельно с установкой проставки.
- В отверстие вместо второй лямбды ввинчивается обманка, а уже в нее вкручивается исправный ДК.
- При продолжении горения «чека» следует убрать ошибку сканером.
Все работы, как на этапе выполнения, так и при тестировании на предмет работоспособности системы, выполняются специалистами, имеющими значительный опыт установки аналогичных деталей на различных автомобилях. Это позволяет найти оптимальный вариант решения проблемы со вторым лямбда-зондом именно для вашего транспортного средства.