Номинальные, ремонтные и допустимые без ремонта размеры коленчатого вала
Размеры коренных и шатунных шеек коленвала.
Марка ДВС
Шейка вала
Стандарт
P1
P2
P3
P4
P5
P6
Твер.
шеек
Радиус кривошипа
ЯМЗ – 236, ЯМЗ – 238.
Кор.
110,00-0,015
109,75-0,015
109,50-0,015
109,25-0,015
109,00-0,015
108,75-0,015
108,50-0,015
45
70,00
+ – 0,12
Шат.
88,00-0,015
87,75-0,015
87,50-0,015
87,25-0,015
87,00-0,015
86,75-0,015
86,50-0,015
ЯМЗ-7511
Кор.
110,00-0,022
109,75-0,022
109,50-0,022
Шат.
88,00-0,022
87,50-0,022
87,25-0,022
ЯМЗ – 650
Кор.
101,966-0,022
101,716-0,022
101,466-0,022
101,216-0,022
100,966-0,022
Шат.
76,96-0,022
76,71-0,022
76,46-0,022
76,21-0,022
75,96-0,022
ЯМЗ-240БМ
Кор.
45
70,00
+ – 0,12
Шат.
88,00
-0,015
87,75
-0,015
87,50
-0,015
87,25
-0,015
87,00
-0,015
86,75
-0,015
86,50
-0,015
ЯМЗ-8421,
8423,8481,8482
Кор.
248-286 НВ
70,00
+ – 0,12
Шат.
90,00
-0,015
89,95
-0,015
89,75
-0,015
89,50
-0,015
КамАЗ 740
Кор.
95,00
-0,015
94,50
-0,015
94,00
-0,015
93,50
-0,015
93,00
-0,015
HV 600
60.00
+- 0.05
Шат.
80,00
-0,013
79,50
-0,013
79,00
-0,013
79,60
-0,013
78,00
-0,013
Размеры коренных и шатунных шеек коленвала.
Марка ДВС
Шейка вала
Н1
Н2
P1
P2
P3
P4
P5
P6
Твер.
шеек
Радиус кривошипа
А-01, А-41.
Кор.
105,00-0,023
104,75-0,023
104,50-0,023
104,25-0,023
104,00-0,023
103,75-0,023
52
70,00
+-0,10
Шат.
88,00-0,023
87,75-0,023
87,50-0,023
87,25-0,023
87,00-0,023
86,75-0,023
Д-160,
Д-108
Кор.
95,21
-0,022
94,96-0,022
94,46-0,022
93,96-0,022
93,46-0,022
92,96-0,022
48
102,5
+- 0,15
Шат.
92,21-0,022
91,96-0,022
91,21
-0,022
90,46-0,022
89,71-0,022
88,96-0,022
Д-240 (МТЗ)
Д-245 (Бычек)
Д-248, Д-50
Кор.
75,25
-0,082
-0,101
75,00
-0,082
-0,101
74,50-0,082
-0,101
74,00-0,082
-0,101
73,50-0,082
-0,101
73,00-0,082
-0,101
46
62,50
+-0,04
Шат.
68,25 – 0,077
– 0,096
68,00 – 0,077
– 0,096
67,50 – 0,077
– 0,096
67,00 – 0,077
– 0,096
66,50 – 0,077
– 0,096
66,00 – 0,077
– 0,096
Д-260
Кор.
85,25-0,085
-0,104
85,00-0,085
-0,104
84,50-0,085
-0,104
84,00-0,085
-0,104
83,50-0,085
-0,104
83,00-0,085
-0,104
Шат.
73,00-0,100
-0,119
72,75-0,100
-0,119
72,25-0,100
-0,119
71,75-0,100
-0,119
71,25-0,100
-0,119
70,75-0,100
-0,119
Д21А,120,130
Д-144,145
,37Е
Кор.
70,25-0,065
-0,085
70,00-0,065
-0,085
69,50-0,065
-0,085
69,00-0,065
-0,085
68,50-0,065
-0,085
68,00-0,065
-0,085
45
60,00
+-0,04
Шат.
65,25-0,060
-0,080
65,00-0,060
-0,080
64,50-0,060
-0,080
64,00-0,060
-0,080
63,50-0,060
-0,080
63,00-0,060
-0,080
Размеры коренных и шатунных шеек коленвала.
Марка ДВС
Шейка вала
Н1
Н2
P1
P2
P3
P4
P5
P6
Твер.
шеек
Радиус кривошипа
СМД-14, 24
Кор.
88,25
-0,100
-0,115
88,00
-0,100
-0,115
87,50
-0,100
-0,115
87,00
-0,100
-0,115
86,50
-0,100
-0,115
86,00
-0,100
-0,115
45
70.00
+0,02
– 0,10
Шат.
78,25
-0,095
-0,110
78,00
-0,095
-0,110
77,50
-0,095
-0,110
77,00
-0,095
-0,110
76,50
-0,095
-0,110
76,00
-0,095
-0,110
СМД-18
Кор.
92,25
-0,020
92,00
-0,020
91,50
-0,020
91,00
-0,020
90,50-0,020
90,00
-0,020
Шат.
78,25
-0,095
-0,110
78,00
-0,095
-0,110
77,50
-0,095
-0,110
77,00
-0,095
-0,110
76,50
-0,095
-0,110
76,00
-0,095
-0,110
СМД-60,73
Кор.
92,25
-0,015
92,00
-0,015
91,50
-0,015
91,00
-0,015
90,50
-0,015
90,00
-0,015
52
57,5
-0,06
Шат.
85,25
-0,015
85,00
-0,015
84,50
-0,015
84,00
-0,015
83,50
-0,015
83,00
-0,015
Д-40,48.
Кор.
85,17
-0,022
84,92
-0,022
84,42
-0,022
83,92
-0,022
83,42
-0,022
82,92
-0,022
Шат.
75,175
-0,019
74,925
-0,019
74,175
-0,019
73,425
-0,019
72,675
-0,019
71,925
-0,019
Д-65,РМ-80,(-120)
Кор.
89,13
-0,022
88,88
-0,022
88,38
-0,022
87,88
-0,022
87,38
-0,022
86,88
-0,022
46
62.50
+- 0.04
Шат.
75,175
-0,019
74,925
-0,019
74,425
-0,019
73,925
-0,019
73,425
-0,019
72,925
-0,019
Размеры коренных и шатунных шеек коленвала.
1. Снять масляный картер и прокладку картера.
2. Снять масляный насос.
3. Снять цепи привода распределительных валов.
4. Отвернуть шесть болтов 1 крепления маховика, снять шайбу 2 болтов маховика.
Снять маховик 3.
5. Отвернуть шесть болтов 1 и снять сальникодержатель 2 с запрессованным в нем задним сальником 3 коленчатого вала.
Снять прокладку сальникодержателя.
6. Если не нужно вынимать поршни из цилиндров, можно не снимать головку блока, достаточно отвернуть гайки 3 шатунных болтов, снять крышки 5 шатунов и осторожно продвинуть поршни в цилиндры.
Отвернуть болты 1 и снять крышки 6 коренных подшипников.
Так как крышки сидят плотно, сбить их несильными ударами молотка.
Вынуть верхние полушайбы 4 упорного подшипника.
Вынуть коленчатый вал 2 с зубчатым колесом и втулкой 7 в сборе.
7. Вынуть из постелей коренных подшипников и крышек вкладыши коренных подшипников и нижние полушайбы упорного подшипника.
Проверка и ремонт
1. Промыть все детали бензином и просушить.
2. Осмотреть коленчатый вал. Если на нем имеются трещины, его нужно заменить.
3. Вывернуть пробки, промыть бензином и продуть сжатым воздухом масляные каналы коленчатого вала.
Завернуть пробки и затянуть их моментом 38–42 Нм (3,8–4,2 кгс·м).
4. Если на коренных и шатунных шейках имеются незначительные задиры, риски, царапины или овальность шеек превышает 0,01 мм, их следует прошлифовать под ремонтный размер.
После шлифовки отполировать шейки.
Шлифовать шейки вала нужно под один из ремонтных размеров, указанных в таблице.
Острые кромки фасок масляных каналов притупить с помощью абразивного конуса.
После шлифовки промыть коленчатый вал и продуть сжатым воздухом масляные каналы.
После шлифования шеек коленвала нужно устанавливать вкладыши коренных и шатунных подшипников соответствующего ремонтного размера.
5. Осмотреть вкладыши коренных подшипников. Если на них есть риски, задиры, царапины, отслоения, вкрапления твердых частиц и т.д., вкладыши заменить.
6. Осмотреть маховик.
Если повреждены зубья венца маховика, есть задиры, царапины и т.д. на поверхности, прилегающей к ведомому диску сцепления, маховик заменить. Если на маховике имеются трещины, его также надо заменить.
7. В маховик запрессован подшипник носка первичного вала закрытого типа.
Осмотреть подшипник, при обнаружении дефектов (большой люфт, заедание, повреждение защитных колец и т.д.) выпрессовать его из маховика.
Запрессовать новый подшипник заподлицо с нижней гранью фаски отверстия в маховике.
8. Осмотреть передний и задний сальники коленчатого вала в крышке цепи (на фото) и сальникодержателе.
На них не должно быть повреждений (надрывов, вырывов или большого износа рабочей кромки и т.д.).
Поврежденные сальники заменить. Для этого вынуть с помощью отвертки старый сальник и запрессовать новый.
При большом пробеге автомобиля рекомендуется при разборке двигателя заменить оба сальника.
9. Измерить диаметры коренных и шатунных шеек коленвала.
Если диаметры шатунных шеек меньше 55,92 мм, коренных — 61,92 мм, нужно прошлифовать шейки под ремонтный размер.
Шлифовать нужно все коренные или шатунные шейки, даже если только одна шейка меньше указанного предельно допустимого размера
Разборка коленчатого вала
Разборка коленчатого вала требуется перед шлифовкой его шеек, и для замены звездочки привода газораспределительного механизма.
Съемником спрессовываем муфту.
Если съемника нет, снимаем ее ударами через латунную оправку.
Поддев отверткой, снимаем резиновое кольцо, предварительно выбив шпонку из прорези вала.
Спрессовываем звездочку латунной оправкой и, поддев отверткой, извлекаем шпонку звездочки.
После шлифовки шеек коленчатого вала болтом с головкой “на 14” и законтренными гайками выворачиваем заглушки.
Каналы для прохода масла в коленчатом валу тщательно очищаем от отложений и остатков абразива.
Промываем каналы коленчатого вала керосином, бензином или дизельным топливом и продуваем сжатым воздухом.
Заворачиваем заглушки масляных каналов на место
Бородком раскерниваем кромки заглушек
Собираем вал в обратной последовательности. Запрессовку звездочки и муфты начинаем с установки соответствующих шпонок в паз коленчатого вала.
Установка
Установку производят в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
1. В крышки коренных подшипников устанавливают вкладыши без канавок, а в постели — с канавками.
2. Верхние полушайбы упорного подшипника устанавливают в проточки постели 3-го коренного подшипника антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала, нижние — вместе с крышкой, при этом усики полушайб должны войти в проточки крышки.
3. Перед установкой смазать коренные и латунные шейки коленчатого вала, вкладыши коренных подшипников и полушайбы упорного подшипника моторным маслом.
4. Болты крышек коренных подшипников затянуть моментом 100–110 Нм (10–11 кгс·м).
5. Болты крепления маховика затянуть моментом 72–80 Нм (7,2–8,0 кгс·м). Перед присоединением шатунов провернуть коленчатый вал. Он должен вращаться легко, без заеданий.
Коленчатый вал 406.1005011 предназначен для установки на четырехцилиндровые бензиновые двигатели ЗМЗ-406.10, ЗМЗ-405.10 и их модификации. Коленвал отлит из чугуна ВЧ60 обладающего высокой прочностью при растяжении и пластичностью.
По механическим свойствам чугун ВЧ60 приближается к сталям, сохраняя при этом хорошие литейные качества, способность легко обрабатываться и обеспечивать высокую износостойкость.
Коленчатый вал 406.1005011, основные размеры.
— радиус кривошипа : 43+-0,05 мм
— радиус противовесов : 85 мм
— диаметр коренных шеек : 62-0,035, 62-0,054 мм
— диаметр шатунных шеек : 56-0,025, 56-0,044 мм
— диаметр фланца коленвала : 80-0,046 мм
— длина коленчатого вала : 562 мм
— ширина шатунных шеек : 26+0,1 мм
— ширина коренных шеек :
— средней : 34+0,05 мм
— первой, второй, четвертой и пятой : 34+0,3 мм
Чертеж и размеры коленвала 406.1005011 для двигателей семейства ЗМЗ-405.10, ЗМЗ-406.10 и их модификаций.
Коленчатый вал 406.1005011 производства ОАО ЗМЗ имеет следующую маркировку :
— На первом противовесе товарный знак ЗМЗ и штамп ОТК ударным способом.
— На щеке седьмого противовеса товарный знак ЗМЗ в литье.
— На щеке восьмого противовеса обозначение детали в литье.
Конструктивные и технологические особенности коленчатого вала 406.1005011.
Коленчатый вал 406.1005011 имеет полноопорную конструкцию и восемь противовесов. По два противовеса для каждого кривошипа для лучшей разгрузки от центробежных сил и изгибающих моментов. Коренные и шатунные шейки подвергаются местной закалке токами высокой частоты до твердости 46-56 HRC.
Коленчатый вал динамически сбалансирован. Допустимый дисбаланс 18 гсм. У оригинального коленчатого вала на щеках и противовесах есть базовые площадки, на контрафактном вале их может не быть.
На шатунных и коренных шейках оригинальных коленчатых валов 406.1005011 имеются специальные проточки — галтели, предназначенные для снятия внутренних напряжений металла и увеличения прочности вала. Поддельные коленчатые валы, как правило, таких проточек (канавок) не имеют.
Или имеют, но у них галтели могут быть выполнены проточкой с образованием острых кромок, а шероховатость галтелей может превышать допустимую норму в два раза. Кроме того, для увеличения запаса прочности в галтелях коренных и шатунных шеек оригинальных коленчатых валов 406.1005011 производят накатывание роликами.
О накатке свидетельствует блестящая средняя полоска на галтели. Фаска на отверстиях маслоканалов коренных и шатунных шеек оригинального коленчатого вала вороненого цвета, который приобретен в результате местного закаливания токами высокой частоты.