Регулировка тормозной системы
Удаление воздуха из тормозной системы. При удалении воздуха надо соблюдать следующий порядок.
Проверить уровень тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости долить ее до нормы (на 10 – 15 мм ниже верхней кромки бачка).
Снять резиновый колпачок с клапана 1 (рис. 62,б) выпуска воздуха рабочего цилиндра правого заднего колеса и присоединить к клапану или надеть резиновый шланг 2 на головку штуцера 1 переднего колеса (рис. 62,а), другой конец которого опустить в стеклянную банку 3, до половины заполненную тормозной жидкостью.
Рис. 62. Удаление воздуха из системы гидропривода тормозов: а – переднего колеса; б – заднего колеса
Затем нажать на педаль тормоза 2 – 3 раза и при нажатой педали отвернуть на 1/2 – 3/4 оборота клапан (штуцер) выпуска воздуха и резко нажимать на тормозную педаль несколько раз. Отпускать педаль рекомендуется плавно. Прокачивать систему гидропривода необходимо до тех пор, пока из шланга, опущенного в банку, не прекратится выход пузырьков воздуха. После этого при выжатой педали тормоза плавно завернуть до отказа перепускной клапан или штуцер колесного цилиндра, отпустить педаль тормоза, отсоединить шланг и снова надеть колпачок на клапан.
При прокачке необходимо следить за уровнем тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доливать ее до нормы. В противном случае в систему вновь может проникнуть воздух. Уровень жидкости в период прокачки системы не должен опускаться ниже половины наполнительного бачка.
При обращении с тормозной жидкостью необходимо соблюдать повышенную осторожность, так как жидкость ядовита.
Прокачку системы гидравлического привода производят в такой последовательности: заднее правое колесо, заднее левое колесо, переднее правое и переднее левое колеса. После удаления воздуха из системы гидравлического привода следует проверить и отрегулировать свободный ход педали тормоза. При полной утечке тормозной жидкости из системы в пути летом можно попытаться заменить ее мыльной водой. Она в какой-то мере компенсирует свойства тормозной жидкости. Зимой для этих целей можно использовать спирт или растительное масло.
По возвращении необходимо тщательно промыть всю тормозную систему, прокачать ее и заполнить свежей тормозной жидкостью до нормы.
Регулировка свободного хода тормозной педали. Для указанной регулировки линейку ставят рядом с педалью тормоза и медленно нажимают на тормозную педаль до выбора свободного хода, значение которого должно соответствовать указанным в табл. 6. Если свободный ход тормозной педали не соответствует этим данным, необходимо его отрегулировать вращением эксцентрикового регулировочного пальца, которым толкатель крепится к педали ("Волга"), или ввертыванием (вывертыванием) толкателя, связывающего педаль с поршнем главного тормозного цилиндра, в вилку ("Москвич").
Таблица 6
* ( Регулировке не подлежит)
Для уменьшения свободного хода педали шток вывертывают из вилки, предварительно ослабив стопорную гайку, а для увеличения ввертывают.
Свободный ход педали у автомобилей ВАЗ регулируется перемещением выключателя стоп-сигнала вместе с буфером при отвернутой контргайке. При регулировке зазор между полусферическим торцом толкателя и его опорной поверхностью в поршне главного цилиндра должен быть не более 1 мм, что соответствует ходу площадки педали около 4,5 мм.
Регулировка рабочей тормозной системы. В зависимости от износа тормозных накладок различают частичную и полную регулировку колесных тормозных механизмов. Частичную регулировку выполняют в процессе эксплуатации автомобиля при небольших износах накладок с помощью регулировочных эксцентриков, головки которых расположены на тормозных дисках с внутренней стороны колеса. Прежде чем начать регулировать рабочую тормозную систему, обязательно надо подложить упоры под колеса автомобиля.
Последовательность частичной регулировки тормозных систем автомобиля ГАЗ-21 "Волга": поднять домкратом регулируемое колесо, проверить рукой, свободно ли оно вращается. При этом предварительно проверить и при необходимости отрегулировать подшипники ступиц колес;
вращая одной рукой колесо по ходу автомобиля, другой поворачивать ключом головку регулировочного эксцентрика передней колодки до тех пор, пока колодка не затормозит колесо;
затем медленно опустить эксцентрик настолько, чтобы регулируемое колесо могло свободно проворачиваться.
Аналогично регулируют и заднюю колодку с той лишь разницей, что колесо вращают назад. Последовательность регулировки остальных колес автомобиля такая же.
Тормозные системы автомобиля "Москвич-407" регулируют так же, как и автомобиля ГАЗ-21 "Волга", но при регулировке передних колес для приближения колодок к поверхности тормозных барабанов эксцентрики надо вращать против вращения колес, соответствующего движению автомобиля вперед, а при регулировке задних колодок задних колес – в сторону вращения колес.
На автомобилях "Москвич-408", "Москвич-412", "Москвич-2140", ИЖ-21251 "Комби", ГАЗ-24 "Волга" и ЗАЗ-968 "Запорожец" постоянный и необходимый зазор между накладками тормозных колодок и барабанами поддерживается автоматическим устройством.
На автомобилях ВАЗ передние дисковые тормоза в процессе эксплуатации также не регулируют, так как номинальный зазор между накладками тормозных колодок и тормозным диском поддерживается автоматически в результате упругости уплотнительных колец и осевого биения тормозного диска. Задние барабанные тормоза по мере износа рабочих поверхностей и барабанов необходимо регулировать (рис. 63) при увеличении зазора между колодками и барабаном больше 0,1 – 0,15 мм.
Для установки необходимого зазора между накладками и барабаном необходимо прижать тормозные колодки к барабанам, нажав тормозную педаль, и вращением головок регулировочных эксцентриков 1 или 2 соответственно передних и задних колодок тормозов подвести их до соприкосновения с колодками и затем отпустить педаль. Далее повернуть головки регулировочных эксцентриков так, чтобы барабан регулируемого колеса не задевал за колодки при вращении.
Рис. 63. Регулировка зазоров между колодками и тормозными барабанами задних колес автомобиля ВАЗ-2101 ‘Жигули’
Чтобы проверить правильность регулировки рабочей тормозной системы, следует выжать тормозную педаль. Если приподнятое колесо резко затормозится или во время движения автомобиля одновременно затормозятся все колеса и после 5 – 10 км движения тормозные барабаны не нагреваются, значит тормозные механизмы исправны, регулировки выполнены правильно. Полную регулировку тормозных механизмов колес выполняют на СТО.
Регулировка стояночного тормоза. Необходимость этой регулировки возникает вследствие вытягивания тросов привода и естественного износа фрикционных накладок тормозных колодок задних колес.
Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-24 "Волга" (рис. 64) регулируют в следующей последовательности.
Рис. 64. Стояночный тормоз с приводом автомобиля ГАЗ-24 ‘Волга’: 1 – рейка; 2 – рукоятка; 3 – направляющая троса; 4 – кронштейн; 5, 6 и 11 – тросы; 7 – уравнитель; 8 – рычаг; 9 – тяга; 10 – ось
Рейку 1 привода стояночной тормозной системы надо установить на первый зуб (один щелчок запирающего механизма) и перемещать уравнитель 7 троса вдоль тяги 9 при помощи регулировочных гаек до тех пор, пока натянутся задние тросы 5 и 6. После этого тягу 9 необходимо затянуть контргайкой и установить рейку 1 в первоначальное положение.
Полное торможение задних колес должно происходить при вытянутой рукоятке тормоза не более чем на 2/3 полного хода (запирающий механизм должен сделать 2 – 4 щелчка).
Рис. 65. Натяжное устройство троса привода стояночного тормоза автомобиля ‘Жигули’
Стояночный тормоз (рис. 65) автомобиля "Жигули" регулируют при помощи натяжного устройства троса 1 следующим образом. Подтягивают рычаг стояночной тормозной системы вверх на два зуба сектора и, ослабив контргайку 3 натяжного устройства, подтягивают гайку 2 до натяжения заднего приводного троса. Затем, проворачивая поднятые задние колеса рукой, убеждаются в том, что накладки колодок не задевают за барабаны. Далее, установив автомобиль на небольшом уклоне, поднимают рычаг тормоза вверх на 3 – 4 зуба сектора и убеждаются в том, что автомобиль удерживается на месте. После этого затягивают контргайку натяжного устройства.
Стояночный тормоз автомобилей "Запорожец" (рис. 66) регулируют перемещением вперед кронштейна 9 рычага 1 привода стояночного тормоза. После регулировки проверяют ход рычага, который до полного затормаживания колес не должен превышать 4 – 5 щелчков. При использовании всей длины овальных отверстий 2 дополнительное натяжение троса 4 получают перестановкой ролика 3 на следующее отверстие 8 в рычаге.
Ход разжимного рычага 5 на щитке тормоза увеличивается за счет износа накладок тормозных колодок 7 и автоматического их сдвига в сторону барабана. При большом износе накладок, когда эффективность действия тормозной системы не обеспечивается в результате указанных выше регулировок, рекомендуется переставить распорные планки 6 обоих тормозных систем на больший размер. Если после этого торможение происходит при перемещении рычага на 2 – 3 щелчка, следует отрегулировать тормозную систему при помощи кронштейна рычага или перестановки ролика 3.
Стояночный тормоз автомобиля Москвич-412" (рис. 67) необходимо регулировать в таком порядке. Установить рукоятку 1 стояночного привода в крайнее переднее положение и навертывать гайку 2 на регулировочный наконечник 3 до тех пор, пока ход рукоятки не уменьшится до 120 мм. После этого сделать 5 – 6 сильных торможений и убедиться, что рукоятка после последнего торможения выдвигается из корпуса не более чем на 155 мм. Если длины регулировочного наконечника не хватает для получения требуемого натяжения тросов 5 и 6, следует снять уравнитель 4 тросов, перевернуть его на 180° и повторно отрегулировать. После регулировки проверить свободное вращение поднятых колес. При правильной регулировке тормозных механизмов колодки 7 и 9 не должны тереться о тормозной барабан 8. После пробега 5 – 10 км колодки не должны нагреваться.
Рис. 67. Стояночный тормоз автомобиля ‘Москвич-412’
Иногда может обнаружиться недостаточная эффективность стояночного тормоза (рис. 68) при правильной регулировке хода рукоятки. В этом случае надо отрегулировать положение разжимных рычагов в тормозных механизмах задних колес. Для этого необходимо установить рычаг 1 привода в крайнее переднее положение, отвернуть гайку 2 регулировочного наконечника 3, снять задний тормозной барабан 10 с автомобиля и убедиться в легкости передвижения разжимного рычага 7 под действием пружины 9 троса в крайнее заднее положение до упора в обод колодки. Затем отпустить на несколько оборотов гайку регулировочного эксцентрикового винта 5 оси разжимного рычага 7 и отрегулировать зазор, равный 4 – 6 мм, между наконечником 8 троса и ободом колодки 4 вращением эксцентрикового регулировочного винта 5, для чего отжать отверткой пружину 9 троса от разжимного рычага и придерживать его в переднем положении.
После выполнения указанных работ затянуть гайку эксцентрикового винта 5 разжимного рычага, удерживая ось от проворачивания отверткой. Если в результате указанной регулировки невозможно получить нужный зазор, надо воспользоваться другой парой прорезей в распорной планке 6, для чего перевернуть ее на 180° и вновь отрегулировать положение разжимного рычага.
Проблема с тормозами довольно частое явление у спортиководов первого поколения, причины бывают разные, но вот есть ещё одна про которую я не встречал ни у кого записи.
Года два назад поменял на передних колёсах тормозные диски с суппортами в сборе, так как всё это было изношено прилично и вкладывать средства в ремонт желания не было. Менял тогда не сам, а отдавал знакомому ремонтнику. После замены выехал и помню не мог нарадоваться, авто тормозило просто великолепно. Но радость была не долгой, сначала ухудшился, а потом и вовсе пропал накат, в итоге на работу заехал с трудом на первой, суппорта заклинили диски.
Позвонил товарищу этому, он я знаю в чём проблема, приехал, снял гтц, крутанул шток и опа… я снова оказался с "у разбитого корыта", а точнее без тормозов. В дальнейшем уже самостоятельная регулировка механизмов самоподводки в барабанах задних колёс с заменой колодок улучшили ситуацию, авто отлично тормозило — можно было бы так сказать, если бы оно делало это с первого раза.)
То есть, еду например и некоторое время не касаюсь тормоза, потом раз, первое нажатие в пол, авто еле-еле заметно замедляется, ни чего не ведёт ни куда, а со второго и последующего нажатия вообще отлично тормозило. Единственное педаль всегда была очень мягкой, схватывало в середине и низу хода педали. Если же движение в пробках, то тормоза вообще были отличными.
Не однократно прокачивал, воздуха не было, тормозуха не уходила, ход педали нормальный, ваккумник работает, гтц новый (да и симптомов железных на него не было), разгонялся по снегу укатанному, наблюдатели подтверждали, что все колёса отлично тормозят, я и сам чувствовал авто не уводит. Но первое нажатие…
За это время натренировался так ловко имитировать работу абс, что некоторые абс могли бы наверное позавидовать.)) Но что за хрень это, покоя мне не давало как и то подкручивание штока после заклинивания тормозов после установки новых суппортов.
В итоге вернулся к истокам, он же мануал. А там в разделе про "Снятие, обслуживание и установка главного тормозного цилиндра", увидел про "Регулировка длины штока толкателя"
Регулировка длины штока толкателя
1. Перед установкой сборки ГТЦ на автомобиль следует произвести регулировку длины штока толкателя.
Замерьте величину зазора между шляпкой регулировочного болта и торцом штока толкателя. Если результат измерения выходит за пределы допустимого диапазона (0.1 ÷ 0.3 мм), отпустите контргайку и произведите соответствующую корректировку путем вращения штока.
Для начала было выставлено 0,3 мм, но тормоза стали клинить, педаль колом. Кое как доехал до дома и убавил, лучше, но подклинивало в пробках, сильно грелись диски, убрал ещё, клинить перестало, но перегрев дисков остался.
Психанул, крутанул сильнее и снова вернулся к началу), отсутствию тормозов при первом нажатии. Тогда взял лак, пометил шток и со второго захода, вращая шток чуть менее чем на четверть оборота, поймал тот самый нужный момент.
Теперь тормоза работают отлично, перегрева дисков нет, тормозит при первом нажатии.
Центральным элементом тормозной системы автомобиля является главный тормозной цилиндр (сокращенно ГТЦ). Он обеспечивает преобразование усилия с педали тормоза в гидравлическое давление в системе. Рассмотрим функции ГТЦ, его устройство и принцип работы. Уделим внимание и особенностям работы элемента при выходе из строя одного из его контуров.
Главный цилиндр: его назначение и функции
В процессе торможения происходит непосредственное воздействие водителя на педаль тормоза, которое передается на поршни главного цилиндра. Поршни, воздействуя на тормозную жидкость, приводят в действие рабочие тормозные цилиндры. Из них, в свою очередь, выдвигаются поршни, прижимающие тормозные колодки к барабанам или дискам. Работа главного тормозного цилиндра основана на свойстве тормозной жидкости не сжиматься под действием внешних сил, а передавать давление.
Главный цилиндр выполняет следующие функции:
- передача механического усилия с педали тормоза с помощью тормозной жидкости к рабочим цилиндрам;
- обеспечение эффективного торможения автомобиля.
В целях повышения уровня безопасности и обеспечения максимальной надежности системы предусмотрена установка двухсекционных главных цилиндров. Каждая из секций обслуживает свой гидравлический контур. В заднеприводных автомобилях первый контур отвечает за тормоза передних колес, второй – задних. В переднеприводном автомобиле тормоза правого переднего и левого заднего колес обслуживает первый контур. Второй – отвечает за тормоза левого переднего и правого заднего колес. Данная схема называется диагональной и получила наибольшее распространение.
Устройство главного тормозного цилиндра
Главный цилиндр располагается на крышке вакуумного усилителя тормозов. Конструктивная схема главного тормозного цилиндра следующая:
- корпус;
- бачок (резервуар) ГТЦ;
- поршень (2 шт.);
- возвратные пружины;
- уплотнительные манжеты.
А1,А2 — компенсационные отверстия; Б1,Б2 — перепускные отверстия; В,Г,Д,Е — полости; 1- корпус; 2- трубка; 3- соединительная втулка; 4 — бачок; 5 — защитный колпачок; 6 — датчик сигнализатора аварийного падения тормозной жидкости; 7 — упорное кольцо; 8 — наружная манжета; 9 — направляющая втулка; 10, 17 — поршни; 11 — стопорное кольцо; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — шайба поршня; 14, 16 — манжеты; 15, 18 — упорные шайбы; 19 — пружина; 20 — пробка; 21 — болт держателя пружины; 22 — держатель пружины; 23 — пружина.
Бачок с жидкостью главного тормозного цилиндра расположен непосредственно над цилиндром и соединен с его секциями через перепускные и компенсационные отверстия. Бачок необходим для восполнения жидкости в системе тормозов в случае ее утечки или испарения. Уровень жидкости можно отслеживать визуально за счет прозрачных стенок бачка, где находятся контрольные метки.
Кроме того, за уровнем жидкости следит специальный датчик, расположенный в бачке. В том случае, когда жидкость опускается ниже установленной нормы, загорается сигнальная лампа, расположенная на панели приборов.
В корпусе ГТЦ расположены два поршня с возвратными пружинами и резиновыми уплотнительными манжетами. Манжеты нужны для уплотнения поршней в корпусе, а пружина обеспечивает возврат и удержание поршней в исходном положении. Поршни обеспечивают нужное давление тормозной жидкости.
Главный тормозной цилиндр может быть дополнительно оборудован датчиком перепада давления. Последний необходим для предупреждения водителя о неисправности в одном из контуров по причине потери герметичности. Датчик давления может располагаться как в главном тормозном цилиндре, так и в отдельном корпусе.
Принцип работы главного тормозного цилиндра
В момент нажатия педали тормоза шток вакуумного усилителя начинает толкать поршень первого контура. В процессе перемещения он перекрывает компенсационное отверстие, за счет чего начинает расти давление в этом контуре. Под действием давления начинает свое перемещение второй контур, давление в котором также поднимается.
Через перепускное отверстие в образовавшуюся при движении поршней пустоту попадает тормозная жидкость. Поршни перемещаются до тех пор, пока им это позволяют делать возвратная пружина и упоры в корпусе. Срабатывание тормозов происходит за счет максимального давления, создаваемого в поршнях.
После остановки автомобиля поршни возвращаются в исходное положение. При этом давление в контурах постепенно начинает соответствовать атмосферному. Разряжению в рабочих контурах препятствует тормозная жидкость, которая заполняет пустоты за поршнями. При движении поршня жидкость через перепускное отверстие возвращается в бачок.
Работа системы при выходе из строя одного из контуров
В случае утечки тормозной жидкости в одном из контуров — второй продолжит работу. Первый поршень будет перемещаться по цилиндру до контакта со вторым поршнем. Последний начнет перемещение, за счет которого произойдет срабатывание тормозов второго контура.
Если произойдет утечка во втором контуре, главный тормозной цилиндр будет работать по другой схеме. Первый клапан за счет своего движения приводит в действие второй поршень. Последний двигается беспрепятственно до достижения упором торца корпуса цилиндра. За счет этого начинает расти давление в первом контуре, и происходит торможение автомобиля.
Даже при увеличении хода педали тормоза вследствие утечки жидкости автомобиль сохранит управление. Однако торможение будет не столь эффективным.