Любопытная штука. Автомобильный регулятор напряжения Я120М предназначен для поддержания напряжения бортовой сети автомобиля в заданных пределах во всех режимах работы системы электрооборудования при изменении частоты вращения ротора генератора, электрической нагрузки, температуры окружающей среды.
От проникновения влаги регулятор защищен специальным высокотеплопроводным компаундом с рабочей температурой до 200°С. Работоспособность и соответствие параметров изделия сохраняются даже при погружении регулятора в воду при условии защиты разъемных соединений.
Регулятор Я120М сконструирован по однопроводной схеме питания, корпус изделия соединен с корпусом автомобиля. Применяемость: МАЗ, ЛАЗ, КАМАЗ-4202 с генератором Г273, Г289 и др.
Технические данные
Диапазон рабочих температур -40 .. +85°C
Номинальное напряжение питания 28,0 В
Напряжение регулирования с АБ при температуре 25±2°С и нагрузке 3 А:
– режим "зима" 28,0±0,3 В
– режим "лето" 27,6±0,2 В
Максимальный ток выходной цепи 5,0 А
Термокомпенсация напряжения регулирования -6,0±3,0 мВ/°С
Остаточное напряжение на выходе "Ш" не более 1,0 В
– типовое 0,75 В
Максимально допустимое длительное воздействие повышенного напряжения питания 36,0 В
Максимально допустимое воздействие повышенного напряжения питания длительностью до 5 мин. 50,0 В
Максимально допустимые импульсные перенапряжения в зависимости от формы импульса по ГОСТ 28751 120,0 В
Производитель – Прохладненский ЗПП (г.Прохладный, Кабардино-Балкария).
(фото с форума "Портативного ретрорадио") |
(фото с Форума радиодеталей)
Схема автомобильного генератора Г273 с интегральным регулятором напряжения Я120М
Генераторная установка предназначена для питания потребителей с номинальным напряжением 24 В.
Обмотка возбуждения и выходной транзистор VT вместе с гасящим диодом VD1 выключены между нулевой точкой обмотки статора и корпусом. Питание обмотки возбуждения от аккумуляторной батареи при замкнутых контактах выключателя S и неработающем двигателе осуществляется через подпиточный резистор Rпод. Ток при этом не превышает 0,3 А. При разомкнутых контактах выключателя S выходной транзистор закрыт и ток в обмотку возбуждения не поступает.
Применение такой схемы питания обмотки возбуждения позволило применить такой же ротор, как у 14-вольтовых генераторов.
Кроме того, такая схема включения обеспечивает:
– уменьшение перенапряжения на выходном транзисторе, когда он находится в закрытом состоянии, за счет уменьшения более чем в 2 раза напряжения питания;
– устранение разряда аккумуляторной батареи при неработающем двигателе и включенном выключателе S полным током возбуждения;
– исключение прохождения полного тока возбуждения через выходной транзистор регулятора напряжения при неработающем двигателе и включенном выключателе S;
– уменьшение тока через контакты выключателя S в цепи управления регулятором напряжения, что способствует повышению стабильности регулируемого напряжения генераторной установки.
Кроме того, регулятор напряжения Я120М позволяет осуществлять регулирование напряжения на двух уровнях. Для этой цели в делитель напряжения, состоящий из резисторов Rl, R2, включен резистор R3. Второй конец резистора R3 соединен с выводом Р регулятора, который посредством выключателя Sпр (выключатель посезонной регулировки) может подключаться к корпусу генератора. При разомкнутых контактах выключателя Sпр соотношение между величинами сопротивлений резисторов R1, R2 таково, что рабочий пробой стабилитрона VD2 будет обеспечивать регулируемое напряжение 27,2 — 27,8 В. При замыкании контактов выключателя Snp параллельно резистору R2 включается резистор R3. При этом напряжение на резисторе R1 уменьшается, что обеспечивает пробой стабилитрона при большом входном напряжении. Регулируемое напряжение при этом обеспечивается в пределах 29 — 30 В.
1. Резник А.М. Электрооборудование автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 1990.
2. Каталог. Цифровые и аналоговые интегральные микросхемы. Часть 2. Условные графические обозначения, назначения выводов и габаритные чертежи корпусов. – ГУП Центральное конструкторское бюро "Дейтон", 1998.
Описывается несложный способ проверки работоспособности и метод понижения/повышения порога срабатывания регулятора.
Данный регулятор предназначен для автоматического поддержания напряжения на обмотке возбуждения генератора переменного тока автомобилей МАЗ, КАМАЗ, ЛАЗ, ПАЗ и им подобным 24-вольтовым грузовикам. На заводе устанавливается напряжение срабатывания 28.4В при этом погрешность регулирования достигает ±0.8В. Проблема в том, что на практике чаше оказывается, что погрешность регулятора +0.8В, а это значит, что напряжение регулирования получается 29.2В. Из-за чего в летний период времени аккумуляторы перезаряжаются, перегреваются и выкипают. Из 20 испытанных регуляторов только один попался с погрешностью -0.8В (27.6В). Такой регулятор прекрасно работает в генераторе одного из автобусов ПАЗ и уже второй год аккумуляторы чувствуют себя прекрасно.
Ниже приведена схема, срисованная мной с печатной платы регулятора Я120М1 ТУ 4573-001-44378337-99 производства ЗАО «Энергомаш» г. Калуга.:
Схема нарисована с учетом расположения выводов на корпусе регулятора, из-за чего получилась не совсем удобочитаемая, но нам это и не нужно. А нужен нам входной делитель транзистора Q2 (контакт «Р» — переключатель лето/зима). Он состоит из последовательно соединенных резисторов 470Ом + 3.3кОм и параллельных 8.2кОм + 22кОм. В пересчете получается 3.77кОм в нижнем плече делителя + 5.97кОм в верхнем. Переключатель лето/зима устроен таким образом, что при замыкании контакта «Р» на «массу» из схемы делителя исключается резистор 470Ом и сопротивление делителя становится 3.3кОм + 5.97кОм при этом напряжение возбуждения на генераторе увеличивается. Соответственно, что-бы уменьшить порог срабатывания регулятора, нужно увеличить сопротивление нижнего плеча входного делителя транзистора Q2. На практике это оказалось удобно сделать впаяв последовательно с резистором 470Ом подстроечный многооборотный резистор сопротивлением 1кОм. Тогда схема регулятора принимает след. вид:
Таким образом, меняя соотношение сопротивлений делителя можно подстроить работу регулятора на свой вкус. Ниже, на фото отмечены места, куда можно припаять подстроечный резистор:
Теперь самое важное — как же проверить исправность интегрального регулятора типа Я120М1 и узнать порог срабатывания. Для этого нужно всего две вещи: лампочка 12В 1-10Вт и регулируемый блок питания с максимальным пределом не менее 30В и с индикатором напряжения. Важно, что-бы блок питания был стабилизированным — простой «зарядник» не годится. Соединяем все согласно схеме:
Выставляем напряжение на блоке питания 24В. Теперь, если регулятор исправен, лампа должна засветиться при подаче напряжения на схему. Плавно увеличиваем напряжение БП до тех пор пока лампа не погаснет. Напряжение, при котором лампа перестает светиться и есть напряжение регулирования интегрального стабилизатора. Если при достижении 30В лампа не гаснет или гаснет выше 29.2В — регулятор неисправен или нарушена регулировка (например из-за влаги внутри корпуса). Теперь, если лампа погасла, плавно уменьшаем напряжение до 24В — лампа должна засветиться при напряжении на пару вольт ниже, чем при котором выключилась. Это явление называется гистерезис и оно очень полезно для фильтрации ложных срабатываний аналогового компаратора.
Код товара: 069.017.390
-
Описание Характеристики
Описание ПРИ ОТСУТСТВИИ ДАННОГО ТОВАРА РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВЫПИСАТЬ ТОВАР см. коды 69.017.03 + 69.021.10
Щеточный узел Г-273 В в сборе со встроенным (интегральным) регулятором напряжения Я 120 М1 предназначен для поддержания заданного напряжения в бортовой сети а/м КАМАЗ МАЗ ЛАЗ
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Генератор Г-273
Аналог регулятора напряжения Я120М, 443.3702, 444.3702
Номинальное напряжение: В 28
Номинальный Ток: А 5
Размер (габариты) мм 85*75*72
Завод изготовитель ЭНЕРГОМАШ г.Калуга
Характеристики
Параметры упаковки | |
Вес единицы товара, кг | 0.2 |
Код товара: 069.017.350
Внимание! Изображение товара, включая цвет, могут отличаться от действительного внешнего вида. Комплектация так же может быть изменена производителем без предварительного уведомления. Обращаем ваше внимание на то, что все приведённые выше характеристики товара носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой, определенной п.2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской федерации. Для получения подробной информации о характеристиках данного товара обращайтесь, пожалуйста, к сотрудникам нашего отдела продаж или в Российское представительство данного товара.