Техническая характеристика стартера
Марка —СТ142Б Исполнение— герметичное Номинальное напряжение, В — 24 Номинальная мощность, кВт (л.с.) —7,7 (10,5) Передаточное число— 11,3
Хорошо загерметизированный стартер может безотказно работать при кратковременном погружении в воду на глубину до 1 м (при преодолении глубокого брода).
Закреплен стартер на картере маховика с левой стороны двигателя.
Электродвигатель стартера постоянного тока последовательного возбуждения. Шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика принудительно с помощью электромагнитного реле. Выход из зацепления шестерни осуществляется при отключении электромагнитного тягового реле после пуска двигателя. На стартере применен привод с храповым механизмом свободного хода.
Для дистанционного включения стартера применяются реле включения, выключатель электроприборов и стартера с замочным устройством, находящийся на панели приборов (для включения стартера ключ в замке поворачивают во второе нефиксированное положение). Кроме того, для запуска двигателя при опрокинутой кабине используется дублирующий выключатель стартера, расположенный в моторном отсеке.
В системе электрического пуска двигателя на левом крыле имеется также розетка внешнего запуска, с помощью которой можно запустить двигатель от постороннего источника тока (другого автомобиля).
При эксплуатации соблюдать следующие правила пользования стартером:
– продолжительность непрерывной работы стартера при пуске двигателя не должна превышать 15…20 с;
– если двигатель после первой попытки не пустился, то повторно производить его включение разрешается только через;
– 1…2 мин. После двух-трех попыток пуска найти и устранить неисправность;
– после пуска двигателя быстро отпустить ключ выключателя приборов и стартера;
– запрещается включать стартер при работающем двигателе; при стоянке автомобиля цепь «стартер—АКБ» отключить, пользуясь выключателем «массы» АКБ .
Рис. 1. Схема системы пуска двигателя
Рис. 2. Стартер:
1 — крышка со стороны коллектора, 2, 14, 17 — подшипники; 3 — траверса; 4 — перемычка; 5— болт контактный; 6 — крышка реле; 7 — диск контактный; в — шток; 9 — ярмо реле с катушкой; 16 — крышка со стороны привода; 11 — ось рычага; 12 — привод; 13 — шестерня призода; 15 — втулка привода; 16 — шайбы замкозые; 18 — катушки; 19 — щетка изолированная; 20 — щетка неизолированная; 21 — фланец оси рычага
Система пуска состоит из стартера, аккумуляторной батареи, цепи стартера и средств облегчения пуска.
Особенностью системы пуска автомобильных двигателей является то, что мощность аккумуляторной батареи и стартера близки между собой. Поэтому при пуске двигателя напряжение аккумуляторной батареи значительно изменяется в зависимости от тока, потребляемого стартером. В таких условиях на пуск двигателя большое влияние оказывают состояние аккумуляторной батареи (ее температура, степень заряженности, износ) и состояние цепи стартера.
Под цепью стартера понимают путь, по которому проходит ток от аккумуляторной батареи к стартеру. В цепь стартера входит провод, соединяющий аккумуляторную батарею со стартером, «масса» автомобиля и все клеммы выключателей на пути тока стартера.
В качестве стартера применяют электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения. Реже применяют стартеры со смешанным возбуждением (для двигателей легковых автомобилей). Это делается с целью снизить частоту вращения якоря стартера на холостом ходу.
На рис. 3 изображены электромеханические характеристики стартера в функции силы тока. С ростом тока, потребляемого стартером, его крутящий момент растет, а частота вращения якоря уменьшается. Кривая мощности стартера имеет вид параболы. Якорь стартера при холостом ходе будет иметь максимальную частоту вращения. Крутящий момент стартера в этот момент будет равен нулю. При снижении напряжения аккумуляторной батареи снижается частота вращения якоря стартера и его мощность (штриховые линии на рис. 3).
Чтобы пустить двигатель, стартер должен преодолеть его момент сопротивления, который представляет собой сумму моментов: момента сил трения, момента от сжатия, момента для привода вспомогательных механизмов, установленных на двигателе (воздушный компрессор, масляный насос, топливный насос на дизелях и т. д.), а также момента на преодоление сил инерции вращающихся и поступательно движущихся масс двигателя.
На рис. 4 показана зависимость минимальных пусковых оборотов карбюраторных и дизельных двигателей от температуры двигателя при пуске.
Для всех двигателей характерно увеличение минимальных пусковых оборотов с понижением температуры пуска. Чем больше число цилиндров, тем ниже пусковые обороты двигателя. У дизельных двигателей пусковые обороты значительно выше, чем у карбюраторных двигателей.
Применение пусковых жидкостей (вводимых во всасывающий коллектор) значительно снижает минимальные пусковые обороты и облегчает пуск холодных двигателей. Для пуска двигателя необходимо не только сообщить коленчатому валу скорость, превышающую минимальные пусковые обороты, но и повернуть вал определенное число раз (2—3), чтобы в цилиндрах двигателя образовалась рабочая смесь, которую может воспламенить искра.
Если совместить механическую характеристику двигателя (зависимость момента сопротивления от частоты прокручивания) и механическую характеристику стартера, то точка их пересечения определит частоту, с которой будет прокручиваться вал двигателя при пуске (рис. 5). Чем ниже температура двигателя, тем больше момент сопротивления двигателя прокручиванию и хуже механическая характеристика стартера за счет снижения температуры аккумуляторной батареи, а следовательно, и меньше частота прокручивания вала двигателя.
Система пуска двигателя автомобиля КамАЗ может находиться в трех альтернативных состояниях: исправном, работоспособном и неисправном (отказ)
При исправном состоянии система пуска обеспечивает пуск двигателя, а состояние всех приборов отвечает требованиям, предъявляемым техническими условиями.
При работоспособном состоянии система обеспечивает уверенный пуск двигателя, но техническое состояние некоторых приборов не соответствует техническим условиям.
При неисправном состоянии (отказе) пуск двигателя невозможен из-за неисправности одного или нескольких приборов системы.
Исправное состояние системы рассматривать не будем, так как перед нами не ставится задача определить срок безотказной работы системы по числу пусков или по пробегу автомобиля.
Для выполнения большинства задач достаточно иметь систему в работоспособном состоянии, когда система обеспечивает уверенный пуск двигателя.
Поэтому в первую очередь рассмотрим отказ системы и возможные неисправности, укажем способы их быстрого определения и устранения.
Система состоит из семи приборов, каждый из которых влияет на работу всей системы.
Следовательно, для того чтобы оптимизировать процесс поиска неисправности, необходимо прохронометрировать каждую проверку и оценить ее влияние на работоспособность системы пуска:
Проверка аккумуляторных батарей
Снять крышку с гнезда аккумуляторных батарей. Путем внешнего осмотра проверить состояние выводов наконечников и плотность их крепления на полюсных выводах (рис. 1).
По плотности электролита следует определить степень разряженности батареи. Время проверки — около 5 мин;
Проверка наличия напряжения на амперметре
Отвернуть болты крепления щитка приоров и наклонить щиток на себя или положить на рулевую колонку.
В этом случае открывается свободный доступ к выводам амперметра.
Подключить контрольную лампочку последовательно на вход и выход амперметра.
Если на “+“ амперметра лампочка горит, то цепь до амперметра исправна, и наоборот.
Затем проверить «-» амперметра. Если контрольная лампа горит, значит, через амперметр проходит ток, и неисправности следует искать дальше по цепи.
Если лампочка не горит, значит, неисправность в амперметре. На данную проверку без замены амперметра уходит до 2 мин;
Проверка выключателя приборов и стартера
Перед проверкой данного прибора необходимо провести подготовительные работы, обеспечивающие доступ к выводам.
Для этого надо снять щиток ограждения электродвигателей системы обогрева кабины, отвернуть гайку крепления выключателя приборов и стартера и снять прибор с панели, оставив его на проводах (рис. 2).
Снять провод красного цвета с вывода “АМ” и проверить контрольной лампой наличие напряжения.
Если лампа горит, значит, цепь до выключателя приборов и стартера исправна.
Затем нужно присоединить провод красного цвета к выводу «АМ», повернуть ключ в выключателе приборов и стартера во второе положение и проверить лампочкой вывод «СТ» (провод зеленого цвета).
Если лампа горит, значит, выключатель приборов и стартера исправен.
Реле блокировки стартера
Данное реле установлено под откидной панелью предохранителей.
Реле собрано на полупроводниковых приборах и проверить контрольной лампой его невозможно.
Для проверки применяют специальный прибор.
Неисправность реле блокировки стартера не обязательно ведет к потере работоспособности системы пуска, поэтому данную проверку не всегда следует проводить при поиске неисправности;
Проверка реле включения стартера
Данное реле расположено под откидной панелью предохранителей. Проводом подвести “+“ от амперметра к выводу “К” реле. При этом должен быть слышен щелчок включения контактов.
Для того чтобы убедиться в замыкании контактов и реле, необходимо контрольную лампу подсоединить к выводу “С” реле включения стартера (провод черного цвета). Если лампа горит, значит, контакты реле замыкаются.
Проверка тягового реле стартера
Проводом подвести “+“ от аккумуляторных батарей к выводу, втягивающему обмотки реле стартера.
Если слышен щелчок, то реле срабатывает. Электродвигатель при этом должен вращаться.
Если электродвигатель стартера не вращается, то контрольной лампой проверяют наличие напряжения на контактном болту, связанном с электродвигателем.
Если лампа горит, значит, тяговое реле стартера работает нормально.
Проверка электродвигателя стартера
Эта проверка является самой трудоемкой, так как проводится (как правило) при снятом стартере. Для снятия стартера требуется 30 мин и 25 мин для диагностирования.
Поскольку система электропуска имеет небольшое число элементов (всего семь), то применяют метод поэлементной проверки, или последовательного деления системы на две подсистемы.
Как проверить, подсоединить реле сигнала,зажигания,стартера.
Электрооборудование автомобиля КАМАЗ 4310.
Проводка на КАМАЗе. Часть 2. В кабине.
Установка реле дворников в обычный камаз.
Реле стартера Камаз
Как завести Камаз без ключа зажигания.
Ремонт Камаза 2
3. Система зарядки – 2
Втягивающее реле стартера СТ142 Камаз.Ремонт.