размеры сечений ремней и их характеристики |
Обозначение сечения | Wp | W справочный | T | α | |||
Номин. | предельное отклонение | Номин. | предельное отклонение | Номин. | предельное отклонение | ||
Z (0) | 8,5 | + 0,4 – 0,3 |
10 | 6.00 | + 0,3 – 0,3 |
40° | ± 1° |
A | 11,0 | + 0,6 – 0,4 |
13 | 8,00 | + 0,4 – 0,4 |
||
В (Б) | 14,0 | + 0,7 – 0,5 |
17 | 11 (10,5) | + 0,5 – 0,5 |
||
С (В) | 19,0 | + 0,8 – 0,8 |
22 | 14 (13,5) | + 0,5 – 0,5 |
||
D (Г) | 27,0 | + 0,9 – 0,6 |
32 | 20 (19,0) | + 0,6 – 0,6 |
||
E (Д) | 32,0 | + 1,0 – 0,7 |
38 (40) | 25 (23,5) | + 0,7 – 0,7 |
||
Е0 (Е) | 42,0 | + 1,0 – 0,8 |
50 | 30,0 | + 0,8 – 0,8 |
||
40х20 | 35,0 | + 1,0 – 0,7 |
40 | 20,0 | + 0,7 – 0,7 |
||
1. Для вновь проектируемых приводов ремни ЕО(Е) и 40х20 не применять ! 2. Ремни с размерами в скобках изготавливались до 01.01.1995 г. 3. Предельные отклонения размеров сечений ремней приведены только для проектирования технологической оснастки и измерительных шкивов. |
За расчетную ширину Wp принимают ширину поперечного сечения ремня, находящегося под натяжением, на уровне нейтральной линии.
Ремень сечения С(В) с расчетной длиной 2500, IV класса, эксплуатируемый в районах с умеренным климатом:
Ремень С(В) – 2500 ГОСТ 1284.1-89
То же, для передач повышенной точности движущихся сельскохозяйственных машин:
Ремень С(В) – 2500 IV ПСх ГОСТ 1284-89
То же, в районах с холодным и очень холодным климатом:
Ремень С(В) – 2500 IV ПСх ХЛ ГОСТ 1284-89
РАСЧЕТНЫЕ ДЛИНЫ РЕМНЕЙ
ИЗМЕРЕННЫЕ ПОД НАТЯЖЕНИЕМ
Расчетная длина ремня Lp |
Сечение ремня ГОСТ 1284.1-89 | ||||||
Z (0) | A | В (Б) | С (В) | D (Г) | Е (Д) | Е0 (Е) | |
400, (425), 450, (475), 500 | |||||||
(530), 560, (600) | |||||||
630, (670), 710, (750), 800, (850), 900, (950), 1000, (1060), 1120, (1180), 1250, (1320), 1400, (1500), 1600, (1700) | |||||||
1800, (1900), 2000, (2120) | |||||||
2240, (2360), 2500, (2650), 2800, (3000), 3150 | |||||||
(3350), 3550, (3750) | |||||||
4000, (4250), 4500 | |||||||
(4750), 5000, (5300), 5600, (6000) | |||||||
6300, (6700) | |||||||
7100, (7500), 8000, (8500), 9000, (9500), 10000, (10600) | |||||||
11200, (11800), (13200), 14000 | |||||||
(15000) | |||||||
16000, (17000), 18000 | |||||||
Разница между расчетной и внутренней длинами ремня | 25 | 33 | 40 | 59 | 76 | 95 | 120 |
Примечание: Расчётные длины ремней, указанные в скобках, применяют в технически обоснованных случаях. По согласованию изготовителя с потребителем для импортного оборудования допускается применять ремни других длин.
Полное описание данных ремней можно найти в ГОСТ 1284.1-89 "Ремни приводные клиновые нормальных сечений. Основные размеры и методы контроля".
ШКИВЫ ДЛЯ ПРИВОДНЫХ КЛИНОВЫХ РЕМНЕЙ
( ГОСТ 20889-88 )
ПРОФИЛЬ КАНАВОК ШКИВОВ
НОМИНАЛЬНАЯ ПЕРЕДАВАЕМАЯ МОЩНОСТЬ
Примечание: Данная таблица соответствует одному из способов определения передаваемой мощности! (Анурьев В.И. 1978 г). В Анурьеве В.И. за 1999 г приведены таблицы учитывающие частоту вращения меньшего шкива и длину ремня.
Каждый шкив, работающий со скоростью свыше 5 м/с должен быть сбалансирован. Нормы точности статической балансировки приведены в ГОСТ 20889-88.
Окружная скорость шкива, м/с |
Допустимый дисбаланс, г·м |
от 5 до 10 | 6 |
от 10 до 15 | 3 |
от 15 до 20 | 2 |
от 20 до 30 | 1 |
На сегодняшней день в нашей стране используется очень много типов клиновых ремней различных производителей. В основном используются клиновые ремни по Российскому стандарту ГОСТ и по Европейскому DIN. Например: классического сечения (Z, A, B, C, D, E), узкие усиленные (SPZ, SPA, SPB, SPC), узкие усиленные с формованным зубом (XPZ, XPA, XPB, XPC), двухсторонние клиновые ремни (AA, BB, CC, DD), поликлиновые (PJ, PK, PL, PM), полиуретановые клиновые ремни (3M, 5M, 7M, 11M), многоручьевые клиновые ремни (SPB, SPC, 9J, 15J, 3VX, 5VX), вариаторные, полиуретановые клиновые ремни со стальным кордом (Ferropan). Многие производители ремней выпускают ремни как по стандарту ГОСТ, так и по стандарту DIN. Большинство типов клиновых ремней по этим стандартам взаимозаменяемы.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ КЛИНОВЫХ РЕМНЕЙ
ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Энергия в механизмах и машинах может транслироваться при помощи механических, пневматических, гидравлических и некоторых других устройств.
В технике механические передачи – это такие механизмы, посредством которых осуществляется кинематическая передача энергии от машины, называемой двигателем, к машине, называемой орудием, таким образом, что в ходе этого процесса происходит преобразование моментов, скоростей, а в целом ряде случаев видов движения (к примеру, вращательного в возвратно-поступательное) и даже его законов.
В механике с помощью передачи производится соединение вала, который имеет источник энергии (двигателя) с валами, которыми оснащены ее потребители. В качестве последних чаще всего выступают рабочие органы различных машин (например, ведущие колеса автомобильного или железнодорожного транспорта).
Wp – расчетная ширина ремня, мм
(ширина поперечного сечения ремня,
находящегося под натяжением, на уровне нейтральной линии);
W – ширина большего основания ремня, (мм);
α – угол клина ремня, равный (40±1)°
Ремень клиновой А – 1800, где:
А – сечение ремня;
1800 – номинальная расчетная длина ремня (мм).
История механических передач уходит своими корнями в глубь веков. Они стали известны людям еще тогда, когда техника только зарождалась, и сейчас, пройдя долгий и тернистый путь развития, распространены чрезвычайно широко. Для того чтобы грамотно эксплуатировать механические передачи, необходимо знать те методы, на основе которых они рассчитываются и проектируются.
Как показывает практика, самым распространенным из передач является такой способ трансляции механической энергии, при котором она передается посредством силы трения, возникающей между соприкасающимися поверхностями шкива и ремня. Подобная механическая передача называется ременной.
Она состоит из основных частей, как шкивы (ведущий и ведомый), которые располагаются на некотором удалении друг от друга, а также приводного ремня, который их огибает причем достаточно плотно прилегая к поверхностям обоих.
Ременные передачи имеют целый ряд несомненных достоинств, главными из которых являются следующие:
• Невысокая стоимость и простота конструкции;
• Безударность работы и плавность хода;
• Простота в эксплуатации и обслуживании;
• Возможность трансляции крутящего момента на значительные расстояния.
В то же самое время ременные передачи не лишены и некоторых недостатков. Они не могут использоваться в быстроходных механизмах, поскольку при больших оборотах ведущего шкива происходит проскальзывание приводного ремня. К тому же, ременные передачи довольно сильно нагружают подшипники опор и сами валы. Еще одним из весьма существенным минусом является возможность обрыва ремня или его соскакивания, и чтобы этого не случалось, за такими передачами необходим периодический контроль.
Клиноременная передача относится к категории тех, которые характеризуются гибкой связью между ведущим и ведомым валами. Они чаще всего применяются общем машиностроении и являются для него одними из наиболее типичных методов трансляции механической энергии.
Например, клиноременные передачи используются практически во всех металло- и деревообрабатывающих станках, в приводах водяных насосов, генераторов, вентиляторов, компрессоров, строительной техники и т.п.
Те клиновидные ремни, которые имеют стандартное сечение, способны эксплуатироваться при температурах от -30 °С до +60 °С.
Стандартное сечение клиновидного приводного ремня означает, что его профиль имеет форму трапеции с углом 40°. По сравнению с плоским такой ремень имеет большее тяговое усилие, но существенно более низкий КПД.
Абсолютно любой приводной ремень – это тяговый орган, и поэтому он должен обладать достаточными показателями прочности, износостойкости, долговечности. Кроме того, важно, чтобы он был недорог и имел хорошее сцепление с поверхностью шкива. Что касается клиновидных ремней, то их наиболее рационально применять тогда, когда передаточные отношения довольно велики.
Ремни приводные предназначены для передачи движения от вала двигателя к вспомогательным агрегатам автомобилей, тракторов, комбайнов, станков и т. д.
Ремни приводные клиновые нормальных сечений ГОСТ 1284.1−89−1284.3−89 предназначены для приводов станков промышленных установок и сельскохозяйственных машин. Работоспособны при t от — 30 градусов до +60 градусов.
Условное обозначение ремней клиновых. Обозначение типоразмера
Ремень клиновой А-1000, где:
A — сечение ремня;
1000 — номинальная расчетная длина ремня (мм);
Wp — расчетная ширина ремня, мм (ширина поперечного сечения ремня, находящегося под натяжением, на уровне нейтральной линии);
W — ширина большого основания ремня (мм);
T — высота ремня (мм);
A — угол клина ремня, равный 40± 1 градус.
Условное обозначение импортных ремней (ремней европейского стандарта) и перевод маркировки ремня по ГОСТ.
Как перевести импортную маркировку ремня в российскую по ГОСТу? Как подобрать российский аналог импортному ремню? Для правильного подбора нужного по длине ремня необходимо учитывать, что условное обозначение и маркировка клиновых ремней по ГОСТу и по европейским стандартам отличаются.
По российским стандартам длина ремня, указанная на ремне в обозначении, не зависимо от профиля — это всегда расчетная длина! На импортных ремнях может указываться длина по внутреннему или длина по наружному диаметру.
Для импортных ремней клиновых приняты следующие сокращения:
Li = длина клинового ремня по внутреннему диаметру
La = длина клинового ремня по наружному диаметру
Lp (или Lw)= расчетная длина ремня (длина находящегося под натяжением ремня по нейтральной линии).
Разность между расчетной и внутренней длинами, обозначение импортных ремней и их российские аналоги, минимальный диаметр шкива и вес ремней, приведены в таблице:
Обозначение типа ремня по европейскому стандарту | Обозначение типа ремня по ГОСТ | Мин. диаметр шкива, мм. | Разница между расчётной и внутренней длиной (Lp — Li), мм. | Вес ремня кг/м. |
Z | Z (0) | 50 | 25 | 0.06 |
A | A | 71 | 33 | 0.115 |
B | B (Б) | 71 | 40 | 0.19 |
20 | Нет аналога | 112 | – | 0.27 |
C | C (В) | 160 | 59 | 0.31 |
25 | Нет аналога | 180 | – | 0.40 |
D | D (Г) | 250 | 76 | 0.65 |
38 | Нет аналога | 355 | – | 1.06 |
E | E (Д) | 500 | 95 | 1.07 |
Пример импортной маркировки ремня клинового и подбор российского аналога:
В-2460 Li
Согласно вышеприведенной таблице, по профилю B разница между расчётной длиной (Lp) и длиной по внутреннему диаметру (Li) равна 40 мм. В данном примере длина по внутреннему диаметру равна 2460 мм. Соответственно расчетная длина будет равна 2460+40=2500 мм.
Таким образом получаем российский аналог этого ремня: B-2500
Также возможна другая маркировка ремня по европейскому стандарту: вместо буквы, обозначающей профиль ремня, могут быть указаны размеры (в мм.) ширины большого основания ремня (W), высоты ремня (T) и длины ремня по внутреннему диаметру (Li).
Например, для B-2460 Li возможно следующее обозначение: 17×11−2460 Li.
Таблица предельно допустимых отклонений в размерах расчетной длины ремней по ГОСТ.
Расчётная длина ремня Lp, мм | предельное отклонение, мм | |
для с/х машин | для станков | |
до 850 | +8/ -4 | +14/ -8 |
900−1180 | +10/ -6 | +14/ -10 |
1250−1400 | +12/ -8 | +16/-12 |
1500−1900 | +16/-12 | +24/ -12 |
1950−3150 | +20/ -12 | +28/ -12 |
3200−4250 | +26/-14 | +36/-14 |
4350−5000 | +30/ -18 | +42/ -18 |
5300−6700 | +24/-24 | +48/ -24 |
7100−10 000 | +32/-32 | +64/ -32 |
10 600−18 000 | +48/-48 | +96/ -48 |
В зависимости от применяемых материалов и технологии изготовления ремни выпускаются 4-х классов.