Автомобили марки "Русско-Балтийский", или "Руссо-Балт", выпускал Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). Его производственные мощности размещались в Риге, Санкт-Петербурге и Твери, а с 1916 года – в Москве и Таганроге. Завод изготовлял не только железнодорожные вагоны, но и сельскохозяйственные машины, стационарные нефтяные двигатели и аэропланы.
Первый автомобиль был готов в начале лета 1909 года. Его основой послужила машина малоизвестной бельгийской фирмы "Фондю" (Fondu). Конструктором "руссо-балтов" стал приглашенный из Бельгии инженер Жюльен Поттера (Julien Potterat), который работал в сотрудничестве с русскими специалистами Иваном Фрязиновским и Дмитрием Бондаревым. Вскоре на РБВЗ уже выпускали легковые машины семейств "К-12", "С-24" и "Е-15", а также три модели грузовиков "Д-24","М-24"и"Т-40". Наиболее массовой моделью являлась "С-24", на которую приходилось 55% общего выпуска.
"Руссо-балты" отличались прочностью и надежностью, свидетельством чему служили их успехи в ралли и дальних пробегах, в частности, на международных ралли Монте-Карло и Сан-Себастьян. Заслуживает внимания и тот факт, что один из экземпляров модели "С-24" серии III, выпущенный в 1910 году, за 4 года прошел 80 тысяч километров без серьезного ремонта. Репутация машин РБВЗ была столь высокой, что два образца моделей "К-12" и "С-24" в 1913 году заказал Императорский гараж. Более того, 64% всех автомобилей завода приобрела русская армия, где они использовались не только как штабные и санитарные машины, но и как шасси для постройки броневиков.
Машины РБВЗ имели простую и прочную конструкцию. На них применялись отлитые из алюминия картеры двигателя и коробки передач, а также поршни. Колеса и шестерни трансмиссии вращались на шариковых подшипниках. На моделях "К-12" и "Е-15" цилиндры отливались в общем блоке, что было редкостью для тех времен.
Автомобили "Руссо-Балт" собирались крупными сериями, внутри которых существовала полная взаимозаменяемость деталей. Разные серии одной и той же модели имели порой существенные различия по мощности двигателя, количеству передач, колесной базе и устройству отдельных узлов. Размеры деталей указывались в метрической системе. Все узлы и детали РБВЗ изготовлял самостоятельно. Как показало проведенное военным министерством в конце 1910 года обследование, только шины, масляный манометр и шариковые подшипники покупались на стороне. Завод имел два экипажных отдела в Риге и Петербурге, где изготовлял однотипные кузова к своим машинам: Торпедо, фаэтон, лимузин, берлина, ландоле и другие. В 1910 году на Международной автомобильной выставке в Петербурге экспонировались 5 "руссо-балтов", а на следующем салоне 1913 года было выставлено 6 разных машин РБВЗ.
Руссо-Балт К-12
Машины модели "К-12/20" серии "V", изготовленные в 1911 году, имели мощность двигателя 20 л.с., что отражено в заводском обозначении. Автомобили модели "К-12/24" серии "XI", относящиеся к 1913 году, были мощнее – 24 л.с. Особенность конструкции "Руссо-Балта К-12/20" – цилиндры, отлитые общим блоком, одностороннее (а не двустороннее, как на модели "С-24") расположение клапанов, термосифонная (без насоса) система охлаждения. Коробка передач устанавливалась отдельно от мотора, а крутящий момент к задним колесам передавался карданным валом. Поскольку машины "К-12/20" являлись довольно легкими (около 1200 кг), то задние рессоры у них были не полуэллиптическими, а 3/4-эллиптическими. Колесная база на машинах более поздних серий составляла 2855 мм, в то время как у ранних-2655 мм.
Модель "К-12" была самой дешевой среди автомобилей РБВЗ, и именно ее чаще всего приобретали в личное пользование. Известно, что владельцами таких машин с кузовами ландоле стали известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель.
В общей сложности РБВЗ выпустил 141 автомобиль модели "К-12" в 5 сериях.
Руссо-Балт К-12/20 |
"Руссо-Балт К-12/20" серии "V" (1911) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 4-цилиндровый нижнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 80 х 110 мм |
Рабочий объем: | 2211 см 3 |
Мощность: | 20 л.с. при 1500 об/мин |
Коробка передач: | механическая 3-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | зависимая рессорная всех колес |
Тормоза: | барабанные на задних колесах |
Кузов: | открытый 3-дверный 4-местный |
Максимальная скорость: | 50 км/ч |
Руссо-Балт С-24
Самая дорогая легковая модель РБВЗ "С-24" выпускалась вплоть до 1918 года. Последний ее экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Эти машины с открытыми 6-местными кузовами широко использовались, как штабные в русской армии. На шасси "С-24" устанавливались также и другие кузова – роскошные ландоле и лимузины, двухместные гоночные. Строились даже полугусеничные варианты – автосани.
Главной особенностью машин серии "С-24" являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.
Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колес(880×120мм). Наследующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского "Зенит" (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л.с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряженная масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг.
За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей "С-24", из них 285 – с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14лан-доле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов. Один "Руссо-Балт С-24" с кузовом ландоле поступил в Императорский гараж. Другие экземпляры находились в собственности известных людей, например, редактора журнала "Автомобиль" Андрея Нагеля, кораблестроителя, профессора Константина Боклевского, банкира Александра Путилова.
А вы знаете, каким был первый российский автомобиль? Многие даже не догадываются. Сегодня мы познакомимся с автомобильной маркой «РуссоБалт», которую по достоинству можно назвать первооткрывательницей российского автопрома.
Предыстория
Впервые автомобиль с двигателем внутреннего сгорания попал на территорию Российской империи в далеком 1891 году. Это было авто французской фирмы «Панар-Левассор». Принадлежало оно редактору «Одесского листка» Василию Навроцкому.
В Санкт-Петербурге первая машина появилась в 1895-м, а в Москве – в 1899 году.
Первым серийным автомобилем, выпущенным на территории Российской империи, была модель Фрезе и Яковлева, представленная общественности в 1896 году. Но это авто не вызвало интереса у официальных кругов.
Мотор и трансмиссия изготавливались на заводе Яковлева, а ходовую часть и колеса делали на фабрике Фрезе. Как внешне, так и конструктивно модель была очень схожа с автомобилем Бенца. Тем не менее перспективы у машины были. На данный момент неизвестно, сколько было выпущено таких авто, но их история была очень непродолжительной. Связано это с тем, что в 1898 году Евгений Яковлев умер. Сначала его компаньон Петр Фрезе покупал моторы за границей, но потом решил продать свои мощности Русско-Балтийскому вагонному заводу. На этом предприятии делали не только вагоны, но и сельскую технику, а также аэропланы на керосиновых моторах. Завод был очень крупным и имел свои отделения в разных городах: Риге, Твери, Санкт-Петербурге, а позже также в Таганроге и Москве.
Первые модели
Автомобильный отдел завода сформировали к 1908 году в Риге. А уже в мае следующего года появилось первое авто «РуссоБалт». Автомобиль был создан по прототипу неизвестной для широких кругов бельгийской модели «Фондю». В создании российской версии участвовал бельгийский конструктор Жальен Поттер. Отечественные специалисты, а именно Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев, также внесли немалый вклад в создание автомобиля. Слаженная работа тройки конструкторов привела к выпуску серии машин. В нее входили легковые – К-12, С-24 и Е-15 – и грузовые – Т-40, М-24, Д-24 – автомобили. Наибольшую популярность получила модель С-24. Именно на нее приходилось 55 % выпуска.
Автомобиль «Руссо-Балт»: признание
Модели, выпущенные на вагонном заводе, отличались прочность и надежностью. Они неоднократно принимали участие в различных международных состязаниях: ралли и пробегах. В Монте-Карло и Сан-Себастьяне они были в числе лучших. Говоря о надежности машин, всегда вспоминают, как один экземпляр С-24 1910 года выпуска смог проехать 80 тысяч километров без серьезных поломок. На тот момент это было невероятным достижением всего автопрома и марки «РуссоБалт».
Автомобиль был признан на самом высоком уровне – императорский гараж в 1913 году разжился двумя легковушками РБВЗ. Первой из них была нашумевшая модель С-24, а второй – К-12. 64 % продукции завода приобретались российской армией. Машины имели спрос в основном среди штабных работников и медиков. Кстати говоря, были модели, на шасси которых устанавливался бронированный кузов.
Особенности производства
Автомобиль «Руссо-Балт», фото которого вызывают чувство гордости, имел простую, но очень прочную конструкцию. Основные детали, а именно: картер, цилиндры и трансмиссия, выливались из алюминия. Вращающиеся детали: колеса и шестеренки передач – были посажены на шариковые подшипники. Отливка цилиндров совместно с блоком была диковинкой и использовалась лишь в моделях С-24 и К-12 – флагманских моделях «РуссоБалт».
Автомобиль выпускался большими партиями. Примечательно, что детали в авто одной партии были полностью взаимозаменяемы. А между партиями одной модели могли быть существенные отличия: количество передач, мощность мотора, колесная база, конструкция отдельных деталей. Геометрические параметры деталей измерялись по метрической системе. Почти все части автомобилей изготавливались непосредственно на вагонном заводе. На стороне приходилось приобретать шариковые подшипники, масляные манометры и шины.
Экипажные отделы были как в Питере, так и в Риге. Каждый из них выпускал кузовы для определенных моделей. Кузов «Руссо-Балта» имел много модификаций: закрытые лимузины, открытые фаэтоны, популярные среди европейцев ландо, сигарообразные торпедо и другие. На выставке 1910 года, проходящей в Санкт-Петербурге, вагонный завод представил сразу пять моделей. Спустя год их было уже шесть.
Стране Советов, по всей видимости, легковые автомобили не были нужны. Поэтому их выпуск постепенно сокращался, а в 1926 году полностью прекратился. А заводские мощности во всем своем объеме были перенастроены на оборонную промышленность.
Разберем более детально, что собой представляли выпущенные компанией «Руссо-Балт» автомобили. Технические характеристики помогут нам в этом.
«Руссо-Балт» К-12
Автомобили К-12/20 серии V, выпущенные в 1911 году, имели максимальную мощность в 20 лошадиных сил, что обозначено в названии. В 1913 году появилась следующая серия – XI, ее мощность составляла уже 24 л. с. Машина называлась соответственно – К-12/24. Среди особенностей этой модели можно выделить:
– цилиндры, отлитые общим блоком;
– одностороннее расположение клапанов;
– термосифонную систему охлаждения.
КПП устанавливалась отдельно от двигателя, а крутящий момент передавался на задние колеса с помощью карданного вала. Автомобиль весил порядка 1200 кг, поэтому задние рессоры были ¾-эллиптическими, а не полуэллиптическими. У ранних серий колесная база составляла 2655 миллиметров, а у поздних – 2855 мм.
Модель К-12 чаще всего приобретали в личное пользование, ведь она была самой дешевой среди машин вагонного завода. Тем не менее и состоятельные люди часто выбирали ее. Среди владельцев К-12 в кузове ландоле можно отметить несколько выдающихся личностей: князя Константина Константиновича, князя Бориса Голицына, графа Сергея Витте, промышленника Эдуарда Нобеля.
В общей сложности завод выпустил 141 экземпляр автомобиля К-12. Они были представлены в пяти сериях. Приведем характеристику серии V 1911 года:
– мотор – рядный, 4-цилиндровый, 2,2-литровый, с нижним расположением клапанов;
– мощность – 12 лошадиных сил на 1500 оборотах;
– КПП – механическая, на три ступени;
– тормоза – барабанные, задние;
– подвеска – рессорная, зависимая;
– максимальная скорость – 50 км/ч;
– кузов – открытый, 4-местный.
«Руссо-Балт» С-24
Самой дорогой легковой моделью РБВЗ был автомобиль С-24, который выпускался до 1918 года. Автомобиль с 6-местным кузовом нашел широкое применение среди штабных работников российской армии. На его шасси устанавливали и другие кузовы: двухместные гоночные, роскошные ландоле и лимузины. Была даже полугусеничная зимняя версия – автосани. Главная особенность этого авто – мотор. Его цилиндры отливались в двух блоках, а клапаны (нижние) располагались по обе стороны цилиндров. Вода циркулировала по системе охлаждения с помощью центробежного насоса. Сзади, между рессорами, располагался бензобак, топливо из которого подавалось в моторный отсек посредством давления отработанных газов. Чтобы езда по булыжникам и грунтовке была более комфортабельной, задняя подвеска включала в себя три взаимосвязанные полуэллиптические рессоры: две продольные и одну поперечную. В зависимости от вида кузова масса авто составляла 1540-1950 кг.
Модель выпускалась в девяти сериях, каждая из которых была лучше предыдущей. В 1912 году завод отказался от своего карбюратора и начал устанавливать на С-24 французский карбюратор «Зенит». Это, вместе с изменением профиля кулачков цилиндра, позволило поднять номинальную мощность с 30 до 35 лошадиных сил. В этом же году колесная база была удлинена с 3160 до 3165 мм. В 1913 году мощность авто вновь увеличили, внедрив 4-ступенчатую КПП.
За девять лет было выпущено 347 моделей С-24. 285 из них имели открытый кузов торпедо. Остальные примерно поровну распределись среди лимузинов, ландоле и дубль-фаэтонов. Вот таким был флагманский «Руссо-Балт» – автомобиль, отзывы владельцев которого отмечали главным образом его надежность и простоту в обслуживании.
Концепт Impression
Автомобили вагонного завода не были забыты, и совсем недавно была попытка возродить «Руссо-Балт». Автомобиль, история которого даже короче, чем легенда о нем, ассоциируется с исконно русским автопромом, поэтому есть желающие вернуть его. С начала 21-го века марка принадлежит компании A:Level. В 2002 году она была переименована в Russo-Baltigue. В 2006-м был представлен концепт Impression, в разработке которого поучаствовало немецкое ателье German Gerg GmbH. Планировалось выпускать всего 15 автомобилей в год и продавать их коллекционерам. Однако необычный концепт практически никого не смог заинтересовать, и производство свернулось.
Модель для кортежа
После попытки возрождения в 2006 году о бренде «Руссо-Балт» вновь заговорили. В 2013 году было предложено наладить выпуск специальных моделей для президентского кортежа. Это позволило бы отдать дань великому бренду «Руссо-Балт». Автомобиль 2013 года должен был собираться на платформе «Роллс-Ройса-Фантом». К сожалению, по сей день этот проект так и не реализовали.
Заключение
Вот мы и узнали, что такое «Руссо-Балт» (автомобиль). Обзор моделей, технические характеристики и мнение экспертов помогли нам дать наиболее полную оценку первому русскому автобренду. Жалко только, что назвать это авто действительно русским сложно. Ведь оно было построено по прототипу бельгийской модели. Тем не менее без работы отечественных конструкторов, возможно, мир и не узнал бы о бренде «РуссоБалт». Автомобиль однозначно заслуживает внимания, и вполне возможно, что он еще напомнит о себе.
«Руссо-Балт» — марка русского автомобиля, выпускавшегося на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) — предприятие Российской империи, специализировавшееся сначала на выпуске вагонов, далее освоившее производство автомобилей, самолётов и кораблей.
Содержание
История [ править | править код ]
Отдел автомобилей [ править | править код ]
В 1908 году, в Риге создан автомобильный отдел. Директор — Иван Александрович Фрязиновский. На должность главного конструктора был приглашён 26-летний Жульен Поттера (Julien Potterat), который перед этим работал на бельгийской фирме «Fondu (укр.) русск. ». Автомобили Фондю стали прототипом первых Руссо-Балт. Собственно с самого начала автомобили выпускались под названием «Русско-Балтийский». Название Руссо-Балт закрепилось вследствие сокращения названия на французском языке — Russo-Baltique (Руссо-Балтик).
В конце 1910 года акционерное общество РБВЗ приобрело «Экипажную фабрику Фрезе и К» — российского автопроизводителя-первопроходца. Мастерские предприятия находились в Петербурге на Эртелевом переулке, 10 (ныне улица Чехова). Затем они были преобразованы в станцию техобслуживания автомобилей РБВЗ.
Модель С [ править | править код ]
Первая серийная модель автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода. Её производство было начато 26 мая (8 июня) 1909 г. Получила название С-24/30. Индекс модели расшифровывается так: 24 — расчётная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность. Объём двигателя составлял 4501 см³. В дальнейшем выпускались модификации: С-24/35 (1912—1914) и С-24/40 (1913—1918), с 35-сильным и 40-сильным моторами соответственно. Модель стала наиболее массовой в истории завода — выпущено всего 347 экземпляров.
В 1913 году была изготовлена первая машина автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода с полугусеничным движителем французского изобретателя А. Кегресса, работавшего тогда в России. Предназначенная для эксплуатации зимой, эта машина, изготовленная на базе модели серии С24/40, была оснащена лыжами и резиновыми гусеницами шириной 320 мм, с металлическими гребнями.
Модель К [ править | править код ]
Выпускалась в 1909—1910 годах. Рабочий объём двигателя 2211 см³. В последующей модификации К-12/20 (1911—1913) было применено водяное охлаждение двигателя без насоса. Особенность конструкции «Руссо-Балта К-12/20» — цилиндры, отлитые общим блоком, одностороннее (а не двустороннее, как на модели «С-24») расположение клапанов, термосифонная (без насоса) система охлаждения. Коробка передач устанавливалась отдельно от мотора, а крутящий момент к задним колёсам передавался карданным валом. Поскольку машины «К-12/20» являлись довольно легкими (около 1200 кг), то задние рессоры у них были не полуэллиптическими, а 3/4-эллиптическими. Колёсная база на машинах более поздних серий составляла 2855 мм, в то время как у ранних-2655 мм.
В 1914 году начался выпуск серии К-12/24. Всего за 6 лет был выпущен 141 автомобиль модели К в пяти сериях. Каждая модель выпускалась так называемыми «сериями»: К-12/14 и К-12/20 — две разные серии одной модели K. Тиражи каждой серии очень отличались; могли составлять от 2-х до 100 штук. Кроме того, могли быть заказаны различные варианты кузова: торпедо, фаэтон, дубль-фаэтон, лимузин, берлин [en] , ландоле и другие. Модель «К-12» была самой дешёвой среди автомобилей РБВЗ, и именно её чаще всего приобретали в личное пользование.
Известно, что владельцами таких машин с кузовами ландоле стали известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель.
Модель С-24 [ править | править код ]
Самая дорогая легковая модель РБВЗ «С-24» выпускалась вплоть до 1918 года. Последний её экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Эти машины с открытыми 6-местными кузовами широко использовались как штабные в русской армии. На шасси «С-24» устанавливались также и другие кузова — роскошные ландоле и лимузины, двухместные гоночные. Строились даже полугусеничные варианты — автосани.
Главной особенностью машин серии «С-24» являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колёс в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трёх взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.
Машины всех изготовленных девяти серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колёс (880×120 мм). На следующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского «Зенит» (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л. с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колёсная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колёсной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряжённая масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг.
За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей «С-24», из них 285 — с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14 лан-доле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов.
Несмотря на большой интерес к «Руссо-Балту» на Третьей международной петербургской выставке 1910 года, продано было намного меньше автомобилей чем ожидалось. В частности в Петербурге около 20-ти экземпляров, по несколько машин в других городах и ни одного в Москве. Этому могли способствовать цены. «Руссо-Балт» модели К стоил 5500 рублей, модель С — 7500 рублей. Для сравнения автомобили «Рено» и «Опель» стоили 5000 рублей. Есть сведения, что Великий князь Константин Константинович Романов приобрел три «Руссо-Балта», великая княжна Мария Павловна Романова — один экземпляр модели К12-20 с шасси № 4 II серии. [1] В 1910 два автомобиля были приобретены для царского двора. К12-20 № 217 и модель С24-40 № 270, оба с кузовом ландоле. Всего автопарк царской семьи насчитывал 58 автомобилей различных марок, из которых лишь 10 обслуживали царскую семью. Однако лично царь предпочитал «Руссо-Балту» другие марки.
Другие экземпляры находились в собственности известных людей, например, автомобилиста Андрея Нагеля, кораблестроителя Константина Боклевского, банкира Алексея Путилова.
Автомобили этой марки были известны по всему миру благодаря своим победам в престижных соревнованиях, например С.-Петербург — Монте Карло в 1912 и 1913 годах. «Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия. О прочности машины говорит такой курьёзный случай: в одном из пробегов водитель наехал на избу; изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым. [2] Завод выпустил около 500 автомобилей за 7 лет.
Осенью 1915 года, император Николай II принял решение эвакуировать завод в Москву в район Фили.
Эвакуация и дальнейшая судьба отдела [ править | править код ]
Рига [ править | править код ]
Во время Первой мировой войны (осенью 1915 года) автомобильный отдел из Риги был эвакуирован в Москву. Во времена первой Латвийской республики в пустом помещении бывшего завода разместились многочисленные кустарные мастерские. Во времена перестройки организован кооператив, производящий прицепы к легковым автомобилям. [3] Впоследствии кооператив принял название «Руссо-Балт».
Москва [ править | править код ]
В 1916 году руководство акционерного общества купило у наследников купца Павла Шелапутина для эвакуированного завода подмосковное поместье Покровское-Фили (ныне район Москвы «Фили»). Завод был запущен 1 июля 1917 года под названием «Второй автомобильный завод Руссо-Балт»
В 1918 году завод национализирован и постановлением Совета Народных Комиссаров переименован в Первый государственный бронетанковый завод. В 1922 году было выпущено 4 или 5 [4] автомобилей «Промбронь», являющихся, по сути, немного переделанными «Руссо-Балтами С-24/40» (в частности, спицованные колёса были заменены на цельнолитые). В следующем году завод передан в концессию фирме «Юнкерс», начат выпуск самолётов Ю-20, Ю-21.
По состоянию на 2013 год бывший бронетанковый завод принадлежит ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и занимается ракетно-космической техникой.
Политехнический музей [ править | править код ]
Единственный сохранившийся автомобиль экспонируется в Политехническом музее. Автомобиль К12/20 выпуска 1911 года с шасси № 73 заказала воздухоплавательная школа в городе Тверь. Механик по котлам отопления А. А. Орлов из города Кимры приобрел этот автомобиль в 1929 году и активно эксплуатировал до 1939 года, пока сохранялись покрышки. [5]
Зимой 1942—43 годов был разморожен блок двигателя, блок цилиндров потрескался, машина пришла в негодность. Заваленный бытовым мусором, автомобиль стоял в дровяном сарае. В 1966 году владелец предложил киностудии имени Горького купить автомашину. Сотрудники московского Политехнического музея узнали об этом через три дня. Музей приобрёл машину у киностудии, в 1967 году автомобиль прошёл реставрацию в НАМИ и пришёл своим ходом в музей. [6] Реставраторам пришлось перебрать двигатель, подготовить множество деталей. [5]
Построенная в городе Рига реплика пожарной машины собрана из немногих остатков «Руссо-Балта». Оригинальные там фрагменты кабины, часть рамы, радиатор, коробка переключения передач. Разрезанная стальная рама много лет служила опорой для телевизионной антенны. Всё остальное было сделано заново. [7]
Попытка возрождения марки [ править | править код ]
A:Level [ править | править код ]
В 2002 году в ателье A:Level разработали дизайн автомобиля в стиле 1930-х — 1940-х годов. По завершению конкурса дизайнерских проектов, эскиз победителя (Звиада Циколия) был взят за основу нового автомобиля. [8] Инвестиции в размере 2 млн. долларов были вложены в данный проект российским предпринимателем, владельцем торговой марки «Руссо-Балт», Виктором Такновым. В 2002 году A: Level была переименована в «Russo-Baltique». В 2006 году в сотрудничестве с немецким ателье German Gerg GmbH был создан концепт-кар Russo-Baltique Impression. Автомобиль демонстрировался в Европе на конкурсе Concorso d’Eleganza Villa d’Este 2006 года [9] и на автосалоне в Женеве в 2007 году. [10] Для изготовления использованы производственные мощности фирмы «Gerg GmbH» расположенной под Мюнхеном. Некоторые технические данные автомобиля: 12-цилиндровый силовой агрегат Mercedes-Benz с двойным турбокомпрессором, мощностью 555 л. с., 6-ступенчатая автоматическая коробка передач, пневмоподвеска. Интересные особенности — светодиодные фонари и крыша со сменной прозрачностью.
Автомобиль было решено выпускать мелкими сериями по 10—15 экземпляров в год. Ориентировочная цена — 1,8 млн доллара. [11] [12] [13] Было получено несколько заказов, однако производство так и не было начато. Предполагалась также разработка ещё одного автомобиля класса GT. [14]
Dartz Prombron [ править | править код ]
Латвийская фирма DARTZ, специализирующейся на производстве оконных плёнок, изготовила на заводе в Таллинне (Эстония) бронированный внедорожник под названием «PROMBRON’ (ex. Russo-Baltique)». На логотипе автомобиля, помимо вышеуказанного названия, показан также серп и молот. На своём сайте фирма позиционирует автомобиль как «продолжателя традиций Руссо-Балта». [15]
16 апреля 2009 года два автомобиля «PROMBRON’ (ex. Russo-Baltique)» были представлены на автовыставке Top Marques Monaco. В интернет-публикациях происходит много спекуляций на тему возрождения «Руссо-Балта», фирмой DARTZ, несмотря на то, что сама фирма не владеет торговой маркой «Руссо-Балт».
Масштабные модели [ править | править код ]
Масштабные модели пяти видов в масштабе 1:43 выпускались с 1979 до 2005 года на заводе «Тантал» в Саратове и на заводе «Радон» в городе Марксе Саратовской области.