Встретил как-то знакомого, а он мне стал жаловаться, что начал проходить медкомиссию для получения прав, и офтальмолог забраковал. В итоге водительские права он так и не получил. Оказывается, не многие знают, при каком зрении нельзя водить машину и можно ли эти ограничения как-то обойти. Ведь есть очки, линзы. Вопросов много, решил ответить на эти и многие другие возникающие у людей, мечтающих получить права.
Право на управление транспортным средством и медосмотр
Получить права без прохождения медицинской комиссии невозможно. От состояния здоровья водителя зависит не только его собственная жизнь, но и безопасность других участников движения, пешеходов. Поэтому прохождение медкомиссии является обязательным не только для профессионалов, но и для любителей.
На основании действующего законодательства проходить медицинское освидетельствование необходимо раз в два года. Но большинство водителей никогда этого не делало. Тем более что никто никогда не проверял наличие медицинской справки. Скоро должны вступить в силу новые правила, обязывающие каждого водителя иметь при себе медицинскую справку. Она же потребуется при получении прав международного образца.
Поэтому медицинская комиссия и ее заключение станет обязательной для всех водителей, а не только для тех, кому только предстоит получить права. Кроме большого перечня специалистов, офтальмолог является обязательным, и обследование у этого специалиста проводится самым тщательным образом.
Чего можно ожидать от окулиста
Важно! Без заключения окулиста выдача водительского удостоверения невозможна. Человек с плохим зрением за рулем, сам того не понимая, несет большую угрозу всем участникам движения. Даже небольшое препятствие на дороге может не попасть в его поле зрения.
Существует множество причин, на основании которых окулист может отказать в выдаче справки. Обследование проводится с использованием всевозможного оборудования. Это далеко не тот вариант, к которому привыкли многие. Это когда, прикрыв один глаз, человек пытается рассмотреть буквы в определенных строчках. Острота зрения проверятся при помощи специальных линз. Но проверяют не только это.
- Цветоощущение. И уже сейчас я вижу в каком недоумении мои многие читатели. Но проверять это необходимо. Тест проводится по специальной таблице и может случиться так, что будет выявлена некая степень дальтонизма.
- Заболевания глаз. Здесь достаточно много тормозящих факторов. Глаукома, катаракта, отслоение сетчатки и другие заболевания, которые влияют на угол зрения.
Каждый отдельный случай рассматривается индивидуально. Если окулист дает добро человеку с плохим зрением, то в справке делается отметка, что вождение разрешено с очками или с линзами.
Штраф за езду без очков или линз
Начиная с 2019 года водители обязаны иметь при себе медицинское заключение о состоянии здоровья. Если в такой справке имеется отметка о том, что водитель имеет право управлять в очках/линзах, а на момент проверки этого не обнаружено, то нарушителю грозит штраф до 15 тыс. рублей.
Официально такой правки в законодательстве еще нет. Поэтому подобное нарушение будет приравниваться к езде без прав. При выявлении такого факта спорить будет бесполезно. Машина может оказаться на штрафплощадке. И водителю придется, кроме штрафа, платить за услуги этого коммунального предприятия.
Необходимо попытаться доказать инспектору, что просто забыл надеть очки, и продемонстрировать это при нем.
Но ведь это не конец света. Ездят же водители в очках, но с какой остротой это допустимо?
Какая острота не является запретом
Сегодня стопроцентным зрением могут похвастаться не все. Ведь это не обозначает, что все теперь являются злостными нарушителями. У большинства водителей по-прежнему нет при себе никаких медицинских заключений. Тем более, что в ПДД нигде не отмечено, что запрещено вождение без очков или линз при плохом зрении. Нормы пока косвенны, поэтому штраф предусматривается административными нормами.
Поэтому, если в медицинской справке указано, что вождение разрешено в очках или линзах, то игнорировать такие показания не стоит. Но многих волнует вопрос: с каким зрением можно водить машину, особенно это актуально для тех, кто только собирается получать права.
- Для водителей категории В острота зрения должна находиться в пределах 0,6/0,2 ед. Если это не так, то, скорее всего, окулист запретит управлять автомобилем.
- Для профессионалов категории С эти показания немного отличаются и находятся в пределах 0,8/0,4 ед.
- Если острота зрения одинаковая на обоих глазах, то допускается отклонение 0,7 ед. для всех водительских категорий.
Внимание! Многие думают, что можно как-то обойти эти нормы, договориться и получить вожделенную справку. Это не так. Наказания ужесточены как для водителей, так как для врачей, дающих заключение. Рисковать потерей лицензии никто не станет ради того, чтобы выдать кому-то фиктивную справку.
Поэтому сразу хочу предупредить всех, кто мечтает получить права, имея плохое зрение или зрение ниже указанных норм, то сделать этого не получиться. Не стоит заучивать эти нормативы, так как на приеме у окулиста они могут быть другими. Сегодня обследование глаз ведется иными, инновационными методами.
И, как я уже было указано выше, во внимание берется не только острота, но и угол зрения, а также цветоощущение. Это не только буквы и цифры, которые необходимо называть. Например, врач может попросить пациента указать, где именно смыкается круг на изображении. Человек с плохим зрением этого не покажет.
Если острота зрения разная на глазах, и эта разница близка к 0,4 диоптрий, то офтальмолог запретит управлять транспортным средством.
Обследование на цветоощущение
Еще несколько лет назад этому вопросу не уделялось столь пристальное внимание, как сейчас. Но теперь это один из важных показателей, дающий или запрещающий возможность получения водительских прав. Обследование проводят по таблице Рабкина. Сегодня даже в интернете можно провести самостоятельно обследование цветоощущения, чтобы иметь представление что это такое.
О проверке зрения на цветовосприятия — смотрите в видео-ролике:
Обследуемому предлагается картинка, на которой изображен круг, созданный из множества маленьких кругов. По центру круга имеет цифра, которую человек с плохим зрением или дальтонизмом просто не увидит.
Мне пришлось как в ночное время ехать со знакомым, который имеет внушительный водительский стаж. Но острота зрения снизилась из-за возраста. Я решил поинтересоваться у него, какой цвет светофора, который в тот момент был удален от нас на 700-800 метров. Он сказал, что цвета не видит и ориентируется только по расположению светящихся точек. То есть снизу горит зеленый. Мне стало как-то не по себе, и я осознал, что такие радикальные изменения в правилах вождения необходимы.
Раньше такое обследование на цветоощущение проводилось только для машинистов, который должен увидеть сигнал семафора, находящегося в километре от локомотива. Сегодня иметь идеальное зрение обязаны не только они. Теперь требования ужесточили для всех водителей.
Раньше имелись и другие ограничения, запрещающие управлять автомобилем. К ним относятся эндокринные, психические болезни. Сегодня к ним добавили проблемы со зрением. И если врачом сделана отметка, что вождение разрешено только в очках или линзах, то игнорировать это не стоит. Иначе можно лишиться прав вообще.
Заключение
Даже если в прохождении окулиста пока нет необходимости, водитель может самостоятельно проверять свою остроту зрения. Для этого существует множество тестов в интернете, дающих возможность сделать это самостоятельно.
Интенсивность движения на современных дорогах просто шальная. Нельзя, чтобы внимание отвлекали проблемы с глазами. Если есть подозрение, что острота зрения снизилась, лучше своевременно пройдите обследование и наденьте очки. Это обезопасит не только водителя, но и других участников движения.
Даже в молодом возрасте водители должны проверять зрение каждые два года. После сорока лет это делают чаще — раз в год, затем два раза в год. Не стоит бояться надевать очки. Это поможет сохранить остроту зрения хотя бы на том уровне, в каком она находится на данный момент. Напрягая глаз при плохом зрении, человек лишь усугубляет свое состояние. А водитель подвергает опасности свою жизнь и жизни сотен других людей.
Офтальмолог выдаёт заключение для получения водительских прав после прохождения комплекса тестов, направленных на оценку качества зрения. Только тогда вождение автомобиля допускается.
Стандартное обследование – по таблице Сивцева. Она представляет собой 12 строк из напечатанных букв. Сверху вниз размер напечатанных букв уменьшается. Зрение считается 100%, если человек с расстояния 5 м видит нижнюю строку каждым глазом по отдельности.
Для водителей важно восприятие цветов. Поэтому в обязательном порядке проводят тест на дальтонизм – неспособность отличать зелёный, красный и другие оттенки. Чтобы определить, различает ли человек цвета, используют специальные тесты. Это картинки с цифрами или геометрическими фигурами из кружков. Цвета объекта и общего фона контрастны. Человек должен сконцентрировать взгляд и назвать, что он видит.
По результатам теста определяют тип человека к цветоощущению:
- трихромат – человек без каких-либо отклонений;
- протаноп – нарушено восприятие красного спектра;
- дейтераноп – нарушено восприятие зелёного спектра.
Также проверяют угол кругозора. Поле зрения определяет путём периметрии.
Как пройти окулиста с плохим зрением
На обследование в обязательном порядке нужно явиться в очках. Офтальмолог будет проверять функциональность зрительного аппарата в том корригирующем устройстве, которым водитель пользуется ежедневно.
Если человеку до этого были прописаны очки, то без них никто зрение проверять не будет. Во время обследования специалист оценит качество зрения с учётом коррекции, при необходимости выпишет новые линзы с изменённой оптической силой.
Водить авто можно в очках. Законодательством предусмотрены определённые ограничения. С этими данными подробно можно ознакомиться в постановлении правительства РФ от 29.12.2014. №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортным средством».
Ограничения для категорий «А», «А1», «В»:
- зрением двух глаз расходится на 0,4, если оба глаза открыты;
- слепота одного глаза при норме другого не ниже 0,8 с учётом коррекции;
- период реабилитации в течение 30 дней после хирургического лечения на роговице, хрусталике;
- хроническая патология органа зрения со структурными изменениями мягких тканей, мышц, конъюнктивы;
- стойкое двоение (диплопия) на фоне косоглазия;
- внезапное частое колебание зрачков с отклонением от середины на 70°;
- лимитирование поля зрения на 20° в любом направлении.
Минимальные показатели для вождения
Чтобы можно было водить машину, нарушения зрения должны находиться в рамках допустимых значений. Окулисты пользуются обозначениями V – острота зрения (строчка, которую чётко различает человек в буквенной таблице), D – расстояние, с которого обследуемый видит отчётливо строки. Норма − V=1.0, при D=5.0.
- «В» (легковой автомобиль) − V=0.6 для двух глаз или для того, качество зрения которого лучше или V=0.2 для худшего глаза;
- «В» (пассажирские перевозки, транспорт специального назначения) − V=0.8 и 0.4 на одном и другом глазу;
- «С» − V=0.7 для обоих глаз или 0.8 и 0.4 для разных глаз.
Людям с проблемами зрительного аппарата недопустимо управлять машиной без очков. Разница между двумя окулярами не должна превышать 3 D , допустимо отклонение от нормы не более 8 D .
Если у человека полностью не работает один глаз, зрение второго без очков должно быть нормальным или отклоняться на V=0.8. Эти показатели действительны при условии, что у водителя нет других патологических отклонений – дальтонизм, сужение поля зрения.
Противопоказания к вождению
Есть перечень заболеваний воспалительной, инфекционной, физиологической природы. При их наличии в анамнезе человека могут не допустить к управлению автотранспортом.
Список болезней для категории «В»:
- глаукома – хроническое стойкое повышение давления в глазу, риск повреждения зрительного нерва, необратимая потеря зрения;
- дакриоцистит – воспаление слёзного мешка, после успешного лечения человек может пройти повторное обследование на получение прав;
- отслойка сетчатки;
- воспаление зрительного нерва – неврит, застойный диск, гипоплазия;
- некорректируемое раздвоение.
Временным противопоказанием бывает период после сложной операции на глазах (до 90 дней).
В постановлении №1604 имеются серьёзные недоработки, которые создании вакуум в правовой деятельности. Например, для категории «А» значительно больше противопоказаний к получению прав, чем для категории «В». Сюда входит наличие искусственного хрусталика, нарушение цветоощущения, паралитическое косоглазие, наличие стокомы (слепой участок в поле зрения). Официальных заявлений от МЗ и Министерства социальной политики не поступало. Практикующие врачи объединили перечень противопоказаний для категорий «А» и «В». Юристы утверждают, что с точки зрения закона это не корректно.
Штраф за вождение без очков или линз
Если водителю прописаны очки или контактные линзы, ставят соответствующую отметку в водительских правах. Нужно помнить, если человека за рулём остановит инспектор, при этом водитель будет без очков, предусмотрено административное взыскание в виде штрафа. В среднем сумма издержки варьируется от 6000 до 15 000 рублей.
В соответствии с законодательством РФ, управление автомобилем без очков приравнивается как вождение без документов. Поэтому штрафы за такое нарушение высокие.
При обнаружении такого правонарушения сотрудник Госавтоинспекции имеет основание эвакуировать транспортное средство на штрафную площадку. Впоследствии правонарушитель вынужден будет оплатить не только штраф, но и услуги эвакуатора, сбор за хранение авто.
Если очки у водителя находились рядом, можно оспорить решение инспектора, аргументировав это тем, что очки были сняты на несколько секунд. Так можно избежать наказания.
Для получения документа не нужно иметь идеальное зрение. При прохождении комиссии у окулиста желательно видеть нижнюю строчку в таблице. Даже если вы её не видите, это не является поводом отказать вам в получении водительского удостоверения. Вам просто подберут нужное корригирующее устройство для улучшения зрения. Вождение без очков с низким качеством зрения повышает риск создания аварийной обстановки на догах. Права недействительны, если человек с плохим зрением управляет автомобилем без очков.
За безопасность процесса вождения отвечает не только исправность автомобиля и знание водителем всех норм и правил, но и состояние здоровья автолюбителя. Многие владельцы транспортных средств задумываются о своих недугах, лишь когда получают медицинскую справку для поступления в автошколу.
Они стараются всячески юлить, чтобы ввести медкомиссию в заблуждение и даже получают допуск, однако не задумываются о том, какую злую шутку такая нечестность может сыграть с ними на дороге.
Противопоказания к вождению
Список недугов, с которыми запрещено водить машину, чётко определён.
Управлять авто запрещено людям, которые страдают заболеваниями, связанными:
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- некоторыми заболеваниями неврологического характера;
- психическими отклонениями;
- отсутствием конечностей или их частей;
- глухотой;
- дефектами сердечно-сосудистой системы организма.
Но одним из самых опасных недугов, который мешает человеку полноценно управлять автомобилем, является недостаток зрения. В этой статье мы расскажем о том, какое зрение допускается для вождения.
Допустимые показатели
Вот вы уже решили пересесть с общественного транспорта за руль собственного авто, накопили сумму, необходимую для обучения в автошколе, узнали, что для поступления вам будет необходимо пройти медицинскую комиссию, и, наконец, задумались о том, сможете ли удовлетворить запросы докторов.
Среди врачей, которые будут тестировать вас, обязательно будет присутствовать офтальмолог. Он установит и запишет в вашей справке уровень остроты вашего зрения.
Острота
Нужно знать, что допустимое зрение на водительские права имеет свой минимум.
- Для категории B острота зрения самого сильного глаза должна достигать минимум 0,6 единицы. Более слабый глаз может видеть на 0,2 единицы. Если вы «укладываетесь» в эти показатели, то получите от глазного врача допуск к вождению по зрению.
- Для категории C зрение для получения водительских прав должно быть лучше. Самый зрячий глаз должен видеть на уровне 0,8 пункта, а слабый — на уровне 0,4 пункта. Люди, у которых качества зрения хватает, гарантированно получат допуски по зрению на права.
Если у вас плохое зрение, а не такое качественное, как описано выше, вы попадёте в список людей, на которых распространяются ограничения по зрению.
Что делать, если я ношу очки?
Ношение очков или линз не является препятствием для управления автомобилем. Однако, если вы пользуетесь «окулярами», к офтальмологу обязательно нужно прийти вместе с ними. Тогда зрение у вас будет проверяться с учётом средств, усиливающих остроту.
Но стоит оговориться, что тогда вам придётся всегда водить в очках или линзах. Такое требование врач зафиксирует в справке.
Также отметим, что это правило применительно только к водителям категории B. Если же человек собирается сдавать на категорию C, проверять зрение ему придётся с «голыми» глазами.
Дальтонизм
Людям, страдающим дальтонизмом, сегодня практически невозможно получить допуск. Ограничения, касающиеся их недуга, вступили в силу в 2012 году. С тех пор тем, кто не различает цвета, запретили управлять автомобилем.
У такого решения есть логическое обоснование. Ведь человек с нарушением цветового восприятия не сможет хорошо ориентироваться в знаках, характер которых различается, в том числе по цветам, а также будет неспособен распознать сигналы светофора.
Многие люди, страдающие описанными нарушениями, возмутятся. Ведь дальтонизм различается по своей обширности и нельзя приравнивать людей с небольшими отклонениями в цветовом зрении к тем, у кого из восприятия полностью выпадает какой-то цвет.
Однако правила и законы безжалостны. Теперь даже тем, у кого наличествуют небольшие отклонения, не выдадут допуск к обучению в автошколе. Дальтоников на дороге считают опасными.
Как проходит проверка зрения?
Наверняка и тем читателям, которые уверены в высокой «трудоспособности» своих глаз, и тем, кто в их здоровье не уверен, будет интересно узнать, как же будет проходить проверка по зрению на права.
Каждый россиянин, даже если он весьма юн, скорее всего, хотя бы раз в жизни проверял зрение. При прохождении теста у окулиста – члена шофёрской комиссии — вам не придётся преодолеть какие-то незнакомые и странные испытания.
В кабинете глазного врача вас будет ожидать до боли знакомая таблица Головина — Сивцева. Это та самая, где на белом фоне располагаются чёрные буквы.
В верхней строчке расположены символы, написанные самым крупным шрифтом, в нижней — самым мелким. Также будьте готовы обозреть плакат с разорванными кольцами и продемонстрировать, что цветоощущение у вас в порядке.
Как проверяется цветоощущение?
Проверка на дальтонизм проводится посредством специальных абстрактных картинок. На них изображается подобие разноцветных пузырьков, которые также отличаются своим размером. При этом одни кружки окрашены в оттенки одного цвета, а другие — в оттенки другого цвета, близкого к первому.
Одни из кружочков образуют какую-то геометрическую фигуру, цифру или букву. Испытуемому нужно её разглядеть.
Ширина обзора
Во время медицинской проверки врач установит, не нарушен ли у вас угол обзора. Если он сужен (а такое бывает редко), значит, с глазом что-то не так. Скорее всего, орган болен и страдает таким недугом, который сам по себе может стать противопоказанием в выдаче допуска к вождению.
Как успешно пройти проверку?
Конечно, каждый человек, заходящий в кабинет врача при прохождении шофёрской комиссии, надеется выйти оттуда с допуском. Однако не все уверены в том, что у них получится это сделать.
Существуют способы увеличения своих шансов прохождения офтальмолога. Среди них есть как законные, так и незаконные варианты.
Если вы собираетесь пройти комиссию законным путём, перед посещением офтальмолога дайте своим глазам отдых. Выспитесь, не сидите долго у компьютера или телевизора. В очереди в кабинет не смотрите на источники света и дайте органам зрения отдохнуть от бесконечного созерцания экрана телефона.
К беззаконным путям можно отнести подкуп врача или покупку справки. Однако помните, что пользуясь такими методами, вы можете оказаться в ситуации, в которой потеряете больше, чем обретёте.
А самое главное, не забывайте, что людей не зря обязали проходить медицинский осмотр перед поступлением в автошколу. И список противопоказаний к вождению был составлен также не дураками. Спросите себя, действительно ли вы уверены, что сможете справиться с любой дорожной ситуацией и не подвергнете опасности свою жизнь и жизни своих пассажиров. Если ответ положительный, значит, и юлить вам незачем. Смело отправляйтесь на шофёрскую комиссию и получайте справку.
Удачи вам в обучении и вождении. Мы будем благодарны, если вы расскажете свои истории о прохождении шофёрской комиссии в комментариях.