Спросить юриста быстрее, чем читать!
Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.
Схема ДТП — один из главных методов определения виновника аварии. Она дает возможность лицам, которых не было на ДТП, получить представление о дорожном происшествии. Графический план отображает все подробности аварии, имеющие значение для установления виновности или невиновности участников столкновения.
Оформление схемы аварий машин в предшествующие годы производилось сотрудниками дорожной инспекции, и не слишком интересовало обычных водителей. Однако нововведения в ПДД изменили ситуацию коренным образом. С 1 июля 2015 года мелкие происшествия можно оформлять самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД. Все бумаги участники заполняют самостоятельно, и схематическое изображение ДТП — один из самых сложных этапов процесса.
Что такое Европротокол и как его правильно заполнять
Оформление аварии без сотрудников ГИБДД получило название Европротокола, по аналогии с давно действующим порядком фиксации небольших ДТП в европейских странах. Также называется документ, оформляемый в момент происшествия и предъявляемый в страховую компанию для получения компенсации ущерба.
В каких случаях заполняется Европротокол
Порядок оформления Европротокола регулируется п. 2.6.1 Правил дорожного движения и ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. (далее закон «Об ОСАГО»).
Согласно нормативным актам зарегистрировать ДТП без привлечения полиции граждане могут при выполнении следующих критериев:
- В столкновении участвовали только два транспортных средства;
- Не было вреда жизни и здоровью людей;
- Вред от аварии нанесен только двум автомобилям участников;
- У обоих водителей есть действующие полисы автогражданки;
- Между водителями нет разногласий об обстоятельствах ДТП.
- Размер ущерба, причиненного машине невиновной стороны, не превышает установленный лимит.
Любое отклонение от указанных правил — повод связаться с ГИБДД.
Стоит также учитывать тот факт, что если одно из ТС зарегистрировано в иностранном государстве, и ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой «Зеленая карта», то данный случай также попадает под критерии упрощенного оформления ДТП, и участники могут оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД.
Лимит выплат по Европротоколу
С 1 июня 2018 года максимальный размер страхового возмещения, выплачиваемого в упрощенном порядке, повышен до 100 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 закона «Об ОСАГО»). До 01.06.18 сумма составляла 50 тысяч рублей.
Потерпевший, оформивший Европротокол, не может требовать страховую выплату, превышающую указанный лимит. Если сумма ущерба больше, взыскать недостающую сумму можно с виновника происшествия в судебном порядке.
Исключение — водители, зафиксировавшие аварию при помощи системы ГЛОНАСС или лицензированного программного обеспечения на территории Москвы, Санкт-Петербурга и прилегающих к ним областей. Для них лимит выплат по Европротоколу составляет 400 тысяч рублей.
Бланк Европротокола
Европротокол — единственный документ, оформляемый при ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Он прикладывается к заявлению потерпевшего на возмещение вреда в страховой компании. Вместе с фотографиями и видео с места происшествия документ доказывает право пострадавшего на оплату ущерба. От правильности заполнения формы зависит получение выплаты по ОСАГО.
Бланк Европротокола — это привычное Извещение о ДТП, оформляемое водителями для страховой компании как в авариях с привлечением инспекторов ГИБДД, так и без них. Документ выдается страховщиком при оформлении полиса ОСАГО.
Скачать образец бланка
Форма состоит из двух экземпляров Извещения для каждого участника ДТП и приложенной к ним инструкции. Второй бланк — самокопирующийся, при заполнении верхнего листа текст повторяется на нижнем.
Водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк Извещения о ДТП. При этом и лицевая, и оборотная стороны Извещения о ДТП должны быть заполнены. Лицевая часть протокола заполняется участниками происшествия совместно, оборотная — каждым водителем самостоятельно. Участник аварии выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит информацию по своему ТС именно в свою колонку.
Лицевая часть Извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются:
- место, дата, время ДТП;
- обстоятельства происшествия;
- сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках;
- характер и перечень видимых поврежденных деталей и элементов;
- другая необходимая информация.
Схема дорожно-транспортного происшествия в Европротоколе — одна из наиболее важных частей документа. Располагается план происшествия в 17 пункте лицевой части Извещения. Чертеж должен соответствовать информации, внесенной в другие разделы протокола.
Если Извещения о ДТП отсутствует у обоих водителей, скачать и распечатать бланк схемы для страховой компании можно в интернете. Однако оба экземпляра придется заполнять вручную. Важно чтобы они соответствовали друг другу и не имели расхождений.
В данной статье выше можно скачать актуальный бланк Европротокола со схемой.
Правильность оформления документа, включая план происшествия, заверяется подписями обоих участников.
Как нарисовать схему ДТП
Четких правил составления схемы в Европротоколе нет. Однако следует придерживаться некоторых рекомендаций для того, чтобы рисунок не вызывал дополнительных вопросов у страховщиков:
- Схема рисуется шариковой ручкой.
- Необходимо отметить все объекты дорожной инфраструктуры, имеющие значение для определения обстоятельств аварии.
- Обязательно указывается положение машин в момент ДТП, отмечается место столкновения.
- Если есть ошибки, план аварии лучше перерисовать. Место, отводимое для рисунка, имеет очень небольшой размер, и правильно заверить исправления практически невозможно.
Инспекторы Госавтоинспекции рисуют схему на большом листе формата А4. Такой размер позволяет подробно отобразить все объекты, имеющие значение для установления виновника аварии. В Извещении о ДТП рисунки небольшого размера, все предметы отображаются схематично.
Не нужно прорисовывать мелкие детали, автомобили обозначают обычными прямоугольниками. Для указания направления движения ставятся стрелочки.
Методика оформления схемы аварии
Последовательность составления плана ДТП можно представить в виде нескольких этапов. Желательно черновой вариант составить самостоятельно каждому водителю, а затем после согласования перенести рисунок в Извещение о ДТП.
Этап 1. Прорисовка местности. Вначале на плане нужно нарисовать место, где произошла авария. Схематично показать расположение улиц, написать их названия. По рисунку должно быть понятно, столкновение произошло на перекрестке, на прямом участке дороге, при выезде со двора или на автостоянке.
Если ДТП случилось рядом с домом, его тоже нужно пометить на схеме с проставлением адреса. Можно внести другие примечательные места, позволяющие узнать местность — парк, памятник, фонтан, остановку и т. п.
Этап 2. Отображение дорожной инфраструктуры. На план наносятся:
- дорожная разметка;
- светофоры с пометкой цвета, который горел в момент столкновения;
- пешеходные переходы;
- дорожные знаки;
- трамвайные пути;
- дорожка для велосипедистов;
- тротуар и др.
Все объекты, которые могли повлиять на поведение водителей, должны быть отражены в чертеже.
Этап 3. Зарисовка ДТП. Положение машин наносится в привязке с местностью и объектами дорожной инфраструктуры. Автомобили участников следует отметить буквами А и В, согласно заполнению протокола. Стрелки рядом с транспортными средствами указывают направление их движения.
Место столкновение отмечается крестиком — X.
Если в момент столкновения был другой транспорт, препятствовавший движению, его тоже следует нанести на схему.
Чем точнее участники смогут оформить план происшествия, тем меньше спорных ситуаций возникает при разборе ДТП. Если у водителей при составлении схемы возникают разногласия, и даже агрессия, следует вызывать ГИБДД.
Ниже приведен образец схемы места происшествия, составленный в соответствии с методикой.
Нарисовать схему ДТП онлайн
В интернете можно найти специальные программы для составления схем ДТП. Они облегчают прорисовку деталей чертежа, имеют большое количество шаблонов и элементов. С помощью приложений можно чертить схемы разного уровня сложности. Для рисования дорожных ситуаций не нужно обладать специальными знаниями. Пользоваться программами может человек с начальным уровнем владения компьютером.
Популярный онлайн-сервис для создания схем аварий — «Дорожный редактор» на сайте Autokadabra.ru . Из разных блоков можно создать картинку и сохранить её на компьютере. Чертеж можно распечатать, показать друзьям, разместить на форуме.
Однако применить её для оформления Европротокола не получится. Извещение о ДТП заполняется ручкой на месте происшествия. Буквально «на коленке». Перенести картинку в протокол нет технической возможности.
Типовые схемы и примеры
Российским союзом автостраховщиков разработаны типовые схемы дорожно-транспортных происшествий. Они используются страховыми компаниями для определения степени ответственности участников.
Скачать типовые схемы
При анализе данных представленных в Извещении о ДТП сотрудники страховой организации сравнивают планы аварий, нарисованные водителями с типовыми схемами на сайте РСА. После отнесения рисунка к одному из типов, сравниваются обстоятельства происшествия и характер повреждений. Если нет противоречий, определяется виновность водителей.
Правильно заполненный бланк Извещения о ДТП, при урегулировании страхового случая в упрощенном порядке, ускорит работу страховой компании и позволит сократить сроки получения страхового возмещения.
Дорожно-транспортное происшествие – это неприятное событие, которое влечет за собой бюрократические проволочки и официальные разбирательства. Для того чтобы страховые компании или ГИБДД (в случае серьезного ущерба или наличия пострадавших) могли оперативно определить причины происшествия, в 2020 году водители должны составить схему ДТП. Это официальный документ (при условии правильности составления), который является законным основанием для обращения в страховую компанию с целью возмещения причиненного ущерба. Также в 2020 году схему ДТП используют при судебном разбирательстве (приобщают к материалам дела).
Зачем и когда необходимо составлять схему ДТП в 2020 году?
В 2020 году при самостоятельном составлении протокола о ДТП схема аварии является ключевым документом, на основании которого страховая компания устанавливает виновников. С ее помощью сотрудники ГИБДД имеют возможность подробно разобрать обстоятельства происшествия. В случае обращения в суд (например, при наличии пострадавших) схема также прикрепляется к материалам дела.
Чтобы схема ДТП имела юридическую силу, её нужно составить с учетом всех предписаний, описанных в ФЗ «об ОСАГО». В противном случае можно получить законный отказ в выплате материального ущерба со стороны страховой компании.
Нормативная база
Общие положения по составлению схемы ДТП в 2020 году прописаны в 12 статье Федерального закона РФ 40-ФЗ (в простонародье «об ОСАГО»). Размеры максимальных выплат прописаны в 5 пункте данной статьи.
Кто должен составлять документ?
Схема ДТП в 2020 году может быть составлена двумя способами:
- Без участия сотрудников ГИБДД, т.е. непосредственно участниками аварии. В таком случае все необходимые сведения указываются в Европротоколе, который подписывается обеими сторонами.
- С участием инспекторов ГИБДД. Такой способ актуален в тех ситуациях, когда между участниками аварии возникли разногласия и договориться самостоятельно им не удаётся. Сотрудник автоинспекции, прибывший на место ДТП, в таком случае осуществляет комплекс мероприятий с целью установления степени вины участников аварии и нанесенного ими ущерба.
В 2020 году европротокол является официальным документом, несмотря на то, что составлен самостоятельно. Его предъявление в страховую компанию – законные основания для взыскания материальных затрат на восстановление автомобиля по ОСАГО, пострадавшего в ДТП.
Получение денежной компенсации возможно только в том случае, если при составлении Европротокола не допущено ошибок. В данном документе должны быть детально запротоколированы все произошедшие события с учетом внешних факторов (светофоры, другие участники движения, ландшафт местности и т.д.).
Что должно быть в схеме ДТП?
В российском законодательстве нет особо жестких требований по художественной составляющей схемы дорожно-транспортного происшествия. Главный фактор – достоверность и полнота предоставленной информации. С помощью данной схемы сотрудники ГИБДД и страховой компании устанавливают ответственность сторон. В 2020 году в схеме ДТП должны быть указаны следующие сведения:
Требования по составлению
При составлении схемы ДТП в 2020 году необходимо придерживаться установленных требований:
- Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
- Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
- Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
- Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
- Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
Необходимые документы
Для того чтобы самостоятельно составить Европротокол потребуется предоставить следующий перечень документов:
- Письменное объяснение (в свободной форме) от каждого участника аварии.
- Протокол, в котором отмечено, что нарушение имеет административный характер (т.е. отсутствуют пострадавшие).
- Первичную справку об аварии.
- Схему ДТП, подписанную обоими водителями.
Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП
Если у участников аварии нет разногласий, то схема ДТП в 2020 году составляется самостоятельно. Последовательность действий выглядит следующим образом:
Помарок в чертеже быть не должно, поэтому оптимальный вариант – составить сначала «черновик», согласовать его и после того как оба водителя пришли к общему мнению составлять полноценную схему с уточнением всех деталей. Когда водители совместно составили схему ДТП, можно переходить к заполнению бланка извещения (выдается вместе со страховым полисом).
Пример самостоятельно составленной схемы ДТП
Вот так выглядит бланк для составления схемы ДТП:
Типовая схема, в которой 2 транспортных средства, двигающихся в одном направлении столкнулись на перекрестке. Крестиком обозначено место столкновения, стрелками направление движения. На чертеже имеются названия улиц, места размещения светофоров. Обратите внимание на шапку – в ней указывается место и дата произошедшей аварии.
Как составить схему ДТП онлайн?
У неопытных водителей могут возникнуть проблемы с составлением схемы ДТП, специально для таких ситуаций созданы несколько онлайн-сервисов, облегчающих в 2020 году данную задачу:
- Автокадабра. Простой в управлении редактор на одном из популярнейших автомобильных сайтов. С его помощью можно воспроизвести даже очень сложную аварию, так как количество элементов (дорожных знаков, ТС, разметки и т.д.) в данном сервисе не ограничено. Это наиболее популярный в своём роде инструмент. Ссылка — http://autokadabra.ru/road-editor
- Составление схемы ДТП онлайн. Воронежская компания, занимающаяся выкупом автомобилей разработала собственный сервис. От предыдущего он отличается неприхотливостью (работает даже при медленном интернет — соединении). Ссылка — https://avtovikup136.ru/составление-схемы-дтп-онлайн/
- Конструктор дорожных ситуаций. Ещё один мощный сервис для составления схемы ДТП. Отличается более разнообразным функционалом. Единственный минус – относительно долгая загрузка страниц (это связано с тем, что при первом запуске загружается библиотека различных файлов и данных). Ссылка — http://www.roadimage.ru
Когда нельзя самостоятельно составлять схему?
Самостоятельное составление схемы ДТП в 2020 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:
- В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
- В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).
При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).
- Ущерб автомобилю составляет более 100 тысяч рублей, участники ДТП не смогли договориться, и у них есть разногласия относительно степени вины.
Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2020 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).
При игнорировании этих правил, страховая компания будет иметь право отказать в выплате.
Распространенные ошибки
При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2020 году:
- Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
- Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
- Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.
Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
Если при составлении схемы ДТП в 2020 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.
Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.
Нюансы
Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2020 году:
Часто ксоставлению схемы ДТП водители относятся как к гарантии точной фиксации произошедшей аварии. И, действительно, именно от правильного составления чертежа зависит возможность получения страхового возмещения (в отдельных случаях страховой выплаты), избегания ответственности, если водитель невиновен и пр. Важно не только уметь рисовать обстановку ДТП самому, но и контролировать верность описания сотрудником ГИБДД.
Ситуации, когда возможно оформление
В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:
ситуация | кто составляет | обязательна/необязательна |
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД | Участники ДТП | Обязательна |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС | схему ДТП самостоятельно составляют участники | Рекомендовано |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ | Участники ДТП могут составить дополнительную схему | По усмотрению |
Порядок составления
Какое должно быть содержание
Правильная схема ДТП обязательно включает такие важные сведения как:
- дата и точное время происшествия;
- кто является участником и какие автомашины задействованы в аварии;
- количество столкнувшихся ТС;
- кто виноват в дорожном событии;
- направление движений автомобилей до аварии;
- взаиморасположение машин в момент ДТП;
- нахождение автомобилей после окончательной остановки сразу после аварии;
- место на дороге, где оказался пострадавший пешеход или пассажир (если в аварии задействованы не только автосредства);
- какие были световые сигналы у автомобилей при дорожном происшествии (поворотники, сигналы «стоп», головные фары и пр.);
- план участка дороги, где было столкновение;
- габариты (ширина) проезжей части и количество полос в каждом направлении;
- вид участка дороги, то есть прямая проезжая часть или перекресток или поворот дороги и пр.;
- наличие оградительных сооружений, обочин, тротуаров и т.п.;
- привязка к адресу (номер дома, название соседних улиц, памятники, развлекательный комплекс, если вне населенного пункта – километр трассы, прочие ориентиры);
- разметка, дорожные знаки, светофоры и их сигналы в момент ДТП;
- посторонние предметы на проезжей части и препятствия, в том числе большие ямы и выбоины на дорожном полотне;
- месторасположения на проезжей части крупных осколков и деталей автомобилей;
- проекция тормозного пути автомобилей, а также их следов.
Основные правила
Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.
План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать комментарии и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.
Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.
Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.
Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.
Используются общепринятые символы без излишней детализации.
Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.
При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.
Юристы страховых компаний советуют записать номера водительских удостоверений и страховых полисов водителей , смотрите на видео:
Проводить измерения с целью привязки основных элементов ДТП к прочным ориентирам. Это делается для возможности воссоздания обстановки в последующем. Измерения нужно делать так, чтобы можно было определить не просто где находится автомобиль, но и его положение (угол разворота). Отдельно делают замеры расстояний до границ перекрестков, знаков, края обочины, светофоров, длинны тормозного пути и пр.
Фотоматериалы. Для подлинности схемы следует запечатлеть картину на фотосредства.
Допускается несколько взаимосвязанных схем. Например, одна общая, а другая детализирующая отдельный фрагмент происшествия.
Желательно оформить схему непосредственно в момент оформления дорожного события, то есть на месте. Хотя в некоторых случаях допускается и последующее оформление даже несколько дней спустя. Но такие чертежи должны быть обоюдно утверждены участниками.
Графический документ имеет юридическую силу, если подписан всеми участниками. За исключением схем, которые составляет сотрудником госавтоинспекции, выезжающим на аварию.
Если имеется несколько чертежей противоречащих между собой, то большую силу имеет более поздний вариант.
Используемые обозначения
Правила составления чертежа аварии подразумевают четкие единообразные обозначения:
Знак обозначения | Что обозначается | Дополнительное описание |
автомобиль легковой | Если автомобиль в динамике, то изображается несколько фигур у первых контуры пунктиром, у последней фигуры (окончательная фаза аварии) контур сплошной. | |
грузовой автомобиль | Машины обозначают либо буквами, либо цифрами | |
мотоцикл | ||
направление движения | Линии повторяют траекторию движения во время ДТП | |
место столкновения | ||
дорожная разметка | Как выглядит на покрытии | |
дорожный знак | Если знак сложно изображать, можно указать номер в соответствии с ПДД или его название | |
светофор | Крестиком отмечается горящий сигнал в момент аварии | |
посторонний предмет | ||
тормозной путь | ||
тротуар | ||
дорожное ограждение | ||
работа поворотников, стоп-фонарей | ||
деталь и части автомобиля |
Вот образец схемы ДТП двух автомобилей:
Требования к различным видам схем
Европротокол
Существует упрощенная форма оформления ДТП – европротоколом (специальный бланк-извещение, выполненный типографским способом, его выдает страховая организация). Такая форма не требует вызова работника ДПС, сбора дополнительных документов и предусматривает сокращенные сроки страховой выплаты. Обычно это происходит при легких столкновениях, например, на парковке. Существуют условия, при которых возможно упрощенное оформление:
- имеется только два участника ДТП;
- нет вреда здоровью;
- сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС – 400 тыс. руб.);
- у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
- отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.
Кроме общих требований, нужно учитывать особенности схемы в европротоколе.
- Графическая часть указывается в пункте 17 протокола, описательная часть в пункте 16.
- Подписи ставят только участники. То есть подпись представителя ГИБДД не требуется.
- Помимо основных обозначений применяют указание о виновности: «1» – водитель полностью виновен; «½» – обоюдная вина, «0» – нет вины.
- Расклеивать протокол на экземпляры следует только после окончательного оформления и подписания.
Вообще для успешного оформления протокола применяют типовые схемы, которые рекомендованы РСА. Их можно увидеть на официальном сайте РСА. Там расписаны и данные о дорожных знаках, разметке, маневрах водителей, вины каждого участника и представлено шаблонное изображение. Водителям остается лишь перенести данные в схему ДТП в извещении.
Стандартное ДТП
Если аварию нельзя фиксировать по упрощенной процедуре, то требуется вызов работника ГИБДД. А он может по своему усмотрению начертить или обойтись без плана дорожного происшествия.
Составление схемы ДТП ГИБДД – наиболее профессиональный подход. Задача водителей сводится лишь к наблюдению за происходящим. А также к контролю за правильностью внесения всех данных.
Изюминкой является то, что вся обстановка тщательно замеряется и с высокой детализацией фиксируется.
Если водитель не подписал схему это не значит, что он выразил свое несогласие как следует. Лучше написать свое краткое возражение прямо в документе.
Кроме водителей, подпись могут ставить свидетели, потерпевшие и прочие присутствующие.
План составляется на унифицированном бланке ГИБДД.
Самостоятельная схема составляется по инициативе водителей, когда сотрудник ДПС не подготавливает документ. При этом вместо схемы-бланка используют обычный чистый лист бумаги, формата А4.
Важно, чтобы чертеж не расходился с описаниями в протоколах, постановлениях и пр. Остальные требования как в общем порядке.
Даже если схема ДТП правильная, то сотрудник ГИБДД не обязан её пописывать, но от этого документ не потеряет своей актуальности.
Для чего нужна схема
Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств. Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу.
Вообще грамотно составленная схема позволяет:
- упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
- избежать разногласий при вынесении постановления по делу;
- точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
- не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.