ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ И РУЛЕВЫЕ ТЯГИ АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53-12
Регулировка передних колес автомобиля ГАЗ-53-12
Приступая к peгулировке, необходимо осмотреть переднюю ось для выявления причин нарушения регулировки в следующей последовательности: проверить давление в шинах; приподнять колеса автомобиля, проверить отсутствие люфта в подшипниках ступиц, для чего, поджав шину спереди и сзади, руками покачивать колесо вдоль оси цапфы;
проверить излом втулок шкворней, как указано выше;
покачивая оба колеса поворотом рулевого колеса, проверить состояние рулевых тяг и их шарниров:
проверить и, если необходимо, подтянуть болты крепления картера рулевого механизма гайки стремянок крепления рессор;
медленно вращая колесо, проверить его биение; если биение на ободе превышает 3 мм, заменить колесо или установить его на задний мост.
Угол наклона шкворня назад (рис. 125, а, б)обеспечивает автомобилю хорошую устойчивость, особенно на поворотах. Этот угол предусмотрен конструкцией передней оси и не регулируется. Для нагруженного автомобиля угол равен 2°30 ‘ ±0°30 ‘ . Разница углов наклона шкворней левого и правого колес не должна превышать 0°30 ‘ .
Во время эксплуатации автомобиля угол наклона шкворней назад может измениться из-за прогиба или скручивания балки, поломки или значительной осадки передних рессор, износа шкворней и втулок. Для восстановления нормальной величины
угла необходимо заменить сломанные, изношенные или деформированные детали.
В редких случаях, когда замена деталей полностью не устраняет отклонения величины угла, можно использовать стальной клин, вкладываемый между рессорой и площадкой балки передней оси.
Развал колес также увеличивает устойчивость автомобиля. Угол развала не регулируется, он обеспечивается наклоном цапфы поворотного кулака в пределах 1°±0°15 к плоскости дороги. Эта величина проверяется приборами. Если нужных приборов нет, то, пользуясь угольником, замеряют расстояние от верхней В и нижней Г точек обода до вертикальной плоскости (см. рис. 125, а). Разность
этих размеров при правильном угле развала должна быть 6 — 10 мм. Причиной отклонения указанного параметра являются износ шкворней и их втулок, недостаточная затяжка подшипников ступиц, погнутость балки передней оси.
Боковой наклон шкворня повышает способность автомобиля ’’держать” дорогу. Боковой наклон шкворня от вертикали 8°. В процессе эксплуатации этот угол не регулируется. Отклонения от нормальной величины этого угла могут быть вызваны погнутостью
балки. Для восстановления угла бокового наклона шкворня балку надо выправить или заменить.
Угол схождения колес определяется разностью размеров А и Б между внутренними краями шин (рис. 125, в). Измерения производятся в горизонтальной плоскости на уровне передних колес. Разница между указанными размерами должна быть 0 — 3мм. При эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять схождение колес. Для этого передние колеса надо поставить в положение, соответствующее движению по прямой, сделать в передней части колес отметки мелом, линейкой произвести замер в этих точках. Затем перекатить автомобиль так, чтобы отмеченные точки оказались сзади балки на том же уровне от пола и произвести замер в этих точках. Для регулировки схождения колес необходимо: расшпдинтовать гайки стяжных хомутов наконечников рулевой тяги, отвернуть гайки болтов хомутов, вращением поперечной рулевой тяги установить нормальную величину схождения колес.
По окончании регулировки необходимо тщательно затянуть и зашплинтовать.
Ранее, для удобства ползания под машиной, приподнял переднюю ось
и между делом за колеса проверил на люфты — левая чуть, правая — по более — думал шкворня, потому как дядя не раз твердил мне про них, когда я спрашивал как отрегулировать рулевую колонку для минимизации ее люфта — в ответ всегда ругань — эта шкворня, подними пошатай и тд… — зашел дружок сосед, вроде как опытный, попросил чтоб посмотрел из чего исходит люфт, и егО опАтный взор вынес вердикт — шкворня…
Переменились с ним, и вот — шкворни в полном порядке и не причем, люфтит ступица.
Для регулировки подшипников ступиц колес переднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 необходимо выполнить следующие операции :
— Поднять колесо домкратом так, чтобы шина не касалась плоскости опоры, снять колпак 2 (см. рис. 1 и 2), расшплинтовать и ослабить регулировочную гайку 1 на 1/2 оборота, проверить, свободно ли вращается колесо. В случае торможения колеса устранить причину тугого вращения.
— Затянуть регулировочную гайку 1 ключом с воротком длиной 200 мм усилием одной руки до тугого вращения колеса. При затяжке гайки колесо необходимо проворачивать для правильного размещения роликов в подшипниках. При затянутых таким образом подшипниках колесо после толчка рукой должно сразу остановиться.
— Отвернуть регулировочную гайку 1 на одну-две прорези коронки до совпадения одной из прорезей с отверстием для шплинта в цапфе поворотного кулака ГАЗ-3307, ГАЗ-3309. Провернуть колесо сильным толчком руки за шину. При этом колесо должно сделать не менее шести оборотов, не имея заметной осевой игры и качки.
— После регулировки зашплинтовать регулировочную гайку 1 и завернуть колпак 2.
— Опустить колесо. Регулировку подшипников проверить по степени нагрева ступицы колеса. Сильный нагрев ступицы недопустим и должен быть устранен повторной регулировкой. Биение колеса надо проверять при поднятом колесе, медленно вращая его. Если биение на ободе превышает 3 мм, заменить колесо или установить его на задний мост.
Источник
Следует прозапас иметь шплинт, мне пригодилось.
Обслуживание и уход за передней осью заключаются в следующем:
- в регулярной проверке надежности и подтяжке резьбовых соединений;
- в периодической смазке шкворневого соединения и шарниров рулевых тяг;
- в проверке люфтов в шкворневом соединении и шарнирах рулевых тяг;
- в регулировке зазоров в шарнирах продольной рулевой тяги и регулировке угла схождения и поворота колес.
Особенно тщательно необходимо осматривать и своевременно подтягивать гайки крепления рычагов тяг и клинового штифта, являющегося стопором шкворня.
При ослаблении крепления клинового штифта появляется люфт и последующая быстрая выработка отверстия под шкворень в балке передней оси, а при износе этого отверстия потребуется либо замена дорогостоящей балки, либо сложный ремонт балки с расточкой отверстия, изготовлением втулки с запрессовкой и последующей точной обработкой отверстия под шкворень.
Люфт шкворня во втулках проверяют покачиванием колеса руками в вертикальной плоскости. Колесо при этом не должно касаться земли. При обнаружении значительного люфта во втулках шкворня разобрать шкворневое соединение и повернуть шкворень вокруг оси на угол 90° до второй лыски под стопорный штифт.
При нормальных условиях эксплуатации и своевременной, качественной смазке шкворни повёртывают через 60 — 80 тыс. км пробега, а заменяют втулки и шкворни через 90 — 120 тыс. км пробега.
Одновременно с проверкой люфта во втулках шкворня проверяют люфт поворотной цапфы вдоль оси шкворня. Обнаружить его можно щупом, помещаемым в зазор между верхней бобышкой поворотной цапфы и верхним торцом бобышки балки. Зазор величиной более 0,15 мм устраняют путем постановки стальной регулировочной прокладки соответствующей толщины.
Рис .84. Углы установки передних колёс автомобиля ГАЗ-53А
В процессе эксплуатации схождение колес рекомендуется проверять следующим образом.
Поставить автомобиль на горизонтальную ровную поверхность и проверить давление в шинах. Передние колеса поставить в положение, соответствующее движению по прямой. Затем, чтобы выбрать зазоры в соединениях деталей передней оси, автомобиль продвинуть несколько вперед и остановить. После этого замерить угол схождения колёс. Проверять желательно при двух положениях колёс, для чего продвинуть автомобиль на 1 м и повторить замер.
Угол схождения колёс определяют разностью размеров (А — Б) (см. рис. 84) между внутренними краями шин или между ободами колёс, которая должна быть в пределах 1,5 — 3 мм. Измерения производят в горизонтальной плоскости на уровне оси передних колес.
Схождение колес регулируют следующим образом.
- Расшплинтовывают гайки стяжных наконечников поперечной рулевой тяги.
- Отвертывают гайки болтов наконечников.
- Вращением поперечной тяги вокруг своей оси устанавливают нормальную величину (1,5 — 3 мм) схождения колёс.
Величину угла развала колёс проверяют приборами. Если нужных приборов нет, то, пользуясь угольником, замеряют расстояние В (см. рис. 84) от верхней и Г от нижней точек обода колеса до вертикальной плоскости. Разность этих размеров при правильном угле развала должна быть в пределах 6 — 10 мм. При всех замерах и регулировках автомобиль должен стоять на горизонтальной площадке, а давление в шинах колёс соответствовать норме.
Люфты в шарнирах рулевых тяг проверяют покачиванием обоих колес одновременно внутрь или наружу. При обнаружении большого люфта в шарнирах продольной тяги устраняют его.
Шаровые пальцы шарниров продольной рулевой тяги должны зажиматься пружинами между сухарями тяги с суммарным осевым зазором от 0,125 до 0,375 мм. Чтобы обеспечить такой зазор в шарнире, необходимо распшлинтовать пробку продольной рулевой тяги, затянуть пробку до отказа, а затем отвернуть её от 1⁄12 до 1⁄4; оборота в в этом положении запшлинтовать. При этом шарнир должен обеспечивать возможность покачивания без заеданий противоположного конца тяги во все стороны от среднего положения на 95 мм.
Пригодность шарнира поперечной рулевой тяги к дальнейшей эксплуатации проверяют покачиванием шарового пальца в шарнире. Для этого снять шарнир с автомобиля и, покачивая шаровой палец рукой, ощутить усилие действия пружины на палец. Малоощутимое усилие на пальце или его отсутствие, а также заедание пальца свидетельствуют о непригодности шарнира к дальнейшей эксплуатации.
При смазке шкворневого соединения и шарниров рулевых тяг через пресс-масленки смазка должна выходить в зазоры соединений.
Если при полном повороте колес не обеспечивается нормальный радиус поворота автомобиля или шины задевают за что-либо, то проверяют максимальный угол поворота колёс передней оси, который должен быть равен 34° для внутреннего колеса.
Наибольший угол поворота колёс регулируют путем изменения длины болтов, ввертываемых в резьбовые отверстия рычагов поперечной рулевой тяги.
Причины неисправности | Способы устранения |
Увод автомобиля в сторону | |
Разное давление воздуха в шинах | Накачать шины передних колёс до нормального давления, которое должно быть для передних колёс 2,8кГ/см³ и для задних — 4кГ/см³ для стандартных шин и соответственно 5 и 5,8кГ/см² для шин типа «Р» |
Большая разница в углах продольного наклона шкворня с левой и правой стороны | Проверить, нет ли скручивания балки передней оси, поломки или осадки передних рессор, износа шкворней и втулок. Для восстановления нормальной величины угла продольного наклона шкварня заменить поломанные деформированные или изношенные детали. В редких случаях. когда замена деталей полностью не устраняет отклонения величины угла, можно использовать стальной клин, вкладываемого между рессорой и площадкой балки передней оси. |
Большая разница в углах развала правого и левого колёс | Проверить, нет ли прогиба балки передней оси или износа шкворней и их втулок. При обнаружении погнутостей выправить балку. Править балку нужно без ударов, в холодном состоянии, так как она термически обработана и нагрев значительно снизит её прочность. Правка допустима в тех случаях, когда прогиб на 1м балки не превышает 70мм (4°). При больших прогибах во время правки могут появиться трещины. При обнаружении износа шкворней и их втулок заменить их новыми. |
Разная затяжка подшипников ступиц передних колёс | Проверить и отрегулировать затяжку подшипников ступиц передних колёс. |
Непараллельность осей переднего и заднего мостов | Проверить взаимное положение осей переднего и заднего мостов путём замера расстояния между центрами колёс с правой и левой стороны автомобиля. Это расстояние должно быть одинаковым с обеих сторон автомобиля. При обнаружении разницы проверить, не срезан ли центровой болт рессоры и не износились ли подушки передних концов рессор. Заменить изношенные или поврежденные детали. |
Виляние передних колёс | |
Дисбаланс колёс с шинами в сборе | Заменить колесо, имеющее больший дисбаланс. |
Повышенный износ в шарнирах рулевых тяг | Отрегулировать зазор а шарнирах продольной рулевой тяги. Заменить шарниры поперечной рулевой тяги. |
Повышенный износ резиновых подушек передних рессор | Заменить изношенные резиновые подушки передних рессор. |
Ускоренный поперечный износ протектора шины | |
Неправильная величина угла схождения колёс |
Проверить, не погнуты ли поперечные рулевые тяги или поворотные рычаги, а также нет ли люфтов в шарнирах поперечной тяги. Выправить погнутую тягу или заменить изношенные детали, после чего отрегулировать схождение передних колёс.