МАЗ-203. Система смазки двигателя
Порядок технического обслуживания системы смазки двигателя приведен в Руководстве по эксплуатации двигателя.
МАЗ-203. Система охлаждения двигателя
Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима работы двигателя. Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона автобуса приведена на рис. 4.1.5.1.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя.
Основными элементами системы являются радиатор, расширительный бачок, термостат, циркуляционный насос.
Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем двигателе (80. 98 °С) поддерживается автоматически термостатами и производительностью вентилятора, изменяющейся в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и температуры наддувочного воздуха.
Радиатор – трубчато-ленточный с трубками овального сечения. Радиатор закреплен через резиновые подушки на кронштейнах каркаса.
Расширительный бачок (рис. 4.1.5.2) служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева и повышения статического напора на всасывании водяного насоса с целью предотвращения кавитации. На расширительном бачке установлен датчик уровня охлаждающей жидкости 6, при понижении уровня ниже допустимого датчик подает сигнал, и на ЖК-дисплеее загорается символ аварийного уровня охлаждающей жидкости. На расширительном бачке установлена заливная пробка 4 и паровоздушная пробка 2.
Паровоздушная пробка имеет два клапана – впускной и выпускной (паровой). Выпускной клапан поддерживает в системе охлаждения избыточное давление, а впускной препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя.
Рисунок 4.1.5.1 – Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона:
1 – расширительный бачок; 2 – радиатор; 3 – воздухоотделительный бачок; 4 – напорный коллектор; 5 – кран прогрева двигателя; 6 – кран отопления рабочего места водителя; 7 – кран отопления салона; 8, 11, 13, 15 – салонные отопители; 9, 10, 14 – конвекторы; 12 – отопитель рабочего места водителя; 16 – подогреватель жидкостный; 17 – циркуляционный насос подогревателя; 18 – ГМП; 19 – двигатель; 20 – термостат; 21 – кран климатической установки; 22 – обратный клапан
МАЗ-203. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Для нормальной работы системы охлаждения необходимо:
– заполнять систему охлаждения только низкозамерзающей жидкостью в соответствии с Руководством по эксплуатации двигателя;
– заливать жидкость через воронку с сеткой, используя для заливки чистую заправочную посуду;
– следить за рабочей температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 80.98 °С;
– ежедневно контролировать уровень охлаждающей жидкости по символам ЖК-дисплея и при необходимости доливать. Уровень охлаждающей жидкости следует контролировать при холодном двигателе;
– при ТО-1 проверить исправность уплотнительного кольца пробки заливной горловины на расширительном бачке;
– при ТО-2 проверить функционирование клапанов паровоздушной пробки и датчика аварийного уровня жидкости в расширительном бачке;
– при ТО-2 проверить крепление радиатора;
– производить замену охлаждающей жидкости с периодичностью, приведенной в Инструкции по эксплуатации двигателя.
Для поддержания оптимального температурного режима двигателя в зимний период эксплуатации рекомендуется при работе двигателя использовать ПЖД (см. пункт 2.2.9).
В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Прочистку можно производить струей сжатого воздуха, направленной в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.
ВНИМАНИЕ! ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЖАРКИй ПЕРИОД ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИИ МОТОРНОГО ОТСЕКА НЕОБХОДИМО ОТКРЫТЬ ЖАЛЮЗИ МОТОРНОГО ОТСЕКА 13 (РИС. 4.11.1.1) НА ЗАДНЕЙ СТЕНКЕ АВТОБУСА.
ВНИМАНИЕ! ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЗИМНЮЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКРЫТЬ ЖАЛЮЗИ МОТОРНОГО ОТСЕКА 13 И ЗАКРЫТЬ ШТОРКОЙ ИЗНУТРИ БОКОВУЮ РЕШЕТКУ БЛОКА РАДИАТОРОВ 14 НАПРОТИВ ОХЛАДИТЕЛЯ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА.
Из системы охлаждения и системы отопления жидкость сливается через кран на нижнем патрубке радиатора, сливную пробку рубашки охлаждения двигателя и через сливные краны на трубопроводах системы
отопления (сливные краны расположены перед передней осью). Жидкость сливать при открытой пробке заливной горловины расширительного бачка, открытых кранах системы отопления и прогрева двигателя. Под места слива охлаждающей жидкости для ее сбора должны устанавливаться емкости необходимого объема.
Рисунок 4.1.5.2 – Расширительный бачок:
1 – пароотводящий патрубок; 2 – паровоздушная пробка; 3 – хомут; 4 – пробка заливной горловины; 5, 7 – перегородка; 6 – датчик аварийного уровня; 8 – дренажная трубка; 9 – заглушка; 10 – уплотнительное кольцо
ВНИМАНИЕ! ПОСЛЕ СЛИВА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ (ДАЖЕ НА КОРОТКИЙ СРОК), ТАК КАК ЭТО ПРИВЕДЕТ К ПЕРЕГРЕВУ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ И ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМУ ВЫХОДУ ДВИГАТЕЛЯ ИЗ СТРОЯ._
Заполнять систему охлаждения двигателя и систему отопления автобуса необходимо при холодном двигателе по край заливной горловины расширительного бачка при открытом кране быстрого прогрева двигателя, включенном отоплении салона и включенном отоплении рабочего места водителя. Удаление воздуха из систем, после их заполнения, производить при работающем двигателе и циркуляционном насосе ПЖД.
Для удаления воздуха из системы быстрого прогрева двигателя необходимо открыть кран прогрева двигателя и при выключенном отоплении салона и рабочего места водителя поддерживать средние обороты двигателя в течение 3.5 мин..
Для удаления воздуха из отопителя рабочего места водителя необходимо закрыть кран прогрева двигателя, выключить отопление салона и при включенном отоплении рабочего места водителя и открытом кране выпуска воздуха 3 (рис. 4.11.6.1) на отопителе рабочего места водителя поддерживать средние обороты двигателя до выхода охлаждающей жидкости из крана выпуска воздуха без воздушных пузырьков.
Для удаления воздуха из системы отопления салона необходимо включить отопления салона, выключить отопление рабочего
места водителя и поддерживать средние обороты двигателя в течение 3.5 мин.
Для удаления воздуха из радиаторов климатической установки необходимо снять пластиковую крышку климатической установки, включить при работающем двигателе климатическую установку на максимальную температуру, и нажав на ниппели (расположены на водяных радиаторах климатической установки) удалить воздух из радиаторов. Охлаждающая жидкость, выходящая из ниппелей вместе с воздухом стекает по каналам слива конденсата и сливается через два шланга под автобус в задней части (при необходимости поставить под шланги емкости). Выключить климатическую установку и остановить двигатель.
После удаления воздуха долить жидкость по край заливной горловины расширительного бачка, жидкость доливать при остановленном двигателе.
Уровень жидкости в системе охлаждения контролируется электрическим датчиком аварийного уровня. При загорании символа
необходимо проверить герметичность системы охлаждения двигателя и отопления салона, устранить утечки и заполнить систему до края заливной горловины.
ВНИМАНИЕ! КРАН БЫСТРОГО ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ 3 ОТКРЫВАТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ СЛИВА И ЗАПОЛНЕНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТЬЮ. В НОРМАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ КРАН ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАКРЫТ (РУЧКА КРАНА ДОЛЖНА РАСПОЛАГАТЬСЯ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО ТРУБОПРОВОДУ).
Вот так вот, нет-нет да как напишу!
А всё почему: стоим, стоим и стоим… Жалко… Грустно… Столько работы мимо… А мы стоим… Но, блин, просто сейчас я нужнее семье в каком плане: пришОл зима, как обычно — нежданно-негаданно, надо дом утеплять, надо детей в школу возить (супруге тяжело ради того, чтоб одного-двоих отвезти, собирать нужно всех трёх). Да и не совсем готова машина к зиме оказалась. Да ещё и тахографа правильного нет. А за него с нового года нагибать будут все, кому не лень. Ладно, значит, такова воля Божья, весной-летом ударными темпами, значит, будем.
Ну да ладно. Не будем о грустном. Так, потихоньку ковыряемся, когда погода позволяет. Вот одно из достижений — перенёс расширительный бачок назад, за кабину, и выше уровня печного радиатора! Какая холера придумала разместить его в том месте, где он размещён по заводу — я не знаю, но при встрече я б ему в глаза плюнул! В общем, изготовил кронштейн, прикрутил его родным болтом крепления глушителя, другой конец хомутом притянул к раскосу кронштейна глушителя, сам бачок привязал к кронштейну хомутами для вентиляционных труб (/)162 мм, накупил кучу километров дюритовых шлангов калибром 25, 20, 18, 16 и 12 мм (16 шланг оказался лишним… Но не совсем. Мы его на Волгу пристроим! (Если отец себе на Глазель не пристроить раньше))). Думаю, по иллюстрациям всё понятно будет, что куда прицепил.
Второе достижение — поставил термостаты, предварительно сварив их в кастрюльке, любезно предоставленной мне моей обожаемой супругой. Да-да, именно обожаемой, без какой-либо иронии и всякого рода сарказмов! И шо ви думаете? Они, таки, работают! Один открылся при 75°С, другой — при 80. Тот, что на 75, поставился в левый коллектор, тот, что на 80 — в правый.
Идём дальше. Стоял на МАЗе хитрый подогреватель производства фирмы "Sam Sklepal". Стоял под бампером. Выход от него шёл к тройнику в разрыве шланга, питающего печной радиатор. То есть, что и как он мог греть (и мог ли греть он что-то вообще) — для меня остаётся загадкой. Но! Мой пытливый взор обнаружил справа на блоке хитрый патрубок с заглушкой, примерно над помпой. Почесавши репу, я этот патрубок открутил (он прикручен к блоку двумя болтами М8), перевернул его заглушенным огрызком шланга вниз, огрызок сей содрал. Дальше повернул сливной кран на корпусе помпы на полоборота, что его нос теперь стал смотреть в сторону стартера, а сам подогреватель перенёс в тот район, справа от двигателя. И теперь выход с него идёт на тот хитрый патрубок, и длины шлангов минимальны, и, кажется, такое подключение более адекватно и эффективно. Жаль, не получилось запечатлеть, как по итогу всё это выглядит.
Ну вот, как-то так… Даст Бог, разживусь резиной… Всё хочу батоны вперёд. Да этот тахограф (шоб ему места мало было) поставлю… И турбину, турбину надо. А на всё это гроши надо. Очень надо. Твою меть… Нет денег, потому что не работаю. Не работаю, потому что нет денег… Эх, трясця твоєї матері…
Для нормального функционирования двигателя и недопущения его поломок вследствие перегрева, любой автомобиль МАЗ обязательно оснащается качественной системой охлаждения.
В подавляющем большинстве случаев на продукции Минского завода используется водяная система охлаждения МАЗ закрытого типа, с принудительной циркуляцией теплоносителя (воды).
Эту циркуляцию осуществляет центробежный насос, запускаемый посредством клиновидного ремня, который в свою очередь «завязан» на шкиве коленчатого вала. То есть, циркуляция воды обеспечивается работой самого двигателя.
Подобная система водяного охлаждения двигателя состоит из нескольких обязательных для функционирования узлов:
– радиатор со шторкой;
– центробежный водяной насос;
– расширительный бачок с горловиной;
– вентилятор;
– термометр для контроля температуры и термостат для автоматического включения/выключения.
Кроме этого, система охлаждения МАЗ включает в себя трубки, краники и другие комплектующие, необходимые для циркуляции теплоносителя.
Принцип работы охлаждающей системы достаточно прост, но при этом максимально эффективен. После запуска насоса, последний начинает забирать жидкость из нижней емкости радиатора и перекачивает ее в рубашки цилиндров обоих рядов по специальным каналам, устроенным в крышке распределительных шестерен.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич
Двигаясь в каналах внутри рубашек, жидкость забирает из цилиндров излишки тепла.
Следующим «рабочим местом» становятся рубашки головок цилиндров, где охлаждаются сами головки, а также выпускные клапаны и стаканы форсунок. Это одни из наиболее подверженных нагреванию элементов двигателя. На всем пути, теплоноситель, омывая поверхности камер сгорания, выпускные трубопроводы цилиндры и так далее, охлаждает двигатель, но при этом нагревается сам.
Система охлаждения МАЗ устроена таким образом, чтобы охлаждение теплоносителя проходило самостоятельно – пройдя вокруг двигателя, вода возвращается в верхнюю емкость радиатора.
При движении теплоносителя вниз по каналам внутри ребер радиатора, она отдает забранное тепло, и когда достигает нижнего бачка, уже готова к повторному использованию.
Даже при закрытой системе неизбежны потери теплоносителя, вследствие испарения и других факторов. Поэтому нужно постоянно контролировать уровень теплоносителя и, по мере необходимости, восполнять объем жидкости.
Если у Вас возникли какие либо вопросы по работе системы охлаждения вы можете проконсультироваться у наших специалистов а так же просмотреть сопутствующие материалы по работе двигателя сцепление МАЗ основные принципы работы и регулировки .
Схема охлаждения МАЗ
1 64229-1309016 Уплотнитель
2 64227-1309012-20 Кожух
3 64227-1309015 Уплотнитель
4 64227-1309011-20 Кожух в сборе
5 54325-1301010-01 Радиатор
6 64229-1301009 Радиатор с кожухом
7 6422-1310058-01 Уплотнитель боковой в сборе
8 6422-1310059-01 Уплотнитель боковой в сборе
9 201422 Болт М6-6gх25 ОСТ 37.001.123-81
10 252004 Шайба 6 ОСТ 37.001.144 -96
11 252134 Шайба 6Т
12 250508 Гайка М6-6Н ОСТ 37.001.124 -75
13 500-1303160 Хомутик в сборе
14 297575 Шплинт 5,6х22
15 297580 Пряжка
16 297582 Лента
17 54229-1304041-010 Трубка
18 64401-1303337 Угольник
19 64229-1304051 Трубка
20 54401-1303335 Угольник
21 6422-1303172 Шланг
22 64229-1305010 Краник сливной
23 6430-1304010 Пробка
24 64221-1304014-01 Труба заливная
25 64221-131053 Пробка
26 052-058-36-2-3 Кольцо уплотнительное
27 6422-1304084 Уплотнитель
28 504В-1013108 Шланг
29 6422-1311057-01 Прокладка
30 5336-1303010 Шланг радиатора подводящий (1-420 мм, диаметр 42Х52)
31 6422-1304034 Упор
32 64229-1303506 Хомут
33 201418 Болт М6-6g
34 379204 Кляммер
35 201499 Болт М10-6gх30
36 252136 Шайба 10 ОТ
37 250512 Гайка М10х1-6Н
38 5336-1302137 Тяга
39 250615 Гайка М12х1,25-6Н
40 5335-1302063 Чашка малая
41 500-1302138 Втулка распорная
42 500-3508139 Подушка малая
43 205157 Болт 2М12х1,25-6gх70
44 252018 Шайба 12
45 500-1302124 Втулка распорная
46 204-1302062 Чашка подушки
47 258040 Шплинт 3,2х25
48 250977 Гайка М12х1,25-6Н
49 250513 Гайка М10х1-6Н
50 64227-1311010 Расширительный бачок в сборе
51 ВС11-8101010 Кран
52 6422-1303025 Шланг радиатора отводящий (1-176 мм, диаметр 60х70)
53 64229-1303530 Хомут
54 64229-1303650 Хомут
55 6422-1303168 Рукав
56 6422-1303240 Патрубок
57 64229-1303245 Прокладка
58 64229-1303514 Хомут
59 401870 Кляммер
60 6422-1014011 Кронштейн
61 64229-1353514 Хомут
62 5048-1311048 Шланг
63 204-1302060-01 Подушка
Ссылка на эту страницу: http://www.kspecmash.ru/catalog.php?typeauto=2&mark=11&model=96&group=5