Управление системой регулирования давления воздуха в шинах осуществляется из кабины водителя.
В систему регулирования давлением воздуха в шинах входят: краны запора воздуха, пневмопроводы, узлы уплотнения подвода воздуха и, в зависимости от установленной на автомобиле панели приборов, органы регулирования давлением воздуха в шинах.
Краны запора воздуха установлены на каждом колесе, они предназначены для отключения шин от системы на длительной стоянке автомобиля КамАЗ и в случае выхода из строя манжет головки подвода воздуха. Колесные краны закрываются только при длительных (более 24 часов) стоянках автомобиля.
Узлы уплотнения подвода воздуха установлены непосредственно в цапфы мостов и обеспечивают герметичность подвижного соединения. Воздух к узлам поступает через штуцер. Из полости узла воздух по каналу полуоси поступает к крану запора воздуха и далее по соединительному шлангу в шину колеса.
Для автомобилей КамАЗ, укомплектованных панелью приборов КАМАЗ
В систему регулирования давления воздуха в шинах входит кран управления давлением с клапаном-ограничителем, ограничивающим падение давления в пневмосистеме (см. Таблицу Пониженное и номинальное давление в шинах ).
Установка величины давления в шинах производится с помощью рычага крана управления, расположенного справа от водителя под панелью приборов (см. рис. Рычаг крана управления давлением воздуха в шинах ).
Пониженное и номинальное давление в шинах
Применяемость на
автомобиле
Пониженное
давление,
кПа (кгс/см2)
Номинальное
давление,
кПа (кгс/см2)
Рычаг управления имеет три положения:
- левое – соответствует повышению давления воздуха в шинах;
- среднее – нейтральное;
- правое – соответствует снижению давления
Рычаг крана управления давлением воздуха в шинах
Давление воздуха в воздуха в шинах определяется по манометру, расположенному на щитке приборов, только при нейтральном положении рычага, при полностью открытых колесных кранах.
Для повышения давления воздуха в шинах перевести рычаг влево, при этом стрелка на манометре займет правое крайнее положение. Выдержав рычаг в этом положении некоторое время, перевести его в нейтральное положение и по манометру определить установившееся давление. Для достижения нужного – давления повторить данную операцию.
Для снижения давления воздуха в шинах перевести рычаг вправо. При этом стрелка на манометре падает до «О». Выдержав рычаг в правом положении некоторое время (1-2 мин), перевести его в нейтральное положение и по манометру определить установившееся давление. При необходимости, для достижения нужного давления воздуха в шинах повторить операцию.
Внимание! Запрещается устанавливать рычаг крана управления давлением в положение, соответствующее накачке шин, при закрытых кранах запора воздуха во избежание повреждения шинного манометра и головок подвода воздуха.
Для автомобилей укомплектованных панелью приборов ИКАР-ЛТД
В систему регулирования давления воздуха в шинах входят: микрорегулятор пониженного давления, микрорегулятор номинального давления, распределитель давления в шинах.
Микрорегуляторы отрегулированы на пониженное и номинальное давление в пневмосистеме (см. Таблицу Пониженное и номинальное давление в шинах ).
Установка величины давления в шинах производится с помощью переключателя распределителя, расположенного на дополнительной панели под панелью приборов ( см. рис. Установка величины давления в шинах ).
Переключатель распределителя имеет два положения (правое и левое).
- Для повышения давления воздуха в шинах перевести переключатель вправо. При этом система автоматически установит давление в шинах, на которое отрегулирован микрорегулятор номинального давления.
- Для снижения давления воздуха в шинах перевести переключатель влево. При этом система автоматически установит давление в шинах, на которое отрегулирован микрорегулятор пониженного давления. )
- При необходимости, возможна установка давления в шинах в любое произвольное значение между минимальным и номинальным. Для этого необходимо установить переключатель давления воздуха в шинах в левое положение и вращением рукоятки микрорегулятора установить необходимое давление.
- Вращение рукоятки микрорегулятора в сторону (+), указанному на рукоятке увеличивает давление, в сторону (-) уменьшает давление.
- После регулировки давления установите рукоятку в фиксированное положение.
- Давление воздуха в шинах определяется по манометру при полностью открытых колесных кранах.
- Для ускоренного впуска и выпуска воздуха из шин в тормозной системе предусмотрен ускорительный клапан.
Установка величины давления в шинах
1 – переключатель распределителя; 2 – регулятор пониженного давления; 3 -регулятор повышенного давления
Правила пользования системой регулирования давления воздуха в шинах
Движение автомобиля по дорогам с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам допускается только при давлении в шинах, соответствующем максимальной нагрузке.
На труднопроходимых участках пути допускается кратковременное снижение внутреннего давления воздуха в шинах, при этом максимальная скорость и величина пробега должны соответствовать нормам, указанным в таблице.
Давление
в шинах,
кПа (кгс/см2)
Максимальный
пробегв течение
гарантийного
срока, км
Система регулирования давления воздуха в шинах применена на автомобилях КамАЗ-4310 и предназначена для повышения проходимости автомобиля на тяжелых участках пути за счет изменения давления воздуха в шинах
В случае прокола шины эта система позволяет продолжать кратковременное движение до места стоянки без замены колеса при условии, что компрессор сможет восполнить утечку воздуха из поврежденной шины.
Управление системой осуществляется из кабины водителя, давление воздуха в шинах постоянно контролируется по манометру, расположенному на панели приборов, и должно поддерживаться в пределах нормы.
В систему регулирования входят кран 1 управления давлением с клапаном-ограничителем, предохраняющим давление в пневмосистеме от падения ниже 550 кПа, краны 3 запора воздуха, пневмо-проводы, головки подвода воздуха.
Кран управления давлением воздуха в шинах золотникового типа.
Золотник 12 перемещается в корпусе 6 и уплотняется сальником 9.
Находящееся на золотнике упорное кольцо ограничивает крайние пределы хода золотника.
Золотник через штифт соединен с тягой рычага 2 крана, имеющего три положения.
Левое положение рычага соответствует накачке шин, среднее — нейтральное, правое — выпуску воздуха из шин в атмосферу.
При переводе рычага крана в левое положение золотник перемещается к клапану-ограничителю, проточка на золотнике при этом устанавливается против сальника и воздух через образовавшийся зазор под сальником поступает в шины.
При переводе рычага крана в правое положение золотник перемещается от клапана-ограничителя, проточка на золотнике при этом устанавливается против другого сальника и воздух из шин уходит в атмосферу.
При переводе рычага крана в нейтральное положение проточка на золотнике находится между сальниками и исключает поступление воздуха к шинам и из шин в атмосферу.
Рукоятка управления краном установлена под приборной панелью с правой стороны от водителя.
Головки подвода воздуха, установленные на полуосях, состоят из корпуса и двух резиновых манжет с пружинами, обеспечивающими герметичность подвижного соединения.
Воздух к головке поступает через штуцер. Из полости головки воздух по каналу в полуоси проходит через кран запора воздуха и соединительный шланг и поступает в шину колеса.
Краны запора воздуха установлены на каждом колесе, предназначены для отключения шин от системы при длительной стоянке автомобиля и в случае выхода из строя манжет головки подвода воздуха.
Кран состоит из корпуса 7, в котором перемещается по резьбе пробка 1, ее наружный конец имеет квадратную головку под ключ.
Пробка уплотнена резиновым кольцом 4 с шайбами 3 и 5 и поджата гайкой 2. Уплотнение корпуса крана в гнезде полуоси обеспечивается резиновым кольцом 6.
Движение автомобиля по дорогам с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам допускается только при давлении воздуха в шинах 300. 340 кПа, так как при этом давлении обеспечивается сохранность шин.
На труднопроходимых участках пути возможно кратковременное снижение давления воздуха в шинах. При этом максимальная скорость движения должна соответствовать нормам, приведенным в таблице.
Нормы выбора максимальной скорости движения
Движение автомобиля по дорогам с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам допускается только при номинальном давлении в шинах, соответствующем максимальной нагрузке на шину.
На труднопроходимых участках пути (заболоченной местности, снежной целины, сыпучих песков) допускается кратковременное снижение внутреннего давления воздуха в шинах, при этом максимальная скорость и величина пробега должны соответствовать нормам, указанным в таблице.
Виды дорог | Давление в шинах, кПа (кгс/см 2 ; бар) | max скорость, км/ч | max пробег в течение гарантийного срока, км |
196 (2,0; 1,96) до номинального
Управление системой осуществляется из кабины водителя.
В систему регулирования давлением воздуха в шинах входят: краны запора воздуха, пневмопроводы, узлы уплотнения подвода воздуха, головок с манжетами подвода воздуха и органы управления системой регулирования давления воздуха в шинах.
Узлы уплотнения подвода воздуха установлены непосредственно в цапфы мостов и обеспечивают герметичность подвижного соединения. Воздух к узлам поступает через штуцер. Из полости узла воздух по каналу полуоси поступает к крану запора воздуха и далее по соединительному шлангу в шину колеса.
Краны запора воздуха установлены на каждом колесе, они предназначены для отключения шин от пневмосистемы автомобиля.
Внимание!
Для уменьшения износа уплотнительной манжеты рекомендуется закрывать колесные краны во время движения. Открывать только для накачки шин.
На автомобиле возможна установка крана запора воздуха в вариантном исполнении:
- I вариант – см. рис. Кран запора воздуха;
- II вариант – см. рис. Кран запора воздуха (вариант).
Кран запора воздуха
1 – пробка крана; 2 – корпус крана
Кран запора воздуха (вариант)
1 – фиксатор кран-буксы; 2 – флажок фиксатора
Порядок работы крана (см. рис. Кран запора воздуха (вариант)):
- выдвинуть фиксатор кран-буксы 1 п о направлению Б;
- вращая до упора флажок фиксатора 2, установить фиксатор в положение «Открыто» или «Закрыто»;
- задвинуть фиксатор кран-буксы 1 в исходное положение.
Органы управления системой регулирования давлением воздуха в шинах расположены на панели приборов: переключатель распределителя, регулятор пониженного давления и регулятор номинального давления (см. рис. Управление системой регулирования давления воздуха в шинах).
Управление системой регулирования давления воздуха в шинах
1 – переключатель распределителя; 2 – регулятор пониженного давления; 3 – регулятор номинального давления
Регуляторы отрегулированы на минимальное и номинальное давление в пневмосистеме (см. таблицу Минимальное и номинальное давление в шинах).
Давление в шинах*
Размерность шины | Модель шины | Модель а/м | Номинальное давление, кПа (кгс/см 2 ; бар) |
425/85 R21, 146J | КАМА-1260, КАМА-1260-1 |
5350 | 441 (4,5±0,24; 4,41) |
425/85 R21, 156G | КАМА-1260, КАМА-1260-1 |
43118, 43502, 53504 |
549 (5,6±0,2; 5,49) |
425/85 R21, 146K | О-184 | 5350 | 441 (4,5±0,2; 4,41) |
425/85 R21, 156J | О-184 | 43118 43502, 53504 |
549 (5,6±0,2; 5,49) |
395/80 R20 | КАМА- 430 |
43501 | 441 (4,5±0,2; 4,41) |
390/95R20, 156J | КАМА- УРАЛ |
43118 53504 43502 |
549 (5,6±0,2; 5,49) |
*Минимальное давление 80 кПа; 0,8±0,2 кгс/см 2 ; 0,8 бар
Переключатель распределителя производит установку величины давления в шинах.
Для снижения давления воздуха в шинах перевести переключатель распределителя влево. При этом система автоматически установит давление в шинах, на которое предварительно был отрегулирован регулятор пониженного давления.
Возможна установка давления в шинах в любое произвольное значение между минимальным и номинальным. Для этого необходимо установить переключатель распределителя давления воздуха в шинах в левое положение и вращением рукоятки регулятора пониженного давления установить необходимое давление.
Для уменьшения времени выставления номинального и пониженного давления допускается перевод рукоятки соответствующего регулятора на регулировку пониженного или повышенного давления на пол оборота.
Давление воздуха в шинах определяется по манометру при полностью открытых колесных кранах. Не допускать отличия давления в шинах от номинального.
Контролировать давление в шинах по манометру, не допуская его отличие от рекомендуемого.
После выставления давления регуляторы вернуть в первоначальное положение.
Для повышения давления воздуха в шинах перевести переключатель распределителя вправо.
При этом система автоматически установит давление в шинах, на которое предварительно был отрегулирован регулятор номинального давления.
Регулирование давления воздуха в шинах в обычных дорожных условиях
Движение автомобиля по дорогам с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам допускается только при номинальном давлении в шинах, соответствующем максимальной нагрузке на шину.
1. Колесные краны всех колес должны быть открыты.
2. Установить переключатель распределителя давления воздуха в шинах в правое положение.
3. Довести давление воздуха в шинах штатной системой до номинального уровня давления контролируя по манометру подкачки шин.
4. Для уменьшения износа уплотнительной манжеты за счет снижения времени ее работы под давлением сжатого воздуха необходимо:
- закрыть колесные краны всех колес;
- установить переключатель распределителя давления воздуха в шинах в левое положение;
- повернуть против часовой стрелки регулятор пониженного давления, установив давление на манометре подкачки шин равным нулю. При этом давление в исполнительных магистралях (от ускорительного клапана до колесных кранов) также устанавливается равным нулю, и таким образом сбрасывается давление воздуха в полости манжет. Давление воздуха в шинах сохраняется с помощью закрытых колесных кранов.
Регулирование давления воздуха в шинах в сложных дорожных условиях
На труднопроходимых участках пути (заболоченной местности, снежной целины, сыпучих песков) допускается кратковременное снижение внутреннего давления воздуха в шинах, при этом максимальная скорость должна быть 15-20 км/ч. После преодоления тяжелого участка дороги необходимо повысить давление в шинах до номинального.
1. Колесные краны всех колес должны быть открыты.
2. Установить переключатель распределителя давления воздуха в шинах в левое положение.
3. Довести давление воздуха в шинах штатной системой до пониженного уровня давления, контролируя по манометру подкачки шин.
4. Для уменьшения износа уплотнительной манжеты за счет снижения времени ее работы под давлением сжатого воздуха необходимо:
- закрыть колесные краны всех колес;
- установить переключатель распределителя давления воздуха в шинах в правое положение;
- поворотом против часовой стрелки регулятора пониженного давления установить давление на манометре подкачки шин равным нулю. При этом давление в исполнительных магистралях (от ускорительного клапана до колесных кранов) также устанавливается равным нулю, и таким образом сбрасывается давление воздуха в полости манжет.
Регулировка давления в шинах
В случае отклонения значений давлений, соответствующих минимальному и номинальному давлению, необходимо, при помощи соответствующего регулятора, довести давление до требуемой величины.
Для этого:
1. Закрыть колесные краны на всех колесах автомобиля.
2. Установить переключатель распределителя в левое положение.
3. Вытянуть рукоятку регулятора пониженного давления и вращением рукоятки установить пониженное давление сжатого воздуха в магистрали подачи воздуха к шинам. Вращение рукоятки регулятора пониженного давления в сторону (+), указанному на рукоятке увеличивает давление, в сторону (-) уменьшает давление.
4. После регулировки давления установить рукоятку регулятора пониженного давления в фиксированное положение.
5. Установить переключатель распределителя давления воздуха в шинах в правое положение.
6. Вытянуть рукоятку регулятора номинального давления и вращением рукоятки установить номинальное давление сжатого воздуха в магистрали подачи воздуха к шинам.
7. После регулировки давления установить рукоятку регулятора номинального давления в фиксированное положение.
8. После регулировки регуляторов пониженного и номинального давления открыть колесные краны и провести заполнение шин сжатым воздухом до соответствующего давления, определяемого положением переключателя распределителя.
Внимание!
Регулировку давления воздуха в шинах необходимо производить на стоящем автомобиле с работающим двигателем.