Приобретение автомобиля — серьезная покупка, к которой следует подойти ответственно. Все хотят знать, как выгоднее купить новый автомобиль. В салонах предлагают большой выбор машин на любой вкус. Дилеры соперничают между собой, ведь даже у одной марки в городе бывает несколько представительств. Раскрываем секреты покупки.
Как выгоднее купить новый автомобиль в салоне
Ключевые факторы суммы, которую вы заплатите в салоне:
- Статус дилера: серый или официал;
- Оформление автокредита – помогут программы софинансирования;
- Сезонность: приобретение транспорта с ПТС предыдущего года;
- Тест-драйв экземпляр с салона.
Далее все факторы подробно.
Развеем миф: с салонами нужно и можно торговаться.
От чего зависит цена
Сэкономить на покупке автомобиля вполне реально. Для этого нужно знать факторы, которые влияют на цену.
Часто ценники на приглянувшуюся вам модель в некоторых салонах значительно ниже, чем у официального дилера.
У них приходится сильно переплачивать за автомобиль, а документы оформлены так, что оспорить несправедливость не удается даже в суде. Поэтому рекомендуется приобретать машины в официальных дилерских автосалонах.
Сегодня все чаще авто покупают в кредит. В такой ситуации есть смысл оформлять его на месте.
Банки регулярно устраивают акции совместно с автодилерами, стимулируя автокредитование. Салон субсидирует часть процентной ставки. В результате займ удается заключить на более выгодных условиях.
Погасить кредит можно сильно досрочно – тогда выгода будет больше.
Прежде чем отправляться покупать авто, изучите предложения крупных банков и ведущих дилеров, обращая внимание на скидки и акции. Разошлите им электронные письма с просьбой проконсультировать вас о действующих специальных предложениях по автокредиту.
Сезонные скидки: выгодно и дешево по времени года
Нужно не забывать и про сезонные скидки. Они появляются к концу каждого квартала.
Бывает в автоцентре план по реализации конкретных моделей, на которые распространяется индивидуальная скидка. Если вы рассчитываете сэкономить, запланируйте посещение салонов на конец любого из кварталов.
Большую скидку вы сможете получить, приобретая машину, которая длительное время не продается или часто используется для тест-драйва. Об этих вариантах мы еще расскажем подробнее.
В январе будет скидка на машины с декабрьскими ПТС. Возраст никакой, но год уже прошлый.
Схема получения скидок: раскрываем секреты
Новый автомобиль — недешевое удовольствие. Но даже в этом случае есть смысл претендовать на скидки. Главное, уметь торговаться.
Настроиться на нужную волну поможет личный опыт кого-то из друзей или соответствующая мотивационная книга. Не лишним использовать собственное природное обаяние и умение разговорить человека.
Обход дилеров: выбор нового автомобиля из автосалонов
Начинать нужно с визита во все дилерские центры, в которых продают интересующие вас модели. Берете распечатки с комплектациями, отправляетесь анализировать.
В салонах, где вам понравились машины, закажите тест-драйв. Это поможет понять, какой автомобиль вам нужен, а еще примелькаться на глаза у менеджеров.
Важно, чтобы они поняли: вы человек, находящийся в шаге от того, чтобы расстаться с деньгами. Продавцы обязательно захотят, чтобы вы это сделали именно у них.
После тест-драйва еще несколько раз наведайтесь в салоны, которые привлекли ваше внимание. Лишний раз осмотрите понравившуюся модель, задавайте менеджерам все интересующие вопросы. К этому моменту, скорее всего, за вами прикрепят конкретного специалиста.
Модели в наличии могут не совпасть с нужной вам комплектацией.
На следующем этапе узнайте об автомобилях, которые имеются в наличии у дилера. Ведь машины часто привозят на заказ в уже требуемой комплектации. Те, что представлены на стендах, продаются плохо.
Дилерский центр: как купить в автосалоне правильно
Следующий этап: как правильно выбить скидку в автосалоне. Добейтесь, чтобы вас запомнили, как практически гарантированного клиента.
Приходите в шоурум с задумчивым и озадаченным видом, придирчиво и не спеша осматривайте еще раз все модели.
Приходя в очередной раз в дилерский центр, например, «Мерседеса», внимательно осматривайте автомобиль. Когда менеджер поинтересуется о ваших планах, отвечайте, что вам все нравится. Но в салоне «Ауди» цена не менее выгодная, есть интересная комплектация. Затем отправляйтесь в «Ауди», где разыграйте эту же ситуацию еще раз.
Сравнение похожих моделей от разных брендов вживую – лишний аргумент для продавца, чтобы сбросить для вас цену.
На этом этапе менеджеры сами начинают вам звонить и делать заманчивые предложения: бесплатную страховку, комплект шин, коврики или другие мелочи.
Главное, чтобы продавцы узнали, что в соседнем салоне вам поступают те же предложения. Тогда они дадут слабину и начнут снижать цену. Если вы хотите сэкономить, можете согласиться на автомобиль, который есть в наличие в салоне. Скидка окажется еще более существенной.
Подводя итог, можно выделить несколько основных моментов:
- Никогда не стесняйтесь торговаться.
- Если хотите купить быстро (за один-два дня) по-настоящему сэкономить не удастся. Выделите на это несколько недель.
- Покупать следует в конце квартала или года, когда все готовят отчеты по продажам.
- Не бойтесь тратить время менеджера, желательно обращайтесь к одному и тому же сотруднику дилерского центра, в котором подбираете автомобиль.
- Вам никогда изначально не предложат реальную стоимость автомобиля. Поэтому помните, что дилер всегда может подвинуться по цене.
Не стесняйтесь просить менеджера обозначить на бумаге предлагаемую цену. Либо напишите сами и покажите ее в салоне-конкуренте.
Маржа и бонусы
Приобретая машину, важно разобраться в понятии дилерская маржа. Тогда вам будет проще торговаться. Дилерская маржа — разница между закупочной ценой автомобиля у импортера и розничной.
Она варьируется в диапазоне от 5 до 11%. Конечно, она отличается в зависимости от конкретной марки. В среднем составляет 6-7%. Чтобы автобизнес приносил прибыль, минимальная маржа должна составлять 2-4%.
На деле она выше, так что нужно понимать: менеджеры внутренне готовы пойти навстречу. Уступить, как минимум, несколько процентов. Автодилеры ничего не потеряют.
Выгодно заключать кредитный договор и оформлять страховой полис сразу в автоцентре. Сегодня заработок дилеров складывается за счет оказания дополнительных услуг. К ним относится продажа «красивых» номеров, постановка автомобиля на учет.
Если менеджер оформит КАСКО или автокредит, то будет иметь дополнительный доход от банка или страховщика. Оправданно потребовать скидку.
Наличный расчет
Требуйте скидку, если у вас наличные. Многие приобретают автомобили в кредит. Если не нуждаетесь в займе от банка, превращаетесь в завидного клиента в любом автосалоне.
Дилерский центр сам постоянно использует при расчетах с поставщиками заемные средства. Проценты постоянно копятся. Им выгоднее дать вам скидку в 5-6% и продать дешевле, чтобы избавиться от обязательств перед банком.
Если дилер не готов снижать цену, всегда можете рассчитывать на подарки и бонусы.
Как минимум, можете претендовать на комплект зимней резины или КАСКО. Попробуйте монетизировать подарок, предложив обменять его на сопоставимую по сумме скидку.
Приобретая машину, имеющуюся в салоне, в конце года можно рассчитывать на более щедрые предложения. Например, климат-контроль или другие опции.
Даже недорогие варианты имеют бонусы: ПТФ, коврики или тонировка стекол.
После тест-драйва дешевле
Заявить о праве на скидку можете, если берете машину, которая регулярно использовалась для тест-драйва или давно стоит в салоне.
Когда она не продается пару лет, ее уже нельзя считать новой. Ведь за рулем перебывало несколько сотен человек. Это весомый аргумент, чтобы требовать снизить цену на 20-25%.
Покупая машину, которая использовалась для тест-драйва, приходится сталкиваться с фактическим обманом клиента. Ведь такое авто изначально предоставляется заводом-производителем бесплатно.
Когда оно устаревает, дилер реализует его по стоимости новой модели. При этом производителю сообщает о продаже изношенной машины со скидкой, а с клиента берет полную цену.
На авто после тест-драйва требуйте скидку до трети от первоначальной стоимости.
Последнее посещение автосалона
Перед этим составьте предварительный план осмотра. Так вы не забудете, на что следует обратить внимание. Он будет зависеть от конкретной модели.
Детальный план включает в себя проверку замков, элементов кузова, багажника, сидений, световых приборов, капота.
Заведите автомобиль, мотор должен работать без сбоев. Проверьте, чтобы в наличие были:
- 2 комплекта ключей;
- сервисная и гарантийная книжка;
- инструкция;
- номера двигателя и кузова соответствуют прописанным в ПТС;
- гарантийная книжка;
- договор;
- акт приемки-передачи;
- на всех бумагах должны стоять подписи и печати.
Покупка авто за границей
Можно купить автомобиль за пределами России. Это еще один вариант, как сэкономить. В 1990-е пригоняли машины из Европы, сейчас — покупатели сами отправляются в европейские страны.
Достоинство этого варианта — низкие цены. Возникают сложности в виде необходимости пересекать границу, тратить время, оформлять отдельные документы.
Российские камеры на дорогах еще не обучены распознавать иностранные номера – это отдельный плюс.
В последнее время популярна схема приобретения авто в лизинг через иностранные компании. ТС может быть БУ или новым. Чаще всего, наши соотечественники отправляются в Чехию. Здесь покупают машину в лизинг, а после сразу регистрируют на себя.
Также оформляют авто на компанию, которая является плательщиком НДС. Такие фирмы даже специально создают для подобных целей.
Это упрощает регистрацию, позволяя ездить по российским дорогам без переоформления. Только придется периодически отправляться в страну, где была совершена покупка. Поэтому такой способ подходит не для всех.
Что берем в автосалон
Итак, выбор нового автомобиля из автосалонов состоялся, предоплата внесена. Осталось забрать ТС. Собираясь в автосалон, сверьтесь с этим списком:
- документы (водительские права, паспорт, подтверждения об оплате, одобрении кредита);
- деньги (потребуются на покупку страховки, резины);
- билеты (если отправляетесь в другой город);
- навигатор (когда не уверены, что помните дорогу домой);
- папка для документов.
Приемка автомобиля
Перед финальным оформлением бумаг скрупулезно осмотрите машину. Только после этого подписывайте документы.
Обнаружили недостатки? Требуйте другое авто, устранения неполадок на месте, скидку или компенсацию в виде подарка.
Если на автомобиле вмятины или царапины, продавец постарается прикрыть собой эти места.
Проверяйте документы, чтобы данные совпадали побуквенно. Когда все оформлено, разложите бумаги по двум папкам. Одна — для сотрудников ГИБДД, вторая – для всего остального. Если остановит дорожная полиция, потребуется ПТС, акт приема-передачи, страховка.
Когда выехали из автосалона, не спешите сразу выезжать на дорогу. Остановитесь (если это запрещено, включите аварийные сигналы).
Проверьте, что все документы на месте. Отрегулируйте зеркала, кресло, рулевую колонку. Только после этого отправляйтесь в путь.
Перед окончательным расчетом убедитесь, что все работает и на панели нет индикации Check Engine – на данном этапе это проблемы дилера.
Вместо заключения
Подводя итог, отметим, что приобрести новый или подержанный автомобиль со скидкой реально. Правда, на это потребуется время.
Не стесняйтесь торговаться, помните, что существует множество вариантов получения выгоды. Например, вместо скидки оформить бонус или подарок.
Выясняем, как при покупке нового автомобиля получить максимальную выгоду.
Процесс покупки состоит из нескольких самостоятельных сделок, каждая при этом может нести определенную выгоду. И если на первый взгляд скидки кажутся незначительными, то в сумме размер дисконта может составить 10% от цены или даже больше.
1. Скидка производителя
Эту скидку дает производитель или — реже — сам дилер. Такие предложения, как правило, носят сезонный характер и в основном касаются моделей, давно представленных на рынке. Если автомобиль уже не так популярен, как в момент своей премьеры, вы вправе рассчитывать на 5-процентную дилерскую скидку. Если же модель нишевая или скоро уйдет с рынка, то ваша выгода может достигать 10–15%. Такие предложения обычно появляются при смене модельного ряда, выходе в ближайшее время рестайлинговой версии или при глобальном обновлении модельного ряда. Так что ваша задача — почитать прессу и узнать, как скоро приглянувшуюся модель ждет обновление.
2. Бонус при trade-in
Сдавая в зачет свой старый автомобиль, можно получить фиксированную скидку. Такие программы широко распространены во всех сегментах рынка. О размерах бонусов по трейд-ин для каждой марки можно узнать на сайтах автодилеров. Низкая оценочная стоимость сдаваемого вами в trade-in автомобиля относительно других дилеров-конкурентов повод для хорошего торга. Важно не продешевить — вы должны четко представлять, сколько реально стоит ваша машина.
3. Программы лояльности к бренду
Некоторые производители, в основном премиального сегмента, предлагают так называемый бонус лояльности для сохранения уже существующих клиентов. Если у вас есть автомобиль такой марки сейчас или вы владели автомобилем этого производителя в прошлом, есть хороший шанс рассчитывать на получение такого бонуса. Стандартный размер бонуса лояльности может достигать 5%.
4. Корпоративные программы
Если вы сотрудничаете с компанией, у которой большой автопарк, например такси, есть возможность воспользоваться их корпоративной скидкой. Такие скидки предлагаются производителями, чтобы стимулировать компании регулярно обновлять свой автопарк. Обязательно выясните, не является ли ваш работодатель партнером дилера, для этого можно сделать соответствующий запрос в представительство марки. Попросите дилера предоставить список компаний, для которых такая скидка применима. Стандартная корпоративная скидка составляет от 5 до 10% и не зависит от дилерской маржи. Скидка напрямую зависит от программы производителя и компенсируется им из собственной прибыли, поэтому для дилера предоставление такого бонуса необременительно.
5. Скидка от страховой премии
Уточните у дилера о скидке на страховую премию вашего нового автомобиля. Страховые компании предлагают дилерам бонус до 40% от суммы страховой премии. Вы вполне можете рассчитывать на половину. Если дилер не соглашается предоставить вам скидку на страхование, предупредите его о том, что в противном случае воспользуетесь услугами своей страховой компании. Большинство дилеров в таких случаях не захотят терять даже часть своего бонуса.
6. Скидка от дополнительных услуг
Большинство автосалонов делают своим постоянным клиентам скидки на обслуживание по картам, выдаваемым при покупке машины. Поскольку такие карты накопительные, с каждым следующим обращением в автосалон скидка увеличивается. Узнайте, нет ли у кого из ваших друзей и знакомых такой карты. Если ее можно передавать другим лицам, попробуйте использовать ее при вашей покупке. Некоторые автосалоны предлагают своим клиентам различные дополнительные услуги, например постановку автомобиля на учет, бесплатное первое ТО или установку сезонных покрышек. Даже если вам удастся договориться о нескольких бесплатных услугах, итоговая экономия может составить внушительную сумму.
7. Скидка от кредита
Банки предлагают своим дилерам около 2% комиссии при продаже кредитов. Обязательно рассмотрите такую возможность при покупке автомобиля в кредит — поэтому просите у дилера максимальную скидку от его бонуса при оформлении.
Покупка нового автомобиля, даже у официального дилера – дело не всегда исключительно приятное. Иногда приходится понервничать, поспорить или даже слегка расстроиться из-за того, что итоговая сумма, оставленная продавцу, оказывается ощутимо больше, чем планировалось. И речь не о мелких «допах»: покупая новую машину, стоит быть максимально внимательным к каждой мелочи. Разбираемся в «темных» схемах и выясняем, как не переплатить.
Н а практике список хитростей, которые заставят вас дополнительно раскошелиться, очень широк – причем ваши дополнительные расходы могут быть как разовыми непосредственно в момент покупки, так и долгосрочными. Однако ознакомившись с этим (вполне возможно, далеко не полным) списком вариантов «развода», можно сберечь не только деньги, но и нервы. Итак, давайте разбираться, как же недобросовестные дилеры изыскивают способы положить дополнительные деньги в свой карман. Причем слово «недобросовестные» тут ключевое: далеко не все дилеры грешат серыми схемами, но и думать, что «официальный дилер – всегда идеальный дилер», не стоит.
О том, что автопроизводители в большинстве своем имеют варианты расширенной гарантии или сервисных сертификатов, мы вам уже рассказывали. Однако некоторые дилеры вместо этих прозрачных и официальных программ предлагают свои собственные – которые, на первый взгляд, выглядят весьма схоже. Предложение дилерского сервисного контракта обычно строится на фразе вроде «мы предлагаем вам приобрести сертификат на прохождение ТО на сумму ХХ тысяч рублей», а сумма в нем проставляется в зависимости от условий и стоимости машины. К примеру, это 50 тысяч рублей – предложение кажется удобным, ведь на эти деньги можно пройти несколько стандартных процедур технического обслуживания.
Но хитрость заключается в том, что включенные в сертификат деньги. нельзя использовать для оплаты полной стоимости ТО! Оплатить ими можно лишь 10-15 процентов, а остальную сумму придется внести в кассу отдельно. Такая схема фактически привязывает клиента к определенному дилерскому центру – ведь у него остается невыбранный денежный объем, возврат которого, естественно, не предусмотрен договором. Фактически же для полного расходования этой суммы придется посещать дилера не один год, суммарно заплатив ему за это время не одну сотню тысяч рублей. Ну а учитывая стоимость работ и запчастей, «щедрое» предложение оказывается выгодным исключительно для дилера: 10-15% скидки за ТО практически неощутимы для него, а вот единовременный денежный бонус при продаже автомобиля – куда более приятная сумма.
Вы покупаете новенький автомобиль, а затем отправляетесь в бесплатное путешествие, где можно отпраздновать удачное приобретение – звучит просто прекрасно, не так ли? Именно так и продвигают подобную «акцию» дилеры, прикладывая к автомобилю подарочную туристическую путевку. Бонус кажется приятным – ровно до того момента, пока вы не начинаете собирать чемоданы.
Прибыв в агентство, с которым сотрудничает автосалон, вы выясняете новые подробности: да, путевка бесплатная, и в нее включено. проживание в отеле. Оплата же билетов на самолеты и автобусы, питания, экскурсий и прочих мероприятий в путевку не входит – на это придется раскошелиться самостоятельно. Ну а с учетом того, что концепция «подарочной путевки» составляется агентством заблаговременно, итоговая стоимость такого путешествия может оказаться даже выше, чем если бы приобрели его сами, безо всяких «подарков».
Дорогая спутниковая сигнализация с обратной связью и широким функционалом, установленная совершенно бесплатно – звучит неплохо, так ведь? И опять практического обмана здесь нет: дорогую сигнализацию действительно устанавливают и настраивают бесплатно. Подвох, как обычно, вскрывается уже после окончания работ и выдачи машины: использование сигнализации подразумевает абонентскую плату, которая составляет сущие пустяки – тысячи полторы-две в месяц. Таким образом, годовая стоимость эксплуатации охранного комплекса обходится в 15-20 тысяч рублей. Конечно, учитывая его полноценный функционал и бесплатную установку можно считать такое приобретение вполне оправданным – но при одном важном условии: что вы знали об этом до момента его приобретения и были готовы к этим расходам. В противном случае даже хорошая вещь может стать обузой.
Эта схема и вовсе элементарная: «выгода» строится по принципу «вынь предмет из комплекта и преподнеси его как подарок». Многие бренды при продаже машины предоставляют – по акции или в подарок – карту своей фирменной программы помощи на дорогах. Она может включать в себя бесплатную эвакуацию, подвоз топлива, если вы «обсохли», ремонт шин и другие полезные услуги. «Щедрый» дилер же, умолчав о том, что она прилагается к автомобилю по умолчанию, преподносит ее как «подарок» в случае, если вы решите приобрести машину именно у него. В итоге в накладе не остается никто, но факт недобросовестного убеждения налицо. Поэтому о том, дарит ли автопроизводитель свою карту участия в программе «Автопроизводитель-Ассистанс», стоит знать заранее.
Заговорив о простых уловках, нельзя не упомянуть еще одну: всегда максимальную скидку, которую озвучивают покупателю по телефону. Зайдите в раздел «акции и скидки» на официальном сайте марки – и с большой долей вероятности найдете ту самую «цену с указанием максимальной выгоды», которую можно получить на выбранную модель. Но на официальном сайте у нее обычно имеется звездочка со ссылкой на поясняющий комментарий ниже, из которого можно узнать, в сколько программ одновременно нужно «попасть», чтобы получить такую скидку. Как правило, условий немало: это программы лояльности, трейд-ин, утилизация, государственные льготные программы и так далее. Но в беседе с менеджером автосалона по телефону в роли звездочки выступает исключительно ваше личное посещение: только в глаза и на месте вам озвучат размер конкретной выгоды, доступной именно вам.
Надо отметить, что отчасти такая модель работы менеджеров оправдана. Неидеальными бывают не только сотрудники дилерского центра, но и покупатели. И помимо привлечения клиентов в автосалон такой подход позволяет экономить время, затрачиваемое на каждого покупателя, который пытается выторговать по телефону все лучшие условия сразу, умалчивая о деталях, которые не позволят ему участвовать в той или иной скидочной программе. При личном же посещении интерес приехавшего выше, а условия конкретнее – и в этом случае можно углубиться в совместное изучение доступных ему выгод.
А вот оправдать схему работы менеджера, который до момента окончательного подписания использует для работы с клиентом так называемый «предварительный договор», нельзя никак. Принцип таков: вам называют цену автомобиля, которая постоянно фигурирует в обсуждениях и даже прописана в некоем документе, который вы подписываете своей рукой. Цена вас устраивает, вы расслабляетесь и обсуждаете детали сделки и салонные коврики в подарок.
А вот непосредственно в момент узаконивания сделки вам подают договор, в котором указана иная – более высокая цена. Ну а если вы замечаете это и задаете резонный вопрос, куда делся первоначально подписанный вами документ, вам поясняют, что тот договор был «предварительным». Даже получив его на руки, вы ничего не добьетесь: он составлен так, чтобы свести ответственность автосалона и возможность как-то зафиксировать цену машины к нулю. Цена указана как «ознакомительная», а в тексте договора может даже иметься пункт о возможности его расторжения автосалоном в одностороннем порядке. Вывод здесь только один: внимательно читайте то, что вам предлагают подписать.
Большинство автопроизводителей имеет банковские продукты под собственным именем, которыми можно воспользоваться при покупке машины. Как правило, процентная ставка там ниже, чем у сторонних банков, а условия вполне выгодные. Но ведь какой-нибудь «Автопроизводитель-Банк» не имеет собственных филиалов, вносить ежемесячный платеж будет неудобно, а процентная ставка у «Удобного Банка» ненамного выше, зато с ним вам будет гораздо проще жить – именно это вам может начать рассказывать менеджер автосалона. На первый взгляд, подвохов нет: предлагаемый им банк – крупный, а его отделение и вправду находится в соседнем доме от вашего.
На практике хитрость может заключаться даже не в более высокой процентной ставке – а в банальном страховании жизни, включенном сумму кредита и, соответственно, в ежемесячный платеж. Вот только узнает клиент об этом уже тогда, когда отказываться от услуги поздно: старая машина сдана в трейд-ин, первый взнос за новый автомобиль внесен, а подписанный договор с мелким шрифтом – вот он, у вас в руках. Ну а стоимость услуги КСЖ – комплексного страхования жизни – может быть весьма и весьма разной.
Раз упомянув страхование жизни, о нем можно говорить достаточно долго – с этой услугой связан не один метод получения дополнительных денег от клиента. Один из самых банальных – предоставление скидки на автомобиль при условии выбора клиентом определенной кредитной программы нужного банка. Скидка при этом действительно предоставляется – только вы ее совершенно не почувствуете. Причина ясна: для предоставления кредита специально привлекаются такие банки, где услуга КСЖ стоит дорого даже по банковским меркам. Ну и, конечно, клиент может узнать об этом только в том случае, если лично проштудирует все подписываемые документы до момента собственно их подписания.
Слаженную работу по навязыванию клиентам страхования жизни нарушило введение Центробанком так называемого «периода охлаждения», который вдобавок в 2018 году увеличился до 14 дней. В этот период клиент может оценить необходимость для него приобретенной услуги страхования и отказаться от нее, вернув уплаченные деньги. Ну а поскольку стоимость комплексного страхования жизни порой очень высока, многие покупатели новых машин решительно отказываются от нее. Ведь для этого, как гласят баннеры в интернете, "надо всего лишь"…
Всего лишь явиться в офис страховой компании с документами на руках и написать заявление об отказе от страховки. Но вы не сможете отказаться от нее, если документов у вас нет. Именно этим и руководствуются некоторые ушлые страховщики: при покупке машины вы подписываете в том числе договор страхования жизни, а вот на руки вам его просто… не дают. В результате некоторые покупатели, считающие, что «в автосалоне документы не отдать не могут», остаются без возможности – и даже без мысли – отказаться от навязанной страховки и вернуть деньги. Ну а тем, кто все же замечает недостачу, придется сперва получить на руки свой страховой договор, а уже затем пытаться его расторгнуть – и уложиться надо будет все в те же 14 дней, которых может и не хватить.
Но страхование жизни – это не единственная возможность увеличить ежемесячные выплаты клиента, покупающего автомобиль. Еще один такой вариант – это так называемая «GAP-страховка». Само по себе страхование по GAP – это полезная дополнительная услуга, которая позволяет получить полную стоимость купленного автомобиля при его утрате без учета амортизации, которая обычно прописана в договоре страхования каско. Но и из полезной услуги можно сделать неоправданно дорогую.
Схема такая: страховщики могут предлагать клиенту обычное каско без GAP: таким образом, в договоре страхования будет прописана амортизация, и при возмещении ущерба клиент получит сумму меньше той, за которую он приобрел автомобиль. И тут на сцене появляется автосалон: он либо «решает» вопрос с GAP и амортизацией за счет изменения стоимости автомобиля, либо предлагает другую страховую программу, в которую будет включено страхование GAP, но по завышенной цене (обычно страхование GAP стоит около 1-2% от суммы договора каско). Если же клиент оказывается от такого GAP-страхования, ему «вынуждены отказать в льготной процентной ставке по кредиту», в результате чего она может вырасти, к примеру, до 17% годовых. При этом в списке доступных, но не озвучиваемых банковских и страховых продуктов, разумеется, есть нормальные программы с низкой процентной ставкой без обязательного GAP-страхования или же с возможностью приобрести услугу GAP по обычной рыночной цене.
Выше мы уже рассматривали схемы, при которых покупателю автомобиля не выдают на руки некоторые документы или умалчивают о реальной стоимости – вот еще одна из них. Клиент выбирает автомобиль, получает одобрение кредита и подает заявление на участие в скидочных программах – например, государственных. Под условия программы он подпадает, и скидку ему на самом деле дают – но не на реальную итоговую стоимость автомобиля, а на сумму заемных кредитных средств. При этом на словах его уверяют в том, что автомобиль стал дешевле на те самые 10 или более процентов.
На практике это выливается в то, что, во-первых, значительная часть выгоды от скидки теряется в процентах по кредиту, а во-вторых, стоимость дополнительных услуг, таких как каско, рассчитывается от полной стоимости автомобиля, которая, как мы помним, осталась неизменной – а цена каско зависит в том числе и от нее. Клиент же, не понимая, за какую сумму он в итоге покупает машину, считает, что он полноценно сэкономил.
Не фоне довольно сложных и явно темных «бумажных» схем, описанных выше, заключительная пара дилерских уловок – просто безобидная шалость. К примеру, убеждая клиента приобрести машину именно у них, менеджер может «подарить» ему нулевое ТО. Конечно, многим известно, что от подобной сервисной операции для новых машин смог отказаться даже УАЗ, и она актуальна лишь для автомобилей ВАЗ с восьмиклапанными моторами. Но, во-первых, об этом знают не все, а во-вторых — ведь бесплатно же! Разумеется, на практике в «нулевое ТО» в лучшем случае будет входить мойка и посещение автомобилем ремзоны, где откроют капот и убедятся, что за 2 500 километров двигатель и масло в нем никуда не исчезли. В худшем – за мойку и какие-то мелочи даже попросят доплатить, или же грязный автомобиль просто постоит в углу бокса, после чего его вручат обратно клиенту.
Практика автосалонов по увеличению стоимости автомобиля за счет установки в него дополнительных нештатных опций стара как мир. Мы уже упоминали о сигнализациях и ковриках, а этот пример – один из частных случаев того, что еще бывает с машинами, прибывшими к дилеру. Так, выкупив автомобиль, дилер может демонтировать сиденья и отправить их в перетяжку кожзамом или, как сейчас говорят, эко-кожей. Получив кожаный салон за три копейки (дилер, разумеется, выполняет работы по «свойским» ценам), автомобиль прибавляет в стоимости несколько десятков тысяч рублей.
Ну а поскольку кожаный салон – это не коврики и не защита двигателя, которые можно легко удалить, клиент, который заинтересовался машиной, не может от него отказаться и вынужден либо брать машину «как есть», либо заказывать и ждать другую. Как мы понимаем, рано или поздно кто-то нетерпеливый согласится. Сам автосалон обычно не скрывает, что перешил салон по собственной инициативе. Но в совсем уж «темном» варианте он может даже выдавать это за «не каталожную заводскую комплектацию», привлекая доверчивых покупателей.
Прочитав столь обширный список вариантов обмана, можно подумать, что покупка новой машины в автосалоне чуть ли не рискованнее, чем приобретение подержанной. На самом деле риск переплатить за собственную невнимательность и недостаточную осведомленность, конечно, есть. Но и способы избежать обмана вполне очевидны. Не нужно покупаться на предложения «серых» дилеров, обещающих цены ниже рекомендованных производителем, или считать, что кто-то готов предложить огромную скидку «за просто так». Приобретать машину стоит у официальных дилеров, и даже в таком салоне сохранять бдительность и внимательное отношение к деталям. Не подписывать никаких документов, не изучив их содержания, и убеждаться в том, что все озвученные вам обещания совпадают с тем, что указано в договорах. Ну и не верить в сказки про молочные реки, кисельные берега и нулевое ТО, конечно.