Так как Москва примерно круглая в плане,
то протяжённость диаметра города колеблется в цифрах – 35-47 км. Но если учесть, что город оброс городами сателлитами, расположенными за пределами МКАД, то эта цифра может быть рассмотрена протяжённостью от центра города до центра города сателлита. В таком случае это расстояние значительно увеличивается, ведь до Зеленограда, около + 50 км.
МОСКВА, 22 января. /ТАСС/. Протяженность автомобильных дорог в столице превысила 6 тыс. километров в 2019 году. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе столичного департамента транспорта.
"Москва сегодня – это 6064 км дорог. В Москве и Московской области зарегистрировано 7,7 млн. автомобилей", – сказали в пресс-службе.
Там напомнили, что в 2018 году в столице добавилось 127 км новых дорог, 55 мостов, 19 пешеходных переходов. Средняя скорость дорожного движения на основных магистралях по сравнению с 2017 годом выросла на 2%, на 7% сократилось количество погибших в ДТП. По сравнению с 2010 годом нагрузка на дороги Москвы снизилась на 25%.
Темы в материале
Поделиться
Все крупные мировые города, как правило, вырастали возле рек, которые выступали главной транспортной артерией. Тем не менее река всегда воспринималась как черное пространство, а возникавшие на ее берегах поселения обращались к ней задними хозяйственными постройками и огородами. С развитием железных дорог транспортная функция реки постепенно утрачивалась, и внимание водной артерии почти не уделялось.
Европейское градостроительство открыло реку как ресурс развития сравнительно недавно, рассказывает президент союза архитекторов России (САР) Андрей Боков, до этого времени река рассматривалась только как техническое устройство.
Первый шаг в Европе к облагораживанию реки сделали французы, обустроив нижние набережные Сены в Париже в середине XVIII века. В российской столице первое движение города в сторону реки – это строительство Центрального парка культуры и отдыха им. Горького с его спусками к воде, после чего в Москве привели в порядок набережные в соответствии с Генпланом 1935 года – облицевали их гранитом в центральной части города. Лондонцы на свою реку обратили внимание еще позже – в 50 – 60-е годы XX века.
Сейчас ситуация в любом городе мирового значения примерно одинакова – стоимость недвижимости, имеющей выход к реке, поднялась достаточно высоко. При этом река придает расположенным на ней объектам некий статус столичности. Например, в Москве это Кремль, Белый дом, Москва-Сити, ряд монастырей и храмовых комплексов.
Через конкурс к новым набережным
Длина форватера Москвы-реки от МКАД до МКАД составляет около 80 километров, а вся береговая линия с заливами и затонами растянулась более чем на 200 километров. При этом только небольшая часть – примерно 1/4 всех набережных – благоустроена и имеет надлежащий вид. А остальная часть прибрежных территорий – это заброшенный и неизвестный большинству жителей город.
Преобразовать это запущенное пространство решено через архитектурно-градостроительный конкурс, в котором примут участие мировые эксперты и специалисты в области урбанистики.
Как неоднократно отмечал заммэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, итогом работы по преобразованию Москвы-реки должно стать создание в городе целостной системы взаимоувязанных прибрежных территорий и повышение эффективности их использования. Согласно планам, реорганизации также подвергнутся порядка 10,4 тыс. га земли, тяготеющей к водному пространству реки.
Вдоль реки планируется привести в порядок набережные, построить подъездные пути и организовать систему развитого водного транспорта. Обновление реки должно улучшить визуальное восприятие исторических ансамблей, повлечь за собой логичную реорганизацию промзон, выходящих к реке, и изменение их функционального назначения.
Первая попытка переосмыслить Москву-реку
Одним из первых, кто в России обратил внимание на развитие ресурса Москвы-реки, стал архитектор Александр Скокан, возглавляющий проектное бюро «Остоженка».
Ресурсами внутри столицы в старых ее границах команда тогда назвала использование возможностей Москвы-реки и «забытых» промышленных территорий. По замыслу «Остоженки» река должна стать доступной «везде и для всех» и выступать в качестве связующего градостроительного звена. Именно на ее берегах было предложено разместить федеральный и парламентский центры. Площадкой для последнего называлось Зарядье. Промзоны вдоль реки (так называемый постиндустриальный пояс), подэстакадное пространство и другие неиспользуемые сейчас территории столицы авторы проекта назвали «забытым городом», площадь которого оценили примерно в 21 тыс. га и предложили активно осваивать. Тогда же архитекторы выдвинули предположение, что Москве не хватает как минимум 20 мостов, чтобы быть естественно связанным.
«Наше внимание на Москву-реку обратили французы (входили в состав интернациональной команды «Остоженка» во время конкурса. – Ред.). Они говорили, что Москва – город особенный, названный точно по названию реки. Это не так часто встречается в мире: например, в Париже протекает река Сена, в Лондоне – Темза. Смешно, но мне надо было прожить почти 70 лет в Москве, чтобы впервые этому удивиться», – вспоминает Александр Скокан.
«Река положила начало городу Москве, и если когда-нибудь, почему-нибудь этот город исчезнет – река все равно останется», – продолжает архитектор.
В ходе конкурса команда «Остоженка» анализировала набережные и выяснила, что городская жизнь развивается только на берегу, но не на самой набережной. «Вдоль реки никто не ходит – это показательное отношение горожан к береговой линии. А в Европе набережная живет полноценной жизнью», – подчеркивает А. Скокан.
По его мнению, многие промышленные территории, выходящие к воде, фактически заброшены, а значит, пригодны для развития общественных функций. «Вдоль реки расположены огромные территориальные ресурсы, которые нам еще предстоит изучить», – подытожил архитектор.
Собираем информацию о реке, которую почти не знаем
Сейчас Институт Генплана Москвы (НИиПИ Генплана Москвы) ведет сбор исходных данных по территориям, прилегающим к Москве-реке, и выявляет существующие проблемы на этих землях. Результатом этой работы станет готовое техническое задание для проведения конкурса. Особо отмечается, что при разработке своих концепций будущие участники должны будут учитывать уже подготовленную концепцию парка в Зарядье.
Ожидается, что победитель станет известен до конца года, а идеи лучших концепций будут учтены в работе над актуализацией Генерального плана Москвы и станут основой при разработке проектов планировок территорий, прилегающих к Москве-реке.
«Город обратил внимание на реку и начал ее исследовать. Река – это целая страна внутри города, которую многие знают лишь приблизительно. Я считаю, что это сокровище, которое надо правильно использовать», – прокомментировал главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.