Сколько уроков вождения нужно чтобы научиться ездить хорошо начинающему водителю? Хватит ли базовых 40-60 часов автошколы для безопасной езды?
Очень многих начинающих водителей волнует вопрос – когда уже у них наконец-то начнет получаться вождение? Чтобы машина не глохла, знаки замечались, габариты чувствовались, а самое главное – исчез этот поганый страх? Кажется, что этот момент не наступит никогда.
Постичь механику и габариты
Как правило, для того, чтобы научиться худо-бедно обращаться с механической коробкой передач и нормально чувствовать габариты хватает и базовых 40-60 часов. Здесь очень важны две вещи – правильная основа и отработка. Программа автошколы очень сжатая, времени на отработку часто не остается. Плюс, очень многое зависит от инструктора, который должен давать действительно хорошую основу. Если он вас изначально научит правильно держать руль, своевременно выбирать передачу при маневрах, останется только отработать эти навыки, и страх со временем уйдет. Если же инструктор только орет, торопится, не дает времени на отработку, научиться правильно ездить нереально.
Планируйте основное вождение так, чтобы успевать брать дополнительные уроки. Например, взяли вы первый урок – трогание. На втором, когда вы еще его не отработали, вас уже будут учить переключать передачи. В результате, получается крайне неэффективное обучение. Так вот, постарайтесь взять хотя бы 3-4 урока дополнительных между этими двумя занятиями, либо найдите машину, на которой можно трогание хорошо отработать. Почувствовать сцепление – самое важное на начальном этапе, этот навык не достигается простым советом «не бросай педаль». Это мышечная память, рефлекс, это достигается только многократной отработкой. И большими дебилами являются инструкторы, которые орут на «глохнущих» курсантов. Криком тут не поможешь – человек должен спокойно отработать навык. Трогаться нужно уметь и на уклоне, и на ровной площадке, уметь это «без газа» и только на «сцеплении», но это достигается только многократной отработкой.
Переключать передачи тоже нужно уметь. Например, входя в поворот, вы должны заранее понизить передачу. Не вставлять нейтралку, подъезжая к светофору. Правильно держать рычаг, чтобы не путать скорости и не разбалтывать кулису. Интуитивно, не смотря вниз, менять передачу, в зависимости от скорости и нагрузки мотора. Понимать, что такое торможение двигателем на спуске и подъеме. Это – тоже достигается только отработкой, за 10-15 часов, как минимум. И пусть дальше улыбаются водители, которые считают, что они умеют ездить. На практике – больше половины ездит неправильно, что создает опасность другим участникам движения, приводит к поломкам трансмиссии и коробки.
Кроме того, хорошо брать дополнительные уроки езды по площадке. И учиться ездить не так, что «увидел стойку справа – три оборота руля», а думать, чувствовать машину. В городе обязательна отработка начала движения и остановки –, а не сильно ли близко вы к бордюру или левому краю полосы? А соблюдаете ли вы траектории на перекрестке и дорогах, где нет разметки? Умеете ли чувствовать вы интервалы при перестроениях? Можете ли развернуться в «дворике», как на площадке, так и возле супермаркета? За базовые 40-50 часов это не отработаешь качественно, даже способному курсанту нужно 70-80 часов для того, чтобы начать чувствовать машину хорошо. Так что без дополнительных или езды на своей машине для отработки (естественно, там, где вы никому не причините вреда) не обойтись.
Думать и замечать знаки
Сколько уроков вождения нужно чтобы научиться не только чувствовать машину, но и думать на дороге? Как правило, 70-80 часов хватает для полноценного укрощения автомобиля, чтобы руки-ноги начали двигаться автоматически. После этого грядет второй этап – нужно учиться ездить вдумчиво, уметь замечать знаки, пешеходов, предвидеть различные ситуации. Здесь тоже мало чем помогут крики инструктора, но и молчание тут далеко не «золото». Очень хорошо, когда инструктор на этом этапе просит остановиться в неположенном месте, либо куда-то повернуть, куда нельзя. Это позволяет «разбудить мозги», человек не просто ездит, а уже кое-как оценивает дорожную ситуацию. Он начинает смотреть на знаки, думать за рулем и это понемногу тоже укладывается в рефлексы. Хуже всего, когда человеку, отъездившему в автошколе положенные часы, удается чудом сдать экзамен. Выпусти его на дороги мегаполиса – обязательно будет мешать другим, а то и ДТП допустит.
На отработку базовых навыков движения в городе, чтобы вы могли уверенно перестраиваться, ездить по ПДД, нужно еще, как минимум, 40 часов. Только после этого страх начнет уходить, появится уверенность, вы сможете выйти практически из любой ситуации. Далее потребуется накатать самостоятельный опыт, через 1-2 года интенсивной езды, из вас получится почти профессиональный водитель.
Итого, чтобы научиться нормально ездить, нужно, как минимум, 100-120 часов уроков вождения. Час берется академический (45 минут), за урок не следует ездить более 1,5 реальных часов. То есть, примерно 90 часов нужно отъездить. Вот и считайте, если ездить по 4 раза в неделю, где-то полгода уйдет на отработку навыков.
На вопрос сколько нужно уроков вождения для того, чтобы более-менее уверенно чувствовать себя на дороге, а в концепции ГИБДД – чтобы приобрести навыки, соответствующие минимально допустимому уровню безопасного вождения, по сути, нет и не может быть однозначного ответа. Установленная в нашей стране норма в 50 часов предельно условна и не имеет хоть каких-либо сколь значимых обоснований.
В Англии практикуются курсы из 44 часов уроков вождения с профессионалом при 22 часах частной практики, а солидные автошколы предлагают накатывать по полтора часа за каждый год прожитой жизни.
В штате Мичиган (США) для получения временного удостоверения придется откатать 50 часов, как и у нас, но 10 из них должны приходиться на ночное время. В то же время в Австралии для получения прав нужно наездить не менее 120 часов и 20 из них – ночью.
Интересными, но не более можно считать заявления отечественных инструкторов по вождению, рекомендующих практиковаться с профессиональным автоинструктором столько часов, сколько лет начинающему водителю. Но полным маразмом, или невежеством являются «психофизиологические» параллели между рефлексами и обучением вождению, проводимые в ряде публикаций в Рунете.
Безусловно, сыграть в «собаку Павлова» можно, трогаясь с места или выполняя змейку на площадке, но при движении в реальных условиях города даже банальное управление тормозом вряд ли можно отнести к примитивным рефлексам – с огромной скоростью на подсознательном уровне мозг водителя в зависимости от опыта, состояния дорожного полотна (скользкое, сухое), направления движения (прямое, поворот) находит субъективно оптимальный вариант управления тормозной педалью, акселератором, ручным тормозом и рулевым колесом. Причем здесь учитывается привод автомобиля, состояние протекторов и определяются минимально значимые с точки зрения водителя риски возможного ущерба при ДТП (сбить пешехода, или съехать в кювет, столкнуться с другим автомобилем или рискнуть перевернуться при резком повороте на скорости и т.д.).
Сомнительны заявления специалистов о том, что 18-летнему легче научиться управлять автомобилем, чем людям среднего возраста, ведь даже при возможном (!) преимуществе в скорости реакции у молодежи, начинающие водители среднего возраста в подавляющем большинстве лишены чрезмерных амбиций, завышенной самооценки, «трезво» оценивают свои успехи и при малейшей возможности тщательно отрабатывают проблемные движения в управлении и маневрах.
Немаловажную роль здесь играет и факт, что пренебрежительное на грани фола отношение инструкторов по вождению в автошколах или частных автоинструкторов к «сосунку» или «соплячке» резко меняется, когда в учебный автомобиль садится мужчина или женщина средних лет, четко понимающие свои права, обязанности автоинструктора и зачастую способные «прищемить хвост» не только инструктору по вождению, но и владельцу автошколы. В этой ситуации очень редкими становятся язвительные нападки в адрес ученика, по сути, откатывающие процесс обучения вождению на начальную стадию, а на уроке вождения старается не оценить глазами или руками прелести сидящей рядом ученицы, а показать себя профессионалом, доступно и квалифицированно передающим водительский опыт.
По мнению автоинструкторов из Англии обучение вождению в чем-то напоминает испекание картошки на костре – время готовности каждой картофелины разное и зависит не только от величины, сорта и положения в золе костра, но и числа переворачиваний для равномерного пропекания. По аналогии время обучения каждого будет зависеть от его индивидуальных качеств (способности усваивать материал, врожденной/приобретенной скорости реакции, внимательности и т.п.), условий обучения, как объективных, так и субъективных (маршруты поездок, профессиональные и педагогические способности автоинструктора, личные проблемы ученика, отсутствие/наличие начальных навыков управления автомобилем, техническое состояние автомобиля и т.д.), а также от отношения инструктора по вождению к процессу обучения и самому ученику.
Нет сомнения, что некоторым ученикам будет достаточно 10-15 уроков вождения с профессиональным автоинструктором, а другие не уложатся и в установленные 50 часов. Но определить время обучения вождению с большей или меньшей вероятностью сможет только квалифицированный автоинструктор с педагогическими способностями после двух-трех уроков-тестов на способность начинающего водителя к обучению.
Есть хорошая формула:
для восстановления утраченных навыков вождения после длительного простоя необходимо:
кол-во лет простоя*2 = необходимое кол-во часов занятий.
Тоесть, если было 5 лет невождения, то надо 10 часов уроков по 60мин или 5 двухчасовых занятий.
Формула действует только если был практический опыт вождения сразу после получения прав, а не "права на полочку".
Поделиться с друзьями
Знаменитости в тренде
О проекте
Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. v.3.4.301
© Eva.ru 2002-2019
Мы в соцсетях
Контакты
Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Отключение файлов cookie может привести к неполадкам при работе с сайтом. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies. Понятно