Автомобиль, в случае ДТП или замыкания электропроводки, загорается очень быстро. Даже если пожарная служба приедет в течение 10 минут – вряд ли это поможет.
Единственный шанс спасти своё имущество — это постараться потушить пожар самостоятельно ещё на начальной стадии возгорания. Вот здесь и пригодится персональный огнетушитель, который должен быть под рукой у каждого автомобилиста.
Наличие огнетушителя в ТС регламентировано Сводом Правил 9.13130.2009. Данный документ рекомендует водителям использовать средства противопожарной безопасности в случае возгорания машины.
Однако инспекторы ГИБДД настаивают на том, чтобы каждый автомобиль был оборудован этим противопожарным устройством и даже накладывают штраф за его отсутствие. Итак, какой огнетушитель должен быть в автомобиле в 2019 году?
Требования к огнетушителю для автомобиля
Список требований к огнетушителям был разработан МЧС и Роспожнадзором в целях снижения количества пожаров и предупреждения человеческих жертв. Не изменился он и в текущем году.
Критерии, которым должен соответствовать огнетушитель в авто, следующие:
- Соответствие действующим ГОСТам (Р51057-2001 или НПБ 155-2002).
- Объём огнетушителя: 2 литра — для легковых автомобилях, 5 литров — для огнетушителей, применяемых в грузовых автомобилях.
- Масса заправленного огнетушителя: 2 кг веса – для легковушек, 5 кг – для грузового транспорта.
- Срок годности. С течением времени заправленный огнетушитель теряет давление, также теряются и полезные свойства тушащей смеси. Срок годности и дата проверки, дозаправки иди перезарядки маркируются на самом огнетушителе.
- Маркировка. На огнетушитель должно быть нанесено всё, начиная от инструкции по использованию и заканчивая описанием действия тушащей смеси.
- Тип тушащего вещества. В 2019 году используются, как и прежде, 2 основных типа огнетушителей — порошковые и углекислотные.
Самое главное, чтобы огнетушитель был исправен и пригоден к работе. Ежегодная проверка во время техосмотра подразумевает подробный осмотр этого устройства со вскрытием и проверкой фильтров.
Проверяется всё:
- состояние защитного покрытия;
- гибкий шланг;
- распылитель;
- пломба на предохранительном устройстве;
- исправность манометра и показателя давления;
- наличие клейма;
- давление внутри баллона;
- замеряется масса оборудования.
В конце процедуры в паспорт огнетушителя ставятся отметки, а само устройство вписывается в учётный журнал. Если огнетушитель признаётся нерабочим, то проводится его утилизация либо перезарядка.
Видео: Автомобильный огнетушитель
Огнетушители порошковый и углекислотный: какой лучше?
Существует несколько типов огнетушителей, однако в 2019 году для автомобилей рекомендуется использовать только 2 из них – порошковый и углекислотный. Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки каждого из них.
Порошковый
Этот тип противопожарного устройства содержит специальный огнетушащий порошок, который образует плотный пенный состав, блокирующий доступ кислорода.
В результате тушится огонь и устраняется возгорание. Маркировка данных устройств – ОП, то есть – огнетушитель порошковый.
Помимо того, на устройстве могут быть и дополнительные обозначения, например:
- «Г» – оборудован газогенерирующим патроном;
- «З» – закачной;
- «Б» – баллон с газом, находящийся под давлением.
Такая маркировка указывает на способ создания давления. Надо отметить, что 2 последних типа огнетушителей срабатывают с задержкой около 5 секунд.
Порошковые огнетушители обладают рядом преимуществ:
- тушат пожары любой сложности (классы А-Е);
- препятствуют вторичному возгоранию;
- они легче и дешевле устройств другого типа.
Необходимо также обозначить и минусы ОП:
- очень загрязняют поверхность;
- налипший порошок трудно отмыть.
Углекислотные (ОУ)
Активным веществом здесь выступает диоксид углерода (СО2). При наполнении углекислый газ сжимается до предела, за счёт чего отпадает необходимость дополнительного нагнетания давления.
Возгорание устраняется с помощью мощной струи диоксида углерода, понижающего температуру в очаге и сбивающего огонь. Особенно эффективными эти огнетушители оказываются, когда необходима ликвидация пожара в местах трудного доступа.
Помимо того, после использования ОУ не нужно отмывать машину от пены.
Однако существуют и определённые риски при пользовании углекислотных огнетушителей, такие как:
- Отравление диоксидом.
- Нанесение ожогов от раструда.
- Отдача, возникающая из-за сильного потока газа, способна вырвать огнетушитель из рук.
Углекислотные огнетушители хоть и обладают несколько лучшими характеристиками, но они тяжелее порошковых, и в 2-3 раза дороже. Оптимальным решением для легкового автомобиля можно назвать именно порошковый огнетушитель.
Огнетушитель обязательно нужно перезаправлять. Порошковые устройства заправляются каждые 1,5 года, а углекислотные – 1 раз в 5 лет.
Сколько стоит огнетушитель для автомобиля?
Цена углекислотного огнетушителя в 2019 году составляет от 600 до 2000 рублей, в то время как порошковые устройства стоят всего 500-800 рублей.
Что лучше: купить новый огнетушитель или перезарядить старый? Во многих ситуациях (особенно для порошковых моделей) проще приобрести новое устройство, нежели перезаряжать старое. Тем более, что перезарядка обойдётся ненамного дешевле.
Приобретение нового устройства будет также целесообразно, если на баллоне начался процесс коррозии или появились следы иных неблагоприятных воздействия.
Как выбрать огнетушитель для автомобиля?
Цена, конечно, имеет значение, однако это не главный критерий выбора противопожарного устройства.
Важно не только руководствоваться требованиями сотрудников ГИБДД, но и помнить, что огнетушитель может спасти жизнь и имущество. Качество и исправность здесь должны быть на первом месте.
Советы по выбору огнетушителя для автомобиля:
- Приобретайте устройство только в специализированных магазинах, требуйте у продавца все необходимые документы и сертификаты на товар.
- Перед покупкой уточните параметры для огнетушителя, который соответствует вашему транспортному средству.
- Проконсультируйтесь со специалистами в торговой точке. Они вам помогут сделать правильный выбор и разобраться с нюансами.
- На устройстве не должно быть царапин, вмятин, коррозии или повреждений.
- Проверьте срок годности устройства и наличие пломбы.
- Проверьте работоспособность индикатора давления.
- Тщательно проштудируйте инструкцию по эксплуатации после покупки.
Не забывайте проверять срок годности устройства по мере пользования. Просроченный огнетушитель в экстренной ситуации не сработает, что может привести к неутешительным последствиям.
Штраф за просроченный огнетушитель в автомобиле составляет 500 рублей, аналогичную сумму вы заплатите за отсутствие устройства противопожарной безопасности (ст. 12.5 КОАП).
Где хранить и как пользоваться?
Зачастую огнетушитель лежит у водителя в багажнике, но это в корне неправильно и даже считается нарушением (СП 9.13130.2009).
В Своде Правил чётко прописано, что огнетушители должны располагаться в кабине, недалеко от водителя, в легкодоступном месте. Кроме того, необходимо, чтобы устройство было надёжно закреплено на одном месте специальными кронштейнами (продаются в магазинах).
Чтобы потушить возгорание с помощью огнетушителя, необходимо:
- Сорвать пломбу.
- Выдернуть чеку.
- Направить раструбом на очаг возгорания.
- Надавить на рычаг.
Огнетушитель может срабатывать с небольшой задержкой. Первый залп выходит под максимальным давлением и является наиболее эффективным, так как хорошо сбивает пламя. Время выхода заряда составляет примерно 9 секунд.
Итак, наличие огнетушителя в автотранспорте – не прихоть ГИБДД и не просто галочка при проверке техосмотра. Это необходимое устройство, которое может спасти вашу машину в чрезвычайной ситуации.
Помните, что экономить на своей безопасности нельзя, поэтому подбирайте хороший, качественный огнетушитель.
Требования к автомобильным огнетушителям в 2015 году.
Независимо от того, где именно вы решили купить огнетушитель для авто, советуем ознакомиться с нашими рекомендациями относительно того, какие требования предъявляются к этим устройствам в наше время.
Объем. Выбирать объем огнетушителя необходимо с учетом того, в каком именно транспортном средстве он будет установлен. В каждом случае существуют определенные требования, которые касаются объема этого устройства. Владельцы легковушек могут купить огнетушитель объемом 2 литра, а вот для грузовиков более подходящими будут средства пожаротушения вместимостью от 5 литров и больше. Если вы перевозите взрывоопасные вещества, придётся обзавестись сразу несколькими огнетушителями.
Вес. Одним из требований к автомобильным огнетушителям является то, что весить они должны минимум 2 кг (для легковых транспортных средств). Специалисты утверждают, что использование огнетушителей с меньшей массой не поможет в случае возгорания.
Тип активного вещества. Все огнетушители содержат определенное вещество, которое помогает при тушении пожара. Какой именно вариант более предпочтителен для автомобилистов? Подробнее об этом пункте будет идти речь далее. Сейчас же стоит отметить, что в большинстве случаев подойдет углекислотный или порошковый огнетушитель.
Соответствие ГОСТу. Расположенный в машине огнетушитель должен соответствовать установленному государственному стандарту. В 2015 году огнетушитель для автомобиля должен удовлетворять требованиям НПБ 155-2002 и ГОСТ Р51057-2001.
Присутствие маркированного списка. Покупая огнетушитель в машину, необходимо убедиться в том, что на нем имеется маркированный список. В нем должны содержаться следующие показатели устройства:
технические характеристики;
срок годности;
условия хранения;
метод использования (шаг за шагом);
данные о компании-производителе.
Как правило, срок годности порошковых огнетушителей для автомобиля составляет до 18 месяцев, а вот углекислотные огнетушители могут использоваться до 5 лет.
Основные виды автомобильных огнетушителей.
Огнетушители автомобильные классифицируются по тому, какими веществами они наполнены. Конечно же, каждый огнетушитель создан для борьбы с возгораниями. Но они имеют определенные различия между собой, обусловленные уникальными характеристиками их содержимого. Далее мы рассмотрим, какие огнетушители сегодня продаются в магазинах, рассмотрев преимущества и недостатки каждого варианта. Это поможет вам понять, какой огнетушитель должен быть в автомобиле в 2015 году.
ПОРОШКОВЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ.
Эти устройства для тушения пожара наполнены порошкообразной смесью. Огнетушитель распыляет её на горящие детали, что приводит к появлению химической реакции. В итоге формируется плотный слой, который препятствует попаданию кислорода к месту возгорания. Это помогает избежать распространения огня.
Порошковые огнетушители обозначаются сокращением «ОП». Помимо этой маркировки на них присутствует дополнительное обозначение:
«З» — закачные огнетушители;
«Б» – огнетушители с баллоном, в котором содержится сжатый газ;
«Г» – огнетушители с газогенерирующим патроном.
Эта маркировка помогает узнать, как именно в автомобильном огнетушителе создается давление. Это непосредственно влияет на длительность запуска устройства. Например, в огнетушителях с газогенерирующим патроном или сжатым газом запуск происходит с задержкой от 3 до 5 секунд. На протяжении этого времени в устройстве нагнетается необходимое давление, без которого вытолкнуть порошковую смесь из огнетушителя не получится.
Преимущества порошковых огнетушителей.
Основным достоинством таких устройств является универсальность применения. Они могут использоваться для ликвидации различных категорий пожара. Также огнетушители этого типа отлично справляются с возгораниями автомобилей, ведь порошкообразная смесь препятствует повторному возгоранию деталей транспортных средств.
Недостатки порошковых огнетушителей.
Порошковую смесь, которая попадает на определенную поверхность автомобиля, удалить из неё потом крайне непросто. На поверхности формируется значительное загрязнение. Кроме этого, огнетушащие порошки отличаются высокой дисперсностью. Во время хранения они могут терять огнетушащую способность. Крайне важно придерживаться рекомендованного производителем режима хранения.
УГЛЕКИСЛОТНЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ.
Такие устройства содержат диоксид углерода (CO2). Изначально этот газ хранится в огнетушителе в сжатом виде. Поэтому применять аппарат можно достаточно быстро, никакого давления создавать не нужно. Задержки во время запуска полностью отсутствуют. Ликвидация очага возгорания происходит с помощью потока большой мощности, который сбивает огненное пламя и одновременно охлаждает поверхность.
Преимущества углекислотных огнетушителей.
Серьезным плюсом использования этих устройств является то, что они могут потушить пожар, возникший в труднодоступном месте. В транспортных средствах такие места имеются, поэтому именно углекислотный огнетушитель является оптимальным решением для борьбы с возгораниями различных элементов авто. Также углекислотный огнетушитель для автомобиля хорош тем, что после его применения на поверхностях машины не остается ни единого следа. Вам не придётся тратить время и средства на устранение неприятных последствий.
Недостатки углекислотных огнетушителей.
Из недостатков этих аппаратов стоит выделить возможность отравления их содержимым. Также во время использования углекислотного огнетушителя существует риск получения ожогов. Правда, всех этих проблем легко избежать, если делать все по инструкции и не торопиться.
АЭРОЗОЛЬНЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ.
Аэрозольные или воздушно-пенные огнетушители имеют сравнительно небольшие габариты. Вероятно, именно поэтому их покупают многие автовладельцы. Но рассчитывать на их помощь в борьбе с тушением пожаров мы не советует. Специалисты отмечают, что такие устройства содержат очень мало активного вещества, поэтому они и отличаются минимальной эффективностью.
Пламя распространяется с огромной скоростью, поэтому аэрозольные автомобильные огнетушители в таких случаях просто бессильны. Да и сотрудникам ГИБДД подобные устройства не очень то и нравятся. Не забывайте о том, что при выборе огнетушителя в машину, необходимо не лишь руководствоваться тем, какие требования в 2015 году к ним предъявляются. Эти устройства должны помочь вам сохранить свое имущество, здоровье, а в некоторых случаях и человеческую жизнь. Очень важно следить за сроком годности огнетушителя, который лежит под сиденьем или в багажнике вашего автомобиля.
(Требования к эксплуатации, размещению, обслуживанию)
Огнетушитель для автомобиля введение
Требования правил обязывают нас возить в автомобиле исправный огнетушитель.
Многие пренебрегают этим требованием, забывая, что ездят по соседству с дневным запасом взрывоопасного бензина и большим количеством раскалённых деталей автомобиля, от которых бензин может легко загореться. К сожалению, надеяться в случае загорания автомобиля продеться только на себя. Дело в том что автомобили горят очень быстро, порой 15 минут достаточно чтоб от авто остался обугленный остов (в некоторых случаях достаточно 3-х минут). А такой ситуации действовать надо быстро и решительно, тем более что тушить пожар надо на стадии зарождения т.к. потушить разгоревшийся автомобиль под силу лишь пожарной машине. Но откуда взяться решительности, если многие даже не знают, как пользоваться огнетушителем и где точно он лежит. А те, кто знает, не имеют практических навыков работы с ними.
Мой первый опыт использования огнетушителя был в спокойной обстановке (мне повезло). Просто истек срок проверки, и я решил потренироваться. В роли подопытного кролика выступал огнетушитель ОП-2 – порошковый двух литровый. У большинства автолюбителей в багажнике лежит именно такой зверек.
На самом деле всё просто – выдернул чеку, направил раструб на огонь и нажал на затвор. Но есть одно «НО» оказалось порошка в огнетушителе не так уж и много! Пара бодрых «выстрелов» и ещё пара слабых «пшиков» и ВСЁ ОП-2 кончился. На такой расклад я не рассчитывал. В случае реально развивающегося пожара, скорее всего, первый выстрел был бы пробным, второй- пристрелочным и два «пука» в цель. И я не вру – по паспорту продолжительность подачи ОТВ у огнетушителя ОП-2 не менее 6(!) сек , площадь тушения: 0,65 м2. Представляете, каким метким и хладнокровным надо быть при тушении реального пожара!
Какой огнетушитель должен быть в автомобиле?
Легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л), предназначенным для использования на АТС и обеспечивающим тушение модельных очагов пожара не менее 0,7А и 21В, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей или с допустимой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т, – двумя аналогичными огнетушителями. (полностью текст требования приведен ниже)
Для себя я сделал вывод об необходимости перехода на огнетушитель ОП-4, с более приятными характеристиками : Масса заряда: 4 кг, время подачи огнетушащего вещества: не менее 8 с. Длина выброса струи: 3,0 м. Макс. масса: 7,5 кг. Площадь тушения: 1,75 м2. ГОСТ Р 51057–2001; НПБ 155–2002. При этом разница в цене не критичная: ОП-4 550р, ОП-2 350р.
Устройство огнетушителей
Огнетушители различаются по принципу действия на несколько категорий. Каждая категория имеет свои особенности по принципу действия, виду огнетушащего вещества и способу приведения огнетушителя в действие.
Подробнее вы можете узнать об этом из видео
Где должен находиться огнетушитель в автомобиле:
Даже самый хороший огнетушитель окажется бесполезным, если вы не сможете его достать. Огнетушитель должен находиться в доступной близости от водителя, а не лежать в багажнике. На самом деле это требование указывается в СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители требования к эксплуатации» в приложении В:
Приложение В
Использование огнетушителей на автотранспортных средствах (АТС)
(в рекомендациях приведены минимальный ранг огнетушителей и их минимально необходимое количество)
8.1 Легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л), предназначенным для использования на АТС и обеспечивающим тушение модельных очагов пожара не менее 0,7А и 21В, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей или с допустимой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т, – двумя аналогичными огнетушителями.
8.2 АТС для перевозки опасных грузов или с допустимой максимальной массой более 7,5 т оснащаются двумя порошковыми, газовыми или с зарядом на водной основе огнетушителями, каждый из которых должен обеспечивать тушение модельных очагов пожара не менее 2А и 70В. При этом один должен находиться на шасси, а другой – на цистерне или в кузове с грузом.
8.3 Для использования на АТС допускается только огнетушители, прошедшие сертификацию в установленном порядке, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность и транспортную тряску по ГОСТ Р 51057. Огнетушители должны сохранять работоспособность в диапазоне температур от минус 30 °С до плюс 50 °С и быть рекомендованы изготовителем для применения на АТС.
8.4 Допускается применять на АТС углекислотные (газовые) огнетушители, если они имеют огнетушащую способность по классу пожара В не ниже, чем указанные в 1 и 2. При этом размещение огнетушителей на АТС должно исключать возможность их нагрева свыше плюс 50 °С.
8.5 В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ.
8.6 АТС, работающие на сжиженном газе, должны быть оснащены огнетушителями, предназначенными для ликвидации пожаров класса С.
8.7 В автобусах и грузовых автомобилях один огнетушитель должен располагаться в кабине, другой в салоне или кузове.
8.8 Передвижные лаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования.
8.9 На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него месте. Запрещается хранение огнетушителей в местах, доступ к которым затруднен (багажнике, кузове и др.).
8.10 Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи.
8.11 Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключить вероятность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, столкновении или ударе его о препятствие.
8.12 Порошковые огнетушители, установленные на транспортных средствах вне кабины или салона и подвергающиеся воздействию неблагоприятных климатических и физических факторов, должны перезаряжаться не реже одного раза в 12 месяцев, остальные огнетушители – не реже одного раза в 24 месяца.
Таким образом размещение огнетушителя в багажнике авто считаю недопустимым.
В интернете наткнулся на следующий совет: огнетушителя должно быть два, один большой ОП-4 в багажнике и один маленький ОП-2 под сидением водителя.
В своём фото архиве нашел нечто похожее:
Кому интересно привожу ниже паспорт своего старого огнетушителя ОП-2 (с пометками и дополнениями)
ОАО «Давлекановский завод противопожарного оборудования»
Огнетушитель порошковый переносной ОП-2(з)-ABCE
(«з» в скобочках значит «закачной», т.е. использовании энергии сжатого газа находящегося внутри самого огнетушителя)
Руководство по эксплуатации / ПАСПОРТ
1. Назначение
Огнетушитель предназначен для защиты помещений, применения на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте в качестве первичных средств тушения пожаров твёрдых (пожар класса А), жидких (пожар класса B), и газообразных горючих веществ (пожар класса C), а также электрооборудования, находящегося под напряжением до 1000В (пожар класса Е).
Класс зависит от марки огнетушащего порошка (указывается штампом в паспорте).
Огнетушитель не предназначен для тушения возгорания материалов, горение которых может происходить без доступа воздуха.
2. Технические характеристики
2.1 Масса порошка – 2кг (+- 0.1);
2.2 Рабочее давление в корпусе – 1,6-0,6 Мпа (
16-6 атм.)
2.3 Продолжительность приведения огнетушителя в действие, не более 6 сек.
2.4 Продолжительность подачи ОТВ (огнетушащего вещества), не менее 6 сек.
2.5 Длинна струи ОТВ, не менее 2м.
2.6 Габаритные размеры: высота-295 мм , диаметр 142мм.
2.7 Масса огнетушителя, не более 3,7 кг;
2.8 Назначенный срок службы огнетушителя, 10 лет.
2.9 Диапазон температуры эксплуатации от -40 до +50С