Рассматривая характеристики и потребительские свойства нефтяного сырья поступающего для переработки нужно иметь в виду, что речь идет, как правило, о товарной нефти. Это не совсем то, что извлекают непосредственно из скважины. Добытая сырая нефть становится товарной, пройдя процесс сепарации для обезвоживания и дегазирования. Полученный продукт называется товарной нефтью и годится для транспортировки по трубопроводам или другим способом на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).
Для международного рынка единицей измерения нефти (сырой и товарной) считается баррель, т.е. 158,998 литра.
При переработке нефти к этому объему добавляется еще примерно 9 литров. Следовательно, из барреля можно произвести около 170 литров разного рода нефтепродуктов. Выход нефтепродуктов может заметно отличаться в зависимости от качества сырья и эффективности технологий. В среднем из барреля нефти получается:
- 85 – 102 литра бензина (95 – 92 по октановому числу);
- 25 – 30 литров дизеля;
- 20 -25 литров авиационного топлива;
- 9 – 11 литров нефтезаводского газа;
- 8 – 10 литров нефтяного кокса;
- 5 – 7 литров мазута;
- 4 – 5 литров сжиженного газа;
- 1 литр моторного масла.
Кроме того в процессе производства образуется некоторое количество полимерного сырья, имеющего самое широкое применение, от пищевой и парфюмерной промышленности до изготовления пластмасс.
Из этого следует, что на произведенном из 1 барреля топливе:
- легковой автомобиль сможет проехать порядка 100 – 200 километров, в зависимости от мощности, расхода топлива и условий езды;
- трактор преодолеет около 20 километров по бездорожью;
- пассажирский самолет пролетит чуть более километра.
Ценность других производных нефтяного сырья для современной промышленности оказывается еще выше и имеет тенденцию расти по мере развития технологий.
Слова «баррель нефти» регулярно звучат по радио и с экранов ТВ. В последние три года для россиян роднее слова нет. Из школьного курса химии взрослые люди помнят, что из черного золота делают автомобильное топливо. По утрам на заправке ум народа занят мыслью: 1 баррель нефти – сколько литров бензина даст стране.
Объём имеет значение
Нефть нефти – рознь. Плотность жижи и содержание серы – отправные точки в определении характеристик черного золота. Чтобы не запутаться в цифрах, на заре открытия земляного масла нефтедобытчики решили продавать товар не на вес, а на объём. Поскольку добытую жижу транспортировали в металлических бочонках (баррелях), то объём жидкого ископаемого, вмещающийся в бочку (159 литров), назвали баррель.
Счетчики объёмов
Технологические установки предприятий добычи черного золота и заводов переработки нефти оснащены узлами учета жидкости с ультразвуковыми или турбинными расходомерами. Счетчики измеряют текущий объём жидкости, приводят замер объёма к стандартной температуре, вычисляют массу пропущенной через счетчик жидкости с учетом плотности. В отрасли на учете каждая капля. Пройдёт без учета 1 баррель нефти – сколько литров бензина потеряет производитель? Первооснова нефтяного бизнеса – учет и контроль.
Хороший хозяин ставит счетчики и для коммерческого, и для технологического учёта. Сеть приборов связывается в автоматическую систему, позволяющую накапливать сведения о полученной и переработанной горючей жидкости.
Российская нефть
В России единица измерения товарного количества – тонна. Но тонна – это масса, произведение объёма и плотности жидкости. Плотность у видов горючего ископаемого различается, так как на месторождениях жижа содержит различающиеся по составу примеси. В стране добывают семь сортов нефти, базовые из которых:
- «Уралс» плотностью от 860 до 871 кг/м 3 и содержанием серы 1,3 процента, добываемый в Башкортостане, Татарстане и ХМАО;
- «Сибириан лайт» плотностью от 845 до 850 кг/м 3 и процентом серы 0,58, добываемый в ХМАО;
- «Эспо» плотностью от 851 до 855 кг/м 3 и содержанием серы 0,62 процента, добываемый в Восточной Сибири.
Российская нефть – товар качественный. Но на бирже сорт «Уралс» стоит дешевле марки «Брент» из-за повышенного содержания серы. Нью-Йоркская цена на лёгкую марку «Брент» – базовая котировка для стоимости российской жижи. С дисконтным коэффициентом 0,89 формируется цена на утяжелённую марку «Уралс».
Это интересно: сырую жижу марки "Эспо" поставляют не только в страны Азии, но и на запад США, где добывают собственное горючее марки "ЭйНС".
Технология перегонки
Получая жидкое золото по трубопроводам или в танкерах, учёт поставкам ведут в баррелях. Планируя прибыль предприятия, экономисты подсчитывают объём производства всех видов фракций. Для финансистов важно, за сколько купить сырьё и за что продать готовый продукт, поэтому разбуди их ночью, тут же последует ответ на главный вопрос: «1 баррель нефти – это сколько литров бензина?»
- Прямая перегонка. Выход топлива –15-25% от веса переработанной жидкости.
- Крекинг термический и крекинг каталитический. Бензиновые фракции получаются 50-60%.
- Риформинг. Производство высокооктановых бензинов на основе продуктов прямой перегонки. Выход 80%.
Сырую нефть подвергают первичной обработке – удаляют примеси твердых веществ и лёгкие углеводороды, а также прогоняют через электрические установки обессоливания.
В процессе переработки нефть превращается в топливо для легковых автомобилей, самолётов и тракторов, солярное масло, гудрон.
Кризис и баррель
Производители нефтепродуктов договорились не обсуждать себестоимость процесса. Главное, сколько литров топлива получается из одной бочки жижи. Конечный потребитель не должен заморачиваться себестоимостью добычи нефти и продуктов её переработки. Но всё же в прессу просачивается информация о стоимости товарной жижи. В России средняя цена добычи равна восьми долларам за баррель. Недёшево, если учесть, что в продажной цене основную нагрузку создают налоги и акцизы.
Важно знать: октановое число – это степень устойчивости к автоматическому возгоранию.
Алхимикам домашнего разлива
Любители творить собственными руками интересуются способом перегонки нефти в домашних условиях. Строят в компьютере таблицы со столбцами «1 баррель нефти», «сколько литров бензина 92». Инициаторам самостоятельной занятости пора усвоить – процесс перегонки черного золота в зелёную жидкость технически сложнее получения знаменитого химического вещества имени Дмитрия Ивановича Менделеева. Горючее для заправки автомобиля на домашнем аппарате не выгнать, октановое число не повысить.
Не секрет, что бензин – самое популярное топливо для автомобилей. Согласно статистике, 800 миллионов машин каждый день на нашей планете «съедают» более 7 миллиардов бензина – и в перспективе эта цифра будет лишь увеличиваться. Сохранить в безопасности все существующие в мире бензопроводы с дорогой горючей жидкостью внутри — довольно непростая задача, для решения которой необходима совокупность лучших инженерных умов, превосходное знание химии и небывалые упорство и настойчивость. Так из чего же состоит эта огнеопасная жидкость, какие процессы входят в производство топлива, сколько стоит литр бензина?
Из чего делают бензин
Основные компоненты бензина — это переработанная нефть, природный газ, газовый конденсат, уголь, торф, горючие сланцы, продукты синтеза водорода и окиси углерода. Более 20% полученного по всему миру «черного золота» используется для производства бензина. Залить нефть напрямую в бензобак, увы, нельзя: нефть состоит из смеси углеводородов, чьи молекулы, в свою очередь, имеют разное количество атомов углерода, разнящихся по атомной массе.
Каким образом делают бензин
Производство бензина из нефти условно можно разделить на 3 этапа:
1. Первичная обработка нефти. На нефтеперерабатывающих заводах разделяют нефть на несколько групп, разных по температуре кипения.
Чтобы «добыть» бензин из нефти, нужно провести довольно непростые химические процессы: на производстве дорогостоящую жидкость нагревают до 370 градусов по Цельсию — так при тепловой обработке конденсируются разные по весу молекулы. Тяжелые, битумные «тусуются» в основании (битум впоследствии используется для изготовления асфальта), а самые легкие молекулы поднимаются наверх – из них-то на выходе и получается бензин.
2. Вторичная обработка нефти. Происходит переработка групп, полученных в результатах первичного этапа. Так делают нефтепродукты, пригодные для продажи.
Каждая из групп проходит еще одну систему очистки и, как правило, получает присадку для увеличения октанового числа бензина.
3. На каждом нефтеперерабатывающем заводе за цехами производства закреплена своя лаборатория, где свежеполученный бензин досконально проверяется не менее 3 часов. Например, проверить бензин на запах не удастся — придётся изучать его внешние и внутренние характеристики. Навскидку можно оценить разве что чистоту полученного топлива — в отличие от дизеля, бензин непременно должен быть чистым и прозрачным.
Интересно, но из 1 тонны нефти можно получить лишь 72% конечного продаваемого продукта — остальное сбывают в качестве мазута. Из этих 72% делают лишь 24% бензина. Остальное – авиационное топливо, газ и дизель.
Сколько получается бензина из одного барреля нефти
Объем нефтяного барреля равен 159 литрам. Назвать точную цифру в литрах не получится: в этом уравнении слишком много переменных – от качества нефти до всевозможных способов её обработки.
Если говорить о прямом перегоне нефти, то выход бензина составит около 24% от первоначального объема, другими словами – примерно 40 литров. Но человечество шагнуло вперёд, и теперь прямой перегон нефти – это технология прошлого века. Современные технологии помогают получить до 80% бензина от первоначального объема – это около 125 литров!
Сколько на самом деле стоит бензин
Чтобы очень приблизительно посчитать, сколько же реально стоит бензин на выходе с производства, необходимо вникнуть во множество параметров.
Для начала необходимо определить факторы, влияющие на стоимость бензина.
Нефть. Расходы на добычу, административные траты, транспортные расходы;
Переработка нефти в бензин. Нужно знать, сколько стоит себестоимость добычи нефти — в докризисные времена в РФ эта цифра держалась в границах от 8 до 15 долларов за баррель. Кроме того, нужно учитывать энергонасыщенность нефти (это 10000 килокалорий на килограмм), объем барреля нефти (159 литров) и теплоотводную способность бензина (такая же, как и у нефти). В результате можно сделать вывод – из 1 килограмма нефти можно сделать 1 килограмм «условного бензина»;
Бензин и его транспортировка;
Заправка. Расходы автозаправочной станции несложно посчитать: около 11% — это расходы на розницу, НДС – 15%, Акцизные расходы – 12%, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) – 16,9%. Если подумать — мы переплачиваем порядка 55% от начальной стоимости!
Сколько не считай, себестоимость не выявить – она настолько хорошо скрыта от глаз обывателей, что высчитать реальную цену на бензин на выходе практически невозможно!
В современном мире всё ещё остались автомобили, «поедающие» бензин с октановым числом А-80 и даже А-76, однако большинство современных машин заводятся от Аи-95 и Аи-92. Впрочем, есть и те, кто ниже Аи-98 не употребляет ничего. Чем выше октановое число бензина, тем лучше его очистка, тем, соответственно, сложнее производство, а значит – и цена. Как бы то ни было, производство бензина – это один из самых сложных и наиболее важных технологических процессов производства в современном мире.