В подобную нехорошую ситуацию может попасть каждый. Представьте, что вы сидите на пассажирском сиденье и вдруг понимаете: водитель, что называется, отключился. «За рулем» знает, что делать.
— Алло, Земля, Земля! Давление падает, кислород уходит — что делать?
— Слышим вас, слышим! Повторяйте за нами: «Господи, иже еси на небеси…»
Черный юморок из Сети
Если водитель просто уснул — это еще полбеды: вы толкнете его в бок, заорете, подхватите ослабевшую баранку, пока водитель не придет в себя. А вот что делать, если человеку реально стало совсем плохо? Инфаркт, инсульт — мало ли. Руки повисли, голова упала, а машина тем временем продолжает двигаться.
В кино такое происходит сплошь и рядом. Какой-нибудь Джеймс Бонд, водителю которого только что продырявили висок, успеет и управление каким-то образом перехватить, и всех супостатов положить на месте, да еще и даму из соседнего авто соблазнить. Герой Джеки Чана умудрится, проникнув через крышу из одного окна в другое, поменяться с водителем местами. А нам-то что делать? Не в окошко же вылезать.
Честно говоря, ситуация очень нехорошая. А в Сети висят советы один наивнее другого — типа перетащите ногу водителя с газа на тормоз. Ну-ну, попробуйте, особенно в машине с высоченным туннелем между сиденьями… Однако попытаться что-то сделать все-таки нужно. И ни в коем случае не надо думать о плохом.
Быстро включаем «аварийку» — это несложно. Пусть другие водители видят, что у вас что-то идет не так. А вот дальше очень многое зависит от того, в какой машине вы находитесь. Основных вариантов два: машина либо совсем древняя, либо суперсовременная. Остальные варианты можно считать промежуточными. Дизельная машина или бензиновая — не важно: пассажир может этого и не знать.
Как остановить машину с механической коробкой передач?
Начнем с первого варианта: он гораздо оптимистичнее. Грубо говоря, предположим, что дело происходит в Жигулях. В этом случае мы дотягиваемся до ключа зажигания (там он слева — и это самый тяжелый случай). Поворачиваем ключ против часовой стрелки, но не до конца, чтобы не заблокировать руль. С этого момента машина начнет тормозить двигателем — и это хорошо. Теперь пытаемся прижаться куда-то вправо, насколько это возможно — все зависит от ситуации. Идеал — широкая обочина, только где такую взять… Еще лучше — глубокий сугроб, если на улице зима. Впрочем, в ряде случаев имеет смысл даже нырнуть в кювет, если он не очень похож на пропасть. Еще можно аккуратно попытаться подтормаживать ручником, не отпуская его кнопки. Тут главное не сорвать машину в занос, но уж тут как получится.
Как остановить машину с автоматом?
Вариант второй — из области страшилок. Коробка — автомат, ключ зажигания отсутствует (вернее, он лежит в кармане водителя, а вместо замка зажигания кнопка старта), стояночный тормоз — электронный. В этом случае вариантов остановить машину почти нет — разве что попытаться перевести селектор коробки в нейтраль. Скорее всего, вам это удастся. Если нога водителя продолжает давить на газ, то это поможет прекратить дальнейший разгон. А вот если на газ никто не давит, то лучше ничего не трогать — пусть потихоньку тормозит двигателем, насколько это возможно с АКП. Дальше — смотри пункт первый: хватаем руль и пытаемся куда-то прижаться.
Как остановить современный, напичканный электроникой автомобиль?
Впрочем, существует еще и третий вариант.
Если дело происходит в современном автомобиле «не из дешевых», то очень может быть, что водитель задействовал опцию «автопилот», которая автоматически поддерживает дистанцию до впереди идущего транспорта. Если это так, то нам с вами повезло: почуяв перед носом чей-то зад, машинка сама начнет тормозить!
Кроме того, многие современные машины оснащены еще и системой автоматического торможения вплоть до полной остановки в случае возникновения препятствия на дороге. Такие системы, как правило, включены по умолчанию. Правда, срабатывают не всегда так, как хотелось бы.
Чего делать нельзя?
Чего точно не стоит делать, так это пытаться притереть машину к бордюру. Скорее всего, скорость вы не погасите, а вот кувырок через крышу можете спровоцировать.
А вот если асфальт сухой, а машина уже идет накатом на небольшой скорости, то можно попытаться немножко повилять туда-сюда — только аккуратно. Убитых зайцев будет два: увеличится пройденный путь на том же участке дороги, а остальные водители сразу навострят уши и попытаются держаться от вас подальше. Хуже от этого не будет.
И последнее. При малейшем подозрении на плохое самочувствие не садитесь за руль, особенно в машине с пассажирами. Если не жаль себя, то представьте, каково придется другим?
Всех, кому есть чем поделиться насчет поведения в подобной стрессовой ситуации — милости просим!
В Новокузнецке местный житель Степан Балтин почувствовал себя плохо, находясь за рулём авто. Мужчина увидел автомобиль службы скорой помощи и притормозил, попросив дать ему тонометр — он подозревал, что у него поднялось давление. Но медики ему отказали.
Балтин сравнил свой случай с историями, когда карету скорой не пропускают на дорогах, из-за чего пациент умирает.
– Еду, смотрю, во дворе стоит скорая. Обрадовался, подошёл, говорю: «Здравствуйте, подскажите, у вас есть тонометр?», на что мне ответили: «Нет!». Я говорю: «Ну как нет?! Я в чемоданчике вижу, тонометр лежит», а они мне: «Мы приехали на вызов, почему мы должны вас обслуживать?». Я говорю: «Я что, не человек? Мне тоже плохо!», на что мне ответили: «До свидания!», — цитирует высказывания мужчины L!fe. — В итоге я домой-то доехал, и давление было 180.
Во время дорожного движения водитель автотранспортного средства постоянно подвержен стрессам и перегрузкам, поэтому не исключена вероятность того, что ему может стать плохо. По этой причине также, как и водитель, пассажиры должны обладать основными знаниями и правилами оказания первой медицинской помощи и поведения в критических ситуациях на дороге.
Итак, если водителю стало плохо за рулем, то пассажир транспортного средства в первую очередь должен взять ситуации под свой контроль. Для совершения каких-либо действий пассажиру необходимо сначала отстегнуть ремень безопасности и включить аварийные огни. После чего необходимо взять под контроль руль. Контролировать руль лучше всего в точке «двенадцать», что позволит повернуть рулевое колесо как вправо, так и влево одинаковой амплитудой.
Остановить автотранспортное средство можно несколькими способами. Так, торможение можно осуществить посредством ручника, двигателя или ног водителя. При выборе способа торможения посредством ручника, нужно помнить, что дернув резко ручным тормозом можно пустить автомобиль в занос вследствие блокировки колес. При выборе же торможения посредством двигателя нужно помнить, что такой способ возможен и доступен, если ключ зажигания расположен со стороны пассажира. Пассажир должен повернуть ключ зажигания, но не до самого конца во избежание блокировки рулевого колеса, и тогда транспортное средство начнет тормозить мотором. Также ни в коем случае не рекомендуется вытаскивать ключ из замка зажигания, по той же причине блокировки колес. Если же ключ зажигания находится с другой стороны от пассажира, то торможением при помощи мотора невозможно. Также невозможно затормозить таким способом, если автомобиль оснащен дизельным двигателем. Торможение посредством ног водителя осуществляется следующим образом: нужно взять водителя за колено и стараться нажать его ногой на педаль тормоза. Если же нужно съехать с перекрестка, то точно таким способом необходимо пытаться нажать на педаль газа.
Остановив автомобиль, следует приступить к оказанию первой помощи водителю. Если проблема связана с сердцем, то в аптечке необходимо найти нитроглицерин, а также дать понюхать нашатырный спирт. После таких действий нужно вызвать скорую помощь, ГИБДД или спасателей.
Выполнение вышеизложенных правил пассажиром, если водителю стало плохо за рулем, позволит избежать аварийных ситуаций. Конечно же, лучше всего, когда водитель и вовсе не садиться за управление автотранспортного средства, если чувствует себя нехорошо.
А если рядом нет пассажира? Любой человек когда-либо сталкивается с плохим самочувствием, сильной усталостью, головной болью, недосыпанием и переутомлением. Даже банальная усталость глаз от проведенного у компьютера времени, и снижение остроты зрения может быть чревата для шофера. Плохому самочувствию могут способствовать перепады температуры и атмосферного давления, магнитные бури и различные природные явления.
Поэтому, к сожалению, и за рулем собственного автомобиля самочувствие водителя может резко ухудшиться в любой момент. В таком случае, необходимо сразу остановиться и по возможности припарковать автомобиль в безопасное место.
Имея в аптечке необходимые лекарственные препараты, водителю следует обязательно их принять и откинуться на кресло в удобном для него положении, и до улучшения общего состояния лучше посидеть в таком положении некоторое время. Всем известно, что многие медикаменты могут вызывать у человека сонливость и расслабленность, тем самым замедляя его внимание и реакцию. Поэтому после приема таких препаратов настоятельно не рекомендуется вести машину самостоятельно.