Бензины и дизельное топливо являются уже конечными продуктами, которые с момента добычи нефти проходят достаточно длинный путь. Рассмотрим механизм ценообразования на моторные топлива и какие факторы на него влияют.
Путь нефти
Чтобы ответить на вопрос, поставленный выше, для начала стоит рассмотреть путь нефтепродуктов на рынок, выделив основные этапы.
- Поиск месторождений – производится с помощью фотосъемки поверхности земли, исследований пустот между плитами земной коры, сейсмоволнами и другими современными методами.
- Разработка месторождения – бурится серия скважин, среди которых присутствуют основные (из них ведется добыча), нагнетательные и контрольные, обеспечивающие максимально возможный коэффициент извлечения нефти.
- Транспортировка в сепараторы – данный этап необходим для очистки нефти от газа и других примесей.
- Транспортировка на НПЗ – производится по нефтепроводу или специальным транспортом: ж/д и автоцистернами, а также танкерами, если заводы по переработке находятся в другой стране.
- Переработка нефти – сырье перерабатывается на НПЗ, в результате чего получаются светлые (бензин, керосин, дизельное топливо, нафта) и темные (битум, гудрон, мазут и другие) нефтепродукты.
- Отправка на хранение или оптовая продажа топлива – транспортируется по нефтепроводу или в цистернах на транспорте, принадлежащем нефтеперерабатывающей компании или подрядчику, отвечающему исключительно за перевозку.
- Поступление в розничную сеть заправок – отсюда готовое топливо попадает в баки автомобилей и другой техники.
Все вышеперечисленные этапы накладывают отпечаток на итоговую стоимость получаемых нефтепродуктов.
Процентное соотношение
Несмотря на то, что Россия является одним из лидеров нефтедобычи, а коэффициент извлечения нефти из месторождений считается максимальным в сравнении с достижениями других стран, непосредственно стоимость самой нефти мало влияет на цены на бензин для итоговых покупателей. Этот параметр составляет всего 4% от стоимости полученного топлива.
Следующий пункт расходов – транспортировка. Для того чтобы доставить сырье на НПЗ и готовый бензин на АЗС требуются расходы на зарплаты водителям, содержание транспорта и, как это ни банально, на его заправку. Из конечной стоимости топлива они составляют еще 7%.
Работа НПЗ – любой труд должен быть оплачен, поэтому в розничную цену топлива включена наценка завода. Она равняется 13%, что больше суммы двух предыдущих пунктов.
Следующий этап удорожания бензина – наценка конкретной АЗС или определенной розничной сети. Простые математические расчеты должны дать значение в 76% и вызвать негодование конечного потребителя, но, на самом деле, все гораздо сложнее. Представители розничной сети устанавливают наценку всего в 16%, что с учетом их затрат позволяет получать минимальную прибыль, особенно, если речь идет о небольшом региональном игроке, а не о крупной российской сети.
Еще 60% стоимости составляют различные государственные налоги.
Налог за налогом
Указанная выше часть не является одним крупным налогом, а состоит из целой серии более мелких. К ним относятся:
- до 17% – налог на добычу полезных ископаемых,
- до 16,2% – акцизы на нефтепродукты,
- 15,25% – НДС,
- 6,15% – налоги на прибыль, с фонда оплаты труда и прочие.
Вышеперечисленные налоги выплачиваются непосредственно нефтедобывающей/перерабатывающей компанией и закладываются в стоимость выпускаемой продукции. Дополнительно конечному покупателю также приходится оплачивать около 6% прочих вложенных налогов.
Таким образом, из 42,3 рублей (цена за литр 95 бензина, действующая на момент подготовки материала) 25,38 рублей отходит государству и лишь 6,8 рубля получает АЗС, на которой топливо было приобретено.
Указанные выше значения носят исключительно ориентировочный характер, так как их соотношение и, соответственно, конечная стоимость бензина в рознице меняется несколько раз в год. Однако даже такие приближенные цифры позволяют оценить влияние всех участников цепочки на итоговую стоимость продукции.
Как дела обстоят за границей
В заключение стоит сделать небольшое сравнение ситуации, сложившейся в нашей стране, и принципов формирования цены в США и Европе.
Так, например, в Америке она складывается следующим образом:
- транспортировка нефти – 50%,
- переработка на собственных НПЗ – 20%,
- развозка и реализация готовых продуктов – 10%,
- государственные налоги – 20%.
Можно заметить, что основную часть составляют расходы на доставку, что легко объяснимо, так как в США сырье завозится из дальних стран, а добыча собственной нефти также достаточно дорога.
Что касается европейских стран – Германии, Великобритании, Италии доля налогов также составляет порядка 60%, при этом литр бензина там продается по цене в 2-3 раза выше, чем в России. Аналогичный процент отчисляется и в таких странах как Ирак и Пакистан, при этом розничная стоимость топлива в них находится примерно на уровне российских показателей.
Как же так, думает автомобилист, заправляясь на АЗС, — цена на нефть падает, а бензин не только не дешевеет, а совсем наоборот? И действительно, за прошлый год цена на нефть на мировом рынке упала в два раза, а бензин в России в среднем подорожал примерно на 12%. И в то время, как, к примеру, американского обывателя радуют небывало низкие за последние годы цены на бензин (менее двух долларов за галлон, то есть за 3,8 литра), нашего человека пугают предстоящим повышением цен на топливо в рознице рублей на 1,5 — 4. Ерунда какая-то.
А ведь еще есть, к примеру, Венесуэла — такая же нефтедобывающая страна, как и мы. Так там уж более десятка лет цена на топливо для граждан не меняется: как было 2 цента за литр, так и остается. Обидно. В утешение можно привести пример другой нефтедобывающей страны — Норвегии, где цена за литр бензина составляет 2 евро. Попробуем разобраться.
Первый тезис, который встречается на пути человека, погрузившегося в дебри российского ценообразования на бензин, это утверждение, что наше отличие от Америки, дескать, в том, что у нас около 60% (если точнее, то 56-57%) цены на бензин в рознице составляют налоги. А там, мол, лишь процентов 12. Это так и не так одновременно. Америка по-прежнему, несмотря на рост добычи сланцевой нефти — это все же страна-импортер. И ее розничные цены на 70% зависят от мировых цен на нефть. Но в этой зависимости уже заложены все те налоги и акцизы, которые включают в свою цену нефтеэкспортеры (тот же наш НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых, — к примеру). И получается, таким образом, что налоговая составляющая американской розничной цены на бензин — тоже более 50%. В этом смысле принципиальной разницы между нами и Америкой нет.
Цена на бензин для россиян формируется из таких факторов, как добыча, транспортировка, переработка, хранение, розничная реализация. Но самое главное, повторим, налоги. В цене литра бензина в России 20% составляют акцизы, 9% — доходы АЗС, 6% -себестоимость добычи самой нефти, 8% — НДПИ, 18% переработка и доставка, 13% доход нефтяной компании (о чем подробно ниже). Прочие налоги- 26%.
Касательно последнего пункта: в бюджеты разных уровней нефтяники платят не только НДПИ, но и экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. При этом налоговая политика в нефтяной отрасли меняется в нашей стране чуть ли не каждый год: государство рассматривает нефтяников как одну из главных «дойных коров» бюджета, стремясь при всякой ситуации на мировом рынке максимизировать отчисления.
Так, в наступившем году в результате так называемого налогового маневра, добыча полезных ископаемых станет дороже, и цены на бензин увеличатся минимум процентов на 15. Начался трехлетний цикл сокращения экспортных пошлин с 60% до 55% — но с одновременным увеличением размера НДПИ. В 2014 году ставка этого налога выросла с 470 рублей за тонну нефти до 493 рублей, в 2015 году — до 530 рублей, в 2016-м вырастет до 559 рублей. То есть за три года рост составит 19%. Что окажет мощное влияние на внутренние цены на бензин даже в условиях падения мировых цен на нефть.
С другой стороны, нефтяникам важно компенсировать именно на внутреннем рынке (а где же еще) свои потери от падения цен на нефть и нефтепродукты на внешнем.
Нефтеперерабатывающие компании часть добытого сырья отправляют на экспорт. Но у них есть квоты на поставки на внутренний рынок.
Выбирая эти квоты, нефтяные компании продают бензин либо через свои фирменные заправки, либо через частные АЗС (соотношение их на розничном рынке 50:50). Однако при этом весь процесс ценообразования остается крайне непрозрачным: проще говоря, НК не раскрывают, как именно формируется конечная цена, пока продукт проходит через длинную цепочку посредников, каждый из которых накручивает свою маржу (от 20 до 30%). И несмотря на все усилия ФАС, государство закрывает на это глаза, поскольку бюджету дорогой бензин, как было отмечено выше, выгоден.
Российская реальность такова, региональные рынки нефтепродуктов крайне монополизированы вертикально-интегрированными нефтяными компаниями.
В их руках все — от НПЗ до оптовых нефтебаз и большой части АЗС. Эти региональные монополии и формируют в регионах базовый уровень потребительских цен (которые могут существенно отличаться от региона к региону). К этому можно добавить еще и исторически неэффективное расположение крупных НПЗ, что влечет за собой высокие транспортные издержки, а также низкий технологический уровень российских НПЗ в целом.
Таким образом, несмотря на все большие налоговые обременения, цены на бензин в России могли бы быть существенно ниже. Если бы не запредельная монополизация российского нефтяного рынка. Сравнивая с теми же США: там на рынке активно работают десятки конкурирующих между собой нефтяных компаний, у нас их можно пересчитать на пальцах одной руки. У нас компании, добывающие и перерабатывающие нефть, являются одновременно ее же и продавцами. И выступая в одном лице, они, когда цены на нефть падают, и они теряют на продаже сырья как добытчики, уже в ипостаси продавцов добирают упущенную прибыль, повышая цены на конечный продукт на АЗС.
Притом что ценообразование в российском нефтяном секторе — тайна о двух замках, кто сколько именно накручивает в длинной цепочке посредников — неизвестно, можно смело утверждать, что только лишь в силу крайней монополизации и непрозрачности рынка (при неизменных налоговых составляющих) цена на бензин в России искусственно завышена минимум на 30%.Из такой маржи можно выплачивать любые штрафы антимонопольной службе. Еще и внукам останется.
Стоимость топлива снова подскочит уже осенью
В четверг, 31 мая, стало известно, что крупные нефтяные компании пообещали правительству не повышать цены на бензин. По информации «Ведомостей» это случилось на экстренном совещании, организованном вице-премьером Дмитрием Козаком. Руководители и представители крупнейших нефтегазовых компаний, которые там присутствовали, пообещали, что будут поддерживать нынешний уровень цен, если правительство снизит фискальную нагрузку.
На такие меры власти вынуждены пойти из-за того, что с начала года бензин подорожал на 5,3% (данные Росстата). Это происходит на фоне подорожания нефти — за год она поднялась с 47,9 доллара за баррель до 77,3 (уровень 2014 года). «URA.RU» разобралось, из чего складывается цена на бензин и почему дорогая нефть — не значит дешевое топливо.
Если посмотреть, из чего строится цена на бензин, то окажется, что от нефти мало что зависит. Самая большая доля — это акцизы и налоги, которые взимает государство. В мае в цене на бензин АИ-92 налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимал 38,1% от стоимости бензина, акцизы — 19,16%, НДС и прочие налоги — 16,54%.
В итоге получается, что за три четверти литра (73,8%) водитель платит государству, а не нефтегазовой компании и не АЗС. И если оптовая прибыль в мае 2018 года была 6,99% с каждого литра, то автозаправкам приходилось работать себе в убыток даже на фоне роста цен. Заложенная прибыль в розничном звене имела даже отрицательное значение (-6,77%).
Таким образом, из каждого литра АИ-92 по цене 42 рубля 31 рубль водитель отдает государству. Остальные 11 рублей распределяются между топливными компаниями.
Это и себестоимость добычи нефти (8,26%), и переработка, транспортировка, перевалка и хранение бензина (10,36%), затраты на содержание заправочных станций (7,37%). Фактически от нефтегазовых компаний мало зависят цены на бензин, подтверждает доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Сергей Хестанов. «Какого-то большого маневра на установление цены на бензин у нефтяных компаний нет. Они влияют, но косвенно. На цене сказываются многие факторы, один из которых — перспективы экспорта».
В итоге больше всего на цену бензина влияет налог на добычу полезных ископаемых.
Дело в том, что формула, по которой рассчитывается налог на добычу полезных ископаемых, включает в себя котировки на нефтяных рынках и курс доллара. В российских реалиях между курсом доллара и мировыми ценами на нефть есть жесткая взаимосвязь — чем дешевле нефть, тем слабее рубль. Но ведь нефть перерабатывают в России, а значит, все траты — в рублях, поэтому, например, когда цена за баррель была сто долларов, то цена барреля в России была около 3700 руб./т. После того как баррель на внешнем рынке подешевел вдвое, до 50, $ в рублях цены снизились лишь на 13%, до 3200 руб./т.
Поскольку российский бюджет в большой степени зависит от прибыли нефтегазовых компаний, то, когда цены на экспортную нефть падают, власти повышают акцизы. Это компенсирует недостающие доходы. В свою очередь это приводит к росту цен на бензин. Последний раз акцизы поднимали в январе этого года — ставки были дополнительно повышены на 50 копеек за литр, то есть выросли на 10,7%. На столько же правительство запланировало поднять акцизы с 1 июля 2018 года.
Когда же цена на нефть растет, компаниям становится выгодно ее экспортировать, а, значит, предложение для внутреннего рынка сокращается. Спрос на нефтепродукты растет, а с ним и цена на бензин, поясняет первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин.
Еще один, скорее, неожиданный фактор, который влияет на рост цены на бензин, — сезон отпусков.
Эксперты рассказывают, что летом спрос на топливо опережает предложение: отечественные НПЗ не успевают вырабатывать достаточное количество бензина. Поэтому оптовые цены в этот сезон могут вырастать до 20%.
До президентских выборов топливо почти не дорожало, поскольку работал предвыборный фактор, в котором вся плоскость, соприкасающаяся с кошельком избирателя, была нейтральной, поясняет старший аналитик инвестиционной компании «Альпари» Анна Бодрова. «В то же самое время оптовые цены на бензин росли активными темпами — нефть шла в разгон. А на розничном рынке крупные компании продавали топливо себе в убыток, потому что в пересчете на литр оптовая цена была выше розничной», — описывает ситуацию на рынке эксперт. По ее словам, теперь цены на бензин отыгрывают четырехмесячный простой. Бодрова прогнозирует дальнейший рост цен: «Потенциал подъема — ещё 2-3%, после чего ценники на заправках перестанут меняться со скоростью света».
Напомним, что с 1 июля правительство планирует снизить акцизы на бензин и дизель. Это должно стабилизировать ситуацию. Новую волну повышения цен на бензин Бодрова прогнозирует осенью.