В ноябре 1968 года в Вене на конференции ЮНЕСКО была разработана и принята международная конвенция о дорожном движении. Ее цель – повышение безопасности на дорогах стран-участниц за счет стандартизации правил дорожного движения, а также некоторых норм и документов. Тогда же разработали и Конвенцию о дорожных знаках и сигналах.
Далеко не во всех источниках сейчас можно найти полный список стран, которые присоединились к Венской Конвенции о дорожном движении. Публикуем актуальный список этих государств.
Страны, подписавшие Конвенцию о дорожном движении от 8 ноября 1968 года
(в алфавитном порядке)
Австрия Кения Сан-Марино
Азербайджан Киргизия Сейшелы
Армения Конго Сербия
Багамы Корея Словакия
Бахрейн Коста-Рика Словения
Беларусь Кот-д`Ивуар Таджикистан
Бельгия Куба Таиланд
Болгария Кувейт Тунис
Босния и Герцеговина Латвия Туркменистан
Бразилия Литва Узбекистан
Ватикан Люксембург Украина
Великобритания Македония Уругвай
Венгрия Марокко Филиппины
Венесуэла Мексика Финляндия
Гайана Молдова Франция
Гана Монако Хорватия
Германия Монголия ЦАР
Греция Нигер Черногория
Грузия Нидерланды Чехия
Дания Норвегия Чили
Зимбабве ОАЭ Швейцария
Израиль Пакистан Швеция
Индонезия Перу Эквадор
Иран Польша Эстония
Испания Португалия ЮАР
Италия РСФСР (Россия)
Водительские права нового образца (подробнее в материале «Водительское удостоверение нового образца: фото и комментарии»), выдаваемые в России с 1 марта 2011 действительны в странах, подписавших Венскую Конвенцию. Ранее выданные удостоверения также «работают» до окончания срока их действия.
Что еще почитать:
Комментарии
У меня Австралийские водительские права я гражданка РФ можно ли пользоваться австралийскими правами в России или необходимо все заново пересдавать?
В 1968 году страна Россия не могла подписать конвенцию, информация предоставлена не достоверно. Убедительное требование исправить на РСФСР или же СССР.
Ваше замечание по существу, изменения внесли.
Доброго времени суток, друзья. Вот какой вопрос… Я являюсь гражданином РФ, но в силу некоторых обстоятельств у меня появились права одной из стран венской конвенции. Могу ли я спокойно передвигаться по территории РФ без паспорта того государства, где получал права. И какие могут быть последствия? Заранее спасибо.
Юрий, если вы гражданин России, то здесь должны ездить с российскими правами. Это наше мнение. Гаишников может заинтересовать вопрос, почему у вас нет нашего водительского удостоверения. Не получили? Или были лишены права управления? И т.д.
В списке стран на международных правах Российской Федерации, принявших венскую конвенцию по дорожному движению, нет ОАЭ. И в ГБДД говорят, что эмираты туда не входят. А у вас есть. У вас ошибка, или они не правы?
Здравствуйте.Вот МРЭО на Варшовском шоссе 170 д,не согласны с этим.Они убеждают ,на пример,что республика Молдовы нету в этом списке,и поэтому не хотят мне заменять в/у.вот так
Получил гражданство РФ, управляю транспортным средством с водительским удостоверением Узбекистана. Согласно ФЗ№92 статьи 25 пункта 12 я имею на это полное право.
Сталкивался ли кто с такой ситуацией? Как действуют сотрудники ДПС на дорогах по отношению к гражданам РФ с иностранными правами?
Заранее спасибо!
Получил гражданство РФ, управляю транспортным средством с водительским удостоверением Узбекистана. Согласно федеральному закону №92 статьи 25 пункта 12, имею на это полное право.
Сталкивался ли кто с такой ситуацией?
Как действуют сотрудники ДПС по отношению к гражданам РФ с иностранными правами?
Заранее спасибо!
Михаил, самый лучший вариант — уточнить это в ГИБДД. Как они относятся к этому, какие даны распоряжения и т.д.
Здравствуйте. Я живу в Испании и права национальные испанские, паспорт украинский. Сегодня в кону НГ остановили за поворот в не разрешенном месте. И хотели отправить домой без машины, мол «права у тебя должны быть международные испанские, эти не катят» пытался рассказать о конвенции, слушать не хотели. Тогда говорю поехали в участок разбиратся, прав я или нет. Отдали права и штраф 500 рублей за поворот. Инспектор дал слово офицера что, в след. раз точно заберет авто на штраф стоянку… Теперь буду возить этот договор в распечатанном виде. Из принципа не буду получать международные испанские.
Почему-то не удивляет такое поведение инспектора )
В течение многих лет выезжаю в США и оформляю международное водительское удостоверение в Санкт Петербурге.Удостоверение выдают,но никто из работников ГИБДД ни разу не предупредил меня,что США не подпмсали Венскую конвенцию от 1968 года
У меня права США, сама являюсь гражданкой Узбекистана, сегодня хотела оформить страховку на авто в компании «Верна», но мне сказали, что это невозможно, т.к, мои американские права недействительны на территории России, ссылались как раз на Венскую конвенцию. Два года подряд, я приезжаю в Россию, в частности в Краснодар и делаю страховку на машину, первый год в Росгосстрахе, второй год в Ингосстрах , и никогда не возникало трудностей с моими правами, даже перевода прав не требовали. Пожалуйста, уточните, имею я все таки право оформить страховку со своими правами или сотрудники Верны правы и 2 года я ездила по Краснодару незаконно )))
Предположим, Вы приехали на своём автомобиле, который зарегистрирован в Америке, в Россию, с американскими правами, и на границе оформляете временный ввоз транспортного средства. Также Вы должны оформить полис ОСАГО на автомобиль — в таком случае никаких проблем нет, в правилах об ОСАГО существует соответствующий специальный тариф.
В случае когда автомобиль российской регистрации, как мы поняли из вопроса, то опять же проблем не видно — возможно выписать полис ОСАГО без ограничения допущеных к управлению водителей.
Здравствуйте, я гражданин Узбекистана, имею вид на жительство, имею действующую фирму транпортную. Хотел обменять свои права на российские, Спб, шоссе революции 85, 310 кабинет защел чтобы уточнить что для этого нужно имея внж и фирму, мне ответи… учись друг, потому что узбекские права невозможно обменять даже если есть основания, сказал что Узбекистан не входит в межд.к.
Я и не понимаю и не понял ничего, как мне поступить? Инспектор был прав?
Зафар, в ГИБДД все правильно ответили, на наш взгляд. И международная конвенция тут ни при чем. К обмену прав на российские Конвенция не имеет никакого отношения.
Здравствуйте.В марино в ГБДД не согласны с этим.Они убеждают ,на пример,что республика Молдовы нету в этом списке,и поэтому не хотят мне заменять в/у.вот так
Получается что 310 кабинет сам решает кому идти заново в автошколу,а кому нет.
Добрый день. На некоторых сайтах в списке стран-участниц Конвенции отсутствует Китай. Уточните пожалуйста из какого официального источника получена информация о подписании КНР Конвенции.
Константин, 11 мая 2018 10:54
Добрый день. На некоторых сайтах в списке стран-участниц Конвенции отсутствует Китай. Уточните пожалуйста из какого официального источника получена информация о подписании КНР Конвенции.
меня тоже интересует этот вопрос.
Как раз в Википедии Китая в списке нет.
Да, Китая нет. Он подписал не Венскую, а Женевскую конвенцию. Убрали Китай
Добрый день, у меня узбекские права категории ВС выданные в 2003г., сейчас проживаю в Москве и получил Российское гражданство. Я могу обменять свои узбекские права на Российские или нужно теперь заново учиться?
Есть такое понятие как ратификация — утверждение международного договора верховной властью страны и придание договору юридической силы. Если какая-либо страна подписала, но не ратифицировала международный договор, то этот договор не имеет юридической силы на территории этой страны. А теперь внимательно посмотрите, сколько стран из списка не ратифицировали этот договор. И, соответственно, в этих странах данный договор не имеет юридической силы, не имеет силы закона. То есть попросту говоря в этих странах подписанный договор не действует потому что верховная государственная власть его не утвердила. Он всего лишь имеет рекомендательных характер, но не обязателен к исполнению.
Теперь что касается России. Ни Россия, ни РСФСР этот договор не подписывали и не ратифицировали. Договор был подписан и ратифицирован СССР.
В настоящее время не имеется никакого нормативного правового акта федерального уровня, действие которого направлено на регулирование круга всех общественных отношений, связанных с переходом прав и обязанностей от СССР к Российской Федерации. Следовательно, с юридической точки зрения, Россия не является правопреемником СССР, и соответственно не является участником и этого международного договора. Россия должна была отдельно подписать и ратифицировать этот договор, но до сегодняшнего дня так и не сделала этого. На данный момент, России в этом списке быть не должно.
День добрый!Подскажите,Я из Луганска и права получил при Украине в 2005 г.,могу ли работать по ним в РФ (Москва и Московская обл.)
Заранее спасибо!
Добрый день!
В соответствии с федеральным законодательством российские предприниматели не могут нанимать на работу водителей, не имеющих российского водительского удостоверения. Для того чтобы устроиться водителем, необходимо отучиться в нашей автошколе и сдать экзамены.
Получил внж в России хочу менять права Республика Таджикистан прав я получил еще во времена СССР потом поменял на таджикский национальный прав три раза поменял по сроку времени и последний раз менял 2012 году теперь в ГИБДД говорят что мы не признаем таких вод удостоверение а я учился во времена СССР и у сеня свидетельств ДОСААФ я могу сдать за ново экзамен в ГИБДД этим или мне придется за ново учиться? Спасибо!
Наши ВУ не соответствуют венской конвенции, потому что отсутствует надпись «permis de conduire»!
Лев, в правах старого образца такая надпись есть см. фото здесь http://autoclub78.ru/poluchenie-prav/driving-licence
У прав нового образца информация зашифрована в кодах.
Добрый день, подскажите пожалуйста соответствует ли водительское удостоверение Туркменистана Венской конвенции. Оно выполнено по всем правилам и имеется надпись «permis de conduire». После моего обращения в ГИБДД по вопросу прохождения экзамена на получение Российских вод прав, мне сказали идти учиться в автошколе, хотя у меня водительский стаж более 20 лет и сохранилась экзаменационная карта прохождения обучения в автошколе. Просто человек из окошка сказал не соответствуют Венской конвенции, и ни чем это не аргументировал. Сам я гражданин РФ и имею внутренний паспорт, как поступить в данной ситуации, подскажите пожалуйста.
Аркадий, идите дальше. Записывайтесь на приём. И доказывайте, что ваши права соответствуют конвенции.
Желаю удачи.
Добрый день! Подскажите пожалуйста! Я гражданин РФ, а ВУ Молдовы полученные в марте 2008. Я могу обменять права на РФ без сдачи экзамена? Спасибо
Имею международное водительское удостоверение. Имею российские водительские права. Живу в Нидерландах недавно.
В международных правах указан список стран,подписавших Конвенцию 1968 года, числятся Нидерланды. Я знаю точно, что здесь в Нидерландах я не могу использовать мои права, должна сдавать их экзамен и получать их права. Международные могла использовать только пол года.
Вопрос: почему тогда Нидерланды числятся в этом списке, а я не могу ездить там с нашими правками.
Второй вопрос: могу ли я использовать мои международные права в Турции и Германии. И как долго могу я их использовать?
Ирина, Конвенция распространяется на граждан, находящихся временно на территории другого государства. Если же речь идёт о постоянном проживании, о чём говорит наличие вида на жительство, то необходимо иметь не только внутренние права данного государства, но и автомобиль зарегистрированный в этой стране.
Привет, у меня 1 вопрос возникшый в споре с дочерью , по правилам РФ «движения по полосам и доп секция светофора , стрелка , знак указывает движения прямо и направо по полосе на перекрёстке светофор с стрелкой поворот на право , мне нужно прямо , по РФ правилам от 1994 года я могу стоять и не кого не пропускать , дочь с сылается на конвенции и утверждает что я обязан повернуть , кто прав в споре ? зарание спосибо
Добрый день, Андрей!
Мое мнение такое, раз движение разрешено прямо и направо, то вы имеете полное право право находиться в правой полосе. И поэтому, если для вас, двигающегося прямо, горит красный, то вы должны стоять. Несмотря на то, что машинам, которые позади, нужно повернуть направо и для них горит стрелка. Другое дело, что если вы знаете об этой особенности перекрестка, то можно заранее перестроиться, чтобы не мешать повернуть по стрелке, чтобы не бибикали наши нервные водители )
Все отели мира
Аренда автомобиля
Заказ трансфера
Страхование туристов
Авиабилеты
Венская конвенция о дорожном движении – международный договор, заключённый с целью повышения безопасности дорожного движения посредством стандартизации правил дорожного движения. Конвенция была разработана во время конференции ЮНЕСКО с 7 октября по 8 ноября 1968 года в Вене. Одновременно на конференции была разработана Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Позднее, а именно 1 мая 1971 года, договор был дополнен в Женеве.
Страны-участницы, ратифицировавшие договор Венской конвенции о дорожном движении, признают российские национальные водительские удостоверения без необходимости получать международные удостоверения. 28 марта 2006 года формат национального удостоверения, признаваемого на территории других стран, был изменен, странам-участницам конвенции было дано 5 лет на приведение своих национальных удостоверений в соответствие новому формату. Водительские удостоверения, выдаваемые в России с 1 марта 2011, удовлетворяют новым требованиям. Ранее выданные удостоверения (пластиковые) также действительны до окончания срока их действия.
Во многих интернет-источниках утверждается, что все страны-участницы Венской конвенции о дорожном движении обязаны признавать национальные российские водительские удостоверения, что является в корне не верным утверждением. Всего по данным ООН странами-участницами Венской конвенции о дорожном движении являются 82 государства (подписали договор в период проведения конференции в ноябре 1968 г. или в ближайшее к этой дате время 36 государств, позже к конвенции присоединилось ещё 38 стран, 8 государств стали участниками конвенции по правопреемству государств*). Но для вступления договора в силу на территории конкретной страны кроме подписания требуется и ратификация** соответствующим органом государства, поэтому из общего списка стран-участниц надо выделить те страны, которые договор не только подписали, но и ратифицировали. Страны-участницы не ратифицировавшие договор тоже должны признавать российские национальные водительские удостоверения (что в большинстве случаев и происходит), но фактически может оказаться так, что компания по аренде и прокату автомобилей не выдаст забронированное авто, а оспорить действия прокатчиков и вернуть деньги будет очень сложно, т.к. законодательно положения Венской конвенции на территории страны ещё не работают.
Иностранные национальные водительские удостоверения в России
Иностранцы в России
В соответствии с требованиями "Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений", утвержденных постановлением Правительства от 19 декабря 1999 года №1396, в Российской Федерации лица, временно пребывающие на её территории, имеют право управлять транспортными средствами при наличии международного или иностранного национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Венской Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в котором произведены или продублированы буквами латинского алфавита. Иностранные национальные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям указанной Конвенции, должны иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык.
Граждане России с иностранными водительскими правами
Гражданам РФ управлять автомобилем на территории России по иностранным правам запрещено. В соответствии со ст. 41 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, договаривающиеся страны не обязаны признавать действительность национальных прав, выданных тем водителям, чьё обычное место жительства находилось не на территории, где было выдано удостоверение, или было перенесено после выдачи на другую территорию.
Страны-участницы Венской конвенции о дорожном движении
- Страны-участницы Венской конвенции, ратифицировавшие договор о дорожном движении, отмечены знаком " " с указанием даты ратификации.
- Accession – страны, присоединившиеся к конвенции отмечены литерой "a" с указанием даты присоединения (подписания).
- Succession – страны-участницы по правопреемству отмечены литерой "d" с указанием даты ратификации (со знаком" ") или присоединения.
Страны-участницы договора | Дата подписания | Accession(a), Succession(d), Ratification |
---|---|---|
Австрия | 8 ноября 1968 | 11 августа 1981 |
Азербайджан | 3 июля 2002 a | |
Албания | 29 июня 2000 a | |
Армения | 8 февраля 2005 a | |
Багамы | 14 мая 1991 a | |
Бахрейн | 4 мая 1973 a | |
Беларусь | 8 ноября 1968 | 18 июня 1974 |
Бельгия | 8 ноября 1968 | 16 ноября 1988 |
Болгария | 8 ноября 1968 | 28 декабря 1978 |
Босния и Герцеговина | 1 сентября 1993 d | |
Бразилия | 8 ноября 1968 | 29 октября 1980 |
Ватикан | 8 Nov 1968 | |
Великобритания | 8 Nov 1968 | |
Венгрия | 8 ноября 1968 | 16 марта 1976 |
Венесуэла | 8 Nov 1968 | |
Вьетнам | 20 августа 2014 a | |
Гайана | 31 января 1973 a | |
Гана | 22 августа 1969 | |
Германия | 8 ноября 1968 | 3 августа 1978 |
Греция | 18 декабря 1986 a | |
Грузия | 23 июля 1993 a | |
Дания | 8 ноября 1968 | 3 ноября 1986 |
Демократическая Республика Конго | 25 июля 1977 a | |
Зимбабве | 31 июля 1981 a | |
Израиль | 8 ноября 1968 | 11 мая 1971 |
Индонезия | 8 ноября 1968 | |
Иран | 8 Nov 1968 | 21 May 1976 |
Испания | 8 ноября 1968 | |
Италия | 8 ноября 1968 | 2 октября 1996 |
Казахстан | 4 апреля 1994 a | |
Катар | 6 марта 2013 a | |
Кения | 9 сентября 2009 a | |
Коста-Рика | 8 ноября 1968 | |
Кот-д’Ивуар | 24 июля 1985 a | |
Куба | 30 сентября 1977 a | |
Кувейт | 14 марта 1980 a | |
Кыргызстан | 30 августа 2006 a | |
Латвия | 19 октября 1992 a | |
Либерия | 16 сентября 2005 a | |
Литва | 20 ноября 1991 a | |
Люксембург | 8 ноября 1968 | 25 ноября 1975 |
Македония | 18 августа 1993 d | |
Марокко | 29 декабря 1982 a | |
Мексика | 8 ноября 1968 | |
Молдова | 26 мая 1993 a | |
Монако | 6 июня 1978 a | |
Монголия | 19 декабря 1997 a | |
Нигер | 11 июля 1975 a | |
Нидерланды | 8 ноября 2007 a | |
Норвегия | 23 декабря 1969 | 1 апреля 1985 |
Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) | 10 января 2007 a | |
Пакистан | 19 марта 1986 a | |
Перу | 6 октября 2006 a | |
Польша | 8 ноября 1968 | 23 августа 1984 |
Португалия | 8 ноября 1968 | 30 сентября 2010 |
Россия | 8 ноября 1968 | 7 июня 1974 |
Румыния | 8 ноября 1968 | 9 декабря 1980 |
Сан-Марино | 8 ноября 1968 | 20 июля 1970 |
Саудовская Аравия | 12 мая 2016 a | |
Сейшелы | 11 апреля 1977 a | |
Сенегал | 16 августа 1972 a | |
Сербия | 12 марта 2001 d | |
Словакия | 1 февраля 1993 d | |
Словения | 6 июля 1992 d | |
Таджикистан | 9 марта 1994 a | |
Таиланд | 8 ноября 1968 | |
Тунис | 5 января 2004 a | |
Туркменистан | 14 января 1993 a | |
Турция | 22 января 2013 a | |
Узбекистан | 17 января 1995 a | |
Украина | 8 ноября 1968 | 12 июля 1974 |
Уругвай | 8 апреля 1981 a | |
Филиппины | 8 ноября 1968 | 27 декабря 1973 |
Финляндия | 16 декабря 1969 | 1 апреля 1985 |
Франция | 8 ноября 1968 | 9 декабря 1971 |
Хорватия | 23 ноября 1992 d | |
Центральноафриканская Республика | 3 февраля 1988 a | |
Черногория | 23 октября 2006 d | |
Чехия | 2 июня 1993 d | |
Чили | 8 ноября 1968 | |
Швейцария | 8 Nov 1968 | 11 декабря 1991 |
Швеция | 8 ноября 1968 | 25 июля 1985 |
Эквадор | 8 ноября 1968 | |
Эстония | 24 августа 1992 a | |
ЮАР | 1 ноября 1977 a | |
Южная Корея | 29 декабря 1969 |
Страны-участницы Женевской конвенции о дорожном движении 1949 года
- Страны-участницы Женевской конвенции, ратифицировавшие договор о дорожном движении, отмечены знаком "" с указанием даты ратификации.
- Accession – страны, присоединившиеся к конвенции отмечены литерой "a" с указанием даты присоединения (подписания).
- Succession – страны-участницы по правопреемству отмечены литерой "d" с указанием даты ратификации (со знаком" ") или присоединения.
Страны-участницы Женевской конвенции о дорожном движении 1949 года вправе требовать от иностранцев-участников дорожного движения предоставления международного водительского удостоверения (IDP), выданного на основе Женевской конвенции о дорожном движении 1949 года и являющегося единственным признаваемым международным водительским удостоверением, которое позволяет управлять автомобилем на территории стран-участниц Женевской конвенции.
Внимание! Если страна является одновременно участницей Женевской и Венской конвенций (ратифицировала оба договора), то она обязана признавать водительские удостоверения, которые соответствуют требованиям любой из этих конвенций.
Страны-участницы договора | Дата подписания | Accession(a), Succession(d), Ratification |
---|---|---|
Австралия | 7 декабря 1954 a | |
Австрия | 19 сентября 1949 | 2 ноября 1955 |
Албания | 1 октября 1969 a | |
Алжир | 16 мая 1963 a | |
Аргентина | 25 ноября 1960 a | |
Бангладеш | 6 декабря 1978 a | |
Барбадос | 5 марта 1971 d | |
Бельгия | 19 сентября 1949 | 23 апреля 1954 |
Бенин | 5 декабря 1961 d | |
Болгария | 13 февраля 1963 a | |
Ботсвана | 3 января 1967 a | |
Буркина Фасо | 31 августа 2009 a | |
Ватикан | 5 октября 1953 a | |
Великобритания | 19 сентября 1949 | 8 июля 1957 |
Венгрия | 30 июля 1962 a | |
Венесуэла | 11 мая 1962 a | |
Вьетнам | 2 ноября 1953 a | |
Гаити | 12 февраля 1958 a | |
Гана | 6 января 1959 a | |
Гватемала | 10 января 1962 a | |
Греция | 1 июля 1952 a | |
Грузия | 23 июля 1993 a | |
Дания | 19 сентября 1949 | 3 февраля 1956 |
Демократическая Республика Конго | 6 марта 1961 d | |
Доминикана | 19 сентября 1949 | 15 августа 1957 |
Египет | 19 сентября 1949 | 28 мая 1957 |
Зимбабве | 1 декабря 1998 d | |
Израиль | 19 сентября 1949 | 6 января 1955 |
Индия | 19 сентября 1949 | 9 марта 1962 |
Иордания | 14 января 1960 a | |
Ирландия | 31 мая 1962 a | |
Исландия | 22 июля 1983 a | |
Испания | 13 февраля 1958 a | |
Италия | 19 сентября 1949 | 15 декабря 1952 |
Камбоджа | 14 марта 1956 a | |
Канада | 23 декабря 1965 a | |
Кипр | 6 июля 1962 d | |
Конго (Браззавиль) | 15 мая 1962 a | |
Кот-д’Ивуар | 8 декабря 1961 d | |
Куба | 1 октября 1952 a | |
Кыргызстан | 22 марта 1994 a | |
Лаос | 6 марта 1959 a | |
Лесото | 27 сентября 1973 a | |
Ливан | 19 сентября 1949 | 2 августа 1963 |
Люксембург | 19 сентября 1949 | 17 октября 1952 |
Мадагаскар | 27 июня 1962 d | |
Малави | 17 февраля 1965 d | |
Малайзия | 10 сентября 1958 a | |
Мали | 19 ноября 1962 d | |
Мальта | 3 января 1966 d | |
Марокко | 7 ноября 1956 d | |
Монако | 3 августа 1951 a | |
Намибия | 13 октября 1993 d | |
Нигер | 25 августа 1961 d | |
Нигерия | 3 февраля 2011 a | |
Нидерланды | 19 сентября 1949 | 19 сентября 1952 |
Новая Зеландия | 12 февраля 1958 a | |
Норвегия | 19 сентября 1949 | 11 апреля 1957 |
Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) | 10 января 2007 a | |
Папуа – Новая Гвинея | 12 февраля 1981 a | |
Парагвай | 18 октября 1965 a | |
Перу | 9 июля 1957 a | |
Польша | 29 октября 1958 a | |
Португалия | 28 декабря 1955 a | |
Россия | 17 августа 1959 a | |
Руанда | 5 августа 1964 d | |
Румыния | 26 января 1961 a | |
Сан-Марино | 19 марта 1962 a | |
Сенегал | 13 июля 1962 d | |
Сербия | 12 марта 2001 d | |
Сингапур | 29 ноября 1972 d | |
Сирия | 11 декабря 1953 a | |
Словакия | 1 февраля 1993 d | |
Словения | 13 июля 2017 d | |
США | 19 сентября 1949 | 30 августа 1950 |
Сьерра-Леоне | 13 марта 1962 d | |
Таиланд | 15 августа 1962 a | |
Того | 27 февраля 1962 d | |
Тринидад и Тобаго | 8 июля 1964 a | |
Тунис | 8 ноября 1957 a | |
Турция | 17 января 1956 a | |
Уганда | 15 апреля 1965 a | |
Фиджи | 31 октября 1972 d | |
Филиппины | 19 сентября 1949 | 15 сентября 1952 |
Финляндия | 24 сентября 1958 a | |
Франция | 19 сентября 1949 | 15 сентября 1950 |
Центральноафриканская Республика | 4 сентября 1962 d | |
Черногория | 23 октября 2006 d | |
Чехия | 2 июня 1993 d | |
Чили | 10 августа 1960 a | |
Швейцария | 19 сентября 1949 | |
Швеция | 19 сентября 1949 | 25 февраля 1952 |
Шри-Ланка | 26 июля 1957 a | |
Эквадор | 26 сентября 1962 a | |
ЮАР | 19 сентября 1949 | 9 июля 1952 a |
Южная Корея | 14 июня 1971 d | |
Ямайка | 9 августа 1963 d | |
Япония | 7 августа 1964 a |
Сноски и документы по теме
* Правопреемство государств – это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.
Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:
- Разделение – государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые
- Выделение – из государства выделилась часть, но само государство осталось
- Объединение – два и более государства становятся одним
- Присоединение – одно государство присоединяется к другому
Объединение не предполагает сохранения государства-предшественника.
** Ратификация (лат. ratificatio от ratus – решённый, утверждённый + facere – делать) – процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. До ратификации такой документ, как правило, не имеет юридической силы и не обязателен для нератифицировавшей стороны. Однако, Венская конвенция о праве международных договоров велит государству, подписавшему международный договор, впредь до ратификации или отказа от нее воздерживаться от действий, лишающих документ "объекта и цели", то есть явно идущих вразрез с теми задачами, которые он призван решить.
Факт ратификации оформляется специальным документом, называемым ратификационной грамотой. Стороны либо обмениваются ратификационными грамотами, либо, при большом количестве сторон, передают ратификационные грамоты депозитарию. Депозитарий может быть одним из подписавших или третьим лицом.
Чаще всего ратификация используется для придания юридической силы международным договорам, а также конституциям федераций и конфедераций или поправкам к ним. В последнем случае ратификация производится субъектами федерации или членами конфедерации.
Применительно к международным договорам ратификация выступает, таким образом, одним из способов выражения согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием, утверждением, принятием.
Александр решил взять за границей автомобиль напрокат. У него возникли вопросы: действует ли в этой стране национальное российское водительское удостоверение (российские права); нужно ли брать международное водительское удостоверение (международные водительские права); где и как получить международные права. Поможем ему и вам разобраться в этих вопросах.
Глоссарий:
МВУ — международное водительское удостоверение (International driving permit, IDP). Представляет из себя книжку с переводом водительских прав на 8 языков. Это официальные языки ООН: английский, французский, испанский, русский, китайский. Дополнительные: немецкий, японский, арабский.
НВУ — национальное водительское удостоверение (то есть обычные российские водительские права).
Обложка МВУ
Разворот книжки МВУ
Международные конвенции о дорожном движении — группы стран
Вид водительского удостоверения, которое нужно взять за границу, зависит от нескольких условий: в какую страну едите, какие условия предъявляет конкретная прокатная контора.
Существует три группы стран, в которых действуют разные международные правовые положения о дорожном движении. В них предъявляют разные требования к водительскому удостоверению.
1 группа — присоединились к Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года.
2 группа — присоединились к Женевской конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года.
3 группа — не подписали ни Венскую, ни Женевскую конвенции и признают только свои национальные права. Некоторые страны Евросоюза ратифицировали обе конвенции. А с 2013 года в Европе выдают единые водительские права. Начнем по порядку.
Страны Венской конвенции — какие нужны водительские права
Рассмотрим историю вопроса. СССР подписал и ратифицировал Венскую конвенцию «О дорожном движении». Российская Федерация — правопреемник Советского Союза. У нас действуют правила этого международного документа, к которому на 2018 год присоединились 77 стран.
В России Госавтоинспекция выдает водительские права двух видов: национальные и международные. Национальные права каждый получает после успешной сдачи экзаменов в автошколе. Они могут быть нового образца или старого.
В 2006 году в правила Венской конвенции «О дорожном движении» внесли поправки и перешли на новый стандарт национального водительского удостоверения. Все страны, которые подписали конвенцию, за 5 лет должны были перейти на новый стандарт.
В России права нового образца соответствуют Венской конвенции. В ГИБДД их начали выдавать с 1 марта 2011 года, через 5 лет после внесенных в конвенцию поправок. Список стран, в которых будет действительно наше национальное водительское удостоверение, смотрите в таблице ниже.
Российское национальное водительское удостоверение нового образца. Личные данные продублированы транслитерацией латинскими буквами и введены новые категории транспортных средств
Часть российских водителей будут ездить со старыми водительскими правами до 2021 года, так как права выдают на 10 лет. Обязательно сделайте международное водительское удостоверение, если ваши права выданы до 1 марта 2011 года. Иначе прокатная контора откажет в выдаче автомобиля, или полиция выпишет штраф.
Конвенция о дорожном движении, Вена, 8 ноября 1968, с изменениями и дополнениями: http://base.garant.ru/2540357/
1. Договаривающиеся стороны должны выдавать национальные водительские удостоверения в соответствии с новой редакцией приложения 6 не позднее чем через пять лет после ее вступления в силу. Национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 6 настоящей Конвенции до истечения этого периода, признаются в течение срока их действия.**
2. Договаривающиеся стороны должны выдавать международные водительские удостоверения в соответствии с новой редакцией приложения 7 не позднее чем через пять лет после ее вступления в силу. Международные водительские удостоверения, выданные в соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 7 настоящей Конвенции до истечения этого периода, остаются действительными с учетом положений пункта 3 статьи 41**.
Комментарий. В статье говорится, в каких случаях можно обойтись только национальными правами, а когда нужны международные. В Приложении 6 описаны новые требования к национальному водительскому удостоверению. В Приложении 7 описаны новые требования к международному водительскому удостоверению.
Список стран Венской конвенции
В таблице зеленым цветом мы выделили страны, которые подписали и ратифицировали конвенцию. Они признают российское национальное водительское удостоверение нового образца.
Красным цветом выделили страны, которые подписали конвенцию, а на своей территории ее правил не придерживаются. Например, в Испании или Южной Корее одного национального водительского удостоверения будет недостаточно. Но некоторые прокатные конторы могут выдать автомобиль или скутер без международного документа. Как на это посмотрит местная полиция мы не знаем.
Остальные либо подписали документ, но не ратифицировали, либо присоединились и не подписали. Туда также лучше взять международные права.
Эти страны присоединились к Венской конвенции
Состояние на 2018 год
Босния и Герцеговина
Великобритания и Северная Ирландия
Некоторые ввели оговорки к отдельным статьям и приложениям. Дания рассматривает мопеды с максимальной скоростью больше 30 км/ч в качестве мотоциклов, а Монако приравнивает все мопеды к мотоциклам.
Актуальную информацию об участниках конвенции «О дорожном движении» читайте на сайте ООН в статье «Convention on Road Traffic». Пустые места в колонке «Accession(a), Succession(d), Ratification» означают, что страна подписала конвенцию, но на своей территории эти правила не ввела.
Частные конторы по прокату авто или скутеров могут попросить у вас международные права, даже если страна ратифицировала Венскую конвенцию. Хозяин барин. Есть и другие случаи. Иногда полиция незаконно требует международный документ. Без знания языка будет сложно объяснить им их неправоту. Советуем на всякий случай заказать международное водительское удостоверение.
Страны Женевской конвенции — какие водительские права нужны
Ни в СССР, ни в Российской Федерации Женевскую конвенцию не ратифицировали. В нашей стране правила дорожного движения приводятся в соответчике с Венской конвенцией. При этом требования к оформлению водительских прав у Венской и Женевской конвенции отличаются.
1. Каждое Договаривающееся государство разрешает водителю, въезжающему на его территорию и удовлетворяющему условиям, указанным в Приложении 8, управлять на его дорогах, без нового испытания, автомобилями категории или категорий, отвечающим определениям Приложений 9 и 10, на право управления которыми ему было выдано находящееся в силе разрешение на управление автомобилем соответствующими властями другого Договаривающегося государства или одного из его территориальных подразделений, или уполномоченным на то этими властями объединением после установления способности управлять автомобилем.
2. Договаривающееся государство может, однако, требовать от водителя, въезжающего на его территорию, чтобы он был снабжен международным разрешением на управление автомобилем, соответствующим образцу, приведенному в Приложении 10, в частности, когда иностранный водитель прибывает из страны, где не требуется разрешения на управление автомобилем, или если выданное ему внутригосударственное разрешение не соответствует образцу, приведенному в Приложении 9.
3. Международное разрешение выдается компетентными властями одного из Договаривающихся государств или одного из его территориальных подразделений, или уполномоченным на то этими властями объединением с их печатью или штемпелем водителям, доказавшим свою способность к управлению автомобилями. Разрешение дает право управлять без нового испытания во всех Договаривающихся государствах автомобилями, относящимися к категории, для которой оно выдано.
Комментарий. Пункт 1 разрешает управление транспортным средством гражданину иностранного государства, если его водительское удостоверение соответствует требованиям из Приложения 9. В ином случае пункт 2 говорит о необходимости получения международных прав.
Размер: 74 x 105 мм
Цвет: розовый
1. Разрешение составляется на языке или на языках, установленных законами государства, в котором оно выдано.
2. Название документа обозначается на языке или на языках, указанных в предыдущем пункте, за которым следует перевод его на французский язык «permis de conduire».
3. Указания, написанные от руки, делаются (или, во всяком случае, повторяются) печатными буквами латинского алфавита или прописью
…
Комментарий. Строчку «permis de conduire» (фр. «Водительские права») добавили на российские права новой редакции 2011 года, но убрали в редакции прав 2014 года. Наверно убрали потому, что Россия ратифицировала только Венскую конвенцию, а там нет такого требования.
Гражданин России не сможет воспользоваться российскими национальными правами в странах, которые присоединились только к Женевской конвенции. Наши национальные водительские права не соответствуют предъявляемым требованиям.
Если едите в страну, которая присоединилась к Женевской конвенции, сделайте в ГИБДД международное водительское удостоверение. Его нужно предъявлять местной полиции совместно с национальными правами. Без МВУ вам не выдадут авто или скутер на прокат.
Список стран Женевской конвенции
По состоянию на 2018 год 97 стран присоединились к Женевской конвенции о дорожном движении. Приведем этот список. Зеленым мы выделили страны, которые ее подписали и ратифицировали. Остальные конвенцию не ратифицировали, но международные права там тоже должны действовать.
Эти страны присоединились к Женевской конвенции