Не знаю, можно ли испытывать автомобили в шапке-ушанке и повязке на глазах, но в Уэльсе мороз, а мы экспериментируем. Вот я стою у дороги, глаза завязаны, фальшивая лиса на голове. Прогуливающиеся пенсы наблюдают, как рядом тормозит машина и меня запихивают на переднее сиденье. “Прости, чувак, – говорит водитель, перед тем как стартануть по гравию с пробуксовкой (я отчаянно хватаюсь за воздух). – Улыбнись, а то они подумают, что я тебя похитил”.
Пятьдесят на пятьдесят, что меня увозят на Toyota GT86. Или я в почти идентичной машине, в близнеце – Subaru BRZ. Два дня мы ездим на них и играем в “найди отличия”. Отличия, разумеется, есть, но когда их требуется подсчитать, мозг нас подводит. Вполне возможно, он лучше воспринимает синий, чем оранжевый. Или я заранее настроился, что одна машина мне понравится больше другой.
Значит, есть единственный способ: надо исключить ловушки для разума. Забыть об эмблемах. Не обращать внимания на цвет. Мой впечатлительный мозг не получит эстетической информации. И я смогу сконцентрироваться на чистых ощущениях. На каждом подрагивании и подпрыгивании, ухабе и колее. Если прошлые выводы подтвердятся, то мы приблизимся к тому, чтобы различить близнецов.
Для начала немного истории. Мы уже поняли, что нам так нравятся обе машины, что одну из них мы готовы наградить. Они доказывают, что не нужно развивать миллион километров в час, чтобы получить удовольствие. И что 1240 кг (округлим разницу в пару килограммов), задний привод и 200 л.с. – именно то, что доктор прописал. В обеих машинах есть что-то от Porsche или Lotus в манере езды и по прямой, и в виражах.
Toyota присваивает себе авторство идеи, но признает, что над воплощением машины в металле она работала вместе с Subaru. У каждой машины была своя команда, и каждый производитель заявляет, что его конечный продукт – иной. Subaru первой дала нам поездить на машине как следует, а еще мы знаем, что каждую машину, будь это GT86 или BRZ, собирают на ее заводе. Под капотом стоят оба логотипа, но тут-то как раз все ясно: оппозитный мотор от Subaru, прямой впрыск – от Toyota.
Вот что мы думаем: Toyota входит в тройку самых крупных автопроизводителей и владеет 16% акций компании, которой принадлежит бренд Subaru. Так что, похоже, босс здесь – это она. Без поддержки такого гиганта Subaru пришлось бы вывернуть карманы, чтобы выкатить на мировой рынок совершенно новый продукт. Так зачем же, спросите вы, Toyota вообще понадобилась помощь Subaru? Ну-у-у. Просто первая делает Yaris, а вторая – копии серьезного раллийного болида. Скажем, тут они были нужны друг другу…
Ну, да ладно. Обе машины у нас, и мы можем наконец как следует их рассмотреть. У обеих полоски светодиодов над фарами: у GT86 они как грозно насупленные брови, а у BRZ – сглаженные, более мягкой формы. Под ними – ниши с противотуманками: у GT86 они треугольные, у BRZ – почти прямоугольные. Дальше бамперы и грили: у Toyota – четкие, с резкими линиями, у Subaru покруглее и попухлее: бойцовая рыбка и улыбчивый дельфин. Идем дальше.
Отыскивать различия все труднее: почти криминалистика. В передних крыльях у обеих псевдовентиляционные отверстия. Но если у Subaru там пластиковое ребро и черная панель (якобы решетка), то у Toyota – блок в цвет кузова и логотип GT86, а решетку изображает маленький плоский черный овал. На корме эмблема BRZ – сразу под задним антикрылом, а у GT шильдики приклеены под номером и ближе к центру. Мелочь, казалось бы, но в результате Subaru выглядит более пропорционально.
Внутри разница такая: у Toyota зеркало заднего вида безрамное, у Subaru – в пластиковой рамке. У GT86 вставки на передней панели под карбон, у BRZ – блестящие, серебристые. Правильные музыка и навигация живут в Toyota, дурацкий Pioneer – в Subaru. У GT86 белая подсветка приборов, у BRZ она оранжевая. Так ли это важно? Само по себе нет. Но в целом Toyota производит впечатление более дорогой тачки.
А каковы они в деле? Проездив два дня по дорогам (без повязки на глазах, конечно, ибо жизнь мне дорога), вот что почувствовал. Обе машины распирает энергией, они подстегивают тебя использовать всю мощность до капли. Обе задорные, как хот-хэтчи, но Toyota похулиганистее. На вираже она вгрызается в асфальт более ощутимо и чуть кренится плечом, когда корма делает рывок. BRZ чуть точнее и чуть серьезнее в поворотах. Скажем так: Toyota каждому виражу рада, как щенок – почтальону. А BRZ хватает письмо из рук без лишних эмоций.
Я ждал этого. Обе команды инженеров намекали, что так будет, когда мы испытывали машины отдельно. И хотя у машин разные характеры, на самом деле мы говорим об остроте руля, о настройке подвески. Тут все легко преувеличить. Вернемся к нашему эксперименту. Мог ли агрессивный дизайн бампера навязать вам мысль, что 86-я темпераментнее? Или нам мешают наши ожидания? Или мы действительно чувствуем все это ладонями и ягодицами?
Возвращаемся на ту же дорогу с повязкой на глазах. И поездив вслепую по пять минут в каждой машине, я определяюсь. Первая тачка – инкогнито? Спорю, что это была Toyota. Она сильнее вдавливала меня в подушки сиденья, более жадно цеплялась за каждый поворот. Потом? Subaru. Он ехал чуть-чуть спокойнее… чуть бледнее. Ненамного, но ощутимо. Сняв маску, я узнал, что был прав.
И приглядевшись еще раз, а точнее – закрыв глаза, я понял еще кое-что. У Toyota более глубокий, зычный голос. Турбина слышна в салонах обеих машин, но у Toyota – отчетливее. У BRZ пробег вдвое больше – возможно, это сыграло какую-то роль. И ход у GT чуть жестче. Но это едва уловимые мелочи.
Что ж, пора выбирать. Титула “Купе Года” формально заслуживает Toyota – отчасти из-за своей бойкости, отчасти из-за более агрессивного дизайна, который красивее, чем у BRZ. Но на самом деле явного победителя в схватке этих тачек-близнецов быть не может. Обе великолепны. Обе в равной мере заслуживают титула. И чтобы увидеть это, глаза не нужны.
ТЕКСТ: ДЭН РИД / ФОТО: ЛИ БРИМБЛ
Как и нынешнее поколение, следующая модель 86/BRZ будет выпускаться на заводе Subaru в префектуре Гумма.
Японцы начали разработку нового поколения собратьев-клонов Toyota GT86 и Subaru BRZ. Как и предполагалось, это снова совместный проект. По информации The Japan Times, существенным изменением, скорее всего, окажется увеличение рабочего объёма двигателя заднеприводного спорткара.
В текущем поколении модели используются шестиступенчатые «механика» и «автомат». Вряд ли в новом набор кардинально изменится, разве что «автомат» может нарастить число передач.
Сейчас GT86 и BRZ используют двухлитровый атмосферный «оппозитник» с отдачей 200 л.с., 205 Н•м или 208 л.с., 212 Н•м (она зависит от рынка и трансмиссии). В следующем поколении будет 2,4 л, прогнозируют японские журналисты. Останется ли «в базе» мотор атмосферным или сразу получит турбонаддув — ещё неясно. В любом случае мощность вырастет. Тут следует взять за ориентир новый наддувный «оппозитник» 2.4 от Subaru Ascent (264 л.с., 376 Н•м). Может, он как раз и пропишется под капотом пары новичков.
В нынешнем подкапотном пространстве 86/BRZ довольно тесно, но даже здесь инженеры ухитрялись размещать турбонаддув и приводные компрессоры. Правда, в виде тюнинга, концептов или машин для гонок. Серийные собратья так и остались атмосферными.
Главный инженер проекта GT86 Тецуя Тада ещё несколько лет назад говорил, что мощность модели можно поднять как за счёт объёма, так и турбонаддува, и гибридной добавки. По меньшей мере первый рецепт из трёх будет использован. Насчёт остального судить рано. Тут нужно учесть, что одним из преимуществ спорткара всегда являлась относительно невысокая масса (1,2–1,3 т в зависимости от версии). Так должно остаться и впредь. Помимо того, у второго поколения понизится центр тяжести.
А это посторонний эскиз «хачироку» второго поколения от Motor1.com.
Памятуя о технологическом и бизнес-партнёрстве Тойоты с Маздой, некоторые СМИ предсказали следующей GT86 платформу от Мазды MX-5. Но это сомнительно. Скорее уж от такого заимствования основы выиграл бы идеологический сменщик миниатюрной двухместной Тойоты MR2 (давно курсируют слухи, что японцы хотят возродить и этот шильдик, после Супры). Так или иначе, а дебют «второй» Тойоты GT86 издание The Japan Times прогнозирует на 2021 год.
Японские компании сообщили о дальнейших совместных планах. Компании продолжат вместе работать над автомобилями обеих марок.
Сотрудничество Toyota и Subaru продолжается уже довольно давно. Так, еще в 2005 году Тойота приобрела 9,5% акций компании Fuji Heavy Industries (так раньше называлась Субару), затем пакет вырос до 16,83%. А после нового соглашения, о котором было объявлено сегодня, 27 сентября 2019 года, Тойоте будет принадлежать уже пятая часть Субару – доля акций вырастет до 20%.
На приобретение корпорация Toyota потратит 80 млрд иен (что эквивалентно 743 млн долларов или 47,8 млрд рублей по текущему курсу). Кстати, столько же денег вложит Subaru, чтобы купить акции Тойоты. Однако размеры компаний настолько разнятся, что этот пакет окажется очень маленьким: японские фирмы даже не обнародовали, какую долю Субару будет иметь в Тойоте после сделки.
Компании продолжат разработку совместных проектов. В их числе работа над платформой e-TNGA для электрокаров. Эта «тележка» будет рассчитана на модели с передним, задним и полным приводом. Впоследствии она ляжет в основу нового «розеточного» автомобиля, который будут выпускать под двумя брендами. Для его создания планируется использовать разработки Тойоты в области электрификации машин и технологии AWD от Субару.
В планах также заявлены некие новые полноприводные модели, видимо, здесь речь уже идёт не о «чистых» электромобилях. О них подробностей пока нет. Кроме того, в рамках соглашения гибридные системы Тойоты появятся на других автомобилях Субару (сейчас их использует гибридный Crosstrek/XV). Также производители будут сотрудничать в области разработки беспилотных автомобилей.
Кроме того, официально объявлено, что у «близнецов» Toyota GT86 и Subaru BRZ будет следующее поколение. Правда, ни точные сроки премьеры, ни характеристики будущих новинок пока не раскрываются. Автомобили выпускают с 2012 года, до 2015-го Subaru BRZ продавалась и в России.
Ранее японские СМИ сообщали о том, что новые спорткары могут переехать с нынешней платформы Impreza (от Subaru) на TNGA (от Toyota). Предполагается, что в основу не ляжет глобальная платформа Субару (SGP), потому что её нельзя изменить под задний привод. По предварительным данным, автомобили могут получить двигатель объёмом 2,4 литра от Subaru Ascent. У кроссовера его отдача равна 263 л.с. и 376 Нм.
Напомним, нынешние Toyota GT86 и Subaru BRZ в Японии доступны с двухлитровым бензиновым двигателем, который в паре с шестиступенчатым «автоматом» выдаёт 200 л.с. (205 Нм), а с шестискоростной «механикой» – 207 л.с. (212 Нм).