No Image

Тахограф для грузового транспорта

СОДЕРЖАНИЕ
368 просмотров
21 января 2020

Устанавливать тахографы на грузовые машины – такое правило вошло в сферу тяжеловесного транспорта совсем недавно. И не потому, что новомодная волна прикатила к нам с Запада. А потому, что назрела необходимость привести обстановку на трассах страны к единым европейским стандартам для безопасности всех участников движения. Поэтому в ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» были внесены изменения.

Назначение тахографов

С учётом написанного в двадцатой статье названого закона, все юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны оснащать ТС тахографами. А госслужащие надзорных органов для осуществления контроля имеют право доступа к ним.

Приборы монтируются на следующие группы автотранспорта, изготавливаемые и используемые в пределах нашей страны (Приказ Минтранса номер 36 от 2013-го):

  • грузовые машины массой 3,5 — 12 тонн (категория N2);
  • грузовики весом более двенадцати тонн (N3).

Иметь тахографы должны также ТС, предоставляющие услуги по транспортировке пассажиров с сидячими местами от восьми единиц (М2 и М3).

Основная цель регистрирующего прибора — это безопасность, которая во многом зависит от гармоничности установленного распорядка рабочего времени шофёра и часов его отдыха. Например, согласно п. 19 Приказа Минтранса, за номером 15 от 2004-го года, водитель обязан после четырёх часов вождения сделать пятнадцатиминутный перерыв.

Ни для кого не секрет, что в утомлённом виде опасно браться за руль. Самочувствие шофёра в данном случае сопоставимо с посталкогольным опьянением, когда нарастает физиологическое расслабление и организм стремится как можно быстрее уснуть. Реакция человека в таком состоянии – крайне опасная заторможенность.

Усталость бесконтрольно переходит в дремоту, и шофёр может отключиться от реальности даже с открытыми глазами. Машина в это время продолжает движение никем не управляемая.

Тахограф, конечно же, не сможет разбудить водителя или не дать ему взяться за руль утомившимся, ведь он — лишь регистрирующий прибор. Выполняя функцию бортового самописца, он сам без устали трудится круглосуточно, без выходных. Каждую секунду принимает и запоминает информацию о скоростном режиме, времени в пути, маршруте, а главное — фиксирует часы, проведённые в пути и отведённые на отдых.

В случае превышения скорости или нарушения рабочего режима, шофёр понесёт наказание в виде штрафов, выписанных сотрудником ГИБДД. Многие компании стали тщательно следить за своими сотрудниками. Поэтому вместе с оплатой штрафа таким сотрудникам порой приходится получать и взыскание от своего начальства. Диспетчеры автопарка обязаны отслеживать тахографические показатели после очередного рейса.

В Госдуму внесён законопроект об усилении административного наказания за пренебрежение режимом водителя.

Размеры штрафов, которые нас ожидают в ближайшем будущем:

  1. гражданин за рулём заплатит от трёх до пяти тыс. руб. (в настоящее время – от одной до трёх тысяч, ст. 11.23 КоАП);
  2. должностное лицо понесёт наказание в размере от 7 до 10 тыс. руб. (сейчас 5 – 10 тыс. руб.);
  3. юрлица заплатят 20 – 50 тыс. руб.

Таково наказание за допуск к рейсу ТС, везущего груз или людей без технического средства контроля, либо если оно не работает или не соответствует гостребованиям. За подобные правонарушения, граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица, понесут ответственность, как юридические лица.

Помимо основной цели – безопасности, регистрирующее устройство поможет предпринимателям:

  • получать точные и своевременные данные;
  • оптимизировать работу бизнеса;
  • сократить издержки;
  • эффективно управлять парком.
Читайте также:  Каталог запчастей форд сша

Такой непрерывный мониторинг тяжеловесного грузового и пассажирского транспорта принесёт не только спокойствие на автомагистралях, но и выгоду, особенно крупным компаниям.

С 1 апреля 2014 года статья 11.23 КоАП РФ обязала водителей нескольких категорий автотранспорта оснастить свои технические средства специальным устройством — тахографом.

Что это такое, зачем его устанавливать и какие функции выполняет тахограф — узнаете из нашего материала.

Что это такое?

Тахограф — специальный измерительный прибор, контролирующий движение машины в пути. Это небольшое устройство регистрирует и сохраняет важнейшие показатели, такие как:

  • скорость движения;
  • маршрут;
  • соблюдение ПДД;
  • режим труда и отдыха.

Внимание! По правилам, водитель транспортного средства, оснащённого тахографом, обязан каждые 4 часа останавливаться и отдыхать не менее 40 минут.

Первоначально назначение тахографа ограничивалось рамками сохранения жизни и здоровья водителей, а также для сокращения случаев ДТП. Сегодня цели установки данного прибора расширились.

С помощью тахографа фиксируется скоростной режим, средняя скорость, периоды работы водителей. Прибор даёт возможность пресекать нарушения скоростного режима и чрезмерную усталость экипажа.

В соответствие с международным договором ECTP, въезд на территорию стран Евросоюза автотранспорта, поставленного на учёт в ГИБДД после 16 июня 2010 года и не оборудованного цифровыми тахографами, запрещён.

Установленный на российский автомобиль тахограф открывает доступ на территорию всего Евросоюза.

В России с 01.04. 2014 г. наличие тахографа является обязательным условием для всего колёсного транспорта, принадлежащего юрлицам и индивидуальным предпринимателям.

Из чего состоит и как работает тахограф?

Принцип работы всех тахографов, как правило, одинаков:

  1. Любой прибор содержит датчик скорости, позволяющий фиксировать скорость движения автотранспорта и оставленное позади расстояние.
  2. Второй важный элемент тахографа — аккумуляторная батарея, за счёт которой ведётся учёт данных.
  3. Третий компонент — бортовое устройство, контролирующее режим работы и отдыха водителя, а также оптимальную скорость.

Виды тахографов

Тахографы производятся двух типовых размеров:

  • круглые (устанавливаются в гнездо спидометра);
  • приборы радиоформата (устанавливаются в гнездо автомагнитолы).

По типу различают тахографы:

  • цифровые;
  • аналоговые (электронно-механические).

Последняя разновидность была распространена только на заре появления прибора. На сегодняшний день они считаются устаревшими, поскольку не содержат средств криптографической защиты информации; такой тахограф при желании можно легко обмануть.

Современный мир постепенно переходит на цифровые приборы, и в России с 2019 года планировалось запретить к использованию аналоговые тахографы. Однако изменения в законодательстве наступили гораздо раньше.

10 февраля 2016 года агентство Росавтотранс опубликовало письмо, согласно которому с 01.07.2016 г. в России запрещается эксплуатация тахографов аналогового образца. При этом аналоговым будет признан любой прибор, не оборудованный криптозащитой.

Цифровые тахографы фиксируют всю информацию во встроенной памяти. Полученные сведения надёжно защищены от несанкционированного доступа, поэтому обмануть такой прибор почти невозможно.

Попытки получить доступ к информации будут зарегистрированы прибором, и водителя незамедлительно привлекут к ответственности.

Доступ к памяти цифрового тахографа можно получить только с помощью специальных карт, которые бывают 4 видов:

  • личная карта водителя (для работы на автомобиле);
  • карта мастерской, в которой обслуживают тахограф;
  • карта транспортной компании;
  • карта инспектора (для плановых проверок).
Читайте также:  Телепрограмма на сегодня регион 67

Какие тахографы разрешены к установке в России?

Тахограф, устанавливающийся на российских автомобилях, должен соответствовать требованиям, предъявляемым Приказами Минтранса №36 и №348.

Согласно новым данным, с 1 июля 2016 года допустимо устанавливать 2 разновидности тахографов:

  • приборы отечественного производства с блоком СКЗИ;
  • европейские приборы (ЕСТР).

Далее — список тахографов, прошедших сертификацию соответствия.

Марки российских приборов:

  • ШТРИХ-ТахоRUS SM;
  • КАСБИ DT-20M;
  • Меркурий ТА-001;
  • VDO DTCO 3283;
  • ТЦА-02НК ;
  • Drive 5 и Drive Smart;
  • EFAS V2 RUS.

Европейские:

  • VDO DTCO 1381 и SE5000 (Великобритания);
  • EFAS 4 (Австрия).

Установка тахографа на ТС осуществляется только по требованиям ГОСТа Р 53831-2010. Заниматься этим должны компании, имеющие соответствующий сертификат.

Монтаж устройства осуществляется специалистами поэтапно:

  1. Активация устройства.
  2. Установка.
  3. Калибровка.
  4. Проверка исправности.

На какие машины нужен тахограф в России?

Установка тахографов и дальнейшее их использование предполагается лишь в том случае, если автомобиль используется в целях коммерческой деятельности.

Частные лица, перевозящие свои грузы по стране, не подлежат тахографическому контролю. Однако люди, занимающиеся частными перевозками, зачастую тоже пытаются получить с машины коммерческую выгоду.

В этом случае тахографы должны быть оснащены специальным режимом работы АУТ. Включать его необходимо, если автомобиль не зарегистрирован в качестве коммерческого автотранспорта.

Тахографическому контролированию подлежат следующие виды транспорта:

  • автобусы, оборудованные более 8 мест;
  • грузовые автомобили, транспортирующие опасные грузы;
  • грузовые машины, транспортирующие грузы массой от 3,5 до 15 тонн.

Согласно ст. 11.23 КоАП РФ, за отсутствие или нерабочее состояние тахографа в указанных видах автотранспорта предусмотрены административные взыскания:

  • на должностное лицо фирмы-перевозчика — штраф от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на водителя – от 1 000 до 3 000 рублей;
  • на юрлицо — от 15 000 до 30 000 рублей.

На каких авто не нужен тахограф?

В перечень исключений входят следующие группы ТС:

  • автобусы, передвигающиеся в рамках городских и пригородных маршрутов;
  • троллейбусы;
  • военный автотранспорт;
  • автомобили внутренних органов;
  • трактора и погрузчики;
  • самоходные средства;
  • ТС старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок;
  • учебные ТС;
  • спецтехника (автокраны, эвакуаторы, пожарные автомобили, машины скорой помощи, пожарные автомобили, ТС коммунального хозяйства; машины дорожных служб, бетононасосы, автобусы для ритуальных услуг, бетононасосы, дома на колесах, передвижные телестудии и пр.).

Проверка тахографов

Если сотрудник дорожной полиции остановил автомобиль, на котором должен быть установлен тахограф, он вправе проверить следующее:

  1. Установлен ли тахограф и правильно ли он подключён.
  2. Имеются ли повреждения на защитной пломбе.
  3. Как работает прибор.
  4. Личную карту водителя и её показания.
  5. Соблюдает ли нормы маршрута водитель.

Мониторинг производится посредством именной карты сотрудника ГАИ, вставляемой в считыватель прибора.

Как использовать цифровой тахограф?

При работе цифрового тахографа водителю необходима личная карта, которая представляет собой формулятор с внедрённым микрочипом.

Карта выступает инструментом контроля над всеми действиями водителя по маршруту. Карточка является действительной 3 года, затем следует переоформление.

Читайте также:  Замена сцепления бмв е39

Чтобы правильно использовать цифровой тахограф, для начала необходимо изучить инструкцию по эксплуатации прибора и ознакомиться с режимом работы и отдыха водителей.

Алгоритм действий при пользовании цифровым тахографом:

  1. С самого начала рабочей смены водитель обязан вставить свою карту в слот цифрового тахографа чипом вверх. При правильной вставке на дисплее отобразятся данные собственника карты. Если прибор не читает карту или выдаёт её обратно, нужно срочно обратиться в сервисный центр, обслуживающий тахограф, для выявления причин неисправности.
  2. Если прибор исправлен, то после ввода данных водитель начинает движение, при этом тахограф автоматически регистрирует режим вождения.
  3. Во время остановки машины водитель обязательно проверяет текущий режим деятельности. После выключения ключа зажигания тахограф автоматически переходит в режим отдыха.
  4. По окончании смены водитель обязан вынуть свою карту, нажав на соответствующую клавишу.

Управление ТС, оснащённым цифровым тахографом, не допускается без карты водителя. Использование чужой карты также запрещено.

Тахограф – это современное контролирующее устройство, которым целесообразно оснастить любую машину. В завершение статьи — несколько важных выводов:

  • ТС принадлежит юрлицу — тахограф должен быть!
  • ТС принадлежит индивидуальному предпринимателю — прибор должен быть!
  • ТС принадлежит физлицу, а управляет им частный предприниматель — тахограф необходим!
  • ТС принадлежит физлицу, который осуществляет перевозку пассажиров или грузов, – наличие тахографа обязательно!

Какие грузовые автомобили необходимо оснащать тахографами?

Установка тахографов на грузовые автомобили производится в порядке, предусмотренным Приказом Минтранса от 21 августа 2013 г. №273. Закон устанавливает следующий регламент установки цифровых тахографов на грузовые автомобили:

  • транспортные средства категорий N2, N3, используемые для перевозки опасных грузов – до 1 апреля 2014 г.
  • транспортные средства категории N3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок – до 1 июля 2014 г
  • транспортные средства категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн), – до 1 сентября 2014 г
  • транспортные средства категории N2 – до 1 апреля 2015 г.;

Закон предусматривает ряд исключений:

  • Перечень транспортных средств, не подлежащих обязательному оснащению тахографами
  • Использование имеющегося тахографа, установленого заводом-изготовителем
  • Международные перевозки – обязательное применение тахографа и карт водителя европейского образца

Установка и подключение тахографа на грузовом автомобиле

Закон предусматривает схему подключения тахографа. Тахограф на грузовом автомобиле должен получать данные о скорости транспортного средства с датчика скорости автомобиля, фиксировать в памяти, и передавать информацию на электронный спидометр.

На современных грузовых автомобилях возможно подключение тахографа к CAN-шине транспортного средства. Такой способ подключения тахографа позволяет избежать возможной замены датчика скорости и спидометра. На грузовиках не имеющим CAN-шины, может понадобиться замена датчика скорости, прокладка бронированного кабеля к тахографу, установка и подключение цифрового спидометра:

Наиболее популярные цифровые тахографы имеют возможность получать информацию с любых видов датчиков скорости транспортного средства. Например, в некоторых случаях специалисты нашей мастерской могут настроить тахограф на использования показаний датчика ABS грузового автомобиля.

Комментировать
368 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock
detector