В 2018 году количество угонов автомобилей в России, по данным ГИБДД, снизилось сразу на 20%. «За рулем» выяснил, какие машины предпочитают преступники и почему.
В 2018 году без ведома законных владельцев сменили хозяев 21 112 машин. Годом ранее, по данным Госавтоинспекции, таковых было 26 441. Серьезный прогресс: снижение сразу на 20%! Эта тенденция сложилась давно, но столь существенный «минус» в масштабах всей страны отмечен, пожалуй, впервые.
Знаки внимания
Негативных трендов несколько. Доходы населения падают, а из автомобилистов с каждым годом вытягивают всё больше денег — сборами, штрафами, налогами. На таком фоне не может не расти спрос на запчасти сомнительного происхождения, ведь под защитой каско ездит сравнительно небольшая часть россиян. Кстати, страховой полис тоже косвенно способствует росту автомобильных краж: люди, уповая на страховую выплату, пренебрегают дополнительной защитой — и у преступников появляется огромный выбор легкой добычи, оснащенной примитивными противоугонками, штатными или дешевками потоковой дилерской установки.
На другой чаше весов — факторы, способствующие снижению количества преступлений. Продажи новых автомобилей в России в последние годы радикально сократились — с почти 3 млн экземпляров в рекордном 2012‑м до 1,4 млн в антирекордном 2016‑м. То есть свежих машин, на которые приходится значительная часть угонов, на улицах стало меньше.
Плюс растет доля кредитных сделок. А раз есть отношения с банком, то имеется и страховка каско, которая практически исключает заинтересованность автомобилиста в бэушных запчастях. Хотя не стоит забывать, что немало людей выбирают полис с франшизой, что означает устранение последствий небольших аварий за свой счет. Эти автолюбители будут искать запчасти из разряда «подешевле», в том числе на «разборках», где часто потрошат и распродают по деталям угнанные машины.
Гарантий не даём
Вероятность угона можно максимально снизить, но обезопасить себя на 100% реально лишь в одном случае — если не иметь автомобиля. Главных советов два: по возможности не выбирайте машины из числа популярных у угонщиков и ставьте хорошую дополнительную защиту. Плохо взламываемая противоугонка часто вынуждает оставить в покое ваш автомобиль и поискать добычу в соседнем дворе.
Даже совсем старая или, напротив, жутко дорогая и эксклюзивная машина не гарантирует владельцу спокойного сна. В отчете об угонах за прошлый год древние Audi 80 и 100 уехали от законных хозяев почти 60 раз! Есть среди похищенных один Bentley и три лимузина Mercedes-Maybach, которые, кажется, никогда не стоят без присмотра. У вас не очень востребованная угонщиками машина? Поздравляем! Но бывает, что и швабра стреляет. В прошлогоднюю статистику вошли, в частности, 45 традиционно считающихся неугоняемыми Ситроенов, 87 Peugeot, 63 «уазика» семейства 469/3151/Хантер и четыре внедорожника ТагАЗ. Последние даже встретить сложно! Их владельцы наверняка и помыслить не могли, что однажды не обнаружат свою машину под окном.
В помодельной разбивке поражает количество краж старых отечественных машин. Из 213 угнанных автомобилей ВАЗ‑2101, -2102 и —2103 значительную часть взяли, допустим, «просто покататься» потому, что защита от угона была минимальная. Однако десять украденных 21‑х Волг, 23 экземпляра ГАЗ‑24, шесть газиков моделей 67 и 69 да 17 старых Запорожцев намекают, что преступники проявляют интерес и к коллекционным ценностям. Риск минимальный: подобную машину владелец проведывает редко, а у нового покупателя она вообще может не выезжать из гаража. Да и какой инспектор будет на дороге проверять на угон Запорожец?
Корея, вперёд!
В перечне наиболее подверженных угону марок нет неожиданностей. Лада — самая массовая марка, этих машин и угоняют больше. Тойот тоже немало, но динамика роста их угонов не идет ни в какое сравнение с тем, что демонстрируют Hyundai и Kia. Скоро в невеселом рейтинге японская компания окажется вне тройки лидеров. Это пойдет на пользу имиджу: немало потенциальных покупателей отказывается от Тойоты именно по причине высокой вероятности угона.
Лады входят в угонную статистику отдельными моделями, а не семействами. В 2016–2017 годах «шестерки» и «семерки» опережали тойотовскую Camry и не сильно отставали от лидеров антирейтинга — Соляриса и Rio. В 2018‑м ВАЗ‑2107 всё еще занимает третье место в «абсолюте», а Camry даже с уменьшившимся на треть количеством угонов сместила ВАЗ‑2106 на пятое место.
Ford Focus в битве за сомнительное лидерство уже не участвует. За последние годы его востребованность у преступников существенно упала вслед за рыночным провалом машины третьего поколения.
Если отбросить Ладу и рассматривать только иномарки, в угонный топ‑10 войдут четыре Тойоты — от народной Короллы до внедорожника Land Cruiser 200. Даже если расширить перечень до топ‑20, этот показатель никому не покорится. Максимум по три модели наберут в нем Mazda (модели 3, 6 и CX‑5) и Kia (Rio, Ceed и Sportage).
Самая древняя в списке самых угоняемых иномарок — Daewoo Nexia. Спрос на нее падает, однако угонщики увели 196 машин.
Всё относительно
Эксперты центра защиты от угонов Угона.нет пошли дальше и сравнили статистику ГИБДД с данными о количестве стоящих на учете автомобилей. Выяснилось, что на 1000 зарегистрированных в стране машин конкретной модели больше всего краж приходится на Волгу ГАЗ‑21 — 12,5! Дело Юрия Деточкина живет и процветает. На втором месте — Nissan GT-R: 6,2 угона на 1000 машин. Третье место разделили новичок Genesis G80 и… старичок ГАЗ‑69: по 4,7 угона. Коллекционерам стóит задуматься.
А вот у самых угоняемых в абсолютном исчислении автомобилей ВАЗ этот показатель — в пределах от 0,4 до 0,6. Парк ВАЗов огромен, поэтому относительные данные по угонам выглядят скромно. Веста и XRAY преступникам пока неинтересны: коэффициент риска угона равен 0,2. Объяснить это можно тем, что XRAY и Веста только начали сходить с гарантии и вступать в тот возраст, когда владельцы уже обращают внимание на запчасти, бывшие в употреблении. Сказывается и отсутствие любви к этим автомобилям на Кавказе — не угоняют!
В премиальном сегменте (за редким исключением) зависимость простая: чем дороже машина, тем выше вероятность угона. Например, у Audi Q3 индекс равен 0,1, у Q7 — 0,7; у Мерседеса А‑класса — 0,3, у S‑класса — как минимум 1,3. Лексусы подвержены риску кражи все без исключения: минимальный рейтинг — 0,8–0,9 (IS, RX, GX), максимальный — 3,3–4,1 (LX и ES).
Иными словами, опасность ждет везде. Хотите меньше волноваться за автомобиль? Обеспечьте ему защиту чуть бóльшую, чем штатный арсенал. Отдавайте предпочтение индивидуальному подходу и нестандартным решениям.
Безопасность личного автомобиля может стать настоящей головной болью водителя. На помощь ему может прийти статистика угонов. Владельцам самых угоняемых машин в России стоит задуматься о повышении уровня защиты своего транспортного средства.
Факторы, влияющие на вероятность угона автомобиля
Рейтинг самых угоняемых машин говорит о том, какая модель популярна у угонщиков и какие автомобили наименее защищены от проникновения. Также из него можно сделать вывод о беспечности владельцев тех или иных машин. Предотвратить угон в большинстве случаев не так уж сложно – достаточно просто поставить противоугонную систему, которая стоит меньше, чем КАСКО на этот автомобиль.
Водители, пользующиеся стандартной защитой, находятся в группе риска. Большинство угонщиков прекращают попытки проникновения в транспортное средство, столкнувшись с противоугонным комплексом, даже если речь идет о привлекательной для преступника машине. Скорее всего злоумышленников заинтересуют более дешевые, но и более «угоняемые» машины.
Говоря о статистике угона автомобилей, надо учитывать, что единого метода сбора информации для неё нет. Существует 3 главных источника для составления рейтинга угонов:
- Статистика Государственной инспекции дорожного движения (ГИБДД). Пожалуй, самый надежный из источников. Подавляющее большинство водителей так или иначе обращаются в полицию, если у них угнали машину.
- Статистика по угонам от компаний, оказывающих услуги по установке охранных комплексов. Они заинтересованы в информации о соотношении количества угнанных машин, оснащенных системами защиты, и числа неудачных попыток их угнать. Такие данные скорее дают представление о том, какие охранные комплексы наиболее эффективны.
- Рейтинг угона машин от страховых компаний, которые кровно заинтересованы в том, чтобы тратить как можно меньше на страховые выплаты. В связи с этим для самых угоняемых машин предусмотрена повышенная стоимость страховки и специальные условия в договоре страхования. Для страховщиков имеют значение различные обстоятельства преступления: был ли автомобиль оснащен системой защиты, где и когда он был взломан. Разумеется, наиболее репрезентативной будет статистика угонов самых крупных страховых компаний за счет большого числа клиентов.
Самые угоняемые марки автомобилей
Новые модели машин выходят нечасто, и предпочтения злоумышленников меняются постепенно, поэтому список самых угоняемых автомобилей образца 2016 года может помочь понять тенденцию 2018 года или даже 2019 года.
Топ самых угоняемых автомобилей в России за 2016 год выглядит следующим образом:
- Лада – 31% от общего числа угонов, всего около 8,5 тысяч машин этой марки было угнано.
- Тойота – 16%.
- Хендай – 7%.
- Киа – 6%.
- Ниссан – 5%.
- Мазда – 4%.
- Рено – 4%.
- Форд – 4%.
- Мицубиси – 3%.
- Хонда – 3%.
- БМВ – 3%.
- Мерседес – 3%.
- Фольксваген – 2%.
- Шевроле – 2%.
- Лексус – 2%.
- Лэнд Ровер – 2%.
- Ауди – 2%.
- Дэу – 1%.
- Инфинити – 1%.
- Газ – 1%.
Автомобили Лада год из года возглавляют отечественный рейтинг угоняемости. Во-первых, их просто больше всего в России, во-вторых, преступники успели хорошо изучить стандартную систему защиты продукции АвтоВАЗ, в-третьих, владельцы некоторых из этих моделей обладают скромными доходами, не позволяющими приобрести дорогую и эффективную сигнализацию, способную защитить от злоумышленников.
В 2014 и 2015 годах, кстати, также лидировали Лада и Тойота. К 2016 году выросла статистика угонов по автомобилям Киа и Хендай. Если говорить о том, в каких регионах больше всего в России угоняют машин, то никаких неожиданностей здесь не предвидится – лидируют Москва и Санкт-Петербург.
Машины премиум класса, угоняемые чаще других
Список самых угоняемых премиальных авто в России за 2017 год выглядит следующим образом:
- Lexus LX – 174 шт.
- Mercedes E-Class – 155 шт.
- BMW X5 – 150 шт.
- BMW 5 – 139 шт.
- Mercedes S-Class – 137 шт.
- Land Rover Rang Rover – 118 шт.
- Lexus RX – 109 шт.
- BMW 3 – 101 шт.
- Infiniti FX/QX70 – 98 шт.
- Mercedes C-Class – 89 шт.
Находящийся на первом месте Lexus LX также не первый год возглавляет список самых угоняемых машин по соотношению проданных/угнанных авто. Для совершения подобных преступлений в отношении элитных авто используется главным образом метод ретрансляции метки. Если она не будет идентифицирована, электронный блок управления не запустит двигатель.
Угоняемость по Москве за 2018-2019 год
Статистика угонов в Москве на начало 2019 года выглядит следующим образом:
- Mazda 3 – 157 шт.
- Kia Rio – 118 шт.
- Hundai Solaris – 110 шт.
- Ford Focus – 101 шт.
- Range Rover Evoque – 88 шт.
- Toyota Corolla – 74 шт.
- Toyota Camry – 65 шт.
- Honda Civic – 62 шт.
- Mitsubishi Lancer – 61 шт.
- Toyota Land Cruiser 200 – 57 шт.
Пока что Мазда обгоняет наиболее популярное у преступников в прошлом году авто в Москве – Тойоту. По моделям тогда лидировали сразу два её представителя: Toyota Camry и Toyota Land Cruiser 200. А вот Mazda 3 взлетела со своего тогдашнего девятого места, обогнав и свою «сестру» Мазду CX 5 и всех прочих из числа самых угоняемых машин в Москве. Нет здесь и популярного в прошлом детища концерна Мицубиси – Mitsubishi Outlander.
Способы защиты
При наличии специального оборудования и достаточной квалификации преступника взломать можно любую из штатных защитных систем, которыми снабжаются автомобили на заводах. А уж справиться с устройством возглавляющей топ самых угоняемых Лады сможет большинство отечественных угонщиков.
Другой проблемой может стать неквалифицированная установка сигнализации. Непрофессиональные установщики нередко совершают большую ошибку, лишая транспортное средство иммобилайзера – самого надежного элемента защитной системы. Сигнализация просто не может функционировать без ключа, который необходим для запуска двигателя защитной системой. Он прописан в штатном блоке иммобилайзера. Злоумышленникам значительно легче разобраться со взломом в этом случае.
Стоит насторожиться, если вам обещают полную установку системы защиты всего за несколько часов. В этом случае водителя ждет наспех сделанная шаблонная система, которая не доставит хлопот серьезным преступникам. Действительно надежную защиту может обеспечить сеть устройств, включающая дополнительные метки с защитой от ретрансляции для системы бесключевого доступа. Владельцам автомобилей в Москве и Петербурге найти хорошего специалиста будет легче, а вот в других регионах с этим могут возникнуть сложности.
Водителю, озаботившемуся безопасностью своего транспортного средства, стоит знать степень надежности системы защиты своей автомашины и рейтинг угоняемости автомобилей по маркам, чтобы минимизировать риск хищения своего имущества.
Составляя рейтинг угоняемости автомобилей в Москве на первые шесть месяцев года, за основу принята статистика службы безопасности движения и страховиков. Конец прошедшего года отметился всплеском угоняемых машин, продолжающийся и сейчас. В обзорах структур, собирающих сведения по угону, похищаемые марки и модели авто мало чем отличаются от прошлогодних. Рейтинг самых угоняемых машин в Москве 2018 – тема статьи.
Цели угонов
Цели угона транспорта интересуют многих. Куда деваются угоняемые авто, интересует всех, у кого похищен и не найден транспорт. Бывшие авто владельцы проявляют заинтересованность, почему угоняемость транспорта в Москве снижается слишком медленно. Хотя статистика показывает небольшой сдвиг в сторону снижения количества угонов, тем не менее, каждые пол часа в числе угоняемых – 1 машина.
Похитители велосипеда не изобретают, по статистике ими используются 3 схемы действия с угнанными машинами:
- Сбыт автомобиля.
- Реализация по частям.
- Мошенничество.
Любая из схем по угоняемости авто транспорта в Москве имеет право на жизнь, отличается нюансами и особенностями.
Цели угона – дальнейшая перепродажа
Анализ статистики показал результат – угоняемые автомобили в дальнейшем реализуются в других регионах. Авто транспорт премиальных марок отправляется за рубеж. Для угона используются разнообразные методы и схемы.
Чтобы эксплуатировать похищенное авто в Москве, его нужно легализовать. Для этого используются несколько схем, рейтинг 2018 года выглядит:
- Использование метода двойника. Подбирается аналогичная модель, с подобными техническими характеристиками, комплектацией, цветом. Единственное правило – регистрация авто должна быть в другом регионе. Перебивка ВИН-кодов, фальсификация регистрационных документов – основные действия, чтобы угоняемость процветала. Какой должен быть и как проверить ВИН код читайте в статье от наших экспертов.
- Еще одну интересную схему легализации угоняемых машин в Москве приводит статистика – использование наглого двойника. Популярность схемы угона в 2018 году объясняется сложностью ее раскрытия. Схема аналогична предыдущей, подбирается двойник после аварии, не подлежащий восстановлению.
- Та же схема, но при угоняемости используются двойники из-за рубежа. Угоняемые автомобили фиктивно растамаживаются, регистрируютс для дальнейшей эксплуатации.
- По статистике замыкает список метод реализации в других странах. В задачу угонщика входит автокража, перегон в обусловленное место. Дальнейшие действия производит заказчик.
Приведены основные схемы дальнейшей эксплуатации угоняемого транспорта. В проигрыше только потерпевший.
Реализация по частям
С ростом цен на запчасти в России, увеличилась угоняемость транспорта. Статистикой зафиксирован повышенный спрос на модели автопроизводителей России и иномарок средней стоимости. Опасность приобретения законопослушными гражданами сомнительных запчастей заключается в том, что они втягиваются в преступные схемы.
Угоны по осуществляются для разборки и реализации, а также сдачи на металлолом.
Мошенническая схема
Мошенничество по статистике, мало в чем уступает другим схемам угоняемости. На вершине рейтинга 2018 г. расположилась схема получения вознаграждения за угоняемые машины. Другой способ – инсценировка угона в Москве для получения страховки. Угонщик и владелец в сговоре.
Самые угоняемые марки автомобилей в Москве
Эксперты отмечают, что статистика показывает возросшую угоняемость в Москве автомобилей транспорта производителей РФ и Азии. Одновременно фиксируется, что за 24 часа в столице происходит не менее 20 угонов. К самым угоняемым в 2018 году относятся марки:
Не удивляет факт фиксации статистикой, постоянного присутствия в списках бренда ВАЗ. Частая угоняемость стала возможной по причине слабой защитой от угона. В Москве самая угоняемая классика.
Обращает на себя внимание присутствие в рейтинге угоняемых японских производителей. Угоняемость немецких брендов тоже не сокращается. Ежегодно статистикой фиксируется в Москве угон американских Фордов.
Угоняемость моделей машин в Москве
Анализ по моделям ВАЗ позволил выстроить цепочку по количественному автокраж. Количественный список угоняемых автомобилей в Москве по штукам предлагается ниже:
В 2018 г. статистика зафиксировала угоняемость других машин АвтоВАЗа, но суммарное их количество не значительное. Возросшее число угонов объясняется слабой штатной защитой, потребностью в запасных частях на вторичном рынке.
По давно сложившейся традиции, Мазда 3 разместилась в верхней части рейтинга угоняемых единиц транспорта. По состоянию на май месяц 2018 г. угоняемость в Москве составила 157 единиц.
Как и годом ранее у угонщиков в почете Хендай Солярис. Похитители совершили 110 угонов корейского авто. Платформа, на которой собран автомобиль аналогична платформе Рио. Следовательно, угоняемость Солярис не падает в Москве в первые 6 месяцев 2018 г., технологии краж похожи. По сведениям статистики, на угоняемом транспорте для обхода иммобилайзера подменяются системы управления двигателями. Другим способом, позволяющим совершить угон, является взлом личинок свертами. Статистика отмечает спрос на запасные части растет с ростом количества образцов. Разобранные автомобили сбываются без проблем.
Модели другого представителя страны восходящего солнца также фигурируют в сводках статистики угонов за первые месяцы года. Речь идет о Тойоте. Количественные показатели угоняемости по четырем образцам бренда ниже:
- Корола – 74;
- Камри – 65;
- Ленд Крейсер 200 – 57;
- Ленд Крейсер Прадо – 52.
Столичный мегаполис, как всегда, впереди по угоняемым автомобилям. По статистике в Москве похищается большее количество недорогих образцов. Не брезгуют угонщики и дорогими машинами. Общее количество впечатляет – 248 единиц.
Лидирующие позиции рейтинга, среди похищаемой авто техники, занимают японские Ниссаны – Теана и Х-Трейл, похищено до 90 единиц. Причины те же – потребность в б/у, запасных частях, доступные к вскрытию средства защиты.
Американские Форды регулярно попадают в статистику угоняемых. Возглавляют рейтинг бренда в Москве:
Общее число подвергшихся угону составило более 100 штук. Чем же привлекательны машины для угонщиков. Высокая угоняемость автомобилей объясняется простой сигнализацией, или отсутствием таковой.
Начало 2018 г. ознаменовалось ростом угонов Митсубиси Ланчер, угоняемость составила – 61 штука. Образец 70 годов прошлого века, претерпел много вариантов рестайлинга. Согласно статистике – авто одно из продаваемых и угоняемых, как по России в целом, так и Москве. Пользуется спросом у населения ввиду качественной сборки, удобных опций контроля, комфорта.
Возросшее число заказов, на угон, практически не угоняемой иномарки – Ленд Ровер Дисковери (угоняемость в Москве составила 52 единицы), доказывает ее высокую востребованность. Статистикой отмечено, что предпосылкой для похищений стала небрежность владельцев, которые не предусматривали альтернативные противоугонные комплексы. Для получения максимальной выгоды, похитители легко проникали в салон, похищали авто. Большинство похищенных машин покинули Москву безвозвратно. Основной регион сбыта угоняемой техники – Средняя Азия.
Статистика угонов Киа Рио подтверждает востребованность ее у похитителей. Показатель угоняемости образца на начало года – высокий и равен 118 единицам. Достоинства модели оценены угонщиками – потребность в запчастях. Из-за значительного количества, угоняемому авто легко спрятаться в потоке на улицах Москвы. Результат – быстрая распродажа запасных частей. По статистике, угоняемость после рестайлинга несколько снижается. Причина – легкая узнаваемость.
Авто из Баварии БМВ X5 желанно для большинства любителей брендовых моделей. По сведениям, органов, ведущих учет, образец привлекает не только добропорядочных граждан, но и совершающих угоны. Не случайно за первые 6 месяцев 2018 года, среди угоняемых в Москве оказалась 41 единица. Похитителей привлекают модели 2007 – 2010 годов выпуска, угоняемость их высокая.
Угоняемость машин по округам
Москва – один из крупных мегаполисов мира, где сосредоточено много авто транспорта. Естественно, что здесь и угоняемость выше, чем в других регионах. По данным статистики округа по угонам распределились следующим образом:
Округ | Число угонов |
---|---|
Южный | 445 |
Восточный | 443 |
Северный | 413 |
Эксперты приводят данные об угоняемости в разное время суток. 50% похищений приходится на ночное время, 34% на день и только 9% на утро.
Правоохранительная система многое делает для решения проблемы угоняемости. Похитители тоже не сидят сложа руки, постоянно совершенствуя способы угонов. Эффективность охранных устройств сложно предсказать. Чтобы угоняемых автомобилей в Москве стало меньше, хозяин должен самостоятельно позаботиться о сохранности, с привлечением компетентных специалистов.