А, может, это и не Toyota вовсе? Может, японские инженеры тайком берут мастер-классы у немецких коллег? Хотя, почему тайком. На новой "Супре" же союз опробован…Такие грешные мысли посещали меня каждый день, проверенный за рулём Toyota C-HR.
Сбитая подвеска, отличная рулежка, внятные тормоза, не проваливающиеся ниже коврика, а срабатывающие там, где нужно, вменяемое ускорение без рывков… Нет, это не Toyota — на "тойотах" не принято получать удовольствие от вождения (опять же, я не про «форсажемобили» вроде Supra или Celiса, ну или GT86, на крайний случай). А про обычный среднестатистический японский автомобиль с перекрещенными овалами на решетке радиатора. Он доступен – да. Надежен – возможно. Красив – совсем на любителя. Эмоционален – ни капли.
Но C-HR – другой. Словно приемный шкодный «сын-европеец» у вышколенных японских «родителей». В нем нет напыщенной показушности Camry или почти самурайского аскетизма Rav-4, зато есть какой-то юношеский азарт и даже некая бескомпромиссность – этот автомобиль либо примут, либо нет. Третьего не дано. Когда-то в такой же ситуации оказался Nissan и его «лягушонок» Juke – три ряда фар, футуристический дизайн. Его или любят без памяти или также без памяти ненавидят.
Так что же такое Toyota C-HR?
Конечно же, это кроссовер, буквы на корме которого расшифровываются как Coupe High-Rider (дословно «купе с высокой посадкой»). Компактный, сравнительно небольшой, с очень ярким, не свойственным бренду дизайном, к которому приложило руки и карандаши не только японское, но и европейское подразделение Toyota, C-HR цепляет внимание даже самых ленивых соседей по потоку. Конечно, будь это Lexus, таким «наворотам» никто бы не удивился. Но вот Toyota…Рубленные линии, мускулистые формы, сводящая с ума корма без единой ровной линии – такого раньше не было.
— Это Toyota? – осторожно спрашивает меня сосед по боксу на мойке в Чолпон-Ате (Кыргызстан). Я утвердительно киваю.
— Неужели японцы сделали что-то интересное! – выдает собеседник и направляется рассматривать необычный экземпляр поближе. Я гляжу в его бокс – «семерка» в кузове F01. У него определенно есть вкус – иные люди не клюют на заковыристую дизайнерскую приманку C-HR.
Мир увидел C-HR в 2016 году на Женевском автосалоне. Тогда необычная Toyota, почти полностью походившая на показанный ранее концепт, заставила говорить о себе все мировые автоСМИ. Но ее появление в России и уже тем более в Казахстане долгое время стояло под большим вопросом: японцы не видели аудитории для этого кроссовера (официальная версия), а, следовательно – и будущего в продажах.
Впрочем, оно туманно и сейчас.
Это – не масс-маркет, за которым потребители готовы стоять очереди, продавать в них места и покупать для статуса или потому что надо. Это – автомобиль-настроение, модный гаджет вроде нового стильного смартфона с зеркальным корпусом или крутой камерой. Не каждый его хочет и не каждому он нужен. Но тем не менее автомобиль на рынок вышел. Без выбора моторов и коробки. Без большого разлета в комплектациях. Но – вышел.
Точнее, вкатился на новой глобальной архитектуре TNGA, которую позаимствовал у четвертого поколения гибрида Prius. Инженеры хотели добиться от нее не совсем «тойотовского» поведения: сбалансированной управляемости и меньшей валкости. И, кажется, у них это получилось.
Но проверять C-HR в городе скучно – все слишком уж предсказуемо: 1,2-литровый турбированный двигатель в меру тягуч даже в нашем наклонном Алматы и с включенным климат-контролем. Вариатор получил самые адекватные для Toyota настройки но, конечно же, слегка подтупливает (особенно на старте), но не критично. Радиуса разворота хватает, чтобы маневрировать на самых узких улочках… А поехали на море?
Конечно, моря у нас нет. Но есть Иссык-Куль в соседнем Кыргызстане – уникальное бескрайнее высокогорное озеро с соленой водой и вкусными чебачками. 450 км в одну сторону дадут более чем прекрасное представление о том, из чего состоит C-HR, кроме космического дизайна…
Все же это Toyota
Сборы в дорогу нехитрые – пара чемоданов, рюкзак и масса вещей первой необходимости для путешествий с ребенком. Все это легко помещается в 377-литровый багажник C-HR, который с виду больше похож на женскую косметичку, чем на полноценное багажное отделение. Однако для длительных автопутешествий его, однозначно, будет мало – придется ставить кофр на крышу. Впрочем, Toyota C-HR и не заявляет себя в этом «классе», скорее, это городской кроссовер с возможностью краткосрочных выездов на природу. И сейчас объясню, почему…
Отвлечемся, наконец, от внешности и заглянем во внутренности C-HR. Нет, не под капот – о нем позже, а в салон. Он – прост: приятные на ощупь материалы, но местами дубовый пластик (как в обшивке дверей), большой планшетообразный монитор на ассиметричной центральной консоли, но – со слегка старомодной «прошивкой»… Да, здесь ДНК Toyota куда больше, чем во внешнем виде. Веселья добавили лишь стилизованные вставки с «бриллиантовой огранкой» на потолке и пластиковых панелях – эдакая перекличка с многогранным дизайном кузова, и грамотная аккуратная и ненавязчивая голубая подсветка глубоких подстаканников на центральном тоннеле.
Салон – большой, несмотря на внешнюю габаритную «скромность» C-HR. Впрочем, скромность ли? 4360 мм длины, 1795 – ширины, 1555 – высоты и 2640 – колесной базы. Он больше Nissan Juke и иже с ним. Спереди много места, руль не упирается в колени, обзорность – на уровне (узкие боковые стойки, низкая оконная линия).
Не так давно AUTO-Consulting протестировал в Испании новый Toyota C-HR, который является сочетанием японских эмоций с желанием привнести в автомобиль марки Toyota европейский драйв. Показать себя «во всей красе» Toyota C-HR удалось отчасти благодаря атмосфере Испании — зажигательный колорит весьма недурно сочетался с непередаваемыми ощущениями, которые испытывает владелец кроссовера.
Надо сделать поправку на характер испанских автомобилистов — вспыльчивые южане отличаются от флегматичных северян манерой вождения, которая не отличается особой законопослушностью. Так что следить за дорогой в этой стране надо в оба глаза. Нет, ну не так, как у нас — но лишняя бдительность никогда не помешает, здесь уступать дорогу не спешат. Особенно туго придется владельцам скромных, маломощных автомобилей.
Однако к AUTO-Consulting это не имело никакого отношения — катаясь на Toyota C-HR – Coupe High Rider, автомобиле-купе, посадка которого достаточно высока, он чувствовал себя на европейских дорогах совершенно непринужденно. Тут уж ничего не скажешь – Хироюки Коба, главный конструктор этой модели, постарался на славу и создал автомобиль, превзошедший все ожидания.
Новое название японских эмоций
Салон этого автомобиля приятно удивит увидевших его автомобилистов. Алмазные грани и гладка вода в дизайне C-HR делают его несколько схожим с престижным Land Cruiser, рациональной RAV4 или образцом непревзойденной классики Camry, однако в это сходства добавляются неповторимые нотки драйва, плохо подлежащие описанию.
Какие ассоциации возникают у наших соотечественников относительно страны восходящего Солнца? Икебана, суши, анимэ, саке или ниндзя? Может быть у людей, не разбирающихся в автомобилях это будет полный список, однако у владельцев авто – Япония, в первую очередь, это родина великолепных машин, таких как Toyota C-HR. Справедливости ради надо отметить, что каждая новинка автомобильной промышленности от японцев не остается незамеченной, но Coupe High Rider — это особый случай.
Лишний раз напомнят вам про это дизайнерские изыски, с которыми вы столкнетесь, едва сев в салон. Сразу бросается в глаза вертикально стоящий 8-дюймовый тач-монитор, отдаленно напоминающий светодиодную подсветку. Подобного рода впечатление было создано при помощи специального покрытия, мягкого и бархатистого не ощупь.
Еще одно немаловажное преимущество этой модели заключается в том, что салон кузова очень просторный — на заднем диване можно расположиться вполне комфортно, даже с отодвинутым передним сиденьем. Да и высота салона тоже приличная. Так что человек 185 см ростом может располагаться с комфортом — в этом корреспондент AUTO-Consulting убедился лично. Багажник, относительно автомобиля — купе, тоже не маленький — 377 л.
Важный момент — все изыски дизайна сделаны не в ущерб практичности и надежности. Примером тому является жесткий пластик на подоконниках задних дверей.
Однако вся красота салон меркнет по сравнению с теми ощущениями, которые испытывает водитель этого великолепного авто, наслаждаясь драйвом скоростной езды по идеальным европейским дорогам. Этот момент наш корреспондент отметил отдельно — по той причине, что в салоне C-HR уже довелось побывать ранее (на выставках-презентациях этого автомобиля).
Полный драйв с любым мотором
Преимущество C-HR относительно других, привычных нам купе — хороший обзор с водительского места. Пожалуй, это одно из самых главных положительных качеств этого автомобиля — безопасность превыше всего (о лихих испанских водителях упоминалось ранее, плюс к этому надо будет добавить узкие улочки старой части столицы Испании, славного города Мадрида). Да еще и скопление автомобилей — все это не придает лишней маневренности и значительно затрудняет передвижение.
Конечно же, машина с габаритами, аналогичными рассматриваемой модели в таких условиях могла бы легко получить несколько вмятин за один лишь вечер, однако эргономика водительского места позволяет новичку без всяческих опасений на ней ездить. Предусмотрена возможность изменения языка навигации, очень удобно пользоваться вертикально стоящим монитором — он не отсвечивает на солнце.
Есть у C-HR способности внедорожника. Не для езды по болотистой местности, конечно же, но для преодоления тротуаров и снежных заносов в городской черты их будет вполне достаточно. Владельцы традиционных автомобилей купе будут по диагонали переезжать лежачих полицейских, а вы сможете даже по отечественным дорогам ездить без опаски. Благодаря особенностям привода управление гибридным Toyota C-HR осуществляется достаточно легко и приятно.
Изысканный дизайн и рациональная конструкция
Преимущества конструкции и функционирования одной из самых удачных моделей производства Тойота:
- Подвеска C-HR отличается упругостью и энергоемкостью.
- Даже с учетом высокого клиренса, даже при скоростной езде — у этого автомобиля никогда не возникает кренов на поворотах. Это преимущество оценят в первую очередь те автомобилисты, которые предпочитают на высокой скорости прокатиться по горным серпантинам. Любители экстрима, то есть.
- Низкий центр тяжести способствует тому, что водить C-HR становится остро и драйвово.
- Деликатная (если так можно говорить в отношении автомобиля) система старт/стоп. Ее включение и выключение происходит незаметно для водителя. Даже если придется ездить несколько часов не переставая, все равно можно не вспоминать о ее наличии. Чего нельзя сказать обо всех остальных автомобилях купе.
В чем же причина успеха японского автомобиля и повышенного интереса к нему со стороны европейских водителей?
А все дело в том, что сам главный конструктор компании Тойота Хироюки Коба — сам не прочь прокатиться «с ветерком» и все спроектированные модели «обкатывает» собственноручно, на протяжении длительного периода времени и в самых разных условиях.
И только после того, как он проехал не одну тысячу километров по европейским дорогам, с целью лучшего понимания особенностей манеры вождения европейцев (например, в Европе люди стараются не тормозить перед препятствием, а объехать), Хироюки Коба приступил к проектированию автомобиля-купе нового поколения. Оценив езду на Toyota C-HR, можно сделать вывод о том, что талантливому и трудолюбивому японцу удалось достичь своей цели.
Эта ситуация еще раз подтверждает то, что хороший результат будет у автора-практика, прочувствовавшего на себе все положительные и отрицательные стороны своего творения. Кросс-купе Toyota C-HR — идеальный вариант для тех, кто любит получать удовольствие от непринужденного вождения.
Минимальная стоимость Toyota C-HR в Украине находится в районе 1 679 тысяч рублей, если смотреть по рынку Украины. Поверьте, для такого автомобиля цена более, чем приемлемая.
Нескучная? Эмоциональная? Все это сложно сказать про какую-либо машину из модельного ряда Toyota, только если это не какой-нибудь GT86, который большинство и вживую-то на улице не видели никогда. Но вот он, нежданчик – абсолютно нетипичный для консервативной в общем-то марки компактный кроссовер Toyota C-HR.
Т акое себе еще недавно мог позволить только Лексус – машина, которая выглядит как концепт-кар! И что это еще за название такое — C-HR… Это ведь не Хонда! Хотя, когда смотришь на новый «паркетник» сзади, начинаешь в этом сомневаться.
Снаружи и внутри
Такое ощущение, что строгое руководство марки было в отпуске, пока дизайнеры готовили C-HR к выходу на рынок. Так или иначе, предоставленная им свобода действий принесла неожиданно вкусные и привлекательные плоды.
Породить такой автомобиль после стольких лет выпуска нежно любимых американскими пенсионерами и российскими чиновниками Camry – это примерно как если бы Пол Маккартни внезапно записал драм-н-басс альбом. Только гораздо лучше!
Купеобразный силуэт с замаскированными ручками задних дверей (кстати, горизонтальными, прямо как на классических Жигулях!), «мускулы» колесных арок, какое-то невероятное нагромождение линий спереди и сзади, «натянутые» на боковины фары и фонари…
Nissan Juke, который когда-то поражал смелостью образа, теперь смотрится в сравнении с C-HR довольно бледненько. Становится даже немного страшно за автодизайн – что же придется нарисовать еще через 10 лет, чтобы заставить людей сворачивать головы, когда они привыкнут к C-HR?
К слову, этот кроссовер имеет что сказать конкурентам и в плане практичности (это же Тойота!). Juke, Mazda CX-3, Peugeot 2008… все они меньше размером! Более того, японцы обещают самый просторный салон в классе. Так ли это в реальности? Вы удивитесь, но похоже на правду. За рулем нового C-HR без проблем разместится даже 2-метровый водитель. Конечно, «сам за собой» он не особо рассядется, но все равно на галерке просторней, чем в том же Джуке.
Единственный минус – крошечные окна, отсутствие подлокотника и отдельных воздуховодов сзади, что отчасти компенсируется удобнейшими подстаканниками в дверях.
Спереди встречают необычно очерченная асимметричная и очень лаконичная приборная панель, квадратные километры дешевой глянцевой пластмассы, неистребимая голубая подсветка «привет, 2000-й» и симпатичные вставки с ромбиками. Кресла великолепны! У них столь же мало общего со «старой доброй Тойотой», как у внешности. Длинная подушка, ощутимая боковая поддержка бедер и спины… Давно бы так!
Аналоговое управление сохранилось только для климатика – все остальное настраивается через 6-дюймовый планшет с весьма умеренной графикой и скоростью реагирования на прикосновения. Да еще без поддержки Apple CarPlay и Android, что вызывает изумление, если вспомнить обновленную Camry с Яндекс-картами и прочими радостями жизни. Будем надеяться, с актуальным софтом к моменту выхода на наш рынок тойотовцы разберутся. Тем более что расположение экрана очень удачное – высоко, на уровне глаз, так что не придется сильно отвлекаться, сверяясь с картой по пути.
В движении
Тех, кто ждал взрыва эмоций не только от дизайна, но и от езды, я вынужден разочаровать. Техникой и повадками C-HR очень похож на обычный Auris.
Базовый вариант – с бензиновым турбомотором объемом 1,2 литра на 116 лошадиных сил и 186 Нм, с «механикой» или вариатором. В городе на такой машине еще можно держаться в потоке, но на трассе ей делать нечего – разгон мучительно вялый, плюс после 3 000 оборотов мотор звучит уже откровенно неприятно, а к 4 000 добавляется и характерный трансмиссионный вой, судя по всему, от вариатора. И расход 9 литров на 100 километров – разве это стоит всех этих страданий?
Альтернатива, впрочем, небогата. Либо обреченный на провал в России гибрид (старый добрый 122-сильный 1,8 плюс электромотор), либо атмосферный 2,0 на 140 л. с. Вот последний, скорее всего, оптимален для C-HR, хотя на европейских тестах такой машины не было. Ничего помощнее и повеселее пока не ожидается. А жаль!
Шасси – под стать силовым агрегатам – скучноватое, с Джуком сравнения не выдерживает. В поворотах крены, рулевое управление почти без обратной связи… Зато на ямах сильно не трясет. Настройки для России наверняка будут переосмыслены, но скорее всего, мы получим что-то пожестче, чем у привычной Короллы, но все еще компромиссное.
Что в итоге?
Итак, очень яркий автомобиль со вкусом Лексуса и легкими оттенками Хонды. С интересным салоном, прекрасными посадочными местами и откровенно скучной технической начинкой, рассчитанной на неискушенного водителя, которому предстоит просто перемещаться из точки А в точку Б без драйверских приключений, зато эффектно для окружающих. Звучит как идеальный рецепт для России! Тем более что конкуренция в виде уже не раз упомянутого здесь Nissan Juke отсутствует начисто.
Тойотолюбы, которых в России успело вырасти уже не одно поколение, должны оценить. Главе семьи – Prado или Land Cruiser 200, жене – RAV4 или Highlander, а дочке, которая всегда мечтала об эпатажном Mini, можно как раз C-HR. Теперь главное, чтобы на нас хватило квот, и цена из-за заграничного происхождения не оказалась бы слишком кусачей.