Практически во всех городах существует час пик, во время которого дороги переполнены автомобилями, а найти место для парковки невозможно. Некоторые автовладельцы в таких ситуациях останавливаются практически где захотят, и одними из таких мест являются островки безопасности. Давайте разберемся, какой штраф за заезд на островок безопасности в 2018 году, и можно ли останавливаться в этой зоне?
Что такое островок безопасности?
В правилах дорожного движения существует четкое описания островка безопасности, которое подразумевает под собой участок регулируемого пешеходного перехода, предназначенный для тех случаев, когда пешеход не успел преодолеть дорожную полосу до момента переключения светофора. Это пространство отмечается разметкой 1.1 (либо 1.2.1), пересечение которой категорически запрещается, не говоря уже о запрете въезда в пешеходную зону.
Также с островками безопасности часто путают направляющие островки, которые разделяют транспортные потоки и являются по сути частью перекрестка. Данный участок также отделяется разметкой 1.1 или 1.2.1 (сплошная линия), а пересечение сплошной линии запрещено.
Штраф за заезд на островок безопасности
К сожалению, в ПДД и КоАП нет четкого пункта, в котором бы описывались штрафные санкции за въезд или остановку на островке безопасности. Несмотря на это, представитель дорожной инспекции может выписать штраф, в зависимости от конкретного места остановки:
Независимо от дорожной ситуации, так как островки обозначаются сплошной линией, их пересечение попадает под ст. 12.16 КоАП РФ «О несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», п. 4, а именно:
Если же автовладелец совершил остановку в пешеходной зоне или же на пресечении дорожных потоков одного уровня. Эти действия попадают под ст. 12.4 ПДД РФ «Остановка запрещается», где один из пунктов гласит:
В первой ситуации водитель может отделаться устным предупреждением или же штрафом до 500 рублей, во втором — до 2000 р.
Так как ни в ПДД, ни в КоАП нет четкого понятия и ограничений относительно островков безопасности, представители автоинспекции руководствуются смежными пунктами и правилами, а это подразумевает некую свободу действий в рамках текущего законодательства. Исключительно все ситуации являются спорными, а итоговая сумма штрафа будет зависеть, в первую очередь, от ваших действий и добросовестности автоинспектора, так что, если вы не хотите получить штраф за остановку на островке безопасности, потратьте несколько лишних минут и остановите авто в положенном месте.
Все наверное знакомы с историей о сушке кошки в микроволновой печи.
Жительница США попыталась высушить свою кошку в микроволновой печи, в результате чего та естественно скончалась. Затем она подала в суд на фирму изготовителя печи, так как в правилах эксплуатации не указан запрет сушить кошек. С целью избежать судебных исков производители микроволновых печей стали указывать, что нельзя сушить животных в микроволновках.
Не важна правдивость этой истории, а важна ее абсурдность. Но почему то к Правилам дорожного движения у многих водителей отношение к ним такое же, как и у этой американской жительницы. Если в ПДД не указан прямой запрет — значит он отсутствует.
Правило — Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.
1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Сначала идут Правила, а потом движение. Движение идет по правилам, а не правила подставляются под движение. Если запрещено, то — запрещено. Если разрешено, то разрешено, только так, как описано, и никак иначе. В противном случае — это нарушение требований. Если для движения предназначена проезжая часть, то движение за ее пределами строго регламентировано.
Перейдем к примерам.
Движение по трамвайным путям
Одно из частых нарушении ПДД — это объезд пробки по трамвайным путям. Как мы знаем, трамвайные пути не являются проезжей частью. Тем не менее водители получают штраф по статье части 1 статьи 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения на проезжей части.
12.15.1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней
Как же так, движение вне проезжей части, а штраф за расположение на проезжей части? Все просто, движение по трамвайным путям регламентировано правилами расположения на проезжей части. Расположение за пределами проезжей части, не соответствующее правилам является нарушением.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил.
Это единственное условие движения по трамвайным путям в соответствии с требованиями Правил.
Пересечение направляющего островка и островка безопасности с разметкой 1.16.1 -1.16.3
Водители стали получать штрафы с камер автоматической фиксации за пересечение дорожной разметки 1.16.1-1.16.3 по статье 12.16.1
12.16.1 Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги…
Давайте разберемся, справедлив ли такой штраф? Все что имеется в пдд об этой разметке.
1.16.1-1.16.3 — обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;
Никаких требований по ее пересечению Правила не содержат, то есть прямых указаний нет. Мы видим только направляющие островки. Напомним, что Правила не содержат никаких изображений дорожных знаков или разметки. В них указана только нумерация со ссылкой на ГОСТ. Смотрим ГОСТ по применению.
6.2.19 Разметку 1.16.1-1.16.3 применяют для обозначения направляющих островков:
- 1.16.1 — в местах разделения потоков транспортных средств противоположных направлений;
- 1.16.2 — в местах разделения потоков транспортных средств одного направления;
- 1.16.3 — в местах слияния потоков транспортных средств (рисунок В.12).
На островках, имеющих большую площадь, разметку 1.16.1-1.16.3 допускается выполнять на концевых участках островка и на расстоянии 1,0 м от его границы (рисунок В.12). При небольшой площади островка допускается окраска всей его поверхности.
Разметку 1.16.1 допускается применять для обозначения островков безопасности на пешеходных переходах. Ширина островка безопасности должна быть не менее 1,5 м, а его длина должна быть равна ширине перехода. Расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,0 м.
Следуя данной выдержке и иллюстрации из ГОСТ видно изображение разметки 1.1, однако остается вопрос где находится граница разметки 1.1 и 1.16.1 и является ли разметка 1.1 составляющей разметки 1.16.1? Нам ничего не остается как обратится к правилам применения разметки 1.1.
6.2.3. Разметку 1.1 применяют в следующих случаях:
3) Для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, направляющие островки и т.п.) (рисунок В.12).
Разметкой 1.16.1-1.16.3 обозначаются непосредственно направляющие островки — их площадь, разметкой 1.1 обозначается их граница
То, что сплошную линию разметки 1.1. пересекать запрещается всем известно, соответственно выезд на разметку 1.16.1-1.16.3 запрещен и нарушение Правил дорожного движения не вызывает сомнений.
Еще раз хочу ответить на замечания: «ГОСТ не для водителей, водитель не должен знать ГОСТ — это для строителей» — должен в касаемо его части. Правила прямо ссылаются на ГОСТы. Без ГОСТ водители не знали бы как выглядят знаки и разметка, какая допустимая светопропускаемость тонировки и прочее.
Остановка и стоянка
Вернемся к разъяснению, что понятие «Что не запрещено, то разрешено» к Правилам дорожного движения применяться не может. Это отражено и в требованиях к остановке и стоянке.
12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.
На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
Обратите внимание, никаких прямых запретов.
Движение по разметке
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
Никто же не будет спорить, что движение по разметке является нарушением?
Следуйте Правилам Дорожного движения и Ваши поездки будут более безопасными. Поиски пробелов в большей части случаев будут не в Вашу пользу.
Похожие по теме записи
В каких случаях разрешено обгонять на перекрестке, а в каких обгон запрещен? Как неожиданно можно…
Добрый день, уважаемые автолюбители! Этот небольшой материал посвящен приятной новости для водителей. 16 ноября 2012…
С ростом дефицита парковочных мест на дорогах, все чаще водители паркуются с нарушением Правил дорожного…
Регулирование дорожного движения это вопрос, поставленный в далеком прошлом. Движение пешеходов и конных упряжек так…
С 14 декабря 2018 года действуют измененные Правила дорожного движения РФ. Одно из значимых изменений…
Многие водители, помимо общения с сотрудниками ГИБДД, получали «письма счастья» за нарушение требований разметки. Но некоторых удивили письма с необычным нарушением. А именно пункта 1.16.2 приложения 2 к правилам. Центры автоматической фиксации нарушений, у которых на вооружении есть прибор «Стрелка-СТ», активно рассылают подобные постановления. Этот прибор распространен в Москве, Московской области, Татарстане и Краснодарском крае.
С одной стороны, в подобных «письмах счастья» не было бы ничего удивительного, если бы речь шла о перестроении в тоннеле или на мостах, где такой маневр запрещен правилами дорожного движения при соответствующей разметке — сплошной линии, которая в приложении 2 к правилам идет под пунктом 1.1. Она также наносится перед перекрестками. В правилах четко говорится, что ее пересекать запрещено. И если водитель ее пересек, то тем самым он нарушил требование разметки, а значит, заслуживает наказания по части первой статьи 12.16 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей.
Ситуация обыденная и о ней не стоило бы писать, если бы не одно «НО».
Большое количество постановлений вынесено за то, что автомобиль пересек так называемый «направляющий островок». Эта разметка прописана в пунктах 1.16.1, 1.16.2 и 1.16.3 приложения 2 к правилам. Эти островки наносятся в местах разделения или слияния транспортных потоков. Например, основной поток идет прямо, но крайняя правая полоса предназначена для поворота. В этом случае на асфальте наносится такой островок. А чтобы он был приметнее, в нем по диагонали прорисованы толстые белые полосы.
Так вот камеры автоматической фиксации начали выписывать штрафы водителям, которые этот островок пересекают. Штраф тот же, в соответствии с частью 1 статьи 12.16 КоАП — 500 рублей. В постановлении прямо так и написано: «Водитель в нарушение пункта 1.16.2 приложения 2 к ПДД РФ управлял транспортным средством». Но вся беда в том, что пункт 1.16.2, равно как и 1.16.1, а также 1.16.3 приложения 2 к правилам нарушить невозможно. Это просто описание соответствующей разметки.
При этом нигде в правилах не указано, что ее пересекать нельзя.
Ни в этих пунктах, ни в каких других. Про «сплошную линию» и «две сплошных» говорится четко: «Линии 1.1 и 1.3 пересекать запрещено». А про «островки» — ни слова. Конечно, с моральной и этической точки зрения раз эти островки нанесены, то ездить по ним нельзя. Но с формальной точки зрения правила этого не запрещают. А значит, нарушения не было. Следовательно, и штраф платить не за что.
В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения согласились с тем, что запрета на движение по такой разметке нет. В Правилах дорожного движения не по всем пунктам есть четкое разделение и в результате возникают спорные моменты. Конечно, по такому островку нельзя двигаться, на нем нельзя стоять, но это нигде не прописано четко. Поэтому и наказывать за такое нарушение можно, только притянув тот или иной пункт правил. А Верховный суд не раз в своих решениях указывал на то, что в постановлении должно быть четко указано, что именно нарушил водитель.
Притянуть сюда можно статью 9.7 правил: «Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении». С другой стороны, нарушение пункта 9.7 правил — это уже другая статья КоАП с более строгой ответственностью — 1500 рублей.
В данной ситуации водитель «строго по полосам» не двигается. Он совершает маневр «перестроение», то есть выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. В приложении 2 к правилам есть запрет на пересечение некоторых элементов горизонтальной разметки. На пересечение «островка» — нет.
Можно ли считать этот островок не проезжей частью? Из правил этого не следует. «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Есть требование двигаться строго по полосам, и нет запрета для движения по этому островку.
Сергей Смирнов, юрист, редактор журнала «За рулем»:
Правилами дорожного движения установлен запрет на пересечение определенных линий дорожной разметки. Так, к примеру, нельзя пересекать сплошную линию 1.1 (разделяет «встречку») или двойную сплошную 1.3 (разделяет «встречку» на дорогах с четырьмя полосами и больше). Про запрет пересечения линий дорожной разметки 1.16.1-1.16.3 (которые обозначают так называемые «островки безопасности») в Правилах дорожного движения ничего не сказано. В части же первой статьи 12.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится именно о несоблюдении требований, предписанных разметкой. А раз про пересечение островков безопасности в Правилах ничего не сказано, то и наказание за это не может быть предусмотрено. Практика привлечения водителя к ответственности за данное «нарушение» никакого законного обоснования попросту не имеет.
Как совершить перестроение, двигаясь строго по полосам? Правила разрешают это сделать через прерывистую линию разметки. Но не запрещают через островок. Кроме того, в правилах нигде не прописано, что на этом островке нельзя останавливаться или парковаться. Именно по этой причине многие пользуются такой возможностью. Исключение составляют те островки, которые относятся к перекресткам. Можно расценить стоянку на них, как стоянку именно на перекрестке, а не на разметке 1.16.1, 1.16.2 или 1.16.3.