Товарищи, всем большой привет!
Вчера выдался хороший денек и возможность потестить в реальных "боевых" и гражданских условиях Патр 2019 модельного года!
У нас в Тольятти есть народная забава, внедорожная игра — Застрянь другого! Принцип игры простой, один ставит табличку там, где ему хочется, отписываясь в соответствующей теме, а другой пытается найти точку по координатам и добраться до нее, после забрать с собой и поставить в новое место. Довольно таки веселое занятие скажу я Вам! 🙂
И вот вчера было запланировано взятие точки в Ягодинском лесу и так получилось, что я был без своего Патра, а Диман был с Патром 2019 м.г., но без возможности им управлять. В общем мы собрались в одну команду, посадив меня за руль, Михалыч был вторым штурманом и двинулись к точке, где уже как два часа копались наши коллеги: Михаил и Андрон.
И так начнем наверное сравнивать мой Патр 2017 м.г. и Патр Димана 2019 м.г.
Имеем возможность прокатиться в городских условиях около 30 км до бездорожья.
Сказать, что у нового Патра есть какие-то существенные отличия от моего, нет это не так.
Понравился звук измененной выхлопной системы, он стал более мягким и тихим, что позволяет крутить ЗМЗМ ПРО до более высоких оборотов, чем я обычно кручу свой, так как звук выхлопа уже начинает просто глушить.
Сам ЗМЗ ПРО показался более эластичным и тяговитым на низах, что в принципе и рекламировал УАЗ.
Изменение рулевого управления, а у Димана стоит уже новый мост и рулевой демпфер, я не заметил вообще, от слова совсем.
Единственный момент, который расстраивает и самого владельца обновленного Патра — это 2-х листовые рессоры, которые менее чем за полгода уже просели и машина смотрит в небо.
Ну да ладно, прокатились по городу и погнали в пампасы! 🙂
– Сань, ну совсем другая машина!
Это первое, что выпалил наш испытатель Денис Панов, выходя из-за руля модернизированного Патриота. А ведь на первый взгляд два наших Патриота словно близнецы-братья — даже цвет совпадает. Разнится лишь рисунок колесных дисков. Главные изменения скрыты от глаз.
Про-качка
Патриот уже немолод — четырнадцатый год на конвейере! Изрядно даже по российским меркам, хотя на фоне заслуженных ветеранов марки — Хантера и тем более «буханки» — наш Патриот еще зеленый салага. А вот по части модернизаций и рестайлингов он многим даст фору. Последнее обновление пришлось на конец прошлого года и привнесло главное — двигатель ЗМЗ-Про, известный по грузовичку УАЗ Профи.
С тех же 2,7 бензиновых литров, что и у 409‑го двигателя, сняли 150 л.с. и 235 Н·м. Не бог весть какие показатели. Важнее то, что пик крутящего момента съехал почти на 1500 оборотов. И это отличная новость, ведь раньше крутящий момент достигался почти на 4000 об/мин. на первой половине шкалы тахометра мотор был откровенно дохлым, а теперь — другое дело!
Обновленный Патриот с уверенностью отрывается от старой машины во всем диапазоне скоростей. Конечно, ждать спринтерских талантов от двухтонного внедорожника со 150‑сильным мотором было бы наивно. Но впервые за полтора десятилетия под педалью появился хоть запас тяги!
Новая характеристика крутящего момента со съехавшим к средним оборотам «горбом» в наибольшей мере проявляется на старте. Врубаю первую и бросаю педаль сцепления. Патриот и не думает глохнуть — срывается с места! Прежде такой номер не проходил, Патриот позорно глох. Теперь же спокойно можно трогаться со второй передачи. И педаль сцепления «полегчала».
Затяжной скользкий подъем. В начале подъема я ухожу на четвертую передачу, и обороты мотора падают до тысячи. Внаглую пытаюсь заехать: стрелка тахометра проседает еще на 200 об/мин, салон наполняет дрожь, но машина всё же вскарабкалась в гору. На старом Патриоте пришлось бы подоткнуть третью передачу — иначе никак.
Механизм переключения передач тоже подшаманили. Об эталонной избирательности речь не идет, но на фоне предшественника ход рычага короче, а находить нужную передачу стало проще. Конечно, третью и пятую передачи нужно было развести подальше — пару раз я ошибался.
А что с экономичностью? На трассе — не меньше 12 литров 92‑го бензина на сотню, вне зависимости от мотора. На пересеченке — раза в два больше. Может, поэтому данных о среднем расходе топлива нет в меню трип-компьютера — чтобы не расстраивать клиента?
Не зуди!
Асфальт УАЗ не любил никогда — шасси у него ни разу не городское. И в кои-то веки его радикально модернизировали!
Передние и задние амортизаторы обрели новые калибровки. Задний стабилизатор уменьшили в диаметре, рессоры стали двухлистовыми (на лист меньше) и менее жесткими. В рулевое управление внедрили демпфер, а заодно избавили баранку от вибрации, что особенно заметно на грейдере и разбитом асфальте. Вот только демпфер открыт всем ветрам и камням. Это мы отмечали еще в ходе теста опытного образца модернизированного Патриота (ЗР, № 10, 2018). Ульяновцы обещали установить защиту демпфера, но в предпраздничной суете про нее, видать, забыли.
Шумовой и вибрационный фон в салоне стал на порядок слабее — во многом благодаря новой изоляции моторного отсека и демпферу рычага коробки, который отсёк трансмиссионный зуд. Не скажу, что наступила блаженная тишина, но разница ощутима.
На поперечных швах и стыках модернизированный УАЗ явно жестче. Не последнюю роль в этом играют 18‑дюймовые шины против 16‑дюймовых у старой машины. Но энергоемкость подвески — на прежнем заоблачном уровне: можно гнать во весь опор вне зависимости от степени убитости дороги.
Повышенная жесткость на мелочевке — смешная плата за асфальтовую покладистость. Понятно, что рамный внедорожник с неразрезными мостами не в состоянии держаться в поворотах, как легковой кроссовер, но улучшения в части управляемости есть. Новый Патриот хоть проходит поворот, а для «дореформенного» автомобиля извилистая дорога сродни криптониту для Супермена.
Еще больше новичок понравился на прямой. Я не поверил своим рукам: больше не нужно судорожно сучить руль, дабы удержать Патриот в полосе. Быстро пересаживаюсь в старую машину — и… Прóпасть! Чтобы комфортно ехать на дорестайлинговом Патриоте, ширина полосы должна быть метров десять — с ростом скорости динамический коридор достигает пугающих значений.
На парковке выяснилось, что новый Патриот маневреннее. С открытыми поворотными кулаками диаметр разворота сократился почти на метр. Разворот, который дался легко новому УАЗу, от старого потребовал на два маневра больше! И вновь мы нашли конструктивный недостаток: резиновые пыльники ШРУСов переднего моста ничем не прикрыты, как и рулевой демпфер, — их можно повредить на жестком бездорожье.
Операция «Глубокий снег»
Зима — не осень с раскисшими грунтовками. Но снежная целина по пояс — тоже отличный полигон для любого вездехода. Тут разницы между двумя Патриотами практически нет. Внедорожный арсенал у обоих автомобилей одинаков: трансмиссия по схеме «парт-тайм» с жестко подключаемым передним мостом, понижающая передача и блокировка заднего межколесного дифференциала.
Предварительно задействовав весь инвентарь наших героев, отправляемся в лес. Порой слой снега доходит до полуметра, а то и больше! А под белым покрывалом скрывается основательно изъезженная Уралами грунтовка с преглубокой колеей. То, что надо!
Оба УАЗа уверенно пробивают себе дорогу там, где еще не ступала гусеница снегохода. , а бездорожье родная стихия Патриота. Модернизированная машина и тут оказалась чуть лучше — двигатель с «беспровальной» характеристикой позволяет увереннее двигаться внатяг. На старом Патриоте приходится активнее играть газом и сцеплением.
На фоне невиданного улучшайзинга шасси я чуть не забыл про обновления интерьера. Точнее — одно обновление, но какое! На передних и средних стойках кузова появились удобные поручни. Забираться в высоченный внедорожник стало проще. Это еще одна причина, по которой пересаживаться в старый автомобиль совсем не хотелось.
В остальном салон тот же. Подогнанный местами абы как жесткий пластик, автобусная посадка, просторный задний ряд и бездонный багажник. И гектары неосвоенного пластика по всему салону — ни карманов, ни крючков, ни тайников. Столько места пропадает зря!
Еще послушник
Парадокс! Получив в наследство от грузовика мотор и некоторые настройки, Патриот стал менее «грузовым». Он нуждается в твердой руке, но теперь этой руке повинуется!
Конечно, Патриот безнадежно далек от современных внедорожников. Проблем масса — от грубо отесанных петель двери багажника и глюков мультимедийной системы до более серьезных, связанных с пассивной безопасностью. Но в ездовых манерах Патриота появилась гармония — вот почему такая модернизация гораздо важнее бесконечных обновлений салона.
«Нам любые дороги дороги!» Сначала у нас был внедорожно-скоростной квест на УАЗ «Патриот», а потом я забрал автомобиль на несколько дней, чтобы понять одно: может ли суровый внедорожник быть семейным авто на каждый день. И пришел к неожиданным выводам.
С «внедорожными» возможностями обновленного УАЗ «Патриот» образца 2019 года я знакомился в формате квеста, который организовал официальный дистрибьютор марки «Парад Авто». Специально для этого мероприятия в Минск пригнали целую колонну машин из России. Со мной в экипаже не журналисты, а клиенты, для которых УАЗ — дом родной. Между прочим, их мнение как раз больше всего меня интересовало.
Квест — это такое мероприятие, где нужно разгадывать загадки и продвигаться от точки к точке по запланированному маршруту. Кто быстрее всех разгадает все тайны и проедет по маршруту — тот и победил. Забегая вперед, скажу, что именно наш экипаж и занял первое место. Приключение называлось «Таемны шлях». Благодаря ему мы не только оторвались на УАЗ «Патриот», но и посетили массу интересных мест, причем находятся они в радиусе 50−70 км от Минска. Из нашего квеста мог бы получиться отличный тур выходного дня: костел Богоматери Руженцовой и святого Доминика в Ракове, прекрасные виды в Налибоках, костел святого Михаила Архангела в Ивенце и парк-музей интерактивной истории возле реки Сула.
Доработки — в мелочах
Нашему экипажу достался топовый УАЗ «Патриот» симпатичного и вызывающего оранжевого цвета с рейлингами на крыше. Жаль, что в салоне это оранжевое настроение ничем не поддержано.
Зато в ходе обновления в салоне появились ухватистые ручки на стойках кузова. Это добавляет удобства пассажирам при посадке и движении по бездорожью. Топовая версия оснащена простеньким однозонным климат-контролем, подогревами лобового стекла, всех кресел и рулевого колеса. Есть передние и задние датчики парковки плюс камера заднего вида с динамическими линиями разметки.
Шайба включения полного привода и понижающего ряда появилась давно. В качестве опции можно установить блокировку заднего дифференциала.
Если говорить о технике, то можно отметить появление рулевого демпфера: он призван снизить толчки на руль при езде по бездорожью. Но расположен он в уязвимой на бездорожье зоне — перед передним мостом. В теории, удар о пень может оставить вас без демпфера, но не без возможности дальнейшего движения. Подвеску частично смягчили, уменьшив количество листов в задних рессорах до двух. Амортизаторы тоже имеют другие характеристики. Радиус разворота уменьшился на 0,8 метра.
Ходом по ухабам
Маршрут квеста состоял по большей части из асфальтированных дорог, встречалось и бездорожье. Но мы-то хорошо знаем, на что способен УАЗ, так что бездорожьем участки нашего маршрута можно было назвать лишь с большой натяжкой. Брод, грунтовки, гравийки. Ну что это за препятствия для УАЗ «Патриот»?
По грунтовкам и гравийкам УАЗ «Патриот» ожидаемо позволяет «лупить» ходом. Проблемы возникают, если яма больше колеса. Место пилота я даже не пытался занять, предоставив испытывать УАЗ в своей стихии другим членам экипажа. Зато успел пообщаться с инструктором, который был положен каждому экипажу. Он-то и рассказал, что машины ехали из Москвы своим ходом, водители ничуть не устали. Расход топлива по трассе при движении со скоростью не больше 100 км/ч у них был в районе 10 литров на сотню. Поверил на слово.
В трассовых режимах становится очевидным, что «Патриоту» остро не хватает шестой передачи. Едешь 90 км/ч, а на тахометре уже почти 3 тысячи оборотов. Неэкономично и шумно. Во время квеста на МКАД-2 мы разгонялись и до 120 км/ч. На такой скорости уже начинает доставать аэродинамический шум, да и расход топлива вырастает неимоверно. При этом для рамного внедорожника с неразрезными мостами он довольно устойчив и стабилен. Хотя рулевому управлению все же не хватает информативности.
В своей стихии — то есть на бездорожье и разбитых дорогах — обновленный «Патриот» очень хорош. Он стал мягче, тише, у него есть электронная система стабилизации, все те же показатели геометрической проходимости. Но меня интересовало другое…
УАЗ для города — безумие или разумный компромисс?
Представители дистрибьютора как-то признались, что у «Патриота» появляется все больше покупателей-физлиц. Кто они, эти люди? Как бы парадоксально это ни звучало, но это те, кому не нужен внедорожник. Раньше они ездили на каких-нибудь Chrysler Voyager, а теперь озабочены поиском такого же вместительного, неубиваемого и доступного нового авто. И тут в поле зрения попадает УАЗ «Патриот». В топовой версии, как у нас на квесте, он сейчас стоит 37 тысяч рублей. В принципе, из современных опций все необходимое у него есть. Хотя я бы не отказался еще от надувных «занавесок» безопасности. Есть и приятные для УАЗа мелочи вроде системы удержания при старте в гору. Ценю подогрев лобового стекла по всей площади.
Моя программа семейного теста стандартна: в салон ставлю два детских кресла, климат — на 21 градус, поехали! Буду возить сына в сад по утренним пробкам и ездить по магазинам с маленькой дочкой. Жена, правда, не в восторге от перспективы ездить несколько дней на УАЗ «Патриот» по городу. Душа рвется на волю, в пампасы, но, как я говорил, о внедорожных способностях «Патриота» мы уже все давно знаем.
Мужлан или мачо?
На парковке возле дома «Патриот» возвышается, словно великан. Даже Toyota Prado как-то съеживается рядом с ним. На самом деле ульяновский внедорожник велик: длина 4785 мм, ширина — 1900 мм, высота — 2050 мм. Но датчики парковки, камера заднего вида и высокая посадка вкупе дают хорошее ощущение габаритов, так что парковка — не проблема. Особенно радует небольшой радиус разворота — 5,62 метра. Для сравнения: у Renault Duster — 5,22 метра.
Интерьер… Качество отделки и материалов хотелось бы получше. Не дороже, нет. Просто аккуратнее и приятнее. Но надо ведь понимать, что «Патриот» — это бюджетный внедорожник. Примерять к нему евростандарты нет смысла. Но уже можно начинать учиться у китайцев. Рекомендую уазовским интерьерщикам пощупать хотя бы «наш» Geely Emgrand X7, который выступает в той же ценовой категории.
Отмечаю: руль удобный и регулируется по углу наклона и вылету. Кресло вполне себе, разве что боковую поддержку ощутит только бегемот. В целом же геометрия посадки удачная. Провести за рулем несколько часов кряду и не устать — легко.
Центральный замок срабатывает примерно с таким же звуком, что и в новом Mercedes G-класса — с резким, хлестким щелчком. Двери закрываются тоже с мужским усилием. Да еще и мосты спереди и сзади… Сколько, оказывается, много общего у «Патриота» и «гелика».
Сзади все в ажуре. Почти. Центральному пассажиру неудобно. Во время квеста я провел как раз пару часов в роли третьего лишнего. Центральная часть заднего дивана жестче, чем боковые, и спинка выпирает. Но часик-другой можно потерпеть. Салон УАЗ «Патриот» огромный. Это его несомненное достоинство. Нет разницы, кто сидит спереди — карлик или баскетболист — сзади все равно остается большой запас пространства как для ног, так и над головой.
Есть крепление isofix, но было бы странно не иметь его в автомобиле 2019 года. Детские кресла встают без проблем. Проблема только у детей. Впрочем, нет, не проблема. Это для них очередное приключение под названием «Царь горы» — в салон нужно именно взбираться. Но детям нравится.
Заводится УАЗ «Патриот» так, словно кто-то разбудил все того же бегемота. Автомобиль вздрагивает всем кузовом и недовольно фыркает выхлопом. Причем звук его с небольшими изменениями в тональности не меняется уже десяток лет. А то и два. И это даже для бюджетника не слишком приятно. Грубо. Дальше более-менее нормально. До 3 тысяч оборотов мотор не сильно напрягает, крутить выше 4 тысяч нет особого смысла. Настройки таковы, что обороты максимального крутящего момента сместили вниз, почти как на дизеле. «Можно трогаться со второй передачи», — так говорят представители марки. Но этот вариант подойдет, если автомобиль стоит хотя бы на минимальном уклоне. Даже на ровной дороге понятно, что тяги на уверенный старт со второй передачи не хватает, нужно «перегазовывать», поднимать обороты.
После всех доработок должен был стать лучше механизм выбора передач. Рычаг коробки теперь двухсоставной, с демпфером. Это избавляет от вибраций, но не полностью. От вибраций нужно избавлять мотор с коробкой. «Зуд» рычага — это уже следствие. Но двигатель по-прежнему «колотит» на холостых. Ходы рычага, по мне, все еще великоваты, да и переключения требуют «подхода». Жена кое-как приспособилась, но жаловалась на большие усилия, причем как на рычаге, так и на педали сцепления. Парадокс в том, что грубый УАЗ «Патриот» просит нежного подхода. Не нужно пытаться вбивать каждую передачу: плавно разгоняемся, плавно выжимаем сцепление, тремя пальчиками двигаем рычаг в нужном направлении. Суеты «Патриот» не любит. Щелкать туда-сюда передачами — это не для него. Он предпочитает медленно спускаться с горы.
В городе динамики 150-сильного мотора хватает. Из потока не выбиваешься, при необходимости уверенно ускоряешься. Главное, как я уже говорил, не суетиться. Но толкаться в утренних пробках все равно то еще удовольствие. Точнее, никакого удовольствия. Ехать на нем нужно так, чтобы количество переключений передач свести к минимуму. Это, кстати, позволяет снизить и расход топлива. Нет, у меня не было возможности сделать точные замеры, а бортовой компьютер стесняется выдавать эту тайну. Но по словам одного приятеля, который купил новый «Патриот», он уже приближается к 13−12 литрам на «сотню» в городе. Но это, понятное дело, при определенных условиях. Если ездить в моем режиме — утром в пробках, вечером в пробках — можно даже не мечтать меньше чем о пятнадцати литрах. Опять же для примера: мой Peugeot 307 с двухлитровым бензиновым мотором и «автоматом» в тех же условиях расходует 13 литров.
Что такое неразрезные мосты и рессоры сзади в городе? Это значит, что при проезде спящих полицейских заднюю ось подбрасывает в воздух, зато трамвайные пути проезжаются без снижения скорости. Швы и стыки ощущаются, мелкие неровности тонут в высоком профиле шин. Да, тряско, но иного я не ожидал. Дети не жаловались.
И кому он нужен?
Надо понимать, что при всех своих размерах и вместительности УАЗ «Патриот», на мой взгляд, никак не может стать заменой минивэну. Хотя бы потому, что семиместной модификации у него больше нет. Даже отбросив в сторону расход топлива и недоверие к надежности, «Патриот» едва ли сгодится на роль автомобиля на каждый день для всей семьи. Только если вы готовы мириться с особенностями сурового рамного внедорожника.
Впрочем, для себя нашел сценарий, при реализации которого смотрел бы в сторону «Патриота». Если бы каждые выходные я выезжал в поля-леса, на любительские трофи-рейды, рыбалку, просто путешествия по закоулкам страны, то пять дней в неделю спокойно бы ездил и по городу в ожидании приключений. К сожалению, так у меня пока не получается. Поэтому комфортный легковой «универсал» закрывает мои потребности в передвижении. А может, стоит пойти от обратного? Купить «Патриот», а там желание и возможности путешествовать появятся?
И, как это ни странно, УАЗ «Патриот» — отличный вариант имиджевого автомобиля. Закажите яркий цвет, лебедку, экспедиционный багажник на крышу, поставьте внедорожную резину. Готово! Я — мачо. Я — мужик. Суров, справедлив и выше всей этой суеты на дороге.