Думаю каждый кто сталкивался с французским автомобилем 20го века, знакомо это название "Торсионная задняя подвеска" Которая к великому сожалению, стала так называемым бичом и камнем преткновения, поводом для споров, ругательств в сторону французов и ненависти. И по моему скромному мнению, абсолютно не заслуженно.
В этом посте постараюсь объяснить почему.
Балка имеет очень простой состав и принцип работы, имеется сама балка которая крепиться к днищу машины на 4х практически бессмертных сайлентах. Сама балка это труба в которую запресованы 2 стальных "пальца" с каждой стороны, на пальцы в свою очередь надеваются рычаги на игольчатых подшипниках. Место пружин используются торсионы — они идут вдоль всей балки, один конец заходит в неподвижную часть второй в рычаг, такая же история со второй стороны. Так же имеется центральны торсион он же стабилизатор поперечной устойчивости, и он имеет огромнейшую роль в работе балки и ее сохранности в целом. Проходит он внутри трубчатой конструкции балки и крепиться ухом с каждой стороны к рычагам балки. Все это вся конструкция.
Плюсы:
1. Малый размер относительно стандартной пружинной балки или многорычажки, экономия места в багажнике, легкий демонтаж всей конструкции (4 болта и тормозные трубки, тросы ручника)
2. Малый вес относительно других конструкций.
3. Дарит отличную управляемость и устойчивость в поворотах и на дороге, изменяемый клиренс автомобиля, большая грузоподъемность.
4. Простое не затратное ОБСЛУЖИВАНИЕ, не ремонт, а повторюсь ОБСЛУЖИВАНИЕ конструкции.
Минусы:
1. Дорогостоящий ремонт.
2. Не терпит похабного и наплевательского отношения к обслуживанию и диагностике.
Теперь разберем суть проблемы.
Дело в том, что 99% балок убиты владельцами по неопытности или же безграмотности.
Вся суть кроется в игольчатых подшипниках на которых ходят рычаги по стальному пальцу.
А точнее в уплотнительных резинках которые защищают подшипники от попадания туда воды, грязи и пыли.
И это первая причина выхода из строя всей конструкции и попаданию на немалый бюджет ремонта.
Избежать элементарно, в сезон переобувки или при замене тормозных колодок посмотреть в каком состоянии находятся резинки, при необходимости заменить.
Дальше следует естественный износ подшипников, завод рекомендует менять их раз в 80 тысяч пробега, но это в Европе, где климат и дороги в куда более лояльном состоянии чем у нас в РФ. Поэтому замена раз в 40 тысяч пробега или же раз в год-полтора-два в зависимости от вашей манеры езды и количестве километров пройденных, навсегда избавит вас от подобной проблемы.
Почему ВАЖНО вовремя поменять изношенные подшипники? А потому что со временем, да еще если и должным образом не следить они из подшипников качения, превращаться в подшипники трения, разваливаются превращаться в труху и рычаг под весом автомобиля начинает избивать палец, изнашивать и коробить метал. Появляется люфт, колеса становятся в отрицательный развал, зад машины кидает во все стороны, все стучит, дядюшка пежо вертится от проклятий в его адрес.
Приходим к выводу, что вся эта страшная балка, нечто иное как результат недобросовестного отношения к автомобилю и его обслуге, мы точно так же на всех автомобилях меняем ступичные подшипники, колодки и масло, это все из той же оперы, просто вовремя и правильно обслужить автомобиль и он никогда не подведет вас. Обслуга балки стоит не дороже замены масла в сервисе с учетом цены масла и фильтра. А при доложном уходе дарит управляемость автомобилю на уровне многорычажной подвески, которую обслужить гоораздо затратнее и сложнее. ( попробуйте поменять все сайлентблоки в задней подвеске хонда сивик хэтчбэк 90ых годов)
Диагностика неисправности:
1. Изношенные резиновые уплотнители на рычагах за ухом стабилизатора.
2. Люфт в рычаге подвески
3. Стук в задней части автомобиля
4. Развал задних колес выше больше допустимых 1.3 градуса
5. Задняя часть автомобиля гуляет по ровной дороге и пытается уехать из под вас в повороте, неконтролируемо.
Достаточно следить за первыми 2 пунктами, что бы не доводить до остальных.
И тогда эксплуатация достойного хэтчбэка (извините владельце 206 седанов, но ваши авто я не воспринимаю как машину) не будет превращаться в пытку, это же касается и остальных узлов автомобиля.
На Пежо 206 задняя подвеска полунезависимая, торсионная. Если правильно следить обслуживать её, то она прослужит долго и без поломок, но в любом механизме есть слабые места. В задней подвеске данного автомобиля – это задняя балка с игольчатыми подшипниками.
Замена подшипников задней балки Пежо 206 чаще требуется с правой стороны, сначала появляются стук и грохот сзади, затем наклон колес по вертикали, а впоследствии задевание их о кузов. Если не заменить игольчатые подшипники сразу, то начнут изнашиваться: балка, пальцы, рычаги, втулки, тогда ремонт узла встанет минимум в 20 000 рублей.
В данной статье представлена подробная пошаговая инструкция, о том, как самостоятельно в гараже сделать диагностику, снять и поменять игольчатый подшипник задней балки Пежо 206. Так же в статье сделан краткий обзор с рекомендациями по выбору запчастей.
Перед ремонтом посмотрите видео по данной теме:
Замена подшипников передней ступицы
Ремонт задней балки, подвески на Peugeot
Самостоятельная диагностика игольчатого подшипника задней балки на Пежо 206
Чтобы сделать диагностику, проверьте состояние торсионной балки, определив причины поломки:
- Наличие люфта рычагов подвески;
- Сход развал задних колес более 1,6 градуса;
- Состояние резиновых сальников (уплотнений);
- Появляется стук в задней части автомобиля, так как по причине неработоспособности подшипника об рычаг ударяется палец;
- «Задок» автомобиля «гуляет» при выполнении поворотов.
Причины износа подшипников и поломки задней балки:
- Несвоевременная замена (В России рекомендуется менять раз в год или после пробега 50 000 км);
- Попадание влаги, пыли, грязи через резиновый кожух;
- Образование коррозии внутри изделия, на роликах;
- Износ вследствие механических и ударных нагрузок.
Как заменить подшипник задней балки Пежо 206 седан и хэтчбэк
Перед тем как снять заднюю балку, обязательно ознакомьтесь с устройством подвески.
Основные операции по разборке и снятию торсиона производятся с элементами №: 13, 12, 73, 11, 73, 10, 9, 70, 2, 1.
Для замены потребуются следующие инструменты:
- Ключи накидные, головки с трещоткой (21, 13, 10, 32);
- Ключи звездочковые типа «Торкс» Т50 и Т40.
- Отвертка, зубило;
- Молоток;
- Наждачная бумага с металлической щеткой или углошлифовальная машинка с насадками (по возможности);
- Смазка: WD-40, графитовая, литол.
- Новые задние подшипники, сальники, кожухи по 2 штуки. Какие выбрать? Читайте ниже в статье.
Снятие задней балки и демонтаж подшипников
- Ослабляем колесные болты, затем поднимаем домкратом задние колеса и снимем их.
- Смазываем резьбовые крепления торсиона проникающей смазкой, выдерживаем 1 час.
- Начинаем с левой стороны, головкой на 13 скручиваем крепления «косточки».
- Теперь ослабляем крепёж балки ключом Т40, чтобы снять пластину торсиона.
- Переходим к правой стороне, где откручиваем нижний крепеж стойки амортизатора ключами на 21. Способ показан на фото.
- Выбиваем болт, используя молоток, отсоединяем стойку от рычага.
- Отсоединяем тормозной шланг, держатель прикручен одним болтом, откручиваем головкой на 13.
- Затем ключом на 10 и головкой на 13 откручиваем крепление рычага (фиксатор положения).
- Теперь отсоединим крепеж трубки с проводом датчика АБС.
- Переходим к снятию тормозного щитка и барабана с подшипником ступицы. Сначала снимаем защитный колпак гайки ступицы.
- Разгибаем шлиц гайки ступичного подшипника и откручиваем её воротком на 32. Чтобы процесс не затягивался, ознакомьтесь со статьей «Как быстро отвернуть ступичную гайку».
- Снимаем барабан, потом насадкой Т50 ослабляем 4 винта крепления тормозного щитка, сразу открепите тормозной шланг.
- Головкой на 13 скручиваем болт для снятия планки у балки.
- Планка приварена к балке, поэтому большой отверткой отодвигаем её, для извлечения вала.
- Чтобы демонтировать рычаг задней подвески с подшипником внутри, ключом Т40 ослабляем винт.
- Аккуратно достаём рычаг, снимаем его с пальца, если не вынимается, стучим молотком через деревянный брусок. Внутри расположен роликовый подшипник, замена которого нам и требуется.
Демонтаж старого подшипника балки и замена на новый игольчатый подшипник
- Сначала из посадочного отверстия вынимаем старые подшипники или остатки. Убираются сальники, а так же кожух. Процесс показан на фото
- После этого, поверхность подготавливается. Убираем коррозию из полости с обеих сторон, смазываем литолом.
- Наставляем новый подшипник с внешней стороны, ровно и без перекосов. Далее молотком через деревянный брусок, а потом через головку аккуратно запрессовываем роликовый подшипник балки.
- Вставляем резиновый сальник, который так же плотно запрессовываем.
- С другой стороны ставиться подшипник вместе с металлическим кожухом, принцип установки такой же.
- Готовая конструкция показана на фото, теперь смазываем ролики подшипника.
- Узел готов к установке, надеваем деталь на вал (палец), вращательно-поступательными движениями.
- Ориентируем положение конструкции по сделанным заранее отметкам.
- Закручиваем фиксатор, вставляем заднюю балку на место. Рекомендуется зачистить внутреннюю поверхность планки от коррозии.
- Собираем узел, прикручиваем планку и тормозной щиток, ставим барабан и так далее по обратной технологии. Подробно процесс сборки представлен на видео в конце статьи.
«Пежо 206» – это один из самых популярных автомобилей в Европе. Машина славится своей простотой и дешевизной обслуживания. И действительно, траты на этот автомобиль минимальны. Машина имеет небольшой двигатель, простую коробку и примитивную подвеску. Что касается последней, она устроена достаточно просто. Спереди находятся стойки "МакФерсон", сзади – балка. В сегодняшней статье мы рассмотрим, что представляет собой именно вторая часть подвески, а также, каковы могут быть неисправности задней балки «Пежо 206».
Функции, устройство
Для чего нужна данная деталь? Задняя балка «Пежо 206» обеспечивает связь между колесами и кузовом автомобиля. В конструкцию данного узла входят:
- Сайлентблоки.
- Пружины и амортизаторы.
- Продольные рычаги.
- Пальцы и валы.
- Ступичные подшипники.
- Основание (то есть сама балка).
Чтобы обеспечить кручение, инженерами была применена система упругих стержней и торсинов. Эти элементы взаимодействуют с рычагом и работают на закручивание при работе подвески. Самая сложная деталь в устройстве – это торсионные валы. Этот узел подвергается наибольшей нагрузке, поэтому выполняется из высокопрочных марок стали. С целью обеспечить кручение, торсион собирается из плоских пластин, которые соединяются в пучок стержней. Таким образом, задняя балка «Пежо 206» способна противостоять ударным нагрузкам и обеспечивать мягкость хода.
Особенности
Среди особенностей балки стоит отметить ее маленькие габариты. Это свойство позволяет использовать элемент на столь компактном автомобиле. К тому же данная подвеска имеет небольшой вес. Одним из главных ее плюсов является надежность. Балка не выходит из строя так часто, как рычаги в независимой подвеске. Здесь минимум подвижных элементов и сайлентблоков. Ремонт балки обходится в разы дешевле, чем многорычажной подвески.
Среди прочих особенностей стоит отметить то, что даже при износе втулок и пальцев машина будет нормально ездить, не доставляя особых проблем владельцу. Но все же медлить с ремонтом не стоит (об этом можно узнать немного дальше).
Какие есть недостатки у балки?
Главный минус автомобилей с такой подвеской заключается в недостаточной управляемости. Балка не способна противодействовать кренам так хорошо, как это делает многорычажная подвеска. Некоторые оснащают автомобили дополнительным стабилизатором. Однако для «Пежо 206», в отличие от ВАЗов, нет готовых комплектов для установки.
Следующий недостаток касается мягкости хода. При наезде на неровность меняется также геометрия и второго колеса. Эту подвеску правильнее звать полузависимой. Ход у балки более ограничен. Вдобавок с короткой базой, «Пежо 206» ведет себя на ямах словно «табурет». На машинах аналогичного класса с независимой задней подвеской такого явления не наблюдается.
Признаки неисправности
Нужно отметить, что признаки могут быть разными, в зависимости от характера поломки (будь это неисправность самой балки, либо составляющих ее частей). Начнем с самого простого: это глухой стук при проезде неровностей. О чем он свидетельствует? Это говорит о неисправности амортизаторов. Их ресурс в среднем составляет 60 тысяч километров (но во многом все зависит от дорог и стиля езды). Не всегда распознать неисправность можно по течи. Амортизатор может быть пробитым и при этом абсолютно сухим снаружи.
Следующий признак – это характерный шум или гул на скорости. Он может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от того, в какую сторону повернул автомобиль. Этот гул говорит о разбитом ступичном подшипнике. Если при повороте вправо шум усиливается, значит, пришел в негодность подшипник с левой стороны и наоборот.
Если машина имеет пробег за 150 тысяч, может ощущаться сильный удар с задней части. Это говорит об износе сайлентблоков. Они, как и предыдущие элементы, меняются целиком на новые.
Как понять, что требуется автомобилю «Пежо 206» ремонт задней балки? Это можно узнать по нескольким признакам:
- Расположение задних колес. В идеале, они должны иметь нулевой развал, то есть находиться ровно. Но если требуется автомобилю «Пежо 206» ремонт задней балки, колеса будут стоять иначе. В верхней части они будут сходиться, а в нижней наоборот расходиться.
- Износ шин протектора. Не каждый сможет увидеть на глаз, как ровно выставлены колеса на «Пежо». Даже визуально ровные колеса могут иметь смещение в -2 и более градусов, а это уже серьезно. Покрышки очень чувствительны к развалу, а потому изменения в положении колес отчетливо заметны на протекторе. Его будет «подъедать» ближе к краю. Если это так, значит палец задней балки «Пежо 206» пришел в негодность.
Чтобы убедиться в износе пальцев или подшипников, нужно вывесить заднюю часть автомобиля и проверить люфт колеса. Отметим, что визуально износ подшипников определить невозможно. Также их ресурс будет снижен при попадании грязи и воды внутрь. В такой ситуации подшипник будет испытывать существенные нагрузки без смазки и вскоре просто может рассыпаться.
Варианты ремонта
Есть несколько вариантов ремонта задней балки «Пежо 206»:
- Замена игольчатых подшипников. Специалисты рекомендуют менять их в паре, даже если соседний еще не люфтит. И заменить подшипники задней балки «Пежо 206» нужно как можно раньше. Разбившийся подшипник способствует скорому разрушению других деталей подвески «Пежо 206».
- Замена торсионов. Данная операция выполняется в случае, если последние лопнули. Ситуация случается редко, но ее не стоит исключать.
- Восстановить рычаги задней балки «Пежо 206». Данные рычаги качаются на игольчатых подшипниках и в случае износа последних, образуется выработка. Чтобы восстановить элементы, потребуется демонтаж балки. Работа по восстановлению рычагов выполняется на токарном станке.
- Заменить втулки задней балки «Пежо 206». Эта работа требует частичного демонтажа всего элемента.
- Заменить пальцы и вал. Требуется полный демонтаж балки.
Ремонт или замена?
Отметим, что замена балки в сборе не всегда целесообразна. В случае износа пальцев, стоит использовать ремкомплект. Его производят несколько компаний. После установки необходимых деталей, ресурс пальцев составляет не меньше 150 тысяч километров.
Ремонтные операции, связанные с балкой, рекомендуется делать в сервисе. Любая работа по замене или восстановлению деталей задней подвески требует наличия специального оборудования. Исключением является лишь замена амортизаторов и ступичных подшипников.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, как устроена задняя балка на автомобиле «Пежо 206» и какие могут быть у нее неисправности. В целом, конструкция узла довольно надежная. Из особенностей стоит отметить разве что пальцы, коих нет на многих других моделях авто (там применена цельная конструкция). Тем не менее задняя балка не требует к себе частого внимание, а в случае ремонта необходимы лишь незначительные капиталовложения.
Владельцев «Пежо 206» просим поделиться своим мнением о задней балке автомобиля, возможных неполадках и их устранении в комментариях под статьей.