Психологическая готовность ребенка к школе: как оценить
Наталья Барложецкая педагог-психолог, телеведущая, автор книг для родителей
Ребенку пять с половиной лет, и вам кажется, что он уже очень много знает и умеет. Почему бы не отдать его в школу через год, в 6,5 лет? Записаться осенью на подготовку к школе, выбрать учительницу. Психолог Наталья Барложецкая советует не торопиться: очень мало детей до 7 лет по-настоящему готовы к школе.
Я работаю в школе и каждый год общаюсь с будущими первоклассниками. В наше время многие родители уделяют внимание раннему развитию своих детей. В пять-шесть лет их чада уже знают буквы, умеют читать (хотя бы по слогам), пишут печатными буквами слова, считают в пределах 20, решают задачки и даже выполняют математические действия с переходом через десяток.
В каком возрасте идти в первый класс?
Разумеется, если ребенок все это уже умеет, перед родителями встает вопрос: "Может быть, пора в школу? Чему еще его научат в детском саду? Потом перегорит, интерес угаснет, и заставить его учиться будет намного сложнее".
В этой позиции, безусловно, есть резон. Более того, все перечисленные выше навыки среднестатистический ребенок получает именно в первом классе (ведь не все приходят в школу читающими и считающими). "Тогда, может, сразу попробовать во второй класс?" — спрашиваю я. На что некоторые мамы и папы согласно кивают: "Действительно, давайте во второй. Зачем ему сидеть с теми, кто еще не читает?".
Увы, амбиции родителей и их желание видеть в своем ребенке одаренность нередко приводят к самым плачевным последствиям. Умение читать и считать еще не означает, что малыш готов делать это ежедневно в течение целого учебного года с 8.30 до 13.15 в коллективе из 25 детей и под присмотром чужого взрослого. Познавательная готовность — это всего лишь один из факторов, определяющих общую готовность ребенка к школьному обучению.
Как понять, готов ли ребенок к школе?
Психофизиологическая готовность выражается в способности:
- удерживать внимание на учебной деятельности (даже не очень интересной);
- произвольно запоминать и воспроизводить определенное количество информации;
- владеть такими мыслительными операциями, как синтез, анализ, обобщение, классификация и т.д.
Ключевым здесь является слово "произвольно", т.е. целенаправленно, через волевое усилие. В возрасте пяти-шести лет память и внимание непроизвольны, это особенность возраста. Все учебные навыки, полученные ребенком до шести лет, усваиваются через игровую, а не учебную деятельность.
Формирование произвольности редко происходит до шести с половиной лет. Именно поэтому существует законодательно закрепленное правило не брать ребенка в школу ранее этого возраста. Исключения допускаются в очень редких случаях, после заключения целой комиссии специалистов: психолога, логопеда, педагога.
И эту комиссию интересуют совсем не знания и умения малыша, а его общая готовность учиться. Люди, работающие в школе, знают: многие дети не могут произвольно усваивать программу не только в шесть с половиной лет, но и в более старшем возрасте.
Разве вам не встречались очень развитые и умные малыши, которые не могут и пяти минут усидеть на месте? Их знания и умения поражают, но в классе такому ребенку работать очень тяжело. Он постоянно отвлекается, играет, поет, сползает под парту и т.д. "Вроде умный, но постоянно отвлекается, поэтому учиться хорошо не может" — так чаще всего в устах учителей звучит заключение о психофизиологической незрелости ребенка.
Мотивационная готовность — это интерес к учебе, желание узнавать что-то новое, учиться и преодолевать трудности даже тогда, когда что-то не получается. Мотивационная готовность выражается в самостоятельном желании ребенка идти в школу, для того чтобы научиться читать, писать и получать новые знания. У детей пяти-шести лет часто наблюдается интерес к внешним школьным атрибутам (портфель, школьная форма, учебники и тетради) или к общению в школе (друзья из детского сада идут в первый класс). Учебная мотивация в этом возрасте — явление очень редкое.
Социально-коммуникативная зрелость обеспечивает малышу успешную адаптацию в коллективе. Она выражается в умении соблюдать нормы поведения в обществе, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссные решения в сложных конфликтных ситуациях.
Что учесть кроме готовности к школе
Среди детей пяти-шести лет практически не встречается тех, кто готов был бы пойти в школу. Даже в возрасте шести с половиной лет полная психологическая готовность встречается редко.
Решая для себя вопрос, когда отдавать ребенка в школу, задумайтесь о том, что в одном классе с ним могут оказаться дети на целый год старше. Ему придется конкурировать с этими детьми не только за школьной партой, но и на перемене, на уроках физкультуры, на школьном дворе.
И так будет продолжаться все одиннадцать лет! Если в первом классе вам удастся успешно справиться со всеми трудностями, то в подростковом возрасте сделать это будет сложнее. Мой совет: не торопитесь! Исходите не из ваших желаний или социальной необходимости, думайте о зрелости ребенка.
Статья предоставлена издательством "Никея"
Отдать ребенка в школу с 6 или с 7 лет – вопрос, на который приходится в свое время ответить каждому родителю. Иногда удается сделать правильный выбор, а иногда приходится долгие годы жалеть о допущенной ошибке. Дело в том, что на этот вопрос нет универсального подходящего всем ответа, решение зависит от конкретной семьи и конкретного ребенка.
Первоклассник – определяем готовность
Большинство родителей считает, что определяющим фактором для поступления ребенка в школу является его база знаний. Знает буквы и считает до десяти – пора отдавать в первый класс. Но это ошибочный ориентир, поскольку в первую очередь важна эмоциональная и психологическая готовность. Нужно понимать, что ребенку предстоит справляться с большими нагрузками, готов ли он к этим испытаниям физически и морально? Если ребенок болезненный, ему лучше провести еще год дома, окрепнуть, иначе постоянные пропуски по болезни сделают его отстающим в классе и будут вызывать у ребенка ощущение неполноценности. Важно чтобы ребенок имел опыт общения в коллективе. Если он не посещал садик, то хотя бы за год до школы необходимо водить его в кружки, развивающие центры, отдать в подготовительную группу и т.д.
Особенности шестилетнего возраста
Если говорить об основных особенностях шестилетних первоклассников, то можно выделить следующие:
- К 6 годам ребенок еще не обладает усидчивостью, которая необходима для полноценной учебы. Посвятить 45 минут одному занятию малышам этого возраста практически не под силу.
- В 6 лет ребенку еще сложно осознавать себя частью коллектива, для них существует только «я», а не «мы», из-за чего учителю приходится неоднократно повторять обращения, адресованные сразу всем детям.
- Шестилетка может с огромным энтузиазмом воспринять предстоящий поход в школу, поскольку для него это очередное приключение. В этом смысле родителям важно понимать, что на словах желание ребенка пойти в школу вовсе не означает его понимание предстоящего.
- Особенность первоклассников помладше заключается в том, что они очень быстро схватывают новый материал, но также быстро его забывают. Это возрастная особенность памяти, которая делает учебу не очень продуктивной. Впрочем, регулярные повторения расставляют все по местам.
- Безусловный плюс поступления в школу в 6 лет – возможность раньше ее окончить.
Особенности семилетнего возраста
Психологи и педагоги советуют отдавать детей в общеобразовательное учебное заведение не раньше 7 лет. Все-таки учеба – процесс серьезный и чем сознательней будет ребенок к началу процесса, тем больших результатов он добьется. Впрочем, и в этом возрасте можно отметить плюсы и минусы:
- Семилетке проще понять распорядок учебы и привыкнуть к нему. Уже в конце сентября он будет понимать систему уроков, перемен, домашних заданий и безболезненно существовать в ней.
- У ребенка к 7 годам неплохо развита мелкая моторика, что свидетельствует о лучшей умственной развитости, да и задания в прописях будет выполнять гораздо легче.
- В 7 лет ребенок уже понимает, что такое ответственность, он к ней пришел постепенно, в то время как на шестилетнего ребенка эта ответственность вдруг сваливается в один момент и вызывает стресс.
- Тенденция отдавать детей раньше в школу может негативно сказаться на семилетнем первокласснике, которому скоро исполнится 8 лет. На общем фоне он будет казаться переростком, что усложнит адаптацию.
- Может оказаться, что семилетний ребенок уже умеет хорошо читать и писать, а значит среди других первоклашек ему будет скучно учиться. Такой ребенок может стать задавакой, а может потерять интерес к школе.
Естественно, это все очень общие характеристики, поэтому прежде чем принять решение взвесьте все за и против, проконсультируйтесь с психологом и врачом.
Моему сыну 6 будет в апреле. До сих пор пребываю в сомнениях, идти ли в школу в этом году. Как то ни одного аргумента "за" не нахожу, а "против" – сколько угодно, главное, мнение опытных специалистов. Но все равно мысль возникает, что может, пойти все-таки? Читать-писать-считать умеет, развитие позволяет в школу идти. Но болеет часто простудными заболеваниями, и эмоционально все-таки мне кажется тяжело будет, а за год нервная система значительно дозреет и укрепится. Короче, интересно ваше мнение узнать. С 6 или с 7 лет лучше идти ребенку в школу?
Эксперты Woman.ru
Узнай мнение эксперта по твоей теме
Дяченко Елена Владимировна
Психолог, Гештальт-терапевт в обучении. Специалист с сайта b17.ru
Слободяник Марина Валериевна
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Зиновьева Наталья Юрьевна
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Глинчикова Елена Викторовна
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Никулина Марина
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Шелудяков Сергей
Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru
Трифонова Мария Анатольевна
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Гундертайло Юлия Даниловна
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Вячеслав Потапов
Психолог, -консультант. Специалист с сайта b17.ru
Вжечинская Ева
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Если уже способный, то пусть в школу идет. Я тоже в 6 пошла, только рада этому.
Я в 7,5 пошла и хорошо, что не раньше. а дядя мой с 6 пошел. тоже все нормально. думаю, что если развитие позволяет, то надо идти.
Смотрите по ребенку. Если потянет, то можно и в 6 отдать. Я старшую дочь отдала в школу в 7 лет, просто видела, что она не потянет, соображалка плохо соображала. да и она сама не горела желанием. А вот младшая наверное с 6 пойдет, она сообразительная и все схватывает на летУ.
Я пошла в 6 – все было нормально, а вот брат в 6 лет оказался маловат для школы, и сына отдала в 7 лет. Одно очень сильное "за" более ранне обучение в школе – мальчику после окончания школы будет 17 так что будет время для спокойного поступления в институт без всяких нервотрепок из военкомата.
Мой сын майский. Тоже стоит такая же проблема. Меня конечно оч волнует армия, которая будет грозить моему сыну сразу после школы. Но с другой стороны, если его отдать в 6 лет в школу, он еще не созреет для нее. Ломаю голову. Что лучше?? Подставить сына прям под весенний призыв или отдать рано в школу, явно не созревшим именно морально.
У меня есть родственница, ее родители отдали в школу в 7 лет, она вообще не потянула никак, было впечатление, что ребенок просто туп. Промучилась девочка около 1,5 месяцев и родители решили забрать ее и оставить еще на годик дома. Снова отдали в школу в 8 лет, никаких проблем уже не было, в итоге девочка школу закончила с золотой медалью. Это, конечно, не 6 и 7, но,думаю, надо смотреть на своего ребенка, нельзя всех под один стандарт. Кому-то хорошо с 6 лет учиться, а кто-то готов только к 8.
Похожие темы
отдаю дочку в школу в этом году, в июне будет 7 лет. прошли собеседование при подаче документов, и могу сказать, что требования очень завышены. Если вы в своих детях уверены и они у вас всесторонне развиты, то можно и с 6 лет отдать, а если есть пробелы, то лучше подождать годик.
отдаю дочку в школу в этом году, в июне будет 7 лет. прошли собеседование при подаче документов, и могу сказать, что требования очень завышены. Если вы в своих детях уверены и они у вас всесторонне развиты, то можно и с 6 лет отдать, а если есть пробелы, то лучше подождать годик.
А как вы думаете, правильно ли я поступлю? Мои дети еще маленькие для школы)) Но в планах хочется отдать старешего в 7,5, младшему в августе будет 6 лет. Ну конечно, если младший будет готов для школы. Их примут в одни класс? И правильно ли?
9,мое мнение не стоит так делать. в этом возрасте разница в 1,5 года очень ощутима. лучше пусть у каждого будет свой класс, свои друзья. да и старший потом сможет помочь младшему
Автор, не спешите! Этот одни год вроде ничего и не решает, но всетаки ребенку постарше немного легче будет. Сужу по одноклассникам дочери (первый класс).
А мой папа вообще в 5 лет в школу пошел, отличником был,школу с медалью закончил.Я в 6 пошла и очень рада,что не потеряла лишний год юности на сиденье за школьной партой.
У меня тоже сын апрельский, и в своё время стоял тот же вопрос – в итоге отдали с 7, и я не пожалела. Автор, дело не в интеллекте и развитии ребенка, оно может быть прекрасным – всё дело в зрелости нервной системы и психологической защищенности, а их в 6 лет обычно не хватает еще. Школа сильно меняет жизнь ребенка, это стресс, как ни крути. Так что я бы посоветовала отдавать с 7 лет. Но есть одно но – для мальчиков важен запас времени для поступления в ВУЗ после окончания школы. Нам повезло – сын поступил с первого раза, но как мы все нервничали – не в сказке сказать, ни пером описать:)
Важно: хочет ли он сам? идут ли в школу его садовские одногруппники? в классе, в который вы попадете, если пойдете, не один ли он будет шестилетка? физическое развитие? – пацаны дерутся нередко и самым мелким быть стрёмно получится (далеко не во всех детских коолективах приоритет у умного и воспитанного перед сильным и драчливым). Ваш болеет часто, да и вы склоняетесь таки к следующему году, чувствуется по сабжекту, – и он это видит, скорее всего – так что вам, наверное, с 7ми.
дочке в августе 6 лет будет,отдаю её в школу.всё же лучше чем дома сидеть,она у нас домашняя.читать она с 4 лет умеет,считать тоже,сложение,вычитание,с письмом похуже будет..сейчас учим – времена года,месяцы и дни недели.учу я её по книжкам но всё равно ребёнку нужно общение с ровесниками а в садик возможности не было отдать.единственное НО..дочка не выговаривает дочку Р,картавит.были к логопеду,сказал что для своего возраста дочка разговаривает хорошо и до 6 лет не трогать ребёнка насчёт "Р".
Я бы в 7 отдала. Как послушаешь подружек с подобными проблемами, как детей тестируют, просто какое-то стрессовое интервье при приеме на работу. Эта мода на высокую конкурентноспособность, ужас. Бедные дети, пусть хоть год еще в игре поучатся.
я пошла в семь, читать и писать уже умела
Я в 7 пошла, мама сказала, что она решила продлить мне детство.
Интересная тема, по-моему для мальчиков это не так важно как для девочек. Сужу по собственному примеру – меня отдали когда на 1-е сентября было 7 лет, но в октябре мне уже было 8. Так что почти все дети в классе были на 1-1.5 младше, а это одноклассники на все 10 лет. Чувствовала себя моральным "переростком" частенько, ну и соответственно с мальчиками из класса-параллели тоже никаких романтических отношений в средних-старших классах не было (ну, почти никаких)))). было дело, конечно)))), потому что казались такой мелочью и шпаной. Так что помню некоторое чувство отчуждённости и одиночества, что ли. И после школы поступила в универ – большинство одногруппников тоже вчерашние школьники. со всеми вытекающими. Такое было ощущение что по жизни у них 1 год форы всегда. Но повторюсь – это так для девочек, а для мальчика наоборот наверно лучше когда постарше на годик – авторитета больше, особенно если лидерские задатки есть. Помню, кстати, со мной в одном классе учились два брата-погодка, одного отдали в 6 другого в 7 лет в один класс, так и проучились, разницы в успеваемости никакой!
Своего отправила с 6 лет, помня в том числе и о том, что если в 6 пойти можно успеть поступить куда-нибудь до призыва. А то бы в 18 с лишним окончил бы и прямиком служить.
Родители чаще всего (если ребенок не отстает в развитии и больших проблем с ним нет) жалеют не его, а самих себя, свое душевное спокойствие, все оттянуть хотят трудности его самостоятельной жизни в школе. и только. Ребенку, если он готов уже – и читает и считает – только + пораньше пойти и пораньше закончить.
надо смотреть по готовности ребенка.У меня сын в школу пошел в 6л мес11(в октябре 7 лет исполнилось).Но у нас 1й класс был при школе,поэтому,почти вся группа пошла вместе в 1й класс.В 6 лет он бы не потянул,я думаю.Кстати,мы попали в поток,который открывает 12-летнее обучение.Представляете?Бедные дети.Если Минобразование ничего не поменяет,то мой сын закончит 12-летнюю школу в 18 лет и 7 месяцев.Я в шоке. Но сейчас у нас как-то молчат за это. может поменяется что-то.
У меня племяшка сдала все последние 2 класса экстерном (ну, я проплатила). Сейчас занимается языками, но и оно ей не надо. Считаю, что ребенок должен у меть читать, писать и считать. И знать курс евро. Остальное приложится. При наличии у ребенка мозга.
Моя дочь пошла в 7лет 8 мес., сейчас в 3 классе (программа сложная, класс гуманитарный), учится на 4 и 5, уроки делает сама с середины 2 класса, в т.ч. и английский, сочинения только помогаю немного. А сын пошел в 7 лет 5 месяцев, сразу не повезло с учителем (видимо и в 7 ребенок психологически оказался не готов), начались унижения, оскорбления со стороны учителя. Мы перешли в другую школу. Там ребенка "упустили", я разговаривала с учителем, она уверяла меня, что все хорошо, дома мучились с выполнением д.з., в апреле дали диктант, в нем 22 ошибки, все логопедические. Меня вызвали в школу, стали предлагать надомное обучение, я спросила, почему же так произошло, ведь я била тревогу раньше, оказалось, что в школе нет ставки логопеда и учителя не могли предположить, что у ребенка дисграфия. Мы вернулись в прежнюю школу, в 1 класс нас не взяли, т.к. мы были переведены по документам во 2. Вообще брать не хотели, несмотря на то, что школа по адресу, там учится сестра и мы многодетные. Аргументировали тем, что мы в прошлом году сами от них ушли, а теперь хотим вернуться. Взяли только после моего звонка в Департамент, к той же учительнице, от которой мы ушли. Там снова начался ад, придирки, унижение перед классом, другими учителями, сыну говорилось какие у него плохие родители и.т.д., за диктанты одни двойки. Мы стали заниматься с частным логопедом 3 раза в неделю, она выправила сыну письмо. Сейчас сын учится в 1 классе у замечательной учительницы,у него хорошие отношения с ребятами, хорошие успехи в учебе, он радуется 5 и 4, без напоминания и с удовольствием делает д.з. Так что из 2 зол мы выбрали меньшее.