Водяной насос системы охлаждения на классических моделях ВАЗ 2101–07 не отличается надёжностью. В среднем пробег детали составляет 40 тыс. км, после чего она выходит из строя и подлежит замене. Но для мастеровитого владельца «Жигулей» есть другой путь — снять и отремонтировать помпу, заменив изношенные либо поломанные элементы: сальник, подшипник или крыльчатку. Если вам близок подобный подход, то перед началом работ стоит изучить подробную инструкцию по реставрации насосного агрегата «классики».
Неисправности водяных насосов «классики»
В старых моделях «Жигулей» двигатель охлаждается при помощи специальной незамерзающей жидкости — антифриза, циркулирующего от водяной рубашки мотора к основному радиатору. Двигаться жидкость по системе принуждает вращающаяся крыльчатка помпы, встроенной в переднюю часть силового агрегата. Она приводится в действие коленчатым валом посредством ременной передачи.
Шкив насоса и генератора крутится ремнём от коленчатого вала
Чтобы понимать причины неисправностей насоса, нужно знать его устройство. Деталь состоит из следующих основных элементов, выполняющих определённые функции:
- корпус с фланцем служит для герметичного крепления к двигателю;
- вал необходим для крепления крыльчатки и приводного шкива;
- роликовый подшипник обеспечивает вращение вала;
- крыльчатка с лопастями перекачивает охлаждающую жидкость;
- ступица — крепёжный элемент приводного шкива;
- сальник не даёт антифризу просачиваться внутрь подшипника;
- стопорный винт фиксирует обойму подшипника внутри корпуса.
Причиной поломки помпы обычно является роликовый подшипник и сальник
Помпа прикручивается не напрямую к блоку цилиндров, а ко второму корпусу, куда подходит патрубок от термостата.
Подавляющее большинство неисправностей водяного насоса возникает по причине износа двух элементов — сальника и подшипника. Хозяевам «классики» приходится сталкиваться с такими поломками:
- течь антифриза через сальник и вал помпы;
- увеличенный люфт вала вследствие износа подшипника;
- крыльчатка, разбитая при аварийном контакте с поверхностью второго корпуса (случается при повышенном люфте вала);
- заклинивание подшипниковых роликов и разламывание вала на 2 части;
Вал с отломленным концом можно вытащить и поменять на новый
Вследствие износа подшипника крыльчатка начинает задевать корпус и проламывает дыру, куда уходит весь тосол
Все перечисленные неполадки можно устранить путём замены соответствующих элементов при условии, что не разбит сам корпус. В этом случае помпа меняется целиком.
Руководство по ремонту помпы
Чтобы устранить неисправности водяного насоса ВАЗ 2101—07, необходимо снять его с автомобиля. Исключение — операция по замене шкива, в данном случае помпу демонтировать не придётся. Для выполнения ремонтных работ приготовьте такой комплект инструментов и материалов:
- молоток;
- отвёртка с плоским шлицем;
- стандартные наборы головок и накидных ключей (размеры 9—22 мм);
- лопатка монтажная (монтировка);
- ёмкость на 10 л и садовый шланг длиной 1 м для слива тосола из блока цилиндров;
- 1 л антифриза на доливку;
- ветошь и перчатки матерчатые.
Для реставрации водяного насоса понадобится стандартный слесарный инструментарий
Для замены шкива понадобятся ключи и монтировка, тазик под антифриз и шланг не потребуется.
Отдельно под выпрессовку крыльчатки необходимо подготовить съёмник типа «болт в болте» с наружной резьбой М18 х 1,5. Также очень желательно располагать тисками, без них разборку помпы вести крайне неудобно. Если понадобится снимать пластиковую крыльчатку нового образца, то обязательно приготовьте метчик М18 х 1,5, дабы нарезать внутри неё резьбу. На старых металлических крыльчатках резьба сделана с завода.
Для нарезки качественной резьбы необходимо применять 2 метчика — номер первый и второй
Подготовительный этап — снятие детали
Перед разборкой узла необходимо опорожнить водяную рубашку двигателя, чтобы тосол не потёк через технологический проём после демонтажа помпы. Для этого отверните болт — пробку, находящийся на левой стенке блока цилиндров (если смотреть по ходу движения авто). Под отверстие подставьте тазик и шланг, дабы не разлить антифриз на землю.
Для опорожнения блока цилиндров следует выкрутить пробку и снять крышку радиатора
После откручивания пробки на блоке откройте верхнюю крышку радиатора — охлаждающая жидкость стечёт быстрее.
Когда струя тосола спадёт и станет течь по стенке блока, заверните пробку на место и переходите к разборке узла, выполняемой согласно пошаговой инструкции:
-
Ключом на 17 мм ослабьте гайку на длинном болте крепления генератора, находящейся под его корпусом. Полностью откручивать гайку нет нужды.
Для освобождения генератора и ослабления ремня нужно открутить гайку под его корпусом
Ремень привода генератора, вращающий шкив помпы, снимается после откручивания фиксирующей гайки на кронштейне
Помпа снимается после откручивания четырёх гаек крепления
Крепёж шкива помпы удобнее ослаблять при натянутом ремне привода генератора, не позволяющем валу крутиться.
Когда ремень находится в натянутом состоянии, болты шкива открутить легче
После демонтажа очистите посадочное место водяного насоса от остатков прокладки и герметизирующего состава, а также протрите двигатель и находящиеся рядом узлы от потёков антифриза.
Как снять и поменять крыльчатку
Практика показывает, что разрушение лопастей крыльчатки происходит от соприкосновения с ответной частью корпуса, когда вал помпы сильно разболтан. Поэтому поломка лопастей при прочих работоспособных элементах насоса встречается крайне редко и бывает результатом заводского брака. Но если вы обнаружили именно такую неисправность, то процедура ограничится заменой крыльчатки без дальнейшей разборки детали.
Разрушение крыльчатки обычно сопровождается износом подшипника насоса
На водяных насосах автомобилей ВАЗ 2101—07 встречается 2 типа крыльчаток:
- старого образца, изготовленные из металла и снабжённые внутренней резьбой М18 с шагом 1,5 мм;
- нового образца — элементы из пластика, не имеющие резьбы.
Все новые крыльчатки делаются без внутренней резьбы
Обе разновидности крыльчаток крепятся на вал одинаково — путём запрессовки с натягом. Демонтаж пластмассового элемента нового образца выполняется в таком порядке:
- Закрепите ступицу вала в тисках и нарежьте метчиками резьбу внутри крыльчатки. Перед использованием инструмент смажьте моторным или другим жидким маслом.
- Вкрутите в отверстие съёмник типа «болт в болте» и слегка подтяните наружный болт.
- Вращая головку внутреннего болта по часовой стрелке, выпрессуйте крыльчатку и снимите с вала.
Внутренний болт съёмника упирается в торец вала и выдавливает крыльчатку вверх
Старые металлические (точнее, чугунные) элементы просто выдавливаются съёмником, поскольку резьба в них уже нарезана производителем.
Новая крыльчатка насаживается на вал и напрессовывается лёгкими ударами молотка через наставку, дабы не разбить лопасти. Внимательно следите за посадкой элемента: нижняя часть должна упереться в графитовое кольцо на сальнике, а затем усадить его на 2—3 мм (внутри стоит пружина). Плоская поверхность вращающейся крыльчатки плотно прижимается к кольцу — таким образом обеспечивается герметичность стыка.
После посадки нижняя кромка крыльчатки должна упираться в кольцо сальника
Видео: технология демонтажа крыльчатки
Инструкция по замене подшипника и сальника
В помпах классических моделей «Жигулей» подшипник и вал представляют собой единую запчасть и продаются в сборе. Соответственно, при поломке вала он также меняется совместно с роликовым подшипником.
Вал насоса продаётся в сборе с подшипником и бывает разной длины
При покупке нового вала для водяного насоса ВАЗ 2101—07 обязательно возьмите с собой в магазин старую деталь. Дело в том, что в продаже имеются ремонтные комплекты для различных автомобилей, отличающиеся по длине и диаметру оси, а продавец не всегда компетентен в подобных мелочах.
Чтобы заменить вал, нужно действовать так:
- Выпрессуйте крыльчатку съёмником, как описывалось в предыдущем разделе.
- Ослабьте и выкрутите стопорный винт плоской отвёрткой.
- Удерживая помпу за корпус одной рукой, ударяйте по торцу вала молотком на весу. Если деталь не поддаётся, закрепите насос в тисках и выбивайте её через наставку из дерева.
После демонтажа крыльчатки старый вал выбивается молотком
Ступица насаживается на вал лёгкими ударами молотка
Вставляя подшипник в обойму корпуса, проследите, чтобы отверстия под стопорный винт совпадали на обеих деталях. Не пытайтесь сильно затягивать стопор, иначе при следующей замене возникнут проблемы с разборкой и помпу придётся менять полностью.
Сальник выбивается с помощью вала, повернутого толстым концом
Если необходимо поменять протекающий сальник, то его несложно выбить с помощью старого вала. Обработайте корпус подшипника наждачной бумагой, затем переверните его другим концом и вставьте в отверстие помпы. Дальше забивайте стальную ось молотком, пока сальник не выпадет. Это происходит за счёт того, что второй конец вала под ступицу короче и больше по диаметру. Новый сальник усадите в гнездо до упора с помощью круглой наставки, например, обрезка трубы.
Сальник аккуратно забивается в корпус с помощью оправки
Установка нового шкива
Замена шкива водяного насоса не представляет никакой сложности и не требует снятия детали с двигателя, а также слива охлаждающей жидкости. Простейший способ разборки такой:
- В первую очередь ослабьте три болта, на которых держится шкив.
- Отпустите гайки крепления генератора и натяжки ремня.
- Подперев генератор монтажной лопаткой, подайте его в сторону двигателя и снимите ремень.
- От руки выверните 3 болта крепления и снимите шкив.
Для замены шкива сливать антифриз и демонтировать помпу не требуется
Установка новой запчасти и сборка узла производится в обратной последовательности. Соблюдайте порядок операций: сначала наживите шкив и подтяните болты ключом насколько возможно, а потом надевайте ремень. Окончательная затяжка шкива делается после натяжения ремня привода генератора.
Видео: как меняются детали помпы
Можно ли устранить течь насоса в пути
О потере части тосола в дороге свидетельствует повышение температуры охлаждающей жидкости и снижение уровня в расширительном бачке. Если вы локализовали место утечки и убедились, что виновата помпа, можно попытаться устранить неисправность. Поломки, вызывающие протекание антифриза, бывают такие:
- потерял герметичность стык между фланцами насоса и блока цилиндров, тосол течёт из-под прокладки;
- в корпусе помпы образовалась трещина;
- корпус разрушен ударом крыльчатки.
В дырку корпуса с лицевой стороны можно вставить клин и обмазать холодной сваркой
Как правило, неполадки с протечкой водяного насоса являются критическими, их довольно сложно устранить в пути. Подтекающую прокладку попытайтесь ужать затягиванием 4 гаек крепления помпы, для чего придётся снять ремень привода генератора и шкив. Не переусердствуйте — резьбу на шпильках Ø8 мм сорвать нетрудно.
Мелкую трещину попробуйте заделать химическим составом — холодной сваркой. По возможности примотайте чем-нибудь заплатку к корпусу, чтобы она не отвалилась, долейте воды и добирайтесь до гаража. Законопатить большой пролом от крыльчатки не удастся, нужно искать вариант буксировки авто либо вызывать эвакуатор.
Видео: заделка трещины корпуса
С финансовой точки зрения, реставрация помпы выгоднее полной замены, экономия — порядка 50% стоимости новой детали. Учитывая, как часто на «Жигулях» происходят мелкие поломки, подобная разница в цене играет роль. Технология замены подшипника и сальника на водяном насосе ВАЗ 2101 подходит и для других автомобилей, оборудованных двигателем от «классики»: ВАЗ 2121 «Нива» и её модификации, «Нива-Шевроле».
Подшипник водяного насоса: общая характеристика
Водяной насос в любом автомобиле обеспечивает эффективность работы его системы охлаждения. Специальная помпа поддерживает оборот охлаждающей жидкости по всей системе, что стало бы невозможным без наличия качественного подшипника водяного насоса.
Большая часть современных автомобилей использует для охлаждения центробежные насосы, работающие на ременном приводе. В таких насосах циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется за счет движения специального колеса, оснащенного лопастями. Подшипник водяного насосапозволяет закрепить это колесо в корпусе.
Конструкция водяного насоса позволяет использовать в них несколько видов подшипников:
• радиальные шариковые в два ряда;
• комбинированные шарико-роликовые;
• в два ряда шариковый и роликовый.
Особой характеристикой для подшипника водяного насоса является водная среда, в которой он эксплуатируется. Он должен поддержать вращений соответствующего вала, не допуская вытекания охлаждающей жидкости. Обеспечить данную функцию позволяет двустороннее уплотнение подшипника, не позволяющее влаге проникать в него. Также для эффективной работы большинство подшипников оснащается специальным валиком вместо обычно традиционного внутреннего кольца.
По каким причинам подшипник водяного насоса может выйти из строя?
На срок эксплуатации помпового подшипника оказывают влияние следующие факторы:
• общее количество часов работы до усталости металла;
• обороты в водяном насосе;
• качество применяемой смазки, ее фактическое наличие и количество.
Основным фактором, определяющим длительность эксплуатации подшипника водяного насоса, является качество материала, из которого он изготовлен. Только потом появляется зависимость от режима эксплуатации изделия. По заявлениям производителей, создание оптимальных условий для работы водяного насоса позволяет эксплуатировать подшипник в нем до 30 лет. Хотя вряд ли найдется автолюбитель, готовый пользоваться самим автомобилем такой срок, обеспечивая комфортные условия. Большинство автолюбителей эксплуатируют машину в экстремальных условиях при частых переходах на повышенные нагрузки, что сразу сокращает длительность работы подшипника почти в 9 раз. Попадание грязи или воды на подшипник водяного насоса или его неправильная установка существенно сокращают срок его службы.
Задаетесь вопросом, где можно приобрести качественный подшипник водяного насоса? Мы подскажем правильный ответ – исключительно в магазине подшипников «Автофор». Наш магазин понимает значение данной детали в обеспечении надежной и безопасной работы двигателя, поэтому предлагает только фирменные подшипники от непосредственных производителей или их официальных представителей. На сайте avtofor.ru автолюбитель найдет подшипники для помпы иностранного и отечественного производства. Приобретая деталь у нас, владелец машины может быть уверен, что его машина не встанет посреди дороги из-за неисправного подшипника и не потребует более дорогостоящего ремонта двигателя.
Никакой пиратской продукции – только качественные и оригинальные подшипники клиент найдет в нашем магазине.
В связи с бурным развитием автомобилестроения в России, значительно ускорилась смена модельного ряда автомобилей выпускаемых нашей промышленностью. За короткий срок мы прошли от ЕВРО-0 до ЕВРО-4. И с каждым новым ЕВРО завод модифицирует или полностью меняет автомобильные детали. Ассортимент необходимых запчастей в магазине растет как снежный ком. Еще бороздят дороги автомобили 20 летние и более, а на смену им уже пришло несколько новых поколений. В этой статье будут затронуты вопросы отличия, взаимозаменяемости, ремонта водяных насосов (помпа) для автомобилей ВОЛГА, ГАЗЕЛЬ, УАЗ. Не опытный глаз не сразу найдет важные отличия в конструкции. Эта информация пригодится для владельцев магазинов, СТО и просто автолюбителей. Если найдете неточности или захотите добавить что-то важное, пишите.
Водяные насосы для автомобилей ВОЛГА ГАЗ-21, ГАЗ-24 и УАЗ, дв. 402, 417.